Лого vc.ru

«Это признание того, что мы занимаем прочную позицию в мировом интерактивном дизайне»

«Это признание того, что мы занимаем прочную позицию в мировом интерактивном дизайне»

Российские призеры главного международного конкурса инфографики Malofiej International Infographics Awards о своих проектах и других победителях.

Три российские бронзы

31 марта на ежегодной инфографической конференции в Памплоне (Испания) были объявлены победители конкурса инфографики 25th Malofiej International Infographics Awards.

Российские дизайнеры инфографики получили три бронзы в категории «Онлайн-графика» — студия инфографики ТАСС за работу «Обещанного девять лет ждали» о строительстве стадиона «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге и дизайн-центр МИА «Россия сегодня» за работы «Космодром Восточный» и «Пальмира: жемчужина Сирии».

Конференция Malofiej: главное — идеи

Всемирная инфографическая конференция Malofiej, названная в честь аргентинского картографа, пионера инфографики Алехандро Малофея (Alejandro Malofiej), проходит в Памплоне с 1993 года — в этом году 25-й раз.

На конференцию, организатором которой выступает общество новостного дизайна Society for News Design (SND), собираются дизайнеры инфографики из газет, журналов, агентств и дизайн-студий, чтобы обсудить актуальные проблемы и тренды в области визуализации данных, принять участие в профессиональной мастерской Show Do not Tell! вместе с лучшими графическими художниками мира и чествовать победителей конкурса Malofiej International Infographics Awards.

Федор Шумилов инфограф, журналист, российский директор Society for News Design

Живые легенды и звезды — все рядом, со всеми можно поговорить, показать свои работы. Несколько сотен человек в зале — и все сумасшедшие. В хорошем смысле слова. ​

Конкурс Malofiej позиционируется как «Пулитцеровская премия в области инфографики» и оценивает лучшие инфографические печатные и онлайн-работы со всего мира. По словам Федора Шумилова, получившего первую российскую награду Malofiej в 2007 году, Malofiej International Infographics Awards — это «главный конкурс инфографики», и на нем в первую очередь оценивают идеи.

Федор Шумилов инфограф, журналист, российский директор Society for News Design

​Инфографику оценивают много где, но если по гамбургскому счёту — то Malofiej однозначно лидирует. Главное, что оценивается — идеи: новый приём в визуализации, взгляд на предмет с другой стороны. И потом уже качество исполнения.

В 25-м конкурсе Malofiej International Infographics Awards приняли участие 1334 работы (750 печатных и 584 онлайн-проекта) из 134 организаций и 31 страны.

Всего в этом году было выдано 155 наград (70 — печатная инфографика, 85 — онлайн-инфографика): 10 золотых медалей, 47 серебряных и 98 бронзовых. Первое место по количеству наград у США (26 наград), второе у Германии (14), третье у Испании (12). У России в этом году три награды — бронза студии инфографики ТАСС и две бронзовые награды дизайн-центра МИА «Россия сегодня».

Антон Степанов руководитель дизайн-центра МИА «Россия сегодня»

В номинации «Наука, технологии и медицина» студию наградили за работу «Космодром Восточный», где мы иллюстративно показали путь ракеты от завода до космодрома. В номинации «Мир и народы» в инфографике «Пальмира: жемчужина Сирии» мы показали, какое историческое, архитектурное наследие могло навсегда потерять человечество.

Медали на этом конкурсе — это признание того, что мы находимся в общемировом новостном потоке и занимаем прочную позицию в мировом интерактивном дизайне. Я рад, что каждый участник команды студии инфографики внес свой вклад в победу.

Алексей Новичков руководитель студии инфографики ТАСС

Есть некая ирония в том, что наш первый спецпроект получил награду. Причина, видимо, в том, что мои коллеги с первых же дней были заряжены на результат высочайшего качества.

Наша студия официально существует с сентября 2016 года, но в полном составе коллектив сформировался и начал работу только в ноябре-декабре. В команду я набирал людей по принципу «я так не умею». Это мои бывшие коллеги, друзья и студенты. Каждым восхищаюсь и очень дорожу их совместным вкладом в работу.

Нас 10 человек: Антон Мизинов, Настя Зотова, Оксана Маркова, Константин Каковкин, Глеб Тржемецкий, Валерия Скуратова, Василий Егоров, Александр Волков, Сабина Вахитова. Мы находимся под руководством Дарьи Мазур и Дарьи Пенчиловой. Они поставили перед нами ряд амбициозных задач, которые мы решаем. Наш коллектив значительно меньше многих дизайн-студий, поэтому производство требует оптимизации и автоматизации процессов.

Мы оптимизируем процессы, чтобы ежедневные рутинные задачи не влияли на ход производства сложных проектов. Создание проекта «Обещанного девять лет ждали» (Nine years of waiting for St. Petersburg football arena) было штатным и проходило в рабочем режиме. Правки были, но влияли на загрузку не критично. Это нормально, когда в процессе работы появляются уточнения или дополнительная информация. Мы заинтересованы в качественном результате и всегда готовы внести улучшения, если они не приведут к срыву срока публикации.

Работу на конкурс мы отправляли только одну. В декабре 2016 года у нас только месяц как стояло оборудование и мебель, так что каких-либо других работ попросту не могло быть. В следующем году мы пошлем гораздо больше.

Золотые медалисты этого года и впечатляющие работы

Из десяти золотых медалистов этого года шесть получили награду в категории Printed Graphics и четыре в категории Online Graphics. Также присуждены две награды в номинации Best of Show Award и четыре спецнаграды.

Номинация Best of Show Award

В номинации Best of Show Award отмечены итальянская газета Corriere della Sera и сайт The New York Times.

Работа Olympic Races Social Series,The New York Times (США), онлайн

Графика, которая рассказывает о победе на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро американской пловчихи Кэти Ледеки: она установила новый мировой рекорд в плавании на дистанции 400 метров вольным стилем.

Работа Journey of Foreign Fighters, Corriere della Sera (Италия), печать

Визуализировав данные, которые находятся в свободном доступе, создатели графики показывают, как выходцы из разных стран (включая женщин и детей, которые обычно не вступали в конфликт) присоединяются к террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) или другим экстремистским группировкам, действующим в Сирии и Ираке.

Алексей Новичков руководитель студии инфографики ТАСС

Гран-при студентов Миланского технологического университета (работа, опубликованная в Corriere della Sera — прим. ред.) ​[на меня произвел] наиболее сильное впечатление. Для меня как педагога Школы дизайна НИУ ВШЭ — это вызов. Я нахожусь под сильным впечатлением от личного знакомства с их руководителем Paolo Ciuccarelli и считаю эту награду его значительным достижением.

Примечательно, что это очень красивая и сложная для чтения схема, в ней практически нет интерактива, поскольку это газетная публикация. Она содержит несколько смелых экспериментальных ходов. Радостно, что не мне одному кажется, что поиск новых решений визуализации данных должен продолжаться, несмотря на тренд упрощения в угоду скорости потребления информации.

Золотые медалисты

Среди печатных работ отмечены шесть публикаций (некоторые можно было увидеть только на конференции).

  • The Journey of Foreign Fighters, Corriere della Sera, La Lettura (Italy) — карта «о путешествии иностранных бойцов на территории халифата», получившая гран-при, также отмечена золотом в печатной категории.
  • Terremotos en el centro de Italia, газета La Vanguardia (Испания) о землетрясении в центральной Италии.
  • What the Islamic State Has Won and Lost, The New York Times (USA) о победах и потерях «Исламского государства» (запрещена в России).
  • In the hot zone, журнал National Geographic (США). Графическая история о вулкане Йеллоустоун.
  • Five years of Fukushima, газета El Mundo (Испания), о последствиях взрыва АЭС в Японии.
  • Портфолио Фернандо Баптиста (Fernando G. Baptista), журнал National Geographic (США). Старший графический редактор журнала National Geographic создал собственный стиль — иллюстрации с использованием моделей, которые он создает собственными руками. Например, одна из его работ последних лет — мультфильм о возведении колонны Траяна в Риме.

Среди онлайн-проектов — четыре золотые награды.

  • Olympic Races Social Series, The New York Times (США). Графика, посвященная новому рекорду Кэти Ледеки и получившая гран-при, также отмечена золотом в онлайн-категории, в номинации Social Media Graphics.​
  • Gun 11, FiveThirtyEight (США). Интерактивный проект, посвященный исследованию вопроса гибели от огнестрельного оружия.
  • ​A New Age of Walls, Washington Post (США). Масштабный проект с текстовыми материалами, графикой, видео и аудио, посвященный проблеме разногласий между странами и народами.
  • The Fine Line: Olympian Simone Biles, The New York Times (США). Проект, посвященный американской гимнастке Симоне Байлз, которая на Олимпийских играх 2016 года в Рио выиграла пять медалей из шести возможных.​

Спецнаграды

  • ​Премия Miguel Urabayen Award за лучшую карту. В печатной категории — работа Trump’s America, The New York Times (США), в онлайн-категории — проект The Two Americas 2016, The New York Times (США), который иллюстрирует, как выборы 2016 года разделили страну на две части.
  • Премия Climate change and Enviromental Commitment Best Graphic Award. Работа A Sharp Increase In ‘Sunny Day’ Flooding, of The New York Times (США) — рассказ о том, как глобальное потепление и повышение уровня моря увеличивают количество наводнений в Атлантике и Мексиканском заливе.
  • Премия Human Rights Best Graphic Award. Работа People on the run журнала In Graphics (Germany), в печатной категории. В онлайн-категории награждена работа The Washington Postо возведении стен на границах A new age of walls.
  • Премия Equality and Woman’s Promotion Best Graphic Award присуждена в онлайн-категории проекту Vagina Dispatches (The Guardian, UK), который посвящен половому воспитанию.​

Что обсуждалось в этом году на конференции

Как отмечает редактор дизайн-центра МИА «Россия сегодня» Настя Троянова, конференция Malofiej собирает в основном специалистов в области инфографики, но вопросы, которые там поднимаются, важны и для современной журналистики в целом.

​Настя Троянова редактор дизайн-центра МИА «Россия сегодня»

В этом году, как и всегда, на конференцию приехали журналисты, аналитики и дизайнеры из передовых мировых СМИ, агентств и студий. Уникальное событие — сразу столько профессионалов со всего мира в одном месте. Обсуждались проблемы визуализации данных для самых разных форматов, от breaking news до лонгридов и нишевых спецпроектов.

По словам ведущего художника-иллюстратора дизайн-центра МИА «Россия сегодня» Дениса Запорожана, юбилейная 25-я инфографическая конференция SND Malofiej была посвящена истории развития инфографической отрасли — от печатной инфографики до масштабных мультимедийных проектов. Важные темы конференции — сторителлинг, драматизация контента, акцент на социальные сети.

Денис Запорожан ведущий художник-иллюстратор дизайн-центра МИА «Россия сегодня»

Подобные конференции очень полезны для обмена опытом: мировые студии делятся с участниками полезной информацией о собственных методах работы, рассказывают о том, как устроен рабочий процесс, об инструментах и находках.

Кроме привычной адаптации под мобильные устройства докладчики — Изабель Мэйреллес (Isabel Meirelles), Хирам Энрикез (Hiram Enriquez), Джон Швабиш (Jon Schwanish), Хавьер Саррацина (Javier Zarracina) — акцентировали внимание на важности сторителлинга, драматизации контента, в том числе посредством привлекательного для зрителя приёма анимации.

Акцентирование внимания всех спикеров конференции на социальные сети и контакт с пользователем, убедили нас в том, что мы движемся в верном направлении. Это доказывают и ежегодные наши награды за проекты студии-инфографики дизайн центра МИА «Россия сегодня».

Сторителлинг. Было несколько докладов, которые зацепили аудиторию, подняли важные вопросы — инфографика все больше тяготеет к сторителлингу, движется от аналитики к раскатыванию историй. Но чуть медленнее, чем журналистика в сторону визуализации данных. Был даже доклад о том, что инфографику надо рассказывать так, как читаешь детскую книжку ребенку. Редактор из New York Times рассказывал, что если бы раньше они сделали статью о северокорейской пропаганде, то сейчас они об этом рассказывают на примере ретуши одной фотографии с Ким Чен Ыном.

Инструменты для изучения данных не нужны. Несколько раз прозвучало, что визуализация данных читателям медиа не интересна — они хотят либо данные в табличке, но уже после выводов по ней, для проверки. Ну или чтобы взять нужные цифры и опубликовать скриншот в твиттере, для подтверждения своей точки зрения. New York Times на пробу опубликовали три статьи: цифры внутри теста, с графиками, с таблицей. Больше всего трафика было на статью с таблицей.

Инструменты для анализа данных также не интересны [читателю] — давайте сразу готовые выводы, и скажите, где лежат данные, мы их проверим своим инструментом, благо их много, и они общедоступны. Если даете обобщенные данные, например, результаты голосования по штатам, то спросом пользуются и детализированные, по округам. Самодельные инструменты для обработки данных и для их визуализации могут быть интересны лишь для внутреннего потребления, либо для таких же пишущих журналистов-коллег. Например, есть инструмент из бразильской Estadao для анализа того, как каждый конгрессмен поддерживает решения правительства и насколько близок по взглядам к своей партии. Используя его, можно набирать фактуру для поиска героя статьи, но подобный инструмент совершенно не для читателя. На основании этого инструмента написали около 20 статей и даже целую книгу. Ребята из La Nacion некоторые такие инструменты даже не публиковали, просто потому что в них невозможно разобраться, они понятны только создателям.

Нужно больше программистов. С другой стороны, звучало, что все быстро шаблонизируется, и в инфографике для медиа нужно больше программистов.

Также всех беспокоит вопрос, что проекты с инфографикой все больше становятся похожи на обычные лендинги из-за мобильных версий. Холдинги делают шаблоны для собственной редактуры, и журналисты сами могут собрать статью с инфографикой, даже с мобильника, пользуясь стандартными блоками — таблица, графики разных видов, таймлайн, шторка для фото «было» и «стало», карта с точками и карта с графиками. Все, что можно шаблонизировать — шаблонизируется.

Для поддержки нескольких версий одного интерактива желательно, чтобы фронтэнд-программистов было больше, чем дата-аналитиков и дизайнеров инфографики. Тогда можно выходить за пределы стандартных форматов освещения, если они интересны читателю.

Пострамповские вопросы. Был доклад о посттрамповской истории — статистике и дата-журналистике больше не верят. Цифры никого не убеждают. Подозревают в том, что ты манипулируешь данными, укрывая часть и не фокусируясь на них.

[Журналист данных проекта The Marshall Project] Анна Флагг (Anna Flagg) предложила очевидные вещи, например — показывай доказательства и методологию, гуманизируй данные, заставляй читателя сопереживать данным. Отслеживай реакцию читателей, отвечай на комментарии, будь готов менять проект. Эта тема задела аудиторию — было видно, что это наболевший вопрос. Выводы из доклада и так были всем очевидны, девушку закидали жесткими вопросами, но больше она ничего не смогла ответить. Как жить в посттрамповском мире, никто пока не знает.

Про VR-инфографику никто вообще не вспоминал, примеров не было. Все забыли, как будто и не было этого увлечения прошлого года.​

Тимур Агеев, ведущий художник-иллюстратор дизайн-центра МИА «Россия сегодня»
Настя Троянова редактор дизайн-центра МИА «Россия сегодня»

Как редактору инфографики, мне была важна тема, которую затрагивал почти каждый спикер — это особенности сторителлинга. Любая визуализация рождается из данных, из контента. Но чтобы эти данные обрели смысл и сложился паззл, в них нужно отыскать историю — и понять, как именно её подать.

Хорошая идея и качественный дизайн — половина успеха проекта, но именно искусство сторителлинга отличает сегодня самые выдающиеся инфографические проекты.

Глядя на свою и чужую работу со стороны, мы лучше ощущаем, как меняются потребности нашего читателя и как в условиях перенасыщенного медийного пространства удерживать его внимание становится всё сложнее, даже когда речь идёт о важных вещах.

Один из спикеров показывал свой проект: на экране 3D-модель помещения, голые стены и подсветка. Вверху — фотография человека, который находится в тот момент внутри, и рассказ о его мыслях и действиях. Камера перемещается по модели, пустые залы подсвечиваются разными цветами, сверху едет текст.

Больше ничего не происходит, но история держит тебя в напряжении от начала и до конца потому, что это история о стрельбе в ночном клубе в Орландо.

​Мне как редактору было интересно послушать про роль истории в проектах. Когда исследование не передаёт эмоцию и не имеет кульминации — это простое перечисление фактов, которое, зачастую, даже в инфографике не нуждается. Об этом всегда важно помнить.

Другим важным приобретением были инструменты, которыми в своей работе пользуются студии. Аналитика просмотров, картографический сервис, быстрая отрисовка графиков и самое интересное для меня — источники данных для исследований. Некоторые из этих инструментов мы использовали в работе над текущими проектами сразу по возвращении.

Наташа Ветрова, редактор дизайн-центра МИА «Россия сегодня»

Планы победителей

Настя Троянова редактор дизайн-центра МИА «Россия сегодня»

В нашей повседневной работе мы стремимся рассказывать истории так, чтобы читателю передать не только информацию, но и эмоции, которые она вызывает у нас самих.

Конкурс SND Malofej в этом смысле не дает универсальных решений (их и не бывает), но помогает анализировать положительный и отрицательный опыт иностранных коллег, избегать их ошибок и брать на вооружение удачные приемы.

И я вижу, как это сказывается на работе нашей студии: с каждым проектом мы задаем себе всё более высокую планку, а две бронзовые награды 25-го конкурса Malofej, пожалуй, подтверждают, что двигаемся мы в правильном направлении.​

Алексей Новичков руководитель студии инфографики ТАСС

​[Победа] для студии — это серьезный прорыв. Признание иностранными коллегами означает, что мы на верном пути. Для российской инфографики это значит, что индустрия, несмотря на экономические трудности, продолжает развиваться.

Мы планируем искать более качественные и удобные форматы передачи сложной информации через графические образы. Только за январь—апрель мы произвели семь зрелищных спецпроектов.

Инструменты коммуникации стремительно совершенствуются, и мы понимаем, что прежний подход больше нельзя применять. Студия ищет различные форматы, которые позволят не только получать награды на конкурсах, но и делать инфографику привычной и удобочитаемой для широкого зрителя.

К слову сказать, на конкурсе Malofej появилась номинация для социальных сетей. Кто знает, может, нас там ждет серебро или золото? Это новая ниша и все находятся в одинаковых стартовых условиях.

Для тех, кто хочет знать больше

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на marketing@vc.ru.

Теги
Рубрика «Маркетинг» выходит при поддержке проекта «Одноклассники»
Прямой эфир
Узнавайте первым важные новости
Подписаться