Лого vc.ru

Почему специалисты с техническим складом ума не хотят идти в маркетинг

Почему специалисты с техническим складом ума не хотят идти в маркетинг

Издание Campaign опубликовало колонку директора по глобальному маркетингу Travelex Доминика Граунсела, в которой он поднимает проблему того, что сегодня маркетинг нуждается в людях с техническим складом ума, которые, однако, предпочитают развиваться в других профессиональных сферах. Редакция vc.ru подготовила адаптированный перевод заметки и пообщалась с представителями российских агентств о проблеме.

Поделиться

Граунсел пишет, что за последние 10−15 лет индустрия маркетинга сильно изменилась. Диджитализация и развитие технологий привели к тому, что в компаниях накопилось большое количество данных. По мнению директора Travelex, это изменило условия, в которых работают маркетологи.

Он говорит, что традиционные роли в агентстве, такие как работа над брендингом, разработка инсайтов и маркетинговые коммуникации по-прежнему важны, но индустрия нуждается в новых талантах, которые разбираются в технологиях.

По мнению Граунсела, маркетингу нужны люди, способные справиться с огромным потоком данных, произвести комплексный анализ и понять техническую природу digital-каналов. Такие люди обычно занимаются наукой или становятся инженерами, а это традиционно те области, из которых не приходили маркетологи.

Граунсел сожалеет, что маркетинг не является привлекательным для людей с техническим складом ума. Он выделяет несколько проблем, которые предлагает решать с помощью маркетинговых инструментов, когда сама профессия — это бренд, а ее целевая аудитория — «технари».

1. Студенты с техническим образованием не собираются начинать карьеру в маркетинге

Граунсел рассказывает об опыте общения с молодыми специалистами, которые готовы были стать бухгалтерами, работниками технологических фирм, заниматься корпоративными финансами. С самого начала они даже не рассматривают маркетинг как область, в которой можно развиваться.

Проблема: целевая аудитория не знает о бренде.

2. Маркетинг ассоциируется с творческими и несерьезными профессиями

Маркетинг вызывает ассоциации только с производством рекламы, хотя подразумевает проведение предварительных исследований, составление и оптимизацию финансового плана рекламных кампаний и многое другое. По мнению Граунсела, команда, которая хочет выиграть в «Каннских львах», только чтобы попасть на страницы издания Harvard Business Review, не производит серьёзного впечатления. Такая организация кажется группой художников, среди которых «технари» не ищут работу.

Проблема: искажённое восприятие бренда.

3. Маркетинг незаметен среди других профессий

Даже если молодые люди знают о возможности начать карьеру в маркетинге, они не стремятся это сделать. Они хотят работать над собственным продуктом, например, разрабатывать приложение для электронного сервиса. Поэтому работа в Google, Facebook или Uber более привлекательна для молодых технических специалистов. Если они не хотят идти в большие компании, то запускают собственные стартапы.

Проблема: незаметность на рынке профессий.

У этих проблем, как считает эксперт, нет простого решения, но маркетинговая индустрия способна его предложить. Проблему поиска людей с техническим образованием необходимо решить, чтобы успевать за развитием рынка в мире технологий и цифровых данных.

Редакция vc.ru спросила представителей российских агентств, есть ли подобные трудности в России.

Андрей Михальцовтехнический директор Grape

На российском digital-рынке сейчас наблюдается большой дефицит кадров, которые одинаково хорошо разбираются в теме digital-рекламы и в то же время обладают техническим складом ума. Технари в агентстве — это необязательно разработчики и верстальщики. Аналитикам, менеджерам по проектам и аккаунтам часто не хватает технической базы для принятия правильных решений. Структурный подход к управлению всё же лучше дается выходцам из технических вузов, а маркетинг у нас больше относят к гуманитарным направлениям, что не всегда верно.

В ИТ-тусовке тема рекламы поднимается только тогда, когда заходит разговор про высокие нагрузки или про используемые технологии в новом продукте для рекламного рынка, например RTB-системах. Сложные кейсы, награды на фестивалях — это всё пустые слова для разработчиков или выпускников технических вузов.

Частично согласен с автором статьи в плане причин, по которым это происходит. Добавлю еще одну — в сообществе разработчиков существует такая культура поведения, что, когда компания использует часть открытых и бесплатных opensource-программных продуктов, то она считает своим долгом вернуть в эти продукты свои собственные наработки в виде патчей или обновлений. При этом компании могут быть формально конкурентами, но складывается атмосфера, в которой все друг другу помогают.

В рекламе люди менее склонны делиться знаниями, но не всё так плохо. Есть хорошие конференции вроде Digital Marketing Conference или «Digital без силикона», на которых люди действительно готовы делится опытом, а не проводить выступление самопиара.

Галина Аникинауправляющий партнер медиаагентства UM

Абсолютно верно выявлен тренд развития профессии маркетолога. От специалиста в маркетинге, а особенно в медиа и в digital всё чаще требуются не столько «традиционные» гуманитарные и коммуникативные навыки, сколько математическое мышление, способность работать с «большими данными» и даже базовые навыки программирования.

Например:

1. Programmatic, RTB, CPA-закупки, работа со счетчиками — задачи больше для математика и/или программиста, чем для маркетолога.
2. Электронный документооборот, SAP, электронные медиаторги — задачи для человека с навыками программирования.
3. Переход многих клиентов от постоянных контрактов к тендерам по проектам, в связи с чем возрастает значимость оптимизации размещений, а это задача для математика.
4. Переход от имиджевых долгосрочных проектов к целевым, повышающим
5 Изменение стиля работы: стремительный темп, моментальная коммуникация, связь 24/7 — «мультитаскинг», к которому тоже больше склонны люди с техническим складом ума.

При этом в России пока нет проблемы с привлечением выпускников технических вузов, как описано в материале. Студентам или выпускникам, начинающим свою карьеру, наоборот, интересен маркетинг. Особенно их притягивает к себе магическая привлекательность интернет-агентств с возможностью быстрого роста, молодым веселым коллективом, новыми инструментами, возможностью быстро видеть результаты своей работы и так далее. Также это направление соответствует имиджу современной молодежи. Обучающиеся в технических вузах тут не исключение.

У нас в агентстве как на начальных, так и на руководящих позициях работает много людей с техническим образованием: от кибернетиков до специалистов по ядерной физике. На мой взгляд, в России важнее стоит вопрос не привлечения молодых талантливых выпускников с таким образованием, а их удержание и развитие, так как они действительно склонны во всем искать потенциальную идею для открытия своего бизнеса, использования знаний, полученных в институте, постоянного роста. И мы должны показать им, что маркетинг и медиа — динамично развивающиеся индустрии, где есть применение их талантам.

Марина ШвоеваHR-директор BBDO Group

Для меня всегда маркетологи и технари — это люди с двумя совершенно разными складами ума. В маркетинге максимум на 50% можно что-то просчитать, все остальное — гипотезы, иногда на уровне бреда, которые потом совершенно немыслимым образом приносят деньги, хотя по всем рациональным законам такого вообще-то не должно было быть. Технарям важна точность прогнозов, просчет всего наперед, предсказуемость и четкость результатов.

Мне кажется, в работе этих двух групп людей задействованы совсем разные доли мозга, к тому же, пусть это и общее место, маркетологам для успеха, как правило, важны коммуникативные навыки и экстравертивность, а технари — гораздо чаще интроверты. И я совершенно не уверена, что индустрия нуждается в маркетологах-технарях. Скорее, она нуждается в повышении эффективности их взаимодействия, возможно, в передаче минимальных знаний о маркетинге технарям и наоборот, повышении технической осведомленности хороших маркетологов, но не более того.

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на digital@vc.ru.

Рубрика «Digital» выходит при поддержке проекта «Одноклассники»
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Я не знаю, как в других странах, но в России маркетолог - это часто нечто в диапазоне от дизайнера и смм-щика до чуть ли не тамады на корпоративах. Ясен пень, у людей это "ассоциируется с творческими и несерьезными профессиями".

Полностью поддерживаю. Везде постоянно говорят о различных и полярных складах ума. Многие основывают на этом свою деятельность (педагоги, HR), хотя по факту лично я не видел ни одного научного исследования, доказывающего именно физиологическую природу подобного разделения.
Я сам, по такой логике, чистый гуманитарий, т.к. у меня гуманитарное образование и я всегда имел склонность к творческой и коммуникативной составляющей, однако это нисколько не помешало мне освоить математику и программирование, пусть даже на базовом уровне.
Рекомендую видео по теме: www.youtube.com/watch?v=XAYCMexrzt8

Если вы не видели таких исследований, не значит, что их нет. Вот например www.yugopolis.ru/news/uchenye-nashli-raznicu-mezhdu-mozgami-tehnarej-i-gumanitariev-91107

В вашем исследовании речь шла исключительно о математических заданиях. Не были исследованы "гуманитарии" аналогичным образом - так себе исследование. Ну и даже если его разбирать, то ничего удивительного - математикам было над чем подумать, нубам нет.

0

Это пример. Но есть люди с задатками от рождения. И здесь можно его учить математике, но освоит он её на уровне школы, хотя за тоже время человек с задатками сможет на порядок больше.

Главная задача как можно раньше познакомиться с самим собой и развиваться в нужном направлении.

youtu.be/9SCnkP89yi0?t=27m54s

0

Вот плей лист научно популярных фильмов о мозге. Это что думает современная наука.

www.youtube.com/playlist?list=PLS93_pp5BAdX5DY6ok1-OE4X09t0-v4YT

0

Странное мнение. Например, мне нравится техника, компьютеры, сайты-шмайты и т.д., но мне реально не интересны искусство, литература и т.д. Исходя из Ваших слов получается, что у меня не технический склад ума, а просто я глуп и ленив?

Мнение не странное, а чужое. Нельзя техническому складу ума противопоставлять глупость. Нельзя быть глупым, если вам не нравится изучать что-либо. Ум не равно "все знать".

Ум — понятие субъективное. Многие до сих пор не могут дать этому слову адекватное определение. Это образованность, эрудированность, сообразительность, мудрость, рассудительность? Всё это в равной степени можно отнести к уму, но при этом всё это — разные понятия.

0

Точнее, нет людей с чисто техническим или чисто гуманитарным складом ума. Это два полюса, в живой природе не встречающиеся.
Как и 100% активного и 100% ленивого человека не найдешь...

0

Учитывая, что лень это не желание делать не интересное, или страх, или усталость от рутины. А так люди рождаются с определенным мозгом, и у одних этот мозг уже с рождения ферари, а у других самокат. Упражнениями можно конечно развивать всё, что угодно но если нет задатков то все упражнения приведут человека к посредственному уровню в той или иной области. Развивать лучше то, к чему есть склонность. Поэтому создают классы с уклоном в определенную сферу.

Тут еще нужно понимать, что руководителем технаря по сути становится маркетолог, человек глубоко гуманитарного склада ума, с креативным взглядом на жизнь, в то время как техническое образование накладывает свой отпечаток на человека и обычно сработаться вместе они могут ибо сложно идти работать в подчинение человека "с другой планеты", да и сами руководители еще на собеседованиях понимают что технари с точки зрения управления для них не есть хорошо.

Что касается анализа данных, то и у нас, да и у них есть подряды на анализ данных выполняемые все теми же технарями для маркетинга в виде фриланса, и по моему всех все устраивает, или же Доминик Граунсела жалуется что они не идут в штат, ну так в штате они сильно и не нужны - их работа показать закономерности и дать результат анализа - дальше вся "магия" это результат креатива самих маркетологов.

> с креативным взглядом на жизнь
Это следует читать как "думающий мышцами", часто ягодичными.

Девушка в статье внесла важное уточнение об интровертах, среди которых мало маркетологов из-за необходимости стихийной коммуникации. Думаю, этот аспект не стоит игнорировать.

0

Закончил МТУ пошел работать маркетологом, но столкнулся с унылостью данной профессии, мало новых знаний да и перспективы какие то блеклые, в эпоху автоматизации. Решил освоиться в сфере аналитики, также общался со многими программистами которые начинали также.
Вот вам пример.

Я маркетолог с математическим складом ума.
Программить начал в классе 3-5ом на basic, в классе 9ом сделал свой первый сайт, затем поступил на "информационные системы и технологии", программил на С++, написал на .NET в 2010 году свою мобильную прогу по постингу фоток на стену в вк (тогда таких приложений не было).

На текущий момент занимаюсь интернет маркетингом. Вообще у меня своя теория по Интернет маркетингу. Чуточку структурировал я всю информацию.

Если есть у кого серьезные предложения, готов к диалогу, рассказать свою теорию, кейсы. Можете писать в vc.

Если честно, хреновый из тебя специалист. Знаешь почему я так думаю?

Вот это:
"Вообще у меня своя теория по Интернет маркетингу. Чуточку структурировал я всю информацию."

Ты не чувствуешь ЦА. Я очень удивлюсь если здесь на ЦП кто-то заинтересуется "своей теорией". Мимо.

Шутка.
Надо понять, что люди делают ошибки и это нормально.
Что люди не идеальные. А если жить в мире, где все условно, где все разделено на правильно и неправильно, то можно сойти с ума.

Например, сейчас Денис, вы демонстрируете гордыню. Но я нормально к этому отношусь, вы говорите не от компетенции, а по случаю, вам так показалось. Да и я не готовил специальный спич.

Я 3+ года в интернет маркетинге более-менее серьезно, были и бюджеты большие, и десятки маленьких бизнесов раскрутил. Это уже факт, потому что это уже случилось.
Но главным из всего этого, я считаю свою теорию, и мне интересно ее дополнять и применять.

Если я хочу диалог вести от своей теории, то как вы можете определить что правильно, а что нет. Вы же не знаете, чего хочу я.

Но если не лезть в детали, все просто, ваше эго сыграло и вы решили показать себя самым умным. И это называется гордыня. Ну ок, так бывает.

0

Куда тебе написать?

0

По личному опыту быть технарем-маркетологом, гораздой веселее чем быть просто технарем.
Как минимум начинаешь видеть бесполезность многих проектов над которыми усердно трудятся чистые технари :)

Вот вот, я сам технарь по первому обр., но маркетинг изучаю с удовольствием. Без него никакой бизнес не построить.

0

Ясно же сказано выше, что маркетологи могут просчитать всё только на 50%, остальное всё от балды, равно как и наоборот. Противоречие, однако.

0

"Технарь-маркеолог" - это левелап, когда технарь научился продавать свои знания

0

Не постесняюсь спросить, вот я значит студент-технарь, с предположительным желанием работать в сфере маркетинга, способности, а что самое главное, любовь к математике есть, необычный, я бы даже сказал, гуманитарный(как бы странно это не звучало) подход к жизни есть, и с чего вот мне всему такому необычному начать свой путь в сфере маркетинга?

Мне кажется, что спрос на технарей в маркетинге как-то слишком сильно преувеличен. Да, где-то он и есть, в каких-нибудь специфических (или особо прогрессивных) конторах, но чтобы повсеместно... Крайне сомнительно.

А раз нет рынка (платежеспособного спроса со стороны работодателей), то нет и предложения (желающих поработать).
Все просто: money makes the world go round ;-)

Нужда в маркетологи среди технарей — это как нужда в разработчиках танков среди производителей самокатов.

Иными словами: из пушки по воробьям, так ? ;-)

0

Просто технари, которые еще и рубят в маркетинге долго в компаниях не задерживаются. Зачем пахать на дядю, если они видят весь процесс как на ладони и сами потом стараются его организовать, уже самостоятельно.

Я, например, как разработчик со стажем, никогда не пойду в маркетинг. Ибо считаю неправильным поддержание работы "великой машины впаривания".

0

Вообще то именно эта машина впаривания приносит деньги вашему работодателю который платит вам зарплату :)

Увы, мы боремся с этой машиной - рекламу блокируем. И на этом зарабатываем :)

0

Действительно талантливый и полезный продукт требует минимальной рекламы, так что согласен с Revertron.

0

Считаю лучшими три варианта:
Совсем без образования - бросаем на н-курсе и становится олигархом,
техническое,
техническое затем гуманитарное.
К слову вчера услыхал:
"гуманитарии - одна говорильня, настоящее образование может быть только техническим, поэтому мы набираем..." Павел Фисин глава СВР.

0

Пробовал технарь в маркетинг податься. Несерьезно это, бабский бизнес. Только здесь есть такой рабочий термин, как "Fuck Up", ни в одной другой отрасли такого не было.

0

маркетинг маркетингу рознь. одно дело идти винтиком или замом в маркетинговую службы это да не наша тема. другое дело курировать маркетинг своего бизнеса или консультировать чужой с высокого уровня. это чисто мужские темы уровня Игоря Манна, Алексея Иванова (МФТИ закончил кстати и один из сильнейших маркетеров), Анатолия Дуракова (жалко, умер), Алекс Левитас, Дамир Халилови др.). Девчонок в маркетинге тоже полно отличных, Бет Хайден и др.

0

Странная статья, нет же никакой проблемы. Даже хорошо, что люди с техническим складом ума заняты серьезными вещами, а не рекламой. Не нужны вам люди с техническим складом ума, все итак на своих местах.

С 14 лет программист, но к 17 стал интересен больше маркетинг. В итоге поступил на маркетолога и к 24 основал агенство, где и программирование и маркетинг для клиентов применяем, а то и во все смесь(автоматизация).

Людей таких и правда мало, но они есть. Компаниям, которым такие нужны - проще их вырастить, чем найти

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Yuriy Belonozhkin

Аналогично, нигде не видал. Хотя нет - видал на MDK. Видимо, туда надо ходить "через не хочу", дабы держать нос по ветру современных течений молодежи.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Roma Schreibikus
Phrask

С дизайн-конторами в России вообще интересная тема -
студии с именем, с офисом в лофте с белыми стенам и велопарковой предпочтают приличную часть зарплаты платить именем, лофтом и велопарковкой.
Поэтому, ребята, не будьте хипстерами, это гораздо выгоднее.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Roma Schreibikus
Phrask

начинающему скорее всего на 40000 стоит расчитывать.
Дизайнеров сейчас жопой жуй, так что если есть возможность, то лучше не начинайте.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
1
Dmitry Wolfeyes

По поводу преподавателей, нашел. В подробнее о курсе / академия в лицах, вроде где-то там. Да, интересно.
Нет, я про Тайланд не говорил. Ваша позиция мне очень близка. По поводу стажировки и тд. Я лишь заметил, что очень, очень много сейчас школ и академий, которые "дают знания". При том, что людям преподающим самим не хватает базы. На фоне этого, появление новых школ всегда ставит в тупик. В моем окружении есть 3 человека, открывшие какие-то школы. Хотя буквально год назад, они были как чистый лист. Уровень знаний, которые они дают, я думаю понятен.
Жалко не в Москве, посетил бы занятие. Интересно.

Moscow Digital Academy — образовательный проект для молодых digital-специалистов
0
Anonimus Anonimusov

Звучит неплохо

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Показать еще