Лого vc.ru

Роман Горбачёв, «Логомашина»: Как меня отговаривали делать бизнес и почему я не послушал

Роман Горбачёв, «Логомашина»: Как меня отговаривали делать бизнес и почему я не послушал

Основатель студии «Логомашина» Роман Горбачёв написал колонку о том, как он начинал свой бизнес и с какими опасениями сталкивался — ему удалось насчитать семь пунктов и развеять каждый из этих мифов.

Поделиться

Иногда хочется вернуться в прошлое, чтобы сказать себе: «Просто будь смелее!» Я запустил свой проект полтора года назад, и жалею только о том, что не сделал этого раньше, ведь мне ничего не мешало. Ничего, кроме сомнений, которые подкреплялись вполне разумными аргументами.

Знакомые, друзья и коллеги доступно объясняли, почему моим планам не суждено сбыться. Я не могу похвастаться какой-то головокружительной историей успеха, но мои небольшие вложения на старте (восемь тысяч рублей на создание лендинга) принесли в конечном счете заказов на миллионы рублей. И если выручки в миллион я ждал почти год, то сейчас на это уходит пара месяцев. Для меня это, хоть и скромный, но успех.

Поэтому я хочу рассказать о сомнениях, которые мешали вложить в проект все силы. Это может быть полезно тем, кто запускает свой проект или планирует в нем серьезные изменения. Всем остальным, надеюсь, будет любопытно узнать, какие сомнения терзали меня полтора года назад.

Расскажу в двух словах, как родилась идея «Логомашины». На тот момент я уже пять лет работал дизайнером и разрабатывал логотипы. Я заметил — часто самый первый вариант лого, предложенный заказчику, был лучшим. А правки и игры со шрифтами были пустой тратой времени, и только ухудшали результат.

Иногда заказчик после месяца работы возвращался к изначальному варианту, сделанному в первый же день. Поэтому я придумал такую услугу — профессиональный дизайнер делает «первый вариант» логотипа, но не за десятки тысяч, как обычно, а всего за две тысячи рублей.

C одной стороны, заказчик без лишних проблем получает логотип, за который другие бы заплатили пятизначную сумму. С другой, он ограничен в выборе, а ведь не факт, что вкус опытного дизайнера совпадает со вкусом заказчика. Неудивительно, что многим моя затея казалась сомнительной. Мне называли самые разные причины провала проекта, и все они даже сейчас звучат на удивление резонно и логично. И я очень рад, что могу оглянуться назад и попытаться понять, почему этим опасениям не суждено было сбыться.

Вот какие причины провала называли чаще всего.

Никто не будет покупать услугу со 100% предоплатой с одностраничника

Действительно, мой первый лендинг большого доверия не вызывал. Там было несколько примеров лого, четыре отзыва и кнопка «купить». Поэтому первые клиенты появились только после того, как я подробно описал услугу в блоге на «Спарке». Хотя были и заказчики, которые ничего не слышали о «Логомашине», и находили нас в Google. Сегодня, с появлением расширенных тарифов, клиенты переводят 40-50 тысяч рублей предоплаты, хотя раньше я и представить такое не мог.

Необходим офис — клиенты захотят приехать лично, чтобы согласовать детали заказа

Мы сделали больше тысячи работ для самых разных заказчиков. Угадайте, сколько из них изъявили желание приехать лично? Не больше десяти! У нас в гостях был директор по маркетингу компании «Газелькин», музыкант Павел Чехов, основатели компании «Массштат». И общались они в основном со мной, а не с дизайнерами — с таким же успехом мы могли встретиться в каком-нибудь кафе. Я тоже думал, что многие захотят посмотреть на рабочий процесс и познакомиться с дизайнерами, но, как оказалось, большинству достаточно связи по телефону или через интернет. Так что, пока я не начал брать дизайнеров в штат, смысла в офисе не было.

Будет много недовольных заказчиков

Скажу честно — не все заказчики остаются довольны. И именно они при каждом удобном случае рассказывают о своем неудачном опыте в самых темных тонах. Но все оказалось не так страшно — помогают правки, подробный бриф и участие арт-директора. Бывало, что мы «косячили», а бывали клиенты, которые считали, что купили всю команду дизайнеров на несколько месяцев, но в общем всё лучше, чем можно было предполагать.

Нужна мощная реклама, а ты в этом ничего не понимаешь

Вот тут каюсь — рекламы как не было, так и нет. Большинство клиентов узнали о «Логомашине» из наших статей и постов: о нас писали на AdMe, в газете «Метро» и даже показывали по телевизору. Другие заказчики приходили по рекомендации знакомых. Поэтому первым делом я взял в штат иллюстратора Анастасию Кушнаренко. Она оформляет все наши материалы, а я буду восполнять пробел в стандартных методах рекламы. В ближайшее время планирую тестировать контекст, но для этого нужно добавить информации на сайт «Логомашины».

Логотип — одноразовый продукт. Чтобы продать 1000 лого, нужно найти 1000 клиентов

Если честно, я тоже так думал, но меня это не особо пугало — попытка не пытка. Как оказалось, многие стартаперы регулярно запускают проекты, и для каждого нужен уникальный логотип. Самые предприимчивые «перепродавали» наши логотипы конечному заказчику в несколько раз дороже — так родилась партнерская программа «Логомашины». Я и сам несколько раз становился своим клиентом, когда запускал другие проекты.

Невозможно конкурировать с дизайнерскими конкурсами — там можно получить сотню вариантов лого

Никогда не считал конкурсы правильным способом разработки логотипа. Не много хороших дизайнеров участвуют в них, а выбирать на свой вкус среди плохих вариантов — верный путь к ужасному логотипу. И потом заказчик будет встречать пародию на свой лого в портфолио у сотни фрилансеров.

У логотипа всегда есть конечная цель, из-за которой он и стоит во много раз дороже простого рисунка. И цель эта — не просто «понравиться заказчику визуально». Поэтому к конкурсам я отношусь крайне скептически, хотя многие рассматривают их как нормальный метод разработки айдентики.

Если проект всё-таки будет зарабатывать, его скопирует любой школьник

Этой теме я посвятил отдельную заметку на «Спарке». Действительно, запустить подобный сайт очень легко, и поначалу меня жутко бесили «клоны» «Логомашины». Я имею ввиду копирование самого лендинга — начиная от текстов и заканчивая программным кодом. Обидно, когда воруют твои разработки, но, как оказалось, ничего страшного в этом нет. Ни один из клонов долго не протянул, ведь сайт — это только внешняя часть проекта. Гораздо важнее, как организована работа команды, а это уже не так просто скопировать.

Я не призываю игнорировать всех, кто дает вам советы. Но не стоит слишком серьезно относиться к сомнениям — так можно всю жизнь готовиться к тому, что никогда не произойдет. По мере развития проекта открываются новые возможности, которые помогают решать проблемы. Надеюсь, мой опыт поможет преодолеть сомнения тем, кто оказался в подобной ситуации. Собирать мнения друзей и знакомых бывает полезно, но никто не поймет суть ваших идей лучше вас самих. Иногда стоит просто сделать так, как считаешь нужным, и узнать, что из этого выйдет.

Статьи по теме
Роман Горбачев, Logomachine: Как мы заработали миллион рублей через Spark08 октября 2014, 14:53
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Чтобы скопировать?

Шучу, конечно))

Статья "ТРЕНДЫ В ДИЗАЙНЕ ЛОГОТИПОВ 2015 ГОДА" на Спарке и в Вашем блоге - шикарная!

Блин, ты давай уже с личного акка комменть

Без проблем, а как перелогиниться?

0

Кстати, а чего с ЦП так геморройно разлогиниваться?

0

Ну вот была у парня выше такая проблема)

0

Вы молодец, Роман. Спасибо!

Роман, дай секретный код на скидку для заказчиков с этой статьи :)

Так получилось — секрет в том, что кодов нет ;-)

А мы с девушкой в вашем ваннафане познакомились, так уж и быть

Знаю, помню ;)
В Scade пришел сотрудник, который не только познакомился и женился, благодаря сайту, но и стал папой месяц назад. Ты порадуешь?

Убиваю веб, перехожу на мобильные платформы с измененным концептом. Уже на ревью в Эппле.

Ну не все клоны мертвы) mylogopro.ru/

0

Шикарные иллюстрации, очень хорошо передают смысл, да ещё и с юмором, спасибо Анастасия.

p.s. Особенно понравилась "Будет много недовольных заказчиков"

шикарные иллюстрации, но носов нет

вот теперь видно, что проделана РАБОТА

> Будет много недовольных заказчиков
Вот вы так говорите, как будто это нормально.

Я расскажу о своём опыте: один раз заказал в логомашине. Заранее был готов, что шедевра за 3000р (или сколько там было) можно не ждать (хотя от хорошего фрилансера можно было бы на самом деле).

Мне прислали просто надпись в виде моего названия. Просто. Надпись. Даже с переделкой не было смысла обращаться, потому что переделывать было нечего.

Жду в ответ пару саксесс-стори, чтобы увериться, что мир не так жесток.

такая же фигня была, тупо шрифтом прислали лого, (хотя просил эмблему уникальную, да и делали его дней 11), да ещё убогий какой-то, который ниразу не подходил под сайт.

0

Тоже был одни из проблемных клиентов.
Где то 3 недели мне менеджер присылал всякую халтуру, пока я не достал Романа по емайлу, он сам вмешался. После 30 минут разговора по скайпу к вечеру я получил 3 нормальных варианта логотипов, один из которых и был выбран.
Так что насчет выстроенных процессов вопрос, все на ручном управлении.

0

То, что вы называете "ручным" управлением, это всего-лишь состыковка тонких моментов. Без косяков может быть только "ничего", да и там иногда встречаются. Самое главное это результат!

То, что вы получили желаемый результат в течении месяца, говорит о многом тем, кто в индустрии. Это очень хорошо.

Недовольные есть всегда и везде. Главное чтобы довольных было больше.

я не знаю, зачем вы это тут написали, совершенно ни к месту.
Мой вопрос решался за полдня. А меня мурыжили 3 недели. А если бы я опустил руки и не стал долбить лично директора? Все бы так и закончилось пшиком.

То что написали вы, никак не противоречит тому, что написал я. То, что ваш вопрос решался за полдня, предполагаете вы, на самом деле все может быть иначе. В чем проявляется мурыжение, я тоже не в курсе и даже не буду делать предположений.

Директора обычно и без должежки в курсе дел, просто их поддержка точечная, а когда к ним идет личное обращение, точка направляется в нужное место. Обсуждать то, чтобы было, если бы вы опустили руки нет возможности, потому как нет и не может быть полной картины происходящего. Ну и что такое пшик у каждого так же свое понимание, возможно это ваше личное мнение и взгляд на проблему, возможно факт, но речь опять же не об этом, а о том, что тонкий момент в итоге был все-равно решен.

А вот процент пшика от аналогичного заказа по той же схеме конкурса или от наёма фрила за те-же деньги, был бы гораздо выше.

Ни в коем разе не хочу кого-то оправдать или наоборот, просто знаю что такое тонкие моменты и что все не может быть гладно. Просто решил поделиться своим мнением.

Пшик в моем понимании, потеря 11к рублей, что меня совсем бы не устроило. Я не понял, что вы так упорно тут отстаиваете сами у себя? Радоваться надо фидбеку от клиентов.

0

Игорь, "точечная поддержка" - это чайка-менеджмент. Директор должен видеть всю картину, а не налетел-поддержал.

0

Согласен, Андрей. Я говорю про внимание тонким моментам. Только для того, чтобы исключить их в последующем.

0

Заказывал логотип)Сказали это не правки а полная переделка(платите еще)

0

Узнал о сервисе давно, pikabu)))

Всё это игры московских стартаперов, у нас тут в регионах сайты делают за 2-5 тыс. рублей, а логотип какой первый в гугле на глаза попадётся - тот и будет ))

Выращивать клиентов можно и в регионах. Просто этим нужно заниматься.

Понравится, не понравится... имеет смысл говорить только о вероятности. Если клиент видел ваше портфолио и условия работы и его все устроило - значит с большой долей вероятности его все устроит и потом, гарантий быть не может впринципе. Мы своих клиентов спрашиваем перед началом работы - отсекаем "залетных" и проблемы с недовольными практически отсутствуют. Есть "ваши" клиенты и "не ваши", а гонятся за всеми в подряд - дело не благодарное.
А вообще вы большие молодцы, мы вами вдохновляемся:)

У меня был опыт, весьма негативный.
Заказал лого. Через несколько дней (с опаозданием) было получено текстовое лого с маленькой мулькой.
Просили переделать, мотивируя, что в подборке лого в портфолио на сайте уровень лого совсем иной (куда выше), на что был получен ответ от САМОГО Романа Горбачева:
"Мы добавим и ваш логотип в портфолио, он вышел вполне удачным.
Если у вас есть фактические правки по лого, мы готовы внести их, чтобы добиться нужного результата."
Но этого так и не случилось...

А вот с www.godesigner.ru/ опыт замечательный, всем рекомендую!

−1

Так с первого взгляда - блумсдей ничем не хуже KingsLike из портфолио.

По-моему, шикарное лого.
цветочек можно было бы и полегче, ИМХО, но и одно текста было бы достаточно.

0

Напрямую у дизайнеров на FL.ru больше не модно заказывать?

все ведутся на маркетинг, где то слышали.

0

Хорошие советы. Спасибо
Поделюсь своим опытом работы по разработке логотипов в Тюмени. Заказчики бывают разные. Есть такие клиенты, котрые хотят, как они говорят, простой логотип для своего сервиса. Я начинаю вести беседу по уточнению задачи, заполнять бриф. А заказчик с такой неохотой отвечает, мол вы же профессионалы, сделайте мне несколько вариантов, а я выберу, какой понравиться. Начинаю задавать вопросы по концепции, что нужно использовать, а что нельзя при разработке. Заказчик никак не хочет участвовать в обсуждении, говорит, что не разбирается в дизайне. От этого проичходит следующее. Наш дизайнер предоставляет 1 вариант логотипа, на что заказчик отвечает, что это не то, что он хотел, и просит "накидать" еще несколько вариантов.

Суть такова, что на самом начальном этапе нужно для себя четко понимать, чего хочешь и ждешь от логотипа. Не полениться заполнить бриф и обсудить все детали с дизайнером. Как говорится, "нет тз - результат хз"

Поэтому, дорогие заказчики, относитесь к разаработке логотипа серьезнее, постарайтесь рассказать и описать свое видение логотипа дизайнеру на берегу и тогда дизайн вы получите тот, что хотите)

Таки заказчики делают логотип только потому что, надо чтоб он был, ну такие вы вот требования времени. Поэтому критерии здесь именно такие - сделайте как можно больше вариантов, а я там буду в кабаке сидеть с друзьми обсудим выберем лучший.

Самый важный вопрос, на который заказчик должен ответить: «Зачем вам логотип?». Если ответ «чтобы был», то эту задачу клиенту проще всего решить, купив логотип на стоке, на свой вкус, выбрав из сотен вариантов.

У меня был 1 положительный опыт работы и 1 отрицательный.

Ну что я могу сказать - если бы у вас была обратная связь нравиться-ненравится, анализ почему и возможность делать правки - было бы лучше.

А так получается - вам нравится? - нет. - ну и ладно)

0

3 правки это нормально. Если дальше нужны исправления то в 99% заказчик просто сам не знает чего хочет.

да, но их не было)

Я и говорю должна быть обратная связь - что бы не заказчик бомбардировал студию, а наоборот студия заказчика все ли ок?

потому что после этого я морально не смог к ним вернуться, хотя заказы на их услуги были.

0

Вот мега странно, когда люди (мы говорим в разрезе именно подобных сервисов и услуг) говорят, что у меня полетел проект без финансов, а далее хотят запустить контекст, вместо того чтобы использовать пиар форматы, статьи, лого взамен за услугу, и так далее и тому подобное.

0

Мне кажется, одно другому не мешает, вопрос только в РОИ

0

Вы несколько путаете понятие ROMI по отношению к конкретной выручке денег.

0

Привет, Роман!

Сейчас вы – это Booking.com с фотографиями президенстких люксов по 3000 рублей, селящий клиентов в номера без кондиционера и не показывающий в последствии отзывы этих клиентов. Долго такой бизнес просуществует?

Я не снимаю отвественности с клиентов, которые ведутся на халяву, хотя пора бы прекратить :)

После работы с Логомашиной появилось ощущение, что в дешевых тарифах бизнес работает по схеме, которая использует любовь нашего брата к халяве: у потенциального клиента может возникнуть уверенность, что за 3000 рублей он получит логотип такого же высокого уровня, как логотипы выставленные на сайте логомашины.

Это не может быть так. Мой опыт это подтвердил. За 3000 рублей чуда не происходит, получаем то, что получаем.

Сайт всеми силами говорит "закажи сейчас, все будет классно!", но прячет в самый дальний угол любую информацию о том, какое именно качество клиент получит за 3000 рублей, плюс отзывов от клиентов, заплативших 3000 рублей не найти.

Возможно, стоит пересмотреть ваши обещания по дешевым тарифам и сделать их более реалистичными. Завышенные и не удовлетворенные ожидания ведут к негативу, а негатив и профит вместе долго не живут.

Привет.
Большая часть работ на сайте, которые, как вы отметили, высокого уровня, сделаны по первому тарифу, например Pirates: logomachine.ru

По поводу того, что отзывов не найти — где вы искали?
Я нашел в комментах на этом сайте отзыв про первый тариф: siliconrus.com/2014/10/logomachine-spark/#comment32158

Есть даже целая статья: siliconrus.com/2014/11/logo-regret/

Вообще, мне нравится ваша идея, если заказчики не против, писать, по какому тарифу была сделана работа.

Отзывов нет найти на вашем сайте, типо "мы, такие-то такие-то, работали с логомашиной, все прошло зашибись, довольны результатом, вернемся еще".

Возможно, система отзывов (сбор, систематизация, публикация) и более детальная информация о качестве поможет сразу продавать более дорогой пакет.

Сорри, просто мой опыт привел меня к неудобной мысли, что система выстроена так, чтобы привлечь низкой ценой, а потом "добрать".

У меня бы, наверное, тоже сложилось такое впечатление. Ты прав, над сайтом надо поработать в этом ключе, спасибо.

0

Очень поддерживаю идею давать заказчику один вариант и не мучать его выбором. Так работают очень профессиональные люди. Заказчик может и не сразу, но потом понимает, насколько ему сделали хорошо, взяв муки выбора на себя, внутри коллектива исполнителя

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Igor Kachura
витринановостроек.рф

Да, в чатике полная некомпетентность, хотя по идее работают по той же инструкции что и колл центр.

Кейс из России: Зачем команда «Альфа-Мобайл​» меняет дизайн своего приложения
0
K M

В тюрьмах принудительно держат

Штаб-квартира: Гамбургский офис сервиса для отзывов Yelp
0
Странный Тип

>При росте сбережений выше отметки в 20 тысяч долларов можно задуматься о вложении половины этой суммы через зарубежных биржевых брокеров — многие из них работают с гражданами РФ и открывают счета удаленно

этож гениально! как ипотеку выплачу и 20к скоплю, - непременно отдам свои деньги гражданину сша, чтобы он их удаленно приумножал.
Детям давать высшее образование не стану - затраты, пусть лучше станут рабочими и виснут на моей шее до самой смерти.
А да, накопления буду держать в валюте, даже если нефть к 200 поползет.
Автор - уг

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Александр Савинов

и что значит новый иск не имеет отношение к мировому соглашению?

Новый иск это переуступленное право требование, которое Пономарёв уступил своё дочерней структуре до мирового соглашения. Вот и получилось, что он заключая мировое соглашение и получая деньги уже не имел никаких прав требования к Икее, а имела его дочерняя компания, которая и подала эти новые иски.

IKEA оспорит арест 9 млрд рублей на счетах российской «дочки»
0
Igor Kachura
витринановостроек.рф

Чатик же в прилаге запилили, зачем звонишь?

Кейс из России: Зачем команда «Альфа-Мобайл​» меняет дизайн своего приложения
0
Показать еще