Лого vc.ru

Как задать цели в жизни за 5 шагов — опыт руководителя продуктов Trucker Path

Как задать цели в жизни за 5 шагов — опыт руководителя продуктов Trucker Path

Руководитель продуктов Truckloads в приложении для дальнобойщиков Trucker Path Александр Мемус написал для vc.ru колонку о том, как он экспериментировал с определением и достижением жизненных целей и что из этого вышло.

Поделиться

Каждому хотя бы один раз в голову приходила блестящая, невероятная идея — такая, что сразу даёт смысл и драйв: вскочить, свернуть горы, как угодно — и сделать. Что обычно бывает потом? «Но это безумие, давайте будем реалистами».

К счастью, опыт учебы в МФТИ, работы бизнес-консультантом и менеджером продуктов привёл меня к важному открытию: «безумием» люди обычно называют то, что не умеют оцифровать или просто правильно сформулировать. Так что два года назад я решил проверить, можно ли управлять своей жизнью, как продуктом, ставить амбициозные для меня цели и достигать их.

Впервые я попытался поставить долгосрочные цели в 19 лет. Я учился на втором курсе физтеха, как раз случился Новый год — и 1 января мы с моим лучшим другом сели писать «план на год». Никакой структуры у нас толком не было, и списки получились длинные (по 30 пунктов и больше). После этого я пару раз перечитал список в январе, на том все и закончилось.

Я повторял это упражнение каждый Новый год, много лет подряд. Работало оно не очень: выполняемость была низкая, чувство вины — высокое, и далеко не все цели вызывали энтузиазм и желание их немедленно выполнить. Пользы было немного, при этом уже лучше, чем совсем ничего.

Два года назад я сказал себе «Fuck it, так больше жить нельзя» — и придумал систему, которая работает для меня. Теперь я чётко понимаю свои цели и как их достичь, чувствую последовательный и целенаправленный прогресс — и это мне очень нравится.

Последние два года я всё время экспериментировал и улучшал систему. Например, каждые две недели старался проверить новую методику или прием на практике, что вылилось в 50 микроэкспериментов и прототипов. Поделюсь, как это всё работает сейчас и какие выводы я сделал, пробуя разные подходы на себе.

Итак, пять довольно-таки непростых шагов по приданию жизни цели.

1. Провести аудит своих желаний

Окей, новогодний список целей не работает — но как же ставить цели по-новому? В Pocket я наткнулся на статью про «аудит жизни» от прекрасной журналистки и исследовательницы Химены Венгочеа. Кратко перескажу, как провести аудит:

  • Возьмите толстую пачку из 100 стикеров (можно больше, но не меньше).
  • Запритесь в комнате без интернета и людей на два часа. Не выходите, пока не закончите процесс.
  • На каждом стикере запишите одну цель, мечту или задачу. Да-да, нужно написать 100 и больше.
  • Когда закончите, сгруппируйте стикеры по категориям. У меня были стикеры про «отношения», «профессиональные навыки», «приключения» и так далее. Теперь перед вами готовое распределение жизненных приоритетов: чем больше стикеров, тем важнее для вас эта область жизни.
  • Берем список в работу и начинаем гнаться за мечтами. Дальше расскажу по шагам, как это сделать.

Почему это сработало:

  • Аудит позволил заглянуть в мое подсознание. Написать первые 30 стикеров очень легко — самое интересное начинается после них. Сначала казалось, что это и есть все мои мечты. Я немного позалипал (вы же помните: в комнате нет ни телефона, ни людей), а потом меня прорвало: я записал ещё 80 классных целей, о которых и не подозревал.
  • Ко многим целям из этого списка у меня появилась сильная эмоциональная привязанность. Это были не просто «полезные» или «правильные» цели, которых нужно достигать. Это были мечты, которые заряжают меня драйвом. Например, вместо банального «съездить в отпуск» я добавил настоящую мечту «полететь в космос».
  • Группировка стикеров по темам открыла мне глаза на мои приоритеты. Впервые анализировать их стало так легко.
  • В списке были цели, для достижения которых нужно только время, а не новые навыки или другие ресурсы. Для некоторых времени нужно было совсем немного. Так что я выполнил 20 целей из списка за первые две недели после аудита. Быстрый урожай «низко висящих фруктов» задал правильный вектор в достижении остальных целей.

Жизненный аудит — прекрасный источник вдохновения для следующего шага.

2. Сформулировать цели на всю жизнь

Итак, у меня был список из сотни целей и новое понимание того, что для меня важно. Вот только работать с новым списком оказалась даже сложнее, чем с новогодними обещаниями: он был банально длиннее и без жёсткой привязки к срокам, а некоторые цели казались совсем уж безумными.

Об этой проблеме я рассказал за ужином своему прекрасному другу. Он посоветовал мне презентацию предпринимателя из Кремниевой долины Райана Эллиса — о его жизненных уроках. Оказалось, что в ней 1200 слайдов и лежит она в свободном доступе у него на сайте — 'Lessons from my 20s'. Первое упражнение в 'Part 1 — Life' оказалось как раз про постановку долгосрочных целей. Я с большим энтузиазмом решил поскорее его сделать.

Как правильно ставить цели на жизнь:

  • Сделайте в «Google Таблицах» простую табличку: семь строк, три столбца.
  • В столбцах укажите три горизонта целей: на ближайший год, на десять лет и до конца жизни.
  • В строках запишите цели (оптимально — пять-семь в каждом столбце).
  • Напечатайте на принтере две копии.
  • Поставьте на каждой копии дату и подпись от руки.
  • Вставьте листы в две рамки. Одну поставьте в спальню, а вторую — на рабочем столе.
  • Через год обновите список.

Результат выглядит примерно вот так (фрагмент моего списка от 26 сентября 2016 года):

За первый год использования этого метода я выполнил 67% из целей на год и даже одну из целей на десять лет. Так что цели были и амбициозные, и достижимые.

Почему это сработало:

  • Список целей получился небольшой: всего восемь целей на ближайший год (как раз уложился в «магическое число» семь плюс-минус два). Я смог все их держать в голове и использовать для проверки ежедневных решений.
  • Вначале идея с подписью под списком показалась мне наивной и бесполезной: мол, ну как это может влиять на достижение целей? В итоге это оказалась, пожалуй, самая важная часть упражнения. Именно в момент подписания я понял, что сделаю все, чтобы их достичь: подпись означала для меня контракт с самим собой, а к контрактам я отношусь серьезно.
  • Перед тем как сформулировать цели на жизнь, я думал, что с их появлением стресс возрастет, ведь теперь им надо будет следовать, больше работать и следить за новыми задачами. Все оказалось ровно наоборот: стресс в моей жизни внезапно понизился. Озвученные цели существенно упростили выбор, и я стал тратить в два раза меньше силы воли на принятие решений: для половины жизненных ситуаций ответы были очевидны, если исходить из списка целей. У меня появилось еще больше энергии для их достижения.
  • Появление списка на работе вызвало ажиотаж. За пару недель его прочитали и обсудили со мной 20 человек. Сначала мне было неловко рассказывать про свои цели (особенно учитывая, что многие были крайне личного свойства). Уже примерно к третьему разу я уверенно рассказывал, что «да, хочу вот так». У меня появилось ценное умение отстаивать свои цели.
  • Наконец, формулировка долгосрочных целей оказалась крайне полезной. Мои опасения и тут не оправдались. Поначалу я думал, что в перспективе десяти лет все изменится, я передумаю и поменяю цели — зачем тогда вообще начинать к ним двигаться? На практике появление долгосрочных целей позволило мне экспериментировать, чтобы проверить актуальность, и я стал больше разбираться в тех областях жизни, которые эти цели покрывали. Через год половина долгосрочных целей осталась без изменений, четверть из них я уточнил без изменения сути и только четверть пересмотрел в корне.

Итак, цели есть. Они сфокусированы. Как же теперь эффективно к ним двигаться?

3. Начать планировать каждый день

Большие цели меня пугают. Я много раз слышал про концепцию «есть слона по кусочкам» (разбивать большое дело на много мелких шагов, и работа пойдет быстрее). В общем, я купил тетрадку и завел три горизонта тактического планирования: задачи на месяц, неделю и конкретный день. Поначалу для запуска процесса потребовалась дисциплина и сила воли, зато теперь он сам работает как часы.

Процесс тактического планирования:

  • Утром в понедельник запишите ключевые задачи на предстоящую неделю. Я стараюсь ограничиться пятью-восьмью.
  • После записи задач на новую неделю порефлексируйте и отметьте, что случилось за прошлую неделю и какие из задач выполнены. Я завел для этого простой текстовый Google-документ, куда добавляю новые недели поверх предыдущих. Фрагмент оттуда:
  • Каждое утро в одно и то же время записывайте задачи на предстоящий день. Я записываю их в тетрадке и рисую пустые квадратики слева, чтобы отмечать галочками по мере выполнения.
  • В первый понедельник нового месяца отдельно запишите пять-восемь главных задач на предстоящий месяц (и проверьте статус задач из предыдущего месяца).

Почему это сработало у меня:

  • Еженедельное отслеживание прогресса и рефлексия позволили мне системно улучшать качество моей работы и искать зоны для роста. Например, понять, какую рутинную работу приходится повторять — а значит, можно делегировать.
  • Сначала я записывал только рабочие цели, но в итоге пришел к единому списку целей на день без разделения на работу и жизнь вне работы. Это позволило увидеть общую картину и существенно улучшить баланс между работой и остальной жизнью.
  • Формулирование целей в начале дня помогло фокусироваться на важных задачах вместо срочных. Так мои действия приносят больше пользы миру.
  • Между делом я нашел статью про внешнюю и внутреннюю мотивацию в Harvard Business Review. В ней утверждается, что в долгосрочной перспективе внешняя мотивация через инерцию и финансовое и эмоциональное давление только ухудшает производительность. С другой стороны, элементы внутренней мотивации (в терминах статьи — игра, смысл и внутренний потенциал) долгосрочную производительность повышают. Я стал каждую неделю отмечать три вещи, которые повысили мою внутреннюю мотивацию, — и стал получать от работы больше удовольствия.

Итак, систему планирования я полностью оптимизировал, осталось оптимизировать себя, чтобы иметь достаточно силы воли, самодисциплины и мотивации для следования этому плану.

4. Запустить «утреннюю рутину»

Прочитав кучу умных статей про силу воли, я выяснил, что сила эта конечна — и это нормально. Основная идея такая: за день человек может принять ограниченное число решений, а потом воля, необходимая для принятия решений, просто заканчивается. Приступая к чему-то новому, мы испытываем всплеск мотивации, но когда новизна проходит, мотивация быстро убывает — и мозг начинает расходовать конечную волю на поддержание процесса.

Всё было бы грустно, если бы не одна лазейка: сила воли не требуется для привычек. Ответ ясен: чтобы эффективно использовать волю, нужно формировать полезные привычки и не тратить силу воли на регулярное принятие решений. Очень хорошо про это рассказывает BJ Fogg в своей лекции на TEDx.

Как только я взялся за формирование новых привычек, вскрылась ещё одна проблема: почти все известные методы единогласно рекомендуют завести для этого утреннюю рутину (morning routine). Об этом даже есть отдельный блог.

Вот только я всю жизнь был «совой». Мои любимые школьные годы были те, когда я учился во вторую смену. На летних каникулах я просыпался, когда солнце уже близилось к зениту. Утренние лекции на «физтехе» были сущей пыткой. На работу я, конечно, приходил вовремя (привет, внутренняя дисциплина), но для этого просыпался в последнюю минуту, пропускал завтрак и телепортировался из дома в офис в полудреме.

Спойлер: в итоге я научился рано вставать и придумал эффективную утреннюю рутину. Советы BJ Fogg оказались очень кстати.

Как создать новую привычку (краткое изложение):

  • Сначала определите триггер: событие или действие, за которым будет идти привычка. Для моей утренней рутины сработал триггер «как только я открою глаза».
  • Затем определите минимальное действие, которое приблизит вас к формированию привычки. Например, я хотел начать вести дневник по утрам. Открыв глаза, я сразу открывал блокнот и записывал одно предложение. Можно было пойти ещё дальше и начать хотя бы просто открывать дневник каждое утро после пробуждения.
  • Придумайте, как поощрять себя за выполнение нужного действия. Например, после записи в дневнике я делал жест success kid.
  • Повторяйте минимальное действие после триггера хотя бы 30 дней подряд. Мозгу нужно время, чтобы переучиться.
  • Используйте новую сформированную привычку как триггер для следующей. По сути, мы строим комбо.

Почему это сработало для меня:

  • Вообще я overachiever и не сразу принял концепцию создания микропривычек. Но ведь я же ещё и сова — так что быстро договорился с собой о том, что готов просыпаться утром только для самых минимальных действий, какие только смогу придумать. А дальше просто заработала магия формирования привычек.
  • Начав просыпаться по утрам, я обнаружил ещё и такой бонус: мой мозг чище и не загружен делами, поэтому некоторые вещи даются особенно легко именно утром. Например, чтение или изучение чего-то нового. Да и другие люди утром отвлекают реже.
  • Строить комбо из привычек оказалось невероятно эффективно. Я начал делать много полезных дел утром на полном автопилоте. Особенно меня поразило то, что и дела были сделаны, и энергии у меня было даже больше, чем до их выполнения.
  • Новые привычки позволили мне расходовать волю на действительно важные решения, а энергию — на достижение целей.

Описание системы можно было бы закончить и здесь, но у меня в рукаве осталось ещё одно бонусное упражнения для катализации скорости личностного роста.

5. Записывать выводы после ключевых событий в жизни

Цели поставлены и постепенно достигаются, планирование работает, полезные привычки прививаются — словом, я был очень доволен. При этом меня все равно занимали философские вопросы: «А чему я в итоге научился?» и «Что изменилось в моей жизни?».

И тут я наткнулся на статью об очень простой привычке — записывать резюме важных событий. Идея мне понравилась, я начал применять её к важным событиям моей жизни. Это позволило регулярно рефлексировать над своим опытом и учиться на нём (и на ошибках тоже, куда же без них).

Как обрабатывать опыт важных событий:

  • Заранее планируйте время на рефлексию сразу после большого события. Например, я добавляю в календарь слот на один-два часа для записи мыслей после события.
  • Сначала за 30 секунд запишите самые важные выводы и наблюдения из опыта, суть произошедшего. Например, если времени не хватает на длинный текст, то я записываю хотя бы два-три предложения с выводами.
  • Развейте выводы до полноценного текста. Я обычно отвечаю на следующие вопросы: «Что мне понравилось, а что нет? Почему?», «Чему я научился?», «Как применить этот опыт в жизни?», «Как помочь другим людям получить такой опыт?».
  • Если есть время и силы превратить текст в пост для соцсети — сделайте это. В комментариях может завязаться интересное обсуждение, а заодно вы расскажете людям, что такой опыт или событие вообще существуют.

Почему это сработало для меня:

  • В этом году я участвовал во множестве разных событий: випассана, Hive, Burning Man, North Sea Jazz, митапы менеджеров по продукту в офисе Trucker Path и даже Great American Trucking Show. Это были очень разные опыты, и обдумывать выводы после них было действительно интересно.
  • Я экспериментировал с форматами. Тексты были длинные и короткие, на русском и на английском, публичные и нет. Это позволило сохранить интерес к самому процессу записывания: каждый раз я пробовал что-то новое.
  • Такая рефлексия прибавила осознанности достижению жизненных целей из пункта 2. Теперь я не просто иду вперёд, а регулярно останавливаюсь посмотреть, куда же я в итоге пришёл.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Статьи по теме
Какие приемы консультантов «большой тройки» стоит перенять менеджеру продукта01 августа 2016, 19:19
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Отличные методики. Пост очень интересно читать - все сконцентрированно, практично, проверено автором лично. Сразу появилось желание попробовать некоторые приемы.
Скажу даже больше - ни одна из проработанных книг по целеполаганию и поиску себя не вызывала у меня подобной реакции.
Спасибо!

Обычно такие статьи очень банальны. В этой тоже все приемы известны. Но почему-то вдохновляет)

0

Если ты чего-то хочешь, то это не проблема, проблема это когда ты не знаешь чего ты хочешь.

просто многие боятся своих желаний )))
некоторым помогают книги из серии "Мечтать не вредно", "Работа твоей мечты" и тому подобные.
Вроде банально, но некоторым помогает перезагрузить мозги и взглянуть на свое время(жизнь) по новому )))
p.s. чем старше становишь тем больше ценишь свое время

"Всем оптимизма!" © Е. Колесов

То есть получается из 100+ задач в год выполняются в среднем 7-8? И аудит проводился чтобы выявить свои основные хотелки?

0

не воодушевило(( или настрой не тот, или, скорее, водяным знаком по статье сквозит "смотрите, я тоже могу быть спикером на крутых конференциях и у меня свой, ноу-хаушный способ делать что-то известное". Автор молодец, написано хорошо и по делу, со стилем. Отлично, что применял и проверял на себе. Но на новый подход в целеполагании не тянет.
Уже сложно сказать, что происходит в тырнетах - кругом рецепты благополучия за 5 шагов, лет, дней) Мне напоминает радужную пленку мыльного пузыря, что люди натягивают между собой и реальностью. Хотя кому-то помогает.
Всем добра!

Хорошая статья, Саша:)

Отличная статья! Спасибо большое! Тот самый случай, когда название не обещает удовольствия и полезности от прочтения. Ан нет!))

0

Александр, вы ведете свой блог?

Мне понравилось! Спасибо!)

0

Первые 3 шага — это GTD же. В вики даже тезисно далеко не все описано, но вот, например, про 2-й шаг en.wikipedia.org/wiki/Getting_Things_Done#Perspective.

0

Без идиотских картинок статья была бы лучше

0

Спасибо, интересная статья. Для себя отметил:

- Записать цели на год на бумагу (тоже хотел так сделать)
- Прививать привычки

Все остальное использую сам давно и в разных порциях/методах.

Рекомендую прочесть мою статью - vc.ru/p/what-is-time

Нестыковка или опечатка?))
"фрагмент моего списка от 26 сентября 2016 года" далее идет картинка, а потом "За первый год использования этого метода я выполнил 67% из целей на год и даже одну из целей на десять лет."

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Валерий Наконечников
Outbookers LLC

А айфон для вас показатель большого состояния и успеха?

«Азбука вкуса» и бывшая «Афиша-Еда» запустили сервис для доставки ингредиентов по рецептам журнала
1
Roma Schreibikus
Phrask

именно так. я однажды (давно) ходил на собеседование в Nimax, один из основных вопросов был:"Как вы нашли наше объявление? Вы, наверное, давно следите за делами нашей студии?" (вакансия висела на их сайте)
Я был простодушный парень, и сказал: "Нет, никогда про вас услышал. Я просто в гугле вбил "вакансия дизайнер спб", и отфильтровал ссылки за последний месяц".
Ребята явно расстроились, и объяснили что предпочитают брать на работу тех, кто хочет работать именно в Nimax. (между строк читалось: чтобы можно было им платить меньше, а спрашивать больше).
На работу меня не взяли, конечно.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Roma Schreibikus
Phrask

Пользуясь случаем - нужен дизайнер в офис, СПБ. Мобильные приложения, веб. Прототипы, интерфейсы, Sketch, вот это всё. Не студия - работать надо будет для внутреннего заказчика.
Зарплата больше чем в Nimax.
Пишите на schreibikus@gmail.com

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Alexey Medvedev

$200 в месяц на еду и спортзал, серьёзно? Если он жил исключительно в машине, то, вероятно, он не мог сам готовить еду по простой причине отсутствия газовой плиты и холодильника, где это хранить. Т.о. необходимо питаться в кафе и всяких забегаловках, для этого, например, в NY нужно минимум $20 в день чтобы питаться 2-3 раза, и качество еды будет не очень. Или он съедал по банану раз в день? А затраты на бензин? Плюс прачечная для стирки — на месяц нужно хотя бы $20 заложить если один раз стирать. Парень молодец, конечно, но бюджет явно сказочный, нужно хотя бы на 2 умножить. И где он подзаряжал свой ноутбук? Air работает максимум 12 часов.

«Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха»
0
Андрей Чуринов

Какую CRM использовали для перезвонов записавшимся и вообще ведения клиентской базы? С чем взаимодействовала телефонная станция, откуда брала номера?

Кейс из России: Рост продаж в 2,3 раза благодаря оптимизации работы колл-центра
0
Показать еще