Лого vc.ru

«Раньше хотелось "пуститься в пляс", а сейчас всё просчитываю и планирую»

«Раньше хотелось "пуститься в пляс", а сейчас всё просчитываю и планирую»

PR-менеджер школы «ИКРА» Анастасия Глушко пообщалась с двумя сооснователями SMM-агентства Little Big Agency Максимом Юриным и Василием Богдановым, которые год назад покинули Red Keds и решили строить свой бизнес. Сейчас они создают SMM-кампании для Fiat, Jeep, Chrysler, Pirelli, «Кофемании» и других компаний.

Они рассказали о трудностях в начале пути, разнице работы в найме и в собственной компании, о достигнутых результатах в качестве самостоятельного агентства, поделились советами о том, когда нужно открывать свое дело, и объяснили, почему не создают страницу компании во «ВКонтакте».

Поделиться
Максим Юрин
Василий Богданов

Анастасия Глушко: Совсем недавно в честь для рождения агентства вы разыграли 500 эскимо в Facebook. Какая получилась стоимость одного «репоста» в пересчете на эскимо? Какую цель вы преследовали этой акцией?

Юрин: Вот захочешь в честь замечательного праздника просто и бескорыстно принести людям счастье на голубом вертолете… и всё равно посыпятся меркантильные вопросы! Ну ладно, кроме бескорыстного счастья, мы хотели немного пропиариться, напомнить о себе и своих успехах. Стоимость «репоста» получилась в районе 70 рублей.

Агентству недавно исполнился один год, за это время многое изменилось. А с чего всё началось? Почему вы решили открыть свою компанию?

Богданов: Сначала я, как Доминик Кобб (герой фильма «Начало» — прим. ред.), вложил идею собственного агентства в подсознание Макса. Так я рассчитывал его подсидеть. Но потом я понял, что без меня у него ничего не получится, и он закончит в нищете. Поэтому решил ему помочь.

Юрин: Так это ты подкладывал мне в контейнер для завтраков записки «без своего агентства на следующий завтрак тебе может не хватить», звонил с незнакомых номеров и говорил измененным голосом: «Свое агентство само себя не откроет» и бросал трубку?! Я уж думал в полицию обращаться.

Расскажите более подробно о главных трудностях при создании компании. Это же был кризисный год, вас было всего трое. Как вы искали и привлекали клиентов, над какими проектами работали? Вспомните самый первый из них? Откуда брали средства на развитие?

Юрин: Помогло то, что каждый был опытным профессионалом в своей области (до этого по несколько лет мы работали в больших известных агентствах). Я отвечал за стратегию, продвижение и KPI проектов, Василий — за креативную составляющую, Алексей Бодров — за привлечение и работу с клиентами, документооборот и финансы. В принципе, этих трех областей достаточно на первом этапе развития небольшого SMM-агентства.

В поиске клиентов помогла уже имеющиеся у нас троих известность и авторитет на рынке. Мы много выступали, писали статьи, посещали отраслевые мероприятия, неплохо обросли связями. Кроме того, яркое «антикризисное» позиционирование и эффектный запуск сразу привлекли внимание рынка — мы получили около 20 первых запросов, три-четыре из которых потом вылились в реализованные проекты.

Один из первых больших выигранных тендеров — SMM-поддержка пяти автобрендов концерна Fiat Chrysler Automobiles. Мы не спали ночами и разработали для них действительно эффективную и креативную SMM-стратегию.

Что касается средств на развитие, очень хотелось бы рассказать какую-нибудь историю в духе «я продал всю мебель и одежду, вложился в рискованный бизнес, первое время спал голым на холодном полу», но ничего такого не было — наших личных накоплений хватило для создания юрлица, фирменного стиля, сайта, аренды небольшого офиса (SMM-агентство не требует огромных вложений в начале). К тому же практически с первой недели открытия мы уже работали с парой клиентов.

Каких финансовых показателей вам удалось достичь за год? Какую цель вы для себя ставили изначально?

Юрин: В российском бизнесе принято отвечать на такие вопросы уклончиво, поэтому скажу так: годовой оборот — некое двузначное число миллионов рублей. Средняя маржинальность проектов — это же двузначное число плюс 15%. Мы слегка перевыполнили наши изначальные планы на первый год.

Какие моменты были для вас непредсказуемыми и потребовали много усилий?

Юрин: Различные организационно-правовые вопросы — мы их всегда очень боялись. ООО, договоры, акты, налоги, сертификаты — вот это всё. На деле всё оказалось не так уж страшно. Ну и, конечно, наш третий партнер Алексей Бодров нам в этом очень помог.

Далее — экономический кризис. Первые пресс-релизы и интервью после открытия выходили с заголовками в духе «Трое самоубийц ушли из большого агентства и открыли своё в самый разгар жуткого кризиса». Однако, несмотря на то, что рекламные бюджеты несколько сократились, мы со своим хитрым позиционированием «качество на уровне топовых агентств, а цены поадекватнее» довольно удачно выстрелили.

Расскажите о нескольких кейсах, которыми вы гордитесь.

Богданов: Вообще, мы гордимся страницами всех наших клиентов, поскольку те решают поставленные цели и задачи. О том, какие новые «фишки» мы внедряем в ведение страниц, я недавно рассказал в колонке на Cossa, но «кейс» – это ведь когда ярко и с фейерверком, правда?

Мы сделали, например, интерактивный новогодний live action-квест для «Одноклассников», посвященный корпоративу Mail.Ru Group. Вы про него уже писали.

Еще мы создали настоящую «Карту счастья» под эгидой ювелирного бренда Sokolov — промосайт, куда любой желающий мог загрузить свое фото с моментом счастья (первое свидание, отпуск, выписка из роддома) и прикрепить его к той или иной геоточке на карте России.

Так, к концу активации у нас получилась карта с тремя тысячами пользовательских снимков. Конечно, среди участников разыгрывались призы.

Как вы можете охарактеризовать работу с клиентами в Red Keds в качестве SMM-отдела и работу в виде уже самостоятельного агентства. Какие различия вы наблюдаете, чувствуете ли большую ответственность?

Юрин: Мы всегда подходили к работе ответственно. В рамках собственного агентства я заметно больше внимания стал уделять финансовой составляющей, маржинальности проектов. Если раньше иногда хотелось «пуститься в пляс» ради безудержного креатива и всяких там фестивалей, то сейчас гораздо тщательнее всё просчитываю и планирую.

Какие клиенты к вам чаще всего обращаются, как вы можете описать усредненный портрет вашего клиента?

Богданов: Бренд-менеджер, digital-менеджер довольно крупной международной или российской компании. Вот как из нашумевшего видео от наших бывших коллег (кстати, тоже в прошлом сотрудников Red Keds), только наш бренд-менеджер хороший.

Какие именно компании входят в число ваших клиентов и сколько стоят ваши услуги?

Юрин: Alfa Romeo, Fiat, Jeep, Chrysler, Pirelli, ТЦ «Жемчужная Плаза», «Кофемания», «Иннополис», AT Consulting и другие. Мы работаем с бюджетами на SMM от 100 тысяч рублей в месяц.

Чем отличаются SMM-агентства друг от друга? Чем вы отличаетесь от других?

Богданов: Экспертизой, опытом, масштабом, да много чем. Если коротко сформулировать наше УТП: мы делаем SMM на уровне топовых SMM-агентств, но берем за это меньше денег. Все знания, опыт и наработки, применяемые в Red Keds, мы перенесли в LBA, и активно дополняем их новыми трендами и решениями. Кроме того, понимание ответственности за свое агентство дает нам больше мотивации и «гибкости» в проектах.

Юрин: Я бы еще добавил, что агентства отличаются инновациями в SMM. Типичное ведение групп в стиле «яркая картинка — вдохновляющая подпись — благодарный ответ модератора» — это так скучно, даже для нас самих. Поэтому мы постоянно внедряем в сообщества наших клиентов всякие новые штуки типа бренд-журналистики, геймифицированных конкурсов, ситуативного SMM. Кстати, порой это сделать очень сложно — приходится долго уговаривать бренд-менеджера пойти на риск, доказывать эффективность.

Приведите примеры трех типов кампаний, которые только что упомянули.

Богданов: И про бренд-журналистику, и про геймификацию в SMM у меня есть отдельные подробные презентации, но если кратко, то из недавних кейсов можно выделить следующие:

Бренд-журналистика — это когда ты используешь новые формы контента, делаешь чуть больше, чем стандартный SMM-специалист, который сидит в офисе на кресле. Например, на недавнем мастерклассе мотогонощика Рубена Чауса, спонсируемого нашим клиентом Pirelli, мы записали небольшое видеообращение для подписчиков сообщества (а не ограничились анонсом события в группе).

Геймифицированный конкурс: в сообществе ТЦ «Жемчужная Плаза» мы сыграли с подписчиками в морской бой. В публикации мы разместили иллюстрацию размеченного клетками поля, и подписчики делали «выстрелы» в комментариях, называя номера соответствующих клеток. Картинку мы обновляли каждые две минуты, чтобы придать активации динамики. За потопление кораблей участники получали подарки. Согласитесь, это оригинальнее очередного конкурса на «репост».

Ситуативный SMM: каюсь, недавно внесли свою лепту во всеобщее помешательство на прилете Марти Макфлая. Обыграли это событие в сообществе Jeep, опубликовав гифку с моментом из «Назад в Будущее 2», в котором фигурирует автомобиль марки.

Вы сказали, что порой приходится убеждать клиента использовать подобные активности. Расскажите, как вы это делаете. Приводите в пример свои кейсы, других российских агентств, или, может быть, зарубежные? Какие аргументы приводите?

Богданов: Во-первых, мы стараемся максимально подробно изложить механику каждого нового приема: объясняем, зачем это нужно, описываем потенциальный профит. Подкрепляем успешными кейсами (чаще зарубежными, потому что в России либо этого не делают, либо не делятся этим).

Ну и конечно, подписываемся под определенные количественные KPI (охват, прирост подписчиков и так далее) и анализируем качественные (тон комментариев, как подписчики восприняли тот или иной контент, активацию). На 100% убедить клиента вряд ли получится, это всегда немного риск, инициатива, готовность пробовать новые форматы и решения.

Почему ваше агентство никак не обозначает своего присутствия во «ВКонтакте»? Вы думаете, там нет ваших клиентов? С чем это связано?

Макс: В выборе социальных сетей для продвижения мы даже нашим клиентам советуем правило — «меньше да лучше». То есть лучше хорошо закрепиться в одной наиболее релевантной соцсети (размещать в ней хороший уникальный контент, адаптированный именно под эту соцсеть, проводить тщательно настроенные рекламные кампании, постоянно общаться с подписчиками), чем распыляться на три-пять соцсетей (всякие Pinterest или «Профессионалы.ру») и не успевать размещать там хотя бы одну заметку в неделю.

Для себя мы выбрали Facebook как наиболее релевантную соцсеть по целевой аудитории (потенциальные клиенты, сотрудники и партнеры наиболее активны в ней) и Instagram как самую неформальную, имиджевую соцсеть.

Как и происходит обычно у «сапожников без сапог», на ведение своих соцсетей времени не хватает, а просто копировать неадаптированный контент не хочется, поэтому «ВКонтакте» мы пока оставили за бортом.

Как много времени вы тратите на мониторинг социальных сетей в поисках трендов?

Богданов: Достаточно. Но гораздо круче самим задавать тренды. Так, мы первыми на российском рынке начали активно применять геймификацию в сообществах клиентов и продолжаем продвигать идею «бренд-журналистики», применения новые вовлекающие формы контента для усиления опыта взаимодействия подписчиков с брендом.

Можете обозначить несколько правил того, как открыть своё SMM-агентство и не упасть в грязь лицом?

Богданов:

  • Не спешите открывать свое агентство. Наберитесь опыта в найме. Интересуйтесь тем, как устроен рабочий процесс в целом, что входит в обязанности коллег. Сейчас вы выполняете небольшой ряд задач относительно того, какой объем придется охватить в своем собственном агентстве (либо грамотно этот объем координировать).
  • Не упускайте возможности выступить на конференции или посетить интересное выступление. Будет очень полезно обзавестись связями на рынке, обрести некий медийный вес, прежде чем броситься в омут с головой. Мы сами следовали этой логике, и свои первые заказы получили сразу после того, как написали в Facebook публикации об открытии агентства: вот первая из них, результаты которой мы подробно описали уже через неделю. Для примера — одна из самых вирусных записей.
  • Не пытайтесь уводить клиентов. Жажда наживы не покроет испорченную репутацию на рынке.

Юрин:

  • Несмотря на то, что digital-рынок очень переменчивый и сложнопрогнозируемый, введите хотя бы минимальные инструменты внутреннего планирования и оценки текущей деятельности. У нас это бизнес-план и cash-flow на год, ежеквартальные встречи руководителей для обсуждения количественных и качественных показателей, еженедельные «статусы» со всеми сотрудниками для обсуждения текущих проектов, проблем и достижений по ним.
  • Откладывайте часть прибыли, хотя бы 10%, в стабилизационный фонд. Особое внимание уделяйте «абонентским», долгосрочным проектам. Контракты по 100 тысяч рублей в месяц в течение года часто лучше для агентства, чем разовый большой проект на 1,5 млн (хотя простая арифметика говорит об обратном). Несколько таких небольших проектов с постоянными, пусть небольшими платежами обеспечат стабильность на нашем непредсказуемом рынке.
  • Четырнадцатичасовой рабочий день, забыть обо всем, кроме своего бизнеса, — всё это ерунда. Вы перегорите и разоритесь. Работайте не больше восьми часов в день, но действительно эффективно, занимайтесь спортом, путешествуйте и гуляйте с девушкой в парке.

Если бы не SMM, чем бы вы занимались?

Богданов: Я бы сделал свой видеопродакшн, с блэкджеком и ******* [женщинами легкого поведения].

Юрин: Я бы хотел быть менеджером женской баскетбольной команды. И нанял бы Васин видеопродакшн снимать для нее стильные проморолики.

Рубрика «Digital» выходит при поддержке проекта «Одноклассники»
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

😀 клевые ребята, веселые)

3200 просмотров и 2 комментария ...)
Совсем забыли про котиков...

0

так вот кто закакивает фб ленту рекламными постами) впрочем, ребята позитивные

0

Постойте.
То есть вот это SMM для Пирелли за 100т рублей?
joxi.ru/L21JZlnI66BeGA

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Johnny Vorony

По поводу Магнит категорически не согласен. Не могли бы рассказать откуда такая информация?

«Сбербанк» потребовал от «Юлмарта» досрочно погасить кредит на сумму 1 млрд рублей
0
Sasha Zivers

Да, я тоже именно после него по-другому начал смотреть на финансовую жизнь.
Хотя до него читал\слушал море других, тот же Бодо Шефер тоже отличный.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Максим Панич

Этим ребятам не нужна какая то выгода, они просто в человечество вкладываются )) И это круто.

Мильнер и Цукерберг назвали лауреатов своей научной премии Breakthrough Prize фондом $25 млн
0
Salavat Suleymanov
CarMen

Молодцы!
Ребят, давайте партнериться. Как раз ищем партнёров-представителей в странах СНГ. Готовы дать, платформу, СРМ, бизнес модель и тд. И вместе начать зарабатывать )

«В Казахстане мобильный пользователь стоит в 10 раз дешевле, чем визит на сайт»
0
GunRoman

Но автору статьи это невдомек...

Все эти задачи про шарики и люки - это типичная плеяда кейсов аля Маркет сайзинг, которыми полощат мозги консультанты.

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Показать еще