Лого vc.ru

Как журналист из Новосибирска запустил в Буэнос-Айресе сервис экскурсий для самостоятельных путешественников

Как журналист из Новосибирска запустил в Буэнос-Айресе сервис экскурсий для самостоятельных путешественников

Журналист Кирилл Маковеев переехал из Новосибирска в Буэнос-Айрес и совместно с порталом Tripster запустил сервис «Лайфхак-тур», который позволяет бронировать экскурсии по городам с местным жителем в качестве гида. Туристам рассказывают, как не переплачивать за товары и услуги. Основатель проекта написал для vc.ru колонку о рождении идеи и её масштабировании.

Поделиться

Так получилось, что в прошлом году я не продлил свой трудовой контракт, собрал полтора чемодана вещей и техники, сел в самолёт и улетел жить в Аргентину. За плечами было 10 лет в российской интернет-журналистике, плюс приличный опыт самостоятельных путешествий. Всё остальное пришлось оставить на родине.

Аргентинская предыстория

Заниматься в Аргентине тем, чем хотелось с самого начала у меня не получилось, поэтому я сконцентрировался на изучении языка. И пока я учился, возникла проблема избытка свободного времени и недостатка свободных денег.

С помощью знакомых, которые приехали в Буэнос-Айрес, я узнал о грабительской стоимости экскурсий по городу с русскоговорящими гидами. Посмотрел сайты, зарегистрировался на том, что выглядел лучше остальных, разместил свои экскурсии по ценам в 2-3 раза ниже чем у конкурентов и поехало. Так я стал работать гидом на портале tripster.ru.

Позднее я запустил сайт с описанием своих экскурсий, чтобы можно было его продвигать в поисковиках. Но это оказалось непростой задачей, потому что местные гиды крепко засели на первых строчках поисковой выдачи. И с этим нужно было что-то делать.

Зачатие

Как-то мы болтали в Facebook с лучшим другом. Так родилась идея: за 30 долларов (цена была взята почти с потолка) научить туриста жить как это делают местные. То есть, ни за что не переплачивать и ни в чём себе не отказывать.

Я водил туристов в ближайший к их дому супермаркет, чтобы научить выбирать вкусную и дешевую еду, рассказывал, как не попасть на обвес в овощной лавке, рекомендовал лучшие дешёвые рестораны, учил пользоваться общественным транспортом, помогал купить сим-карту, в общем, делал всё, чтобы туристы были довольны. И всё это за 1,5 часа. Фактически это был такой мастер-класс от местного жителя, который помогал перестать быть туристом и не привлекать к себе внимание тех, кто привык на тебе зарабатывать. Люди быстро вживались в образ аргентинцев и им даже нравилось. В общем, классный аттракцион.

В конце встречи туристы получали конспект экскурсии. Это такая брошюра в формате PDF, в которой были собраны все советы по экономии, необходимые картинки и разговорник с основными фразами, которые нужно было говорить в магазинах, ресторанах, такси, обменниках и прочих местах, где с людей берут деньги. Инструкция полезная не только туристу, но и гиду, который может тратить меньше времени на объяснения и больше — на то, чтобы отвечать на вопросы туристов и предлагать сходить на другие свои экскурсии.

Рождение

Экскурсия была полезной не только для туристов, но и для меня. Во-первых, она помогала продвигать сайт в поисковиках. Во-вторых, её было легко рекламировать. В-третьих, появившийся поток туристов хорошо конвертировался в новые заказы: 5-6 клиентов из 10 покупали ещё какую-нибудь экскурсию. Или сразу несколько. Это был прорыв. Идея начала работать на практике.

С запуском этой экскурсии я получил новый поток клиентов, которые раньше проходили мимо меня. Это были люди, которых тошнило от слова «гид», потому что оно ассоциировалось у них с автобусными поездками по Золотому кольцу или водопадам в Сочи. Работать с ними было очень легко. Я был таким «своим парнем»: люди быстро начинали мне доверять и благодарить за то, что я рассказываю, всеми возможными способами: дарили какие-то сувениры, привозили с собой икру, пряники, чёрный чай, семена укропа, наборы для засолки огурцов, зубную пасту, к которой я привык в России.

Первое масштабирование

Когда ты работаешь на себя и сам себе генерируешь новых клиентов — это один разговор. А что если заставить эту экскурсию работать на всех гидов по всему миру? Что если превратить её в стандартный тиражируемый продукт, как гамбургер в McDonald's или стакан кофе в Starbucks? Когда уже не можешь представить поездку без короткой экскурсии с инструкцией от «своего человека» на месте. Когда уверен, что этот продукт одинаково незаменим в Риме, Париже, Нью-Йорке, Сиднее или Бангкоке. Когда купить этот продукт перед поездкой — такое же естественное поведение, как забронировать апартаменты, отель или взять перелёт. Ведь это удобнее, понятнее и приятнее, чем провести несколько дней на форумах для путешественников, чтобы не найти и половины того, что вам расскажут на месте специальные люди, проверенные такими же как и вы путешественниками.

С этой идеей я вышел на основателей «Трипстера». Они выслушали мои аргументы, и мы решили начать работать вместе. Разделили обязанности и выбрали три города, где этот проект будем обкатывать в тестовом режиме: Париж, Рим и Тель-Авив. Мы нашли там лучших гидов «Трипстера», предложили им поучаствовать, и они согласились.

Чтобы принять участие в проекте, каждый гид пишет свою инструкцию по образу и подобию той, что я создал в Буэнос-Айресе. Основная задача — набрать как можно больше лайфхаков из своего города и показать преимущества их использования перед традиционным поведением туриста. Гиды быстро поняли суть и справились с заданием блестяще. Мне оставалось лишь привести инструкции к общему внешнему виду и единому стилю изложения. В дальнейшем инструкция будет ежемесячно обновляться и пополняться новыми советами. Неактуальные лайфхаки будем удалять. Это снимает проблему пиратского копирования.

Кстати, 6-часовую разницу во времени между Москвой и Буэнос-Айресом тоже удалось обратить на пользу проекту: к московскому утру почти всегда была готова аргентинская часть работы, а к утру по Буэнос-Айресу — московская. На то, чтобы пообщаться лично в мессенджерах или голосом, оставалось 3-4 часа перед тем как москвичи отходили ко сну.

Гиды стали инсайдерами

По ходу реализации и адаптации проекта к разным городам гиды с удовольствием предлагали свои улучшения. К примеру, в Париже нет никакого смысла встречаться с туристами у того места, где они остановились из-за неравномерного распределения торговых точек по городу. Там туристы встречаются с гидом в кафе, слушают вводную часть, допивают кофе и выходят на прогулку, в ходе которой гид на месте показывает где, что и как стоит покупать, а что — нет. Парижский опыт оказался применим во многих городах второй волны запуска. Но про вторую волну будет дальше.

А пока под каждый из городов ребята из «Трипстера» создали собственную посадочную страничку, где нужно было коротко и ясно объяснить, что конкретно мы предлагаем нашим путешественникам. Эту задачу мы решали чуть дольше, потому что пришлось менять весь словарь, на котором мы привыкли говорить со своей целевой аудиторией.

Аудитория проекта, очевидно, никогда не пользовались услугами гидов и, скорее всего, ни за что бы ими не воспользовались в силу своих особенностей. Наших новых клиентов мы определили как «самостоятельных путешественников, которые любят лайфхаки, готовы тратить время на их поиски и, в принципе, были бы рады воспользоваться удобным сервисом, который экономил бы их время и позволял бы экономить деньги». Так «гиды» стали «инсайдерами», а «полезная экскурсия» превратилась в «Лайфхак-тур».

Второе масштабирование и перспективы ближайшего года

Последнее, что оставалось сделать — оформить общую посадочную страницу для нового проекта и перейти ко второй фазе роста. Незадолго до готовности лендинга мы сделали рассылку по гидам «Трипстера» в некоторых городах, описав суть проекта и выгоду от участия в нём. Отклик превзошёл наши ожидания. За три дня мы получили более 50 писем с просьбой дать дополнительную информацию о проекте и созвонились с 20 гидами из разных городов. Всего один гид усомнился в выгодности предложения. Остальные быстро согласились и сейчас присылают собственные инструкции по городам, в которых живут и работают. Таким образом, уже к концу весны проект будет работать в паре десятков городов мира.

До конца года «Лайфхак-туры» будут доступны в сотне городов на всех обитаемых континентах. Дальше в планах создание сервиса предварительной подготовки путешественников, суть которого в том, чтобы заранее помочь туристу правильно выбрать место для проживания, найти билеты и организовать трансфер. Затем намечен выпуск мобильного приложения с возможностью заказать экскурсию и получить инструкцию без траты времени. А дальше — самое интересное: выход на рынок экскурсий на английском, немецком, испанском и, наконец, китайском языках.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Статьи по теме
За трибуной: сервис экскурсий от местных жителей Tripster09 апреля 2014, 16:16
Tour Guide — приложение для поиска персональных гидов в других странах30 сентября 2015, 14:41
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Идея супер, прямо для меня сервис! Попробую его в следующей поездке.

Главное к следующей поездке запустить статистически вероятное число городов, чтобы удалось приехать в город с Лайфхак-турами, да :)

0

Само собой, но идея мне очень понравилась, этого мне не хватало.

Это очень круто, успехов вам!

Просто класс! Рекомендую сделать аналог в Питере : Москве А то в рекомендованных местах весят чайные ложки и столовки.Людей надо водить в реально дешевые и крутые места.

0

С Москвой, Питером, остальной Россией и СНГ обязательно что-нибудь будем делать, когда поймём как :) Пока международные направления в приоритете :)

0

Хорошая идея, согласен, что есть смысл вводить сервис в российских городах.
Также можно подумать о сотрудничестве с отелями и, может быть, даже в большей степени хостелами.
Ну и наконец, не думали о том, чтобы попробовать формат "фритура" для таких экскурсий?

0

Про формат фритура думали, но здесь вот какая штука. Любая оплата стимулирует туриста к тому, чтобы быть пунктуальным, приходить на место вовремя и реально оценивать качество услуги. И гидов факт оплаты тоже стимулирует: они не с халявщиками работают, а с клиентами, которые оплатили услугу. В этом смысле зачем убивать хорошее, делая его бесплатным?

0

Кирилл - просто молодец:
1) изобрел путеводитель,
2) достиг продаж путем демпинга
3) соблазнил Трипстер на авантюру

С интересом буду наблюдать за развитием проекта.

P.s. где-то сейчас грустит Сергей Винский

Он наверняка не грустит. Пока :)

0

Грустит Винский? Серьезно?
Это вообще две разные площадки, не понимаю, к чему ваше сравнение.

Безусловно разные, Винский - это база знаний, а Маковеев - это компиляция+ монетизация. Кирилл думает, что открыл новую нишу, а в действительности он влез в тонкую щелку, которая в ряд ли станет полноценным продуктом.

Очень клево придумали! Классно. Дальнейшего роста и новых городов :)

Идея хороша, прямо для меня. Жаль городов пока мало.

Будет больше :) только начали ведь :)

0

"Наших новых клиентов мы определили как «самостоятельных путешественников, которые любят лайфхаки, готовы тратить время на их поиски и, в принципе, были бы рады воспользоваться удобным сервисом, который экономил бы их время и позволял бы экономить деньги»."

Не понятно зачем этим людям тратить деньги на какой-то сервис, если они сами могут найти эту информацию, если хорошо поискать на зарубежных сайтах той страны, в которую собираются ехать. Ведь, когда мы хотим найти в своем городе что-то дешевое и качественное, мы идем в рунет и ищем, и находим.
Не думаете ли, что люди, которые хотят экономить деньги в путешествиях, лучше потратят эти 50 баксов на хороший ужин, а то и на два ужина (ведь "они готовы тратить время" и могут найти дешевый ресторан сами).

0

Вся штука в том, что на русскоязычных форумах и даже на страничках, написанных на языке оригинала есть далеко-далеко не все советы, которые дают наши люди на местах. Кроме того, наша информация систематизирована, ею удобно пользоваться. И фактор личной встречи даёт возможность задать те вопросы, ответов на которые нет ни в интернете, ни на форумах, ни даже в нашей инструкции. В этом смысле — нет, не боимся.

Интернет очень большой. Найти там то, что нужно в зарубежных путешествиях очень непросто. Как бы форумы для путешественников не систематизировали информацию и свою структуру, во-первых, форумов намного больше, чем один. Во-вторых, флуда, устаревшей и непроверенной информации там выше крыши.

0

Недавно обдумывал такую же идею. Интересно, а можно ли найти местного гида по пригороду Рязани или экскурсию по Урюпинску?
Идея крутая! Kir, удачи! С нетерпением жду лайфхак- инструкции на торрентах и сливапах. Делайте сразу в электронном формате, дабы удобно было скачивать и читать на смартфонах или планшетках. Пожа-а-а-алуйста)

Вы не волнуйтесь, всё будет в электронном формате и качать-читать будет удобно. А самое главное — всё это будет регулярно обновляться, часть контента из месяца в месяц будем удалять, часть добавлять, часть будет устаревать, неизбежно, часть — будет актуальна только на время визита в город :) Пиратов бояться — в лес не ходить :) В смысле, это не всё, на что мы способны :)

0

По сути автор продаёт информацию, которая и так есть в открытом доступе. При желании можно пару вечеров посидеть на форумах и узнать всё то же самое. Т.е. продается что-то типа авторского курса. Идея совершенно не нова. Во многих сферах есть что-то подобное. Например, авторский курс "100 секретов рекламы в Яндекс-Директ". Что касается просто экскурсий, то это уже есть на Трипстере и на других ресурсах.

На форумах нет и половины той информации, которую мы даём туристам. Хотя бы потому, что берём мы её не с форумов, а от местных жителей. Какое-то пересечение есть, но то, на что вы предлагаете потратить два дня, плюс то, чего за два дня никак не найти, мы научились рассказывать за 1-1,5 часа. Ну, да, за деньги. Но деньги-то смешные, в сравнении с выгодой :)

0

Идея отличная, но в самом Буэнос-Айресе нет ничего интересного. Его можно посмотреть за пару дней.

Многие едут в Аргентину из-за красивой природы на юге, а вот такие экскурсии стоят очень дорого.

0

Буэнос-Айрес за пару дней — это то, что вгоняют в головы туристам гиды с машинами, которым больше, чем пару дней работать не хочется, потому что у них поток. Так-то и Нью-Йорк за пару дней посмотреть можно. И Москву с Питером, и Сингапур, да любое место можно за пару дней посмотреть. Посмотреть Буэнос-Айрес, а не проехаться по нескольким районам бегом-бегом, чтобы ничего не понять, реально минимум за неделю. Но потом начинается самое интересное — пригороды. И их сильно больше, чем раскрученные Тигре и Лухан.

Но, опять же, проект не про это :) В смысле, он не про "посмотреть город", он про то, как почувствовать себя местным, которого обмануть труднее, чем туриста, который знает, куда пойти и куда не ходить, где потратить деньги, а где сэкономить.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Максим Митин
SOVZOND

А что, мнений экспертов мемасной отрасли в статье не будет? Жаль.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Влад Савицкий

Ощущение туповатого искусственно поднятного мема. Я один такой?

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
reggaejunkiejew

Про самое интересное, что когда-либо случалось с банком - про случай с Дмитрием Агарковым, так и не спросил. Лол.

«В кризис банк никто не купил, пришлось развивать самому»
0
Ivo Dimitrov
Millt

Ладно ладно, понял что не оценили шутку 😐

Не все видимо знакомы с историей NMS. Краткая история - супер дорогая рекламная кампания в которой показали очень много всего, затем старт продаж. Рекордные продажи и все обещания были впустую. Миллионы возвратов копий игры в первые дни, признание студии нечестной мировыми лидерами геймдева. Но конечно они заработали очень много. Поэтому я и провел аналогию 🤔

The Information сообщило о подделке демонстрационного видео AR-очков Magic Leap
0
Rustam Zagrutdinov
 

в смысли не писать) давайте кто нить правильный, а то я слабоват. За один ход там или как?

Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее
0
Показать еще