Лого vc.ru

Андрей Мима, основатель Qbaka: Зачем стартапам нужны акселераторы

Андрей Мима, основатель Qbaka: Зачем стартапам нужны акселераторы

Андрей Мима, основатель проекта Qbaka, позволяющего автоматически собирать и анализировать javascript-ошибки на веб-сервисах, написал для ЦП колонку о пользе и вреде акселераторов.

Поделиться

Когда нам предложили поехать в первый акселератор (сразу в Штатах), мы потратили месяц на то, чтобы выяснить, зачем это может быть нужно. Ходили по разным мероприятиям для стартапов, общались с фаундерами, инвесторами, другими акселераторами. Узнать, зачем это нужно у нас так и не получилось: все говорили о том, как полезно погрузиться в атмосферу Кремниевой Долины. 

Андрей Мима, основатель Qbaka

Никто не объяснил, какую измеримую пользу приносит это погружение, и что изменилось в их проекте. Забегая вперед, скажу, что измеримую пользу вы вряд ли найдете. Потому что никто не умеет ее измерять. Никто ее не видел, но она есть.

Большинство акселераторов предлагают золотую формулу: менторы, инвесторы, связи, обучение и сервисы. Программы тоже похожи: много мероприятий для общения, встречи с основателями успешных компаний, подготовка презентации к демо-дню перед инвесторами, общение с инвесторами, лекции профессионалов, медиа-внимание (которого почти нигде нет), доступ к сервисам для стартапов. 

Очень много внимания уделяется нетворкингу. Не зря: ощутимую пользу приносят случайные, но судьбоносные знакомства. Кто-то знает человека в важной компании, с которой вам как раз нужно партнерство. Проблема в том, что такие эффекты не измерить. А может оказаться, что вы вовсе не встретите людей, которые принесут пользу. 

В любом случае, самый ценный ресурс акселератора, это его network — люди, которые с ним связаны. Поэтому все хотят в YCombinator. Не потому что там лучше учат делать презентацию и формировать бизнес-модель: из-за известности этого акселератора, у него есть выходы на всех ключевых людей в индустрии.

Год назад я бы ответил сам себе: нет, избегай акселераторов, это чудовищная и бессмысленная потеря времени. Все, чему тебя там научат, адекватным людям очевидно и так, а остальное ты прочитаешь в интернете за пару дней. Но, пройдясь по всем результатам наших поездок, мы вдруг поняли, что без них добились бы гораздо меньше. 

Акселераторы помогли нам. Как именно? Мы прошли путь от программистов к предпринимателям намного быстрее, чем это случилось бы на кухне в Санкт-Петербурге. «Атмосфера» оказалась пинком для менталитета. Акселератор окунает в безумный экшен, на выходе из которого мы поняли, как устроены процессы в бизнесе и научились сами в них участвовать. 

Акселераторы заставили нас измениться. Оказалось, это было нам нужно. Если вы уже умеете находить способ пробиться через цепочку людей и препятствий к нужному контакту, устанавливать партнерства, находить и реализовывать каналы продаж, вести переговоры по скайпу, решать одновременно десяток критичных задач, выдерживать стресс и многое другое — акселератор вам не нужен. Вы уже готовы к миру стартапов. Основная акселерация происходит в голове.

Если вы уже знаете, как пробиться через цепочку людей и препятствий к нужному контакту, умеете находить и реализовывать каналы продаж, решать одновременно десяток критичных задач, выдерживать стресс и многое другое — акселератор вам не нужен.

Каждому акселератор помогает индивидуально, а может не помочь вовсе. Поэтому нужно самостоятельно и заранее ставить конкретные цели, которых вы хотите достичь от акселератора, и работать с ними. Иначе это будет потерей времени. 

Многие идут туда ради демо-дня: возможности показать проект инвесторам. Нормальная цель, но ее недостаточно. Не ждите много от этого дня: если ваш проект действительно хорош, вы найдете дорогу к инвестору и без акселератора, а инвестор автоматически не станет интересоваться вами сильнее просто потому, что вы прошли акселератор (хотя его внимание будет получить проще, это правда).

Выбор акселератора зависит от проекта. Есть узкопрофильные акселераторы в области моды или железа. Если ваш проект в этой теме, они будут полезнее, чем YCombinator или ФРИИ: помните, network (связи) — главный ресурс акселератора. 

Да, в YC к вам придет прочитать вдохновенную речь Элон Маск, а на демо-дне будет в 5 раз больше инвесторов. Но у акселератора «модных» стартапов будут выходы на бренды одежды, а у «железного» — на производства в Китае. Решать вам. 

С технологическим проектом лучше ехать в Кремниевую Долину. Если у вас сервис бронирования столиков в ресторанах Москвы, достаточно поговорить с OpenTable, а лучше всего с российским рынком помогут российские же акселераторы. Можно выйти ни с чем из YCombinator и захватить мир после Startup Monthly. Немного похоже на выбор ВУЗа.

Связи — главный ресурс акселератора

Забыл что-то незначительное... деньги. У кого-то они есть, а для кого-то, как для нас, были критичным условием. Тут акселераторы очень сильно отличаются: почти везде берут долю в проекте (бостонский MassChallenge не берет и вообще бесплатен), где-то берут денег за услуги акселерации, при этом давая предпосевные инвестиции, а где-то просто дают немного инвестиций — условия везде разные. 

В любом случае, сумма в $10-20 тыс. решающей в жизни вашей компании вряд ли будет, такой инвестиции хватит на программу акселерации, это поможет вам выйти на новый этап, но большую команду сотрудников нанять не выйдет. Вы успеете понять свой продукт и рынок, запустить продажи, и сделать все, чтобы получить полноценную посевную инвестицию. 

Главное правило: хороший акселератор больше заинтересован в вашем успехе, чем в деньгах. Поэтому обучение должно обходиться максимально дешево, качество обучения должно определять, получит акселератор прибыль или нет (через опцион в вашей компании).

Акселераторы — бесполезная потеря времени, если вы достаточно умны и среди вас есть бойкий предприниматель от природы. Но большинству обычных людей они могут помочь. Мы не знаем, как именно — там своя «атмосфера». 

В конечном счете мы получили с помощью акселераторов полезные контакты в индустрии, ключевые партнерства, инвестиции и первичную известность на мировом рынке. А еще поняли, что нам делать дальше и как именно делать. Напоследок предупредим: будьте осторожны. 

В мире стартапов очень много людей хороших, которые хотят вам помочь, а еще больше людей бесполезных или тех, кто хочет получить от вас денег или процент от компании (непропорционально пользе). Стартап — это первый этап бизнеса, а в бизнесе надо быть бдительным, сухо и здраво оценивать любое взаимодействие.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Стартап — это первый этап бизнеса, а в бизнесе надо быть бдительным, сухо и здраво оценивать любое взаимодействие.

Ради этого стоило дочитать.

А я задумался о бесполезных и вредных людях в стартап-сфере. Надо сделать сайт-список всех таких людей. Добавлять сделать возможным только для стартапов, по возможности проверять инфу или хотя бы узнавать подробные причины жалобы, а рейтинг публикликовать анонимно. Новичкам будет полезно, всей тусовке тоже.

0

Самая лучшая и полная статья про инкубаторы/акселлераторы, которую я видел.

Всё действительно именно так, как говорит Андрей: самое важное — люди и связи и немного этой самой неуловимой атмосферы.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
K M

Потому что бизнес- это ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ деятельность приносящая прибыль. Воровство и грабеж- это не человеческая деятельность, ее результат не доход, а добыча

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Эдуард Малой

Черное зеркало это шедевр в каждой серии

На выходные: cписок фильмов для разработчиков от команды агентства «Мануфактура»
0
K M

И? Политика- это выражение экономики. В Италии борются с подделками итальянских фирм, в Швейцарии швейцарских. Во Франции наверно с подделками парфюмерии также жестко обходятся. А в целом по миру это погоду меняет?

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Артем Акулов
Digital Cowboys

В мире не нужно всем быть предпринимателями. Предпринимательство - это стиль жизни. "Работаешь на наемной работе" не равно "неудачник, лох, паскуда". В каждой компании есть сотрудники-дебилы и сотрудники-ангелы, вопрос в том, как сотрудник относится к работе в принципе: как к повинности или как к интересному делу. Любую работу, даже самую грязную, можно полюбить. И все же я уверен, что предпринимательство - это врожденное. Любо ты отсюда, либо нет. Не верьте шарлатанам, которые втирают через свои ублюдские тренинги и вебинары, что бизнесменом может быть любой. Предпринимательство, лидерство, бизнес (особенно большой) вообще не для каждого.

«Предпринимательство — это не про деньги, славу и IPO»: мнение бывшего бизнесмена о преимуществах наёмного труда
0
kpower

Нет, в России еще круче. Попробуйте узнать про бизнес в какой-нибудь Германии, узнаете, сколько отдадите налогами. Проблема наших - сокрытие настоящих цифр, однако финальные не будут в процентах сильно хуже (скорее лучше). Останется крыть только уровнем жизни))) По факту, мы одна из немногих стран, где можно начать кучу разных вещей, имея три рубля.

«Предпринимательство — это не про деньги, славу и IPO»: мнение бывшего бизнесмена о преимуществах наёмного труда
0
Показать еще