Лого vc.ru

Сергей Топоров, LETA Capital: Четыре вопроса инвестора к интернету вещей

Сергей Топоров, LETA Capital: Четыре вопроса инвестора к интернету вещей

Старший менеджер по инвестициям фонда LETA Capital Сергей Топоров написал колонку про интернет вещей — взгляд на тренд со стороны инвестора. На примере стартапа для удалённого управления автомобилем Remoto он объяснил, как нужно презентовать подобный проект фондам.

Поделиться

Тема интернета вещей и умных девайсов сейчас сильно перегрета. «Смарт что угодно», мультиварки с Wi-Fi и сковородки переполняют рынок. Фитнес-трекеры вроде Jawbone и Fitbit дают кучу статистики, но 90% людей через 2-3 месяца перестают ими пользоваться, так и не поняв, что с этой статистикой делать. При этом количество подключенных к интернету девайсов (сейчас, по данным ABI Research, их более 16 млрд) и рост цен на них говорят о безусловной перспективности темы интернета вещей. 

Три проблемы интернета вещей

Еще недавно основной проблемой интернета вещей было исчерпание IPv4-адресов. С разработкой протокола IPv6 этот барьер удалось преодолеть. Но остаются вопросы энергоэффективности, синхронизации и безопасности, которые явно тормозят интернет вещей и инвестиции в него.

Первая проблема для развития интернета вещей — это энергоэффективность. Попадая в зависимость от подключенных устройств, мы должны быть уверены, что в определенный момент не окажемся в ловушке. Например, что из-за севшего мобильного телефона не заглохнет машина и не захлопнется навсегда холодильник.

В данном направлении перспективными будут проекты по повышению энергоэффективности девайсов, меток, модулей. Окажутся востребованными проекты, предлагающие увеличение срока жизни батареи, ускорение ее заряда или создание инфраструктуры зарядных станций. К примеру, израильский проект StoreDot уже предлагает полную зарядку батареи за несколько секунд.

Вопрос синхронизации также остается открытым. Для комфортной работы и повышения спроса на интернет вещей данные подключенных устройств должны быстро и качественно синхронизироваться. В этом случае классическая архитектура хранения данных начнет уступать распределенной.

Проекты в этой сфере уже набирают популярность. В конце октября компания Google купила облачный сервис Firebase, который умеет в реальном времени обновлять данные на всех подключенных клиентах. У Facebook есть Parse, облачная BaaS-платформа для мобильных разработчиков. В России развивается хороший проект по синхронизации данных Swarm.

Огромный вопрос стоит к безопасности интернета вещей. С одной стороны, интернет вещей несет много преимуществ и интересных кейсов, с другой — может затронуть приватность жизни пользователя.

Никто не обрадуется несанкционированному доступу от микроволновки, которая станет прослушивающим устройством, или ботнету в стиральной машине. Привлекательное решение «умного замка» вскоре сможет заменить обычные ключи, а пока к нему есть вопросы по безопасности: попасть в помещение, прикоснувшись к замку, может любой посторонний, имеющий доступ к приложению.

Но надо понимать, что эти проблемы порождают массу возможностей, и решения могут сильно повлиять на ее развитие.

Четыре вопроса от инвестора

Несмотря на всю привлекательность будущего с подключенными устройствами, тема интернета вещей все еще остается очень высокорисковой и капиталоёмкой. Зачем инвестировать сейчас в железо, когда софт гораздо маржинальнее и гибче? Производство — дорогое удовольствие и несет много дополнительных проблем с логистикой, сертификацией, таможней. Будучи стартапом, который ищет инвестиции, нужно знать ответ на этот вопрос.

Недавно мы инвестировали 1,5 млн долларов в bright box — разработчика решения по удаленному управлению функциями автомобиля Remoto. Когда мы смотрим на подобные компании, основными факторами принятия инвестиционного решения становятся ответы на четыре вопроса.

Какую проблему решает проект в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

Инвестору важно понимать, что есть у компании на данный момент, и видели ли, к примеру, прототип продукта клиенты, готовые за него заплатить. Естественно, если проект сырой — привлечь деньги сложнее. Как пользователю и инвестору мне нужно, чтобы устройство решало проблемы, а не подкидывало новые. Интернет вещей должен быть там, где он реально востребован. Например, в таких отраслях, как логистика, автотранспорт, пищевая промышленность.

Remoto провели опрос среди автовладельцев и выяснили, что им необходимо от продукта, а после предложили им нужные возможности.

Сколько реальных клиентов у продукта сейчас и сколько будет в будущем?

На этом пункте часто спотыкаются B2C-проекты. К примеру, техночайник нужен только гикам — платить лишние 30 долларов просто за то, чтобы не отрываться от дивана, хотят не все. Фитнес-трекер – игрушка для увлеченных спортом пользователей, которые знают, зачем замерять данные и как их использовать, а не просто дань моде.

Remoto уже сейчас пользуются тысячи автомобилистов. Для массового сегмента автомобилей подобные предложения практически отсутствуют, поэтому компания приняла решение сфокусироваться именно на нем и предложила автомобилистам доступную по цене технологию. Как инвесторы, при принятии решения мы учитывали, что проект принят официальным импортером KIA в России — «Киа Моторс Рус» — в качестве оригинального дополнительного оборудования для автомобилей бренда и предлагается к установке во всех дилерских центрах KIA.

Как заработать денег в краткосрочной перспективе и как использовать решение сейчас для окупаемости бизнеса?

Нужно иметь план, как дойти до клиентов и встать на каждую полку магазина. Краудфандинг, кстати — хороший тест спроса. Но самое главное — попасть в поле зрения ритейлеров и продавать свой продукт сразу на Запад.

Ответом на этот вопрос у Remoto были текущие продажи в сотрудничестве с KIA, планы по сотрудничеству с другими автомобильными брендами массового сегмента и укреплению лидирующей позиции на рынке мобильных приложений для автодилеров (сейчас у Dealer Mobility более 90 000 скачиваний).

В чем большая история проекта?

Ещё один важный вопрос. Убедите инвестора, что ваше решение широко распространится и станет стандартом в интернете вещей, и тогда он удесятерит свои вложения.

В случае с Remoto, нужно было просто представить, что будет когда все авто подключатся к интернету и смогут общаться с пользователями и между собой. Планов и идей в этом направлении очень много, и мы надеемся, что когда-нибудь этот день наступит.

Если фонды вам отказывают, не переживайте. Причин может быть много: в вас и идею просто не верят, не готовы нести долгосрочные риски, идея реально говно. Но то, что вы что-то начали, уже достойно уважения, и никогда не поздно доказать инвестору, как он был неправ. Когда-то никто не верил в Cisco с его сетевым оборудованием, сейчас они строят город будущего в Южной Корее. В Сонгдо к интернету будет подключено практически все — окружающая среда, строения, транспорт, предметы.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Сергей, в целом неплохой формат рекламы продукта. На сколько я помню, это не первый PR Remoto на ЦП.

Мне очень любопытно следующее:

"Remoto уже сейчас пользуются тысячи автомобилистов. Для массового сегмента автомобилей подобные предложения практически отсутствуют, поэтому компания приняла решение сфокусироваться именно на нем и предложила автомобилистам доступную по цене технологию."

А Starline?
На сколько я знаю, цена Remoto с установкой - около 20 000₽. Возможно, что-то изменилось, но чем это доступнее популярных сигнализаций с технологиями CAN/GSM? В чем конкурентное преимущество?

Я понимаю Ивана, он интересное направление выбрал. Нижегородские коллеги хороший аппаратный базис разработали. Но это не дает инновационного рывка по отношению к имеющимся продуктам.
У старлайна функционирует крупное НПО.

Естественно IMHO

Ренат,
1. Важно что только наш продукт является оригинальным для Киа. В ближайщее время мы публично объявим еще о сотрудничестве с одним ьрендом из масс сегмента.
2. Наш продукт уже ставит Киа на заводе, это заводская опция. Никакой Старлайн за 20 лет своей работы добиться не смог.
3. Стоимость решение у официального дилера ниже сигнализации с GSM/GPS/CAN примерно на 10 тысяч рублей.
4. Только Remoto корретно работает со штатной системой охраны автомобиля полнустью интегрируясь с ней. Внешний сигнализации ее отключают.

0

То есть 300 штук Kia Soul Space – это уже конвейер? Сами-то себя не обманывайте (не говоря уже об инвесторах).

0

Алексей, это была установка на конвеере. Кроме того это не единственная серия авто, следити за новостями

0

Позвольте полюбопытствовать, почему установка на заводе не удалась Старлайну и другим производителям сигналок, но удалась вам?

0

Лучше, когда всего 1 вопрос. Инвестору от стартапера. "А на кой хуй ты мне? Какая такая экспертиза у тебя? Знаешь топа с Фоксконна?"

0

недавно Сергей выступал у нас в #tceh как раз в контексте IoT/IoE. По ссылке – выступления его и других заметных в отрасли людей

Enjoy
www.youtube.com/playlist?list=PLImPyVGLmWVRpGmqg926vbEnZO2ACCF9W

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan

че там с Агарковым, чувак?

«В кризис банк никто не купил, пришлось развивать самому»
0
Галина Соколова

При самостоятельной регистрации Вам нужно будет оплатить только пошлины. Для юрлиц это 4500 р., для физлиц - 3000 р. Торопитесь - ходят упорные слухи, что с 2017 года Роспатент значительно повышает пошлины.

Как самостоятельно запатентовать свое изобретение
0
Владимир Зарецкий

ну задумка задумкой всетаки решиться на такой шаг целый мир в голове перевернуть ... а начет пользовотелей зашел в АВИТО накопировал объяв и вставил к себе )))) а так удачи в нелегко пути ... ФИШКИ нет в этом проложении ... да и АВИТО задолбал уже ... затертый ИНТЕРФЕЙС до дыр ... тошнит уже от него ... а тут новые глазу проекции. в ОБЩЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Гульнар Усманова

Вжух...!!! и никому это оказалось неинтересно вдруг))

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
1
Гульнар Усманова

Там белый) и у многих других производителей, кстати, за цвет приходится доплачивать))

Tele2 выпустила рекламу в стиле презентации Apple и с намеком на Стива Джобса
0
Показать еще