Лого vc.ru

Биотопливо, переработка, велосипеды и зеленые крыши: как развивается шведский «город будущего» Мальме

Биотопливо, переработка, велосипеды и зеленые крыши: как развивается шведский «город будущего» Мальме

Редакция издания «Футурист» рассказала о шведском городе Мальме, где всю портовую промышленность заменили на «биотопливо, велосипеды и зелёные крыши». История о том, как после промышленного краха жителям удалось поменять философию городской жизни и за десятилетие стать одним из самых экологичных центров планеты.

Конец индустриализации в Мальме

В 90-е ключевой город шведского юга усиленно деградировал — наполовину состоял из портовых районов и был полностью зависим от кораблестроения, а власти Швеции запланировали обрезать деятельность в этой сфере из-за низких перспектив в конкуренции с Азией и другими регионами.

Усеянный складами, песчаными насыпями и промзонами Мальме оказался никому не нужен. За пять лет там потеряли работу почти 27 тысяч человек — уровень безработицы стал самым высоким в стране.

Самый характерный эпизод того времени — продажа огромного (138 метров) судового крана Kockumskranen на верфи в Южную Корею. Сами корейцы прозвали его «слёзы Мальме», потому что якобы видели, как некоторые горожане рыдали, наблюдая за демонтажем своего символа. Примерно в тот момент власти и жители Мальме поняли, что необходимо искать другую специфику и, главное, — иной способ мышления.

Мы оказались в глубочайшем кризисе, какой только можно себе представить. Перед нами встал вопрос, какой путь избрать сейчас, когда уклон в промышленность не оправдал себя для города. Вместо этого мы стали содействовать развитию Мальме как центру знаний и эко-городу. Радикальные меры были необходимы.

— Иллнар Рипару, бывший вице-мэр Мальме

Кроме ментальной революции, на развитие Мальме повлияли два события: строительство Эресуннского моста — самой длинной в Европе железнодорожно-автомобильной дороги, соединившей город со столицей Дании, — и открытие университета Мальме. В умирающий промышленный урбан потянулись молодые интеллектуалы и прогрессивные специалисты, с которыми местные власти сразу запустили активное сотрудничество.

Район Bo01

Новая философия Мальме применяется везде, но лучше всего видна в районе Bo01. Это западная гавань, которую полностью перестроили, расчистив лабиринты верфей. Проектированием и строительством занимались частные компании, которые координировали работу с муниципалитетом и друг другом, чтобы район выглядел как единый проект.

600 домов, магазинов и офисных зданий оснащены солнечными батареями и подключены к системе циркулирования воды, где один и тот же объём сначала используется для обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом. Кроме того, всё вокруг оснащено ветряными турбинами, а сами здания возводят из экосырья с функцией сохранения тепла.

Лучшее доказательство того, что Bo01 не идеализированная фантазия, а повседневная реальность — там тоже есть свои проблемы. Например, его население — преимущественно белые европейцы. Для Мальме, где 40% жителей родились за пределами страны, это показательная картина.

Считается также, что в Западной гавани дорогое жильё и в целом высокий класс проживающих, что конфликтует с идеей о массовости и доступности. Но, во-первых, эти трудности в любом случае лучше, чем то, что происходит в тысячах других городов по всему миру. А во-вторых, они не мешают Мальме развивать свою экологическую концепцию.

Переработка отходов

Один из ключевых пунктов реорганизации жизни Мальме — вторсырьё. В городе, как и по всей стране, давно запущен тренд на разделение отходов. Причём не на три вида, как во многих европейских странах, а на несколько десятков. Всё для того, чтобы мусор было удобнее перерабатывать.

В каждой кухне Мальме для этого установлены специальные измельчители. Полученный материал затем идёт на биотопливо для автомобилей и городского транспорта. Пищевые отходы также трансформируются в биогаз, который в быту заменяет традиционный природный. Власти Мальме пускают в работу даже пепел. «Мы используем его, чтобы сделать гравий для парковочных мест, дорог и барьеров», — объясняет менеджер компании по переработке отходов Гунилла Карлсон.

Озеленение

Мальме планирует захватить мировое лидерство по озеленению и, согласно некоторым оценкам, уже входит в топ-4 самых зелёных городов планеты. Муниципалитет прописывает отдельные программы по защите окружающей среды, регулярно увеличивает количество парков.

Особая гордость Мальме — зелёные крыши, на которых разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды. Так, в районе Аугустенборг есть Ботанический сад с крышей, чьи 9,5 тысяч квадратных метров кровли отданы под зелёные насаждения.

Кстати, в Аугунстенборге раньше постоянно возникали проблемы с влажностью и задержкой дождевой воды. Для того, чтобы их избежать, район снабдили сетью каналов по сбору и выводу лишней воды и заменили материал фасада у большинства зданий. А новый дизайн окрестностей жители затем придумывали фактически самостоятельно.

Транспорт

Еще в 2013 году по улицам Мальме ездило больше сотни автобусов на биотопливе. Сейчас эта цифра выше, но менее значима. Потому что город захватывают велосипеды.

В Мальме более 400 километров велодорожек и несколько тысяч парковочных мест под велосипеды. Крутят педали там чаще, чем в любом другом городе Швеции. И даже чаще, чем в Копенгагене, который считают центром велосипедного движения Скандинавии.

Для 40% всех поездок на работу в Мальме используется велосипед. Для горожан часто это не только полезно и правильно, но и просто удобно. Потому что около трёх десятков перекрестков там оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах.

Многие поезда и паромы оборудованы отсеками для перевозки байков внутри салона. Правда, за все эти удобства нужно отвечать: шведские постовые службы часто проверяют исправность тормозов и наличие фонариков или звонков. И выписывают штрафы, если что-то не так.

Перспективы

«Мы поставили перед собой цель: Мальме будет лучшим городом мира по устойчивому развитию к 2020 году», — так начинается муниципальная программа по внедрению новой философии жизни. К 2030 году город хочет добиться полной энергетической независимости, увеличив процент использования альтернативной энергии до 100%.

Мальме ни от кого не прячет свои инновации. Наоборот — представители города активно рассказывают про нюансы работы и идут на тесный контакт. Дело тут не столько в альтруизме, сколько в формировании нового имиджа.

Если когда-то Мальме знали как серый порт на юге Швеции, то теперь это центр ИТ-технологий, инноваций, экологии, туризма и нового типа урбанизации, при которой город не душит природу, а прямо зависит от её развития.

Присылайте свои колонки о том, как изменится наш мир, на future@vc.ru.

Теги

Тупые европейцы, неправильные, правильней звать россиян и обслуживающий персонал: таджиков, узбеков...

0

Полная бездуховность! На бодрой четырке у падика не навалишь басов, на детской площадке не спрячешь пакетик спайса, бутылку даже не кинуть в кусты ;(

Ни слова про мост из Дании в Швецию...он очень крут

0

Вы невнимательно прочитали статью.

я к тому, что без картинки или ссылки это просто жд-автомост. а он реал очень крут

Соглашусь. Часто через него в Копен гонял и на машине и на поезде и на автобусе. Клевый мост!

0

> Мальме будет лучшим городом мира по устойчивому развитию к 2020 году

0

Тоже читал, что мальме пал.
Нарко, мигры, ножи...
Проверять не хочется, но за эко рад.

0

скандинавия очень мила, все опрятно и уютненько, желаю вам попутешествовать там )

0

Это Вы просто кремлевской ватной пропаганды начитались. Не, серьезно.

0

У меня подруга давно живет в Швеции – она отсоветовала мне ехать работать в Мальме, когда было приглашение. Очень огорчается большому количеству мигрантов, которые кормятся на 50% налоги местных. Так что зря вы про пропаганду. Не все так плохо, но и не так хорошо, как было раньше.

Очевидно, что Ваша подруга ни разу не была в России, и не знает, сколько в России (особенно в больших городах) этих самых мигрантов. Расскажите ей при удобном случае. Реально, я не утрирую, в метро едешь по утрам, дак как в Казахстане. А магазинах продуктовых если что спросить надо, дак реально не всегда даже понимают, приходится идти на кассу и с мольбой спрашивать "Есть ли тут кто-нибудь русский?". И какая-нибудь девушка такая "Я русская, Вы что-то хотели?". И ты такой ей "Ой как хорошо!".

Так о пропаганде знаю что говорю. Естественно выгодно, когда трон шатается, а-то вдруг русня прозреет и поймет, что там лучше... Не, понятно, хорошо там, где нас нет, но Вы же понимаете, да? Живет только Питер и Москва, но остальная Россия - это такой тлен и безысходность, что реально, вот только умирать. Ну или телевизор смотреть... Вот машина и работает.

0

Не знаю про Россию, но в Москве реально по выходным на улицах, мягко говоря, преобладают мигранты.

0

Подруга питерская и прекрасно все знает :) Мигрантов хватает в Мск и Питере, но с "есть кто-нибудь русский" вы перегибаете.

0

Не, понятно, загнул, да, однако пару раз мне действительно хотелось идти уже на кассу, благо рядом обязательно кто-то проходил более понимающий) Ну а реально без языка товар просто раскладывают, это я понимаю, что с них взять)

0

> она отсоветовала мне ехать работать в Мальме, когда было приглашение.

Недальновидно. В Мальме, Лунде много ИТ (для двух городов с населением в 80К и 380К) , потому что там огромный технический университет. Если что-то надоест, всегда можно найти новую работу.
Далее, потратив 30 минут на поезде, отходящем с центрального вокзала Мальмо, вы оказываетесь в центре Копенгагена, где ИТ еще больше.
Самая мякотка - получишь blue card или residenceship в Швеции, жить в Швеции, а работать в Дании. По уровню жизни Мальме и Копенгаген особо не отличаются, а вот цены на жилье - в два раза.

0

Слишком большие налоги и мало денег после ЗП :) В других европейских странах можно лучше жить, а работы не меньше.

0

Что это за страны такие?

0

Да те же самые Нидерланды. Вжух – 30% рулинг, и отлично себя чувствуешь после налогов. Германия та же самая, с женой неработающей платишь меньше налогов, с ребенком еще меньше.

А в это время в реальном Мальме
imgur.com/gallery/uuAY1

Название рубрики "Будущее" в этом контексте как то настораживает.

0

Ниже коммент чувака, который там живет читайте. Неча каналы Солнцеликого поддерживать.

Ты вообще читать умеешь? Трэш происходит в одном из районов Стокгольма.

Я предлагаю банить всех дебилов, которые тащат в треды жетлую прессу. Надо как-то защищать общество от этих деградантов.

0

Им платят за это деньги, зачем же вы в открытую призываете забирать у людей работу?)))

Фотка с Торсо - старая. За парком уже как 4 года нет парковки. В западной гавани давно не осталось пустырей, последние начали застраивать этой весной.
Вторая фотка не похожа на Мальме, гугл намекает, что это Стокгольм. Если это так, не плохо было бы поправить заметку.

Два года живу в Мальме, до этого жил 30 лет в неризиновске. Проблемы с преступностью мигрантов парят только ОРТ по воскресеньям и желтую прессу. Не смотрите ТВ и не читайте желтых газет.
Если есть вопросы про город, могу рассказать подробнее.

0

Селф-фикс, не вторая фотка, а фотка с велосипедистами.

0

Вот это правдивый коммент!

0

предсказуемо бомбаноло у всех. Все как всегда.

Прямой эфир
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления