Лого vc.ru

«Раньше хотелось "пуститься в пляс", а сейчас всё просчитываю и планирую»

«Раньше хотелось "пуститься в пляс", а сейчас всё просчитываю и планирую»

PR-менеджер школы «ИКРА» Анастасия Глушко пообщалась с двумя сооснователями SMM-агентства Little Big Agency Максимом Юриным и Василием Богдановым, которые год назад покинули Red Keds и решили строить свой бизнес. Сейчас они создают SMM-кампании для Fiat, Jeep, Chrysler, Pirelli, «Кофемании» и других компаний.

Они рассказали о трудностях в начале пути, разнице работы в найме и в собственной компании, о достигнутых результатах в качестве самостоятельного агентства, поделились советами о том, когда нужно открывать свое дело, и объяснили, почему не создают страницу компании во «ВКонтакте».

Максим Юрин
Василий Богданов

Анастасия Глушко: Совсем недавно в честь для рождения агентства вы разыграли 500 эскимо в Facebook. Какая получилась стоимость одного «репоста» в пересчете на эскимо? Какую цель вы преследовали этой акцией?

Юрин: Вот захочешь в честь замечательного праздника просто и бескорыстно принести людям счастье на голубом вертолете… и всё равно посыпятся меркантильные вопросы! Ну ладно, кроме бескорыстного счастья, мы хотели немного пропиариться, напомнить о себе и своих успехах. Стоимость «репоста» получилась в районе 70 рублей.

Агентству недавно исполнился один год, за это время многое изменилось. А с чего всё началось? Почему вы решили открыть свою компанию?

Богданов: Сначала я, как Доминик Кобб (герой фильма «Начало» — прим. ред.), вложил идею собственного агентства в подсознание Макса. Так я рассчитывал его подсидеть. Но потом я понял, что без меня у него ничего не получится, и он закончит в нищете. Поэтому решил ему помочь.

Юрин: Так это ты подкладывал мне в контейнер для завтраков записки «без своего агентства на следующий завтрак тебе может не хватить», звонил с незнакомых номеров и говорил измененным голосом: «Свое агентство само себя не откроет» и бросал трубку?! Я уж думал в полицию обращаться.

Расскажите более подробно о главных трудностях при создании компании. Это же был кризисный год, вас было всего трое. Как вы искали и привлекали клиентов, над какими проектами работали? Вспомните самый первый из них? Откуда брали средства на развитие?

Юрин: Помогло то, что каждый был опытным профессионалом в своей области (до этого по несколько лет мы работали в больших известных агентствах). Я отвечал за стратегию, продвижение и KPI проектов, Василий — за креативную составляющую, Алексей Бодров — за привлечение и работу с клиентами, документооборот и финансы. В принципе, этих трех областей достаточно на первом этапе развития небольшого SMM-агентства.

В поиске клиентов помогла уже имеющиеся у нас троих известность и авторитет на рынке. Мы много выступали, писали статьи, посещали отраслевые мероприятия, неплохо обросли связями. Кроме того, яркое «антикризисное» позиционирование и эффектный запуск сразу привлекли внимание рынка — мы получили около 20 первых запросов, три-четыре из которых потом вылились в реализованные проекты.

Один из первых больших выигранных тендеров — SMM-поддержка пяти автобрендов концерна Fiat Chrysler Automobiles. Мы не спали ночами и разработали для них действительно эффективную и креативную SMM-стратегию.

Что касается средств на развитие, очень хотелось бы рассказать какую-нибудь историю в духе «я продал всю мебель и одежду, вложился в рискованный бизнес, первое время спал голым на холодном полу», но ничего такого не было — наших личных накоплений хватило для создания юрлица, фирменного стиля, сайта, аренды небольшого офиса (SMM-агентство не требует огромных вложений в начале). К тому же практически с первой недели открытия мы уже работали с парой клиентов.

Каких финансовых показателей вам удалось достичь за год? Какую цель вы для себя ставили изначально?

Юрин: В российском бизнесе принято отвечать на такие вопросы уклончиво, поэтому скажу так: годовой оборот — некое двузначное число миллионов рублей. Средняя маржинальность проектов — это же двузначное число плюс 15%. Мы слегка перевыполнили наши изначальные планы на первый год.

Какие моменты были для вас непредсказуемыми и потребовали много усилий?

Юрин: Различные организационно-правовые вопросы — мы их всегда очень боялись. ООО, договоры, акты, налоги, сертификаты — вот это всё. На деле всё оказалось не так уж страшно. Ну и, конечно, наш третий партнер Алексей Бодров нам в этом очень помог.

Далее — экономический кризис. Первые пресс-релизы и интервью после открытия выходили с заголовками в духе «Трое самоубийц ушли из большого агентства и открыли своё в самый разгар жуткого кризиса». Однако, несмотря на то, что рекламные бюджеты несколько сократились, мы со своим хитрым позиционированием «качество на уровне топовых агентств, а цены поадекватнее» довольно удачно выстрелили.

Расскажите о нескольких кейсах, которыми вы гордитесь.

Богданов: Вообще, мы гордимся страницами всех наших клиентов, поскольку те решают поставленные цели и задачи. О том, какие новые «фишки» мы внедряем в ведение страниц, я недавно рассказал в колонке на Cossa, но «кейс» – это ведь когда ярко и с фейерверком, правда?

Мы сделали, например, интерактивный новогодний live action-квест для «Одноклассников», посвященный корпоративу Mail.Ru Group. Вы про него уже писали.

Еще мы создали настоящую «Карту счастья» под эгидой ювелирного бренда Sokolov — промосайт, куда любой желающий мог загрузить свое фото с моментом счастья (первое свидание, отпуск, выписка из роддома) и прикрепить его к той или иной геоточке на карте России.

Так, к концу активации у нас получилась карта с тремя тысячами пользовательских снимков. Конечно, среди участников разыгрывались призы.

Как вы можете охарактеризовать работу с клиентами в Red Keds в качестве SMM-отдела и работу в виде уже самостоятельного агентства. Какие различия вы наблюдаете, чувствуете ли большую ответственность?

Юрин: Мы всегда подходили к работе ответственно. В рамках собственного агентства я заметно больше внимания стал уделять финансовой составляющей, маржинальности проектов. Если раньше иногда хотелось «пуститься в пляс» ради безудержного креатива и всяких там фестивалей, то сейчас гораздо тщательнее всё просчитываю и планирую.

Какие клиенты к вам чаще всего обращаются, как вы можете описать усредненный портрет вашего клиента?

Богданов: Бренд-менеджер, digital-менеджер довольно крупной международной или российской компании. Вот как из нашумевшего видео от наших бывших коллег (кстати, тоже в прошлом сотрудников Red Keds), только наш бренд-менеджер хороший.

Какие именно компании входят в число ваших клиентов и сколько стоят ваши услуги?

Юрин: Alfa Romeo, Fiat, Jeep, Chrysler, Pirelli, ТЦ «Жемчужная Плаза», «Кофемания», «Иннополис», AT Consulting и другие. Мы работаем с бюджетами на SMM от 100 тысяч рублей в месяц.

Чем отличаются SMM-агентства друг от друга? Чем вы отличаетесь от других?

Богданов: Экспертизой, опытом, масштабом, да много чем. Если коротко сформулировать наше УТП: мы делаем SMM на уровне топовых SMM-агентств, но берем за это меньше денег. Все знания, опыт и наработки, применяемые в Red Keds, мы перенесли в LBA, и активно дополняем их новыми трендами и решениями. Кроме того, понимание ответственности за свое агентство дает нам больше мотивации и «гибкости» в проектах.

Юрин: Я бы еще добавил, что агентства отличаются инновациями в SMM. Типичное ведение групп в стиле «яркая картинка — вдохновляющая подпись — благодарный ответ модератора» — это так скучно, даже для нас самих. Поэтому мы постоянно внедряем в сообщества наших клиентов всякие новые штуки типа бренд-журналистики, геймифицированных конкурсов, ситуативного SMM. Кстати, порой это сделать очень сложно — приходится долго уговаривать бренд-менеджера пойти на риск, доказывать эффективность.

Приведите примеры трех типов кампаний, которые только что упомянули.

Богданов: И про бренд-журналистику, и про геймификацию в SMM у меня есть отдельные подробные презентации, но если кратко, то из недавних кейсов можно выделить следующие:

Бренд-журналистика — это когда ты используешь новые формы контента, делаешь чуть больше, чем стандартный SMM-специалист, который сидит в офисе на кресле. Например, на недавнем мастерклассе мотогонощика Рубена Чауса, спонсируемого нашим клиентом Pirelli, мы записали небольшое видеообращение для подписчиков сообщества (а не ограничились анонсом события в группе).

Геймифицированный конкурс: в сообществе ТЦ «Жемчужная Плаза» мы сыграли с подписчиками в морской бой. В публикации мы разместили иллюстрацию размеченного клетками поля, и подписчики делали «выстрелы» в комментариях, называя номера соответствующих клеток. Картинку мы обновляли каждые две минуты, чтобы придать активации динамики. За потопление кораблей участники получали подарки. Согласитесь, это оригинальнее очередного конкурса на «репост».

Ситуативный SMM: каюсь, недавно внесли свою лепту во всеобщее помешательство на прилете Марти Макфлая. Обыграли это событие в сообществе Jeep, опубликовав гифку с моментом из «Назад в Будущее 2», в котором фигурирует автомобиль марки.

Вы сказали, что порой приходится убеждать клиента использовать подобные активности. Расскажите, как вы это делаете. Приводите в пример свои кейсы, других российских агентств, или, может быть, зарубежные? Какие аргументы приводите?

Богданов: Во-первых, мы стараемся максимально подробно изложить механику каждого нового приема: объясняем, зачем это нужно, описываем потенциальный профит. Подкрепляем успешными кейсами (чаще зарубежными, потому что в России либо этого не делают, либо не делятся этим).

Ну и конечно, подписываемся под определенные количественные KPI (охват, прирост подписчиков и так далее) и анализируем качественные (тон комментариев, как подписчики восприняли тот или иной контент, активацию). На 100% убедить клиента вряд ли получится, это всегда немного риск, инициатива, готовность пробовать новые форматы и решения.

Почему ваше агентство никак не обозначает своего присутствия во «ВКонтакте»? Вы думаете, там нет ваших клиентов? С чем это связано?

Макс: В выборе социальных сетей для продвижения мы даже нашим клиентам советуем правило — «меньше да лучше». То есть лучше хорошо закрепиться в одной наиболее релевантной соцсети (размещать в ней хороший уникальный контент, адаптированный именно под эту соцсеть, проводить тщательно настроенные рекламные кампании, постоянно общаться с подписчиками), чем распыляться на три-пять соцсетей (всякие Pinterest или «Профессионалы.ру») и не успевать размещать там хотя бы одну заметку в неделю.

Для себя мы выбрали Facebook как наиболее релевантную соцсеть по целевой аудитории (потенциальные клиенты, сотрудники и партнеры наиболее активны в ней) и Instagram как самую неформальную, имиджевую соцсеть.

Как и происходит обычно у «сапожников без сапог», на ведение своих соцсетей времени не хватает, а просто копировать неадаптированный контент не хочется, поэтому «ВКонтакте» мы пока оставили за бортом.

Как много времени вы тратите на мониторинг социальных сетей в поисках трендов?

Богданов: Достаточно. Но гораздо круче самим задавать тренды. Так, мы первыми на российском рынке начали активно применять геймификацию в сообществах клиентов и продолжаем продвигать идею «бренд-журналистики», применения новые вовлекающие формы контента для усиления опыта взаимодействия подписчиков с брендом.

Можете обозначить несколько правил того, как открыть своё SMM-агентство и не упасть в грязь лицом?

Богданов:

  • Не спешите открывать свое агентство. Наберитесь опыта в найме. Интересуйтесь тем, как устроен рабочий процесс в целом, что входит в обязанности коллег. Сейчас вы выполняете небольшой ряд задач относительно того, какой объем придется охватить в своем собственном агентстве (либо грамотно этот объем координировать).
  • Не упускайте возможности выступить на конференции или посетить интересное выступление. Будет очень полезно обзавестись связями на рынке, обрести некий медийный вес, прежде чем броситься в омут с головой. Мы сами следовали этой логике, и свои первые заказы получили сразу после того, как написали в Facebook публикации об открытии агентства: вот первая из них, результаты которой мы подробно описали уже через неделю. Для примера — одна из самых вирусных записей.
  • Не пытайтесь уводить клиентов. Жажда наживы не покроет испорченную репутацию на рынке.

Юрин:

  • Несмотря на то, что digital-рынок очень переменчивый и сложнопрогнозируемый, введите хотя бы минимальные инструменты внутреннего планирования и оценки текущей деятельности. У нас это бизнес-план и cash-flow на год, ежеквартальные встречи руководителей для обсуждения количественных и качественных показателей, еженедельные «статусы» со всеми сотрудниками для обсуждения текущих проектов, проблем и достижений по ним.
  • Откладывайте часть прибыли, хотя бы 10%, в стабилизационный фонд. Особое внимание уделяйте «абонентским», долгосрочным проектам. Контракты по 100 тысяч рублей в месяц в течение года часто лучше для агентства, чем разовый большой проект на 1,5 млн (хотя простая арифметика говорит об обратном). Несколько таких небольших проектов с постоянными, пусть небольшими платежами обеспечат стабильность на нашем непредсказуемом рынке.
  • Четырнадцатичасовой рабочий день, забыть обо всем, кроме своего бизнеса, — всё это ерунда. Вы перегорите и разоритесь. Работайте не больше восьми часов в день, но действительно эффективно, занимайтесь спортом, путешествуйте и гуляйте с девушкой в парке.

Если бы не SMM, чем бы вы занимались?

Богданов: Я бы сделал свой видеопродакшн, с блэкджеком и ******* [женщинами легкого поведения].

Юрин: Я бы хотел быть менеджером женской баскетбольной команды. И нанял бы Васин видеопродакшн снимать для нее стильные проморолики.

Теги

😀 клевые ребята, веселые)

0

3200 просмотров и 2 комментария ...)
Совсем забыли про котиков...

0

так вот кто закакивает фб ленту рекламными постами) впрочем, ребята позитивные

0

Постойте.
То есть вот это SMM для Пирелли за 100т рублей?
joxi.ru/L21JZlnI66BeGA

Прямой эфир
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления