Лого vc.ru

Поколение Minecraft: Как компьютерная игра стала новым Lego для детей всех возрастов

Поколение Minecraft: Как компьютерная игра стала новым Lego для детей всех возрастов

Издание The New York Times выпустило материал, посвящённый популярной игре Minecraft. Журналисты пообщались с заядлыми игроками и видеоблогерами и узнали, как игра воспитывает новое поколение детей, обучая их мыслить технически и создавать сложные системы, а также общаться друг с другом. Редакция рубрики «Рынок игр» публикует перевод статьи.

Поделиться

Джордан хотел создать непредсказуемую ловушку.

Ему всего одиннадцать лет, он носит очки в чёрной роговой оправе. Джордан — ярый энтузиаст игры Minecraft, в которой можно создавать любые объекты из виртуальных блоков: от высоких башен до целых городов. Недавно Джордан прочитал «Бегущего в лабиринте», фантастический триллер про подростка, который пытается выжить в наполненном ловушками лабиринте. Книга вдохновила Джордана на создание собственного лабиринта, в который он мог бы водить своих друзей.

Джордан придумал множество различных ловушек, в том числе воду, заполняющую подземелье, стены, сжимающиеся вокруг жертвы, прямо как в фильме про Индиану Джонса. Но больше всего он хотел создать ловушку, которая вела бы себя непредсказуемо. Придумать что-нибудь, что застанет его друзей врасплох. Но как сделать это? Задачка поглотила его с головой.

И вдруг он понял: ему помогут звери. В мирах Minecraft обитает обширный и разнообразный зверинец, на которых игрок может охотиться, чтобы добывать мясо (или чтобы приручать животных). И среди всех зверей существует грибная корова, известная благодаря тому, что ходит она совершенно бесцельно. Джордан понял, что он может воспользоваться алгоритмом хождения коровы, чтобы создать ловушку, работающую по случайному принципу. Он построил каменную комнату и расставил нажимные плиты по полу, каждая из которых отвечала за какую-либо ловушку в лабиринте. Затем Джордан поместил внутрь грибную корову, которая стала бродить по комнате, нажимая на плиты в случайном порядке.

Джордан догадался использовать странное поведение коровы, чтобы создать генератор случайных чисел внутри Minecraft. А ведь это довольно интересная идея, которой могли бы позавидовать даже искушённые жизнью компьютерные инженеры. Джордан сумел заставить систему совершить что-то, на что она не была настроена.

Когда я пришёл в гости к Джордану в Нью-Джерси, то застал его в гостиной. Он сидел на диване, его лицо освещал экран Mac, и вдруг он сказал очень интересную фразу относительно Minecraft: «Это словно бы целая новая Земля, целый мир, и ты — его создатель». На экране его персонаж подошёл ко входу в лабиринт, и мне выпала возможность полюбоваться на созданные Джорданом хитрые механизмы. «Мой учитель рисования всегда говорил, что игры не бывают творческими. Но люди, что создают игры — это люди творчества. Однако есть одно исключение. Думаю, Minecraft — это действительно творческая игра». Джордан подлетел к выходу из лабиринта, и я смог прочитать надпись, которую читает любой человек, переживший путешествие по нему: «Путешествие всегда важнее того, что ты получаешь в конце».

Minecraft вышла семь лет назад, и с тех пор она заняла очень важное место в жизни целого поколения детей. Официально игру приобрело 100 миллионов человек, и на данный момент она занимает третье место в списке самых продаваемых игр в истории, уступая только Tetris и Wii Sports. В 2014 году Microsoft выкупила Minecraft, а также Mojang, студию, создавшую игру, за два с половиной миллиарда долларов.

Успешные игры, конечно, существовали и раньше. Но на примере Джордана и его родителей, смотрящих в экран компьютера через плечо своего ребёнка, можно увидеть, что Minecraft — это не просто успешная игра.

С одной стороны, она даже не ощущается как просто игра. Minecraft — это скорее способ воплощения идей, инструмент, целое культурное явление. Minecraft — всё это в сумме. Это место, где любой ребёнок может создавать сложные машины, снимать истории о своих приключениях на видео и выкладывать их на Youtube, творить, устанавливать сервера, чтобы играть вместе со своими друзьями. Это целый мир, в котором ребёнок учится на своих ошибках, совершает открытия, раскрывает тайны, изучает секретные рецепты и текстовые команды.

И что важнее всего, Minecraft отличается от большинства современных игр. Она идёт вразрез сегодняшних тенденций в программном обеспечении. Компании вроде Apple, Microsoft и Google всеми силами стараются сделать компьютеры простыми, создают элементарные интерфейсы, скрывая от пользователя то, как работает их компьютер. Но Minecraft поддерживает в детях желание разобраться во всём самостоятельно, сломать что-нибудь, затем починить обратно. И, например, сделать из грибной коровы генератор случайных чисел. Minecraft вдохновляет их на изобретения.

В каком-то смысле Minecraft возвращает нас в прошлое, на зарю века цифровых технологий. Появление первых персональных компьютеров, — например, Commodore 64 — в поздних семидесятых-восьмидесятых годах взрастило целое поколение детей, разбирающихся в компьютерах. Они учились программировать на Basic, писать собственные программы, хвастаться ими перед сверстниками. Прекрасный, во многом несерьёзный ренессанс техники, напоминающий сегодняшнее увлечение молодёжи Minecraft. По словам Яна Богоста, геймдизайнера и профессора по изучению медиа в технологическом институте Джорджии, Minecraft может стать чем-то вроде персональных компьютеров для нового поколения детей.

Во времена, когда даже президент пытается убедить детей изучать программирование, Minecraft оказался настоящим подарком, способным подвести детей к пониманию основ и радостей информатики. Дети, выросшие в семидесятых и восьмидесятых, стали архитекторами современного цифрового мира, наполненного соблазнами и опасностями. Во что вырастет поколение Minecraft?

«Дети больше всего любят изучать такие аспекты реальности, в которых любые изменения вызывают визуальные перемены в окружающих объектах. Их неизбежно притягивают такие вещи, как строительство, работа в саду или по дому, ткацкое или плотничье дело», — в 1924 году писал социальный критик Вальтер Бенджамин.

Как оказалось, игры с разноцветными блоками имеют определённую популярность в Европе довольно давно. Колин Фаннинг, куратор Художественного музея Филадельфии, утверждает, что европейские философы многие века продвигали игрушки, основанные на блоках, как способ развивать в детях абстрактное мышление.

В недавней работе Фаннинга, написанной им в соавторстве с Ребеккой Мир, он пишет, что эта традиция уходит корнями в размышления английского философа Джона Локка. Он одним из первых предложил идею кубиков с алфавитом. Век спустя Фридрих Фрёбель, создатель понятия «детский сад», разработал собирающиеся из блоков игрушки, которые, по его мнению, должны были отображать духовную связь всего сущего. Дети начинают с набора простых блоков, строят из них что-то более сложное, какой-нибудь шаблон, который они затем начнут замечать в мире вокруг себя. Педагоги-теоретики, например, Мария Монтессори, затем основываясь на этой идее придумали, как учить детей математике с помощью деревянных игрушек.

В двадцатом веке жизнь в Европе была не самой простой, и европейские мастеровые решили, что развитие детей с помощью конструкторов должно помочь им отвлечься от ужасов реального мира.

Датский ландшафтный архитектор Карл Теодор Соренсен распространял убеждение, что нужно превратить целые зоны в разрушенных войной городах в игровые площадки. По его задумкам, местным детям нужно было выдать кирки, молотки и пилы, и позволить им делать, что им захочется, обращая обломки прошлого в строения нового века, хоть и в детских масштабах. Между прочим, из этого что-то вышло, и несколько таких «площадок» действительно создали.

В Швеции многих педагогов волновало, что идущая индустриализация и механизация производств лишит детей возможности творить собственными руками. С тех пор в стране не прекращаются уроки работы по дереву по методу sloyd.

Стоило Фаннингу впервые увидеть Minecraft, он сразу понял, что видел это и раньше. Всё, к чему исторически стремились педагоги, нашло своё отражение в игре. «Просто удивительно, насколько всё в Minecraft напоминает мечты педагогов того времени. В скандинавском деле создания игрушек дерево ассоциируется с понятиями безвременья, качества и ремесла», — сказал Фаннинг. Он замечает, что в Minecraft самым первым ресурсом, доступным игроку, является дерево. Персонаж игрока собственными руками добывает блоки дерева и с их помощью начинает постройку своей цивилизации. Детям выдаётся огромное множество различных инструментов, способных обратить агрессивный мир вокруг во что-то, где им будет спокойно жить.

В европейской традиции игры, связанные с блоками, считаются благотворным занятием для детей. Поэтом не удивительно, что родители считают Minecraft «хорошей» компьютерной игрой, хотя обычно они всегда волнуются, что их дети слишком много времени проводят за компьютером. В каком-то смысле, Minecraft перенял эстафетную палочку у Lego.

Когда продавались первые конструкторы (в послевоенный период), Lego считала себя наследником популярных блоковых игр. В рекламных листовках говорилось: «Одно удовольствие наблюдать за детьми, играющими с Lego. Игры с Lego стимулируют творчество, не создают много шума. Дети учатся решать понятные, но непростые проблемы вместе со своими друзьями». Сегодня же многие замечают, что Lego перестало быть творческим и увлекательным занятием, потому что компания начала продавать наборы с определённой тематикой, рекламирующей какую-либо вселенную. Например, замок Хогвартс из «Гарри Поттера» или TIE-fighter из «Звёздных Войн».

«Теперь это выглядит так: купить коробку, открыть коробку, прочитать инструкцию, собрать модельку, поставить её на полку, затем купить следующую коробку. А ведь раньше Lego была простой коробкой с большой кучей деталек, которую ты мог вывалить на ковёр и начать делать всё, что тебе вздумается. И именно это и есть Minecraft», — в документальном фильме про Minecraft сказал Питер Молинье, геймдизайнер-ветеран.

Маркус Перссон, создатель Minecraft и основатель Mojang, родился в Швеции. На него, несомненно, повлияло его происхождение, возможно, он даже лично сталкивался со sloyd в школе. Перссон создал, по словам Фаннинга, что-то вроде «цифрового sloyd» в виде Minecraft.

Перссон, которому сейчас 36 лет, является представителем того самого компьютерного поколения восьмидесятых. Он учился программировать на отцовском Commodore 128. В свои двадцать лет он разрабатывал и поддерживал сайт-фотоальбом, и в свободное время программировал игры. Его квартира была завалена пустыми бутылками из-под содовой и CD-дисками.

Первая версия Minecraft увидела свет в 2009 году. Основной принцип игры невероятно прост: каждый раз, когда пользователь начинает новую игру, Minecraft создаёт совершенно уникальный новый мир с холмами, лесами и озёрами. Если игрок что-то рубит или копает, он получает блоки, будь то дерево, камень или земля. Блоки можно соединять друг с другом, создавая любые структуры. Также игрок может «смешивать» блоки, чтобы создавать новые предметы. Несколько блоков камня, кусочки дерева, — и получается кирка, с помощью которой можно копать ещё быстрее и глубже. Только на большой глубине можно добыть самые ценные ресурсы: золото, серебро или алмазы. «Мобы», игровые существа, тоже могут быть использованы для создания новых предметов. Например, от убитого паука остаётся его паутина, которую можно обратить в лук или стрелы.

В первый год жизни Minecraft была популярна только среди взрослых геймеров. Но где-то в конце 2011 года, по словам Алекса Левитта, кандидата в доктора наук университета Южной Калифорнии, игру обнаружили дети. И именно на тот момент приходится пик покупок. Сегодня Minecraft стоит $27, продаётся по 10 тысяч копий в день. Игра популярна среди всех возрастных групп, средний возраст игрока — между 28 и 29 годами. При этом 40 процентов от игроков составляют женщины.

В прошлом Перссон трудился, постоянно добавляя новые функции в игру. Например «режим выживания», где каждые двадцать минут в игре наступает ночь, и монстры становятся агрессивнее, нападая на игрока. Скелеты стреляют из луков, криперы незаметно подползают и взрываются, вынуждая игрока строить защитные сооружения. В то же время в «креативном режиме» игроку ничего не угрожает и он может строить, что хочет.

Перссон также добавил возможность делиться с другими своими творениями. Достаточно просто упаковать «карту», и любой игрок сможет использовать её в своей игре. Более опытные игроки даже могут модифицировать код Minecraft, создавая для игры новые виды блоков или существ, и выкладывая эти «моды» в сети. Кроме того, любой человек может создать собственный сервер Minecraft, чтобы играть в одном мире с друзьями. Аренда сервера стоит всего пять долларов в месяц. Игроки также могут «селиться» на больших коммерческих серверах, поддерживающих одновременное подключение сотен и тысяч пользователей. Не существует единого центрального сервера, их много, многие тысячи.

Игра стала настоящим хитом. Но Перссону было очень неуютно от свалившейся на него славы. Страстные фанаты заваливали его просьбами и требованиями через электронную почту, Twitter, форумы игры. Они хотели, чтобы он сделал то или это, или жаловались на произошедшие с игрой изменения. В 2014 году его терпение лопнуло. Он продал Minecraft Microsoft и спрятался от любопытных глаз в Беверли-Хиллз в особняке за 70 миллионов долларов, и теперь отказывается говорить о своём творении.

Я очень хотел спросить его, насколько на него повлияла европейская традиции блоковых игр, но он отказался давать интервью. Через Twitter он написал мне, что продал Minecraft, «чтобы избавиться от неё».

Любой человек, хоть раз игравший в Minecraft или наблюдавший за тем, как кто-то в неё играет, понимает, какое чувство свободы внушает игра. Количество блоков не ограничено. Можно построить всё, что угодно. Игроки построили копию Тадж-Махал, U.S.S Enterprise из Звёздного Пути, и даже целую Королевскую Гавань из «Игры престолов».

Но это только самая простая часть игры. Истинную её сложность я начал осознавать, когда увидел, что дети могут делать с так называемым «рэдстоуном» (красным камнем), виртуальным аналогом проводов. Два моих сына вдруг начали использовать его в своих постройках: Зэв, которому всего восемь, похвастался мне, показав раздвижную дверь и ворота, что он построил. А Габриель (ему десять) создал собственную мини-игру, которая, помимо всего прочего, включала в себя механизм, сбрасывающий на игрока сверху наковальни, от которых надо уклоняться.

Рэдстоун, подобно электрическим проводам, передаёт энергию между блоками. Если подключить источник энергии, например, факел из рэдстоуна (который выглядит как большая, размером с предплечье, спичка), к одному концу цепи, то всё, что находится на другом конце цепи, получит энергию. Можно нажать на кнопку в одном месте, а в другом месте в это время с места сдвинется один блок. Перссону пришла в голову гениальная идея: он создал рэдстоун и заставил его работать по принципам реальной электроники.

Кнопки и рычаги могут включать и выключать питание в цепях рэдстоуна, и у игроков появляется возможность создавать «логические вентили». Расположите два переключателя друг за другом, подсоедините к ним рэдстоун, и вы получите логический вентиль «И»: если оба переключателя активированы, то энергия идёт через сеть. Можно также построить вентиль «ИЛИ», при котором энергия могла бы поступать в сеть при нажатии одного из рычагов.

Вентили «И» и «ИЛИ» — по сути, виртуальное представление тех схем, которые можно найти на чипе в компьютере. Они также представляют булеву логику, используемую программистами в своём коде. Вместе эти простые вентили открывают неисчислимые возможности для создания автоматических устройств любой сложности.

Этой зимой я пообщался с Себастьяном, ему четырнадцать лет, он живёт в Нью-Джерси. Он создал множество машин на рэдстоуне. Одной из них был огромный автоматизированный рынок. Большая высокая стена, позволяющая игрокам по обе стороны обмениваться предметами по автоматизированному желобу. Работу рынка поддерживает большой кластер вентилей «И». Себастьян говорит, что ему потребовалось несколько дней, чтобы разработать устройство.

«Давайте зайдём внутрь», — сказал он и спустился под землю, чтобы показать мне принципы работы аппарата (в Minecraft вы смотрите на мир глазами своего виртуального аватара). Я словно оказался в глубинных недрах завода, во все сторону тянулись цепи из рэдстоуна. Он показывал на различные части проводки, подробно описывая их, словно архитектор, представляющий своё творение. «Эта цепь активируется рычагом с этой стороны, и вторым рычагом — с другой стороны. Если они оба находятся в активном состоянии, активируется поршень, перемещающий блок, чтобы питать цепь, активирующую раздатчик, находящийся в этой башне».

Освоить искусство создания цепей из рэдстоуна непросто: необходимо строгое логическое мышление и умение находить собственные ошибки. Если твои устройства не работают, приходится аккуратно проверять каждый блок проводки, чтобы отыскать проблему. Натали, учащаяся в пятом классе, у которой я также был в гостях, работала над дверью на рэдстоуне, а я наблюдал за этим. Она потянула за рычаг, стараясь активировать механизм, но ничего не произошло. «Я где-то ошиблась», — хмуро проговорила она и начала осматривать цепь. Ошибку вскоре удалось найти: в одном месте рэдстоун располагался не под тем углом, и в результате напряжение уходило не в ту сторону.

Специалисты по информатике называют это «компьютерным мышлением», и это — ещё один незаметный, но важный, эффект Minecraft. Игра показывает детям, что if-then-выражения и булева логика могут быть очень весёлыми штуками, с которыми интересно возиться. И она демонстрирует им простую истину, с которой программисты сталкиваются каждый день: программы редко работают правильно с первого раза. Основная проблема не в том, чтобы написать программу, а в том, чтобы избавить её от багов, выяснить, что ты сделал неправильно, и как это исправить.

Minecraft оказался идеальной игрой в помощь современным тенденциям в обучении. Политики стараются заинтересовать детей в науке, технологиях, инженерии и математике. Школы и правительства тратят миллионы на то, чтобы научить детей программированию, но может оказаться, что Minecraft повлияет на мир гораздо больше. Этот факт становится более удивительным, если вспомнить, что Minecraft не создавался в образовательных целях. «Мы даже не думали об этом. Мы создавали игру исключительно для себя», — говорит Йен Бергенстен, ведущий разработчик Minecraft и первый сотрудник компании, нанятый Перссоном.

Другие функции Minecraft ещё больше напоминают работу разработчиков ПО. Например, программисты часто пишут код или управляют своим компьютером с помощью командной строки, подавая компьютеру команды текстом, а не с помощью кликов мышкой. Многие разработчики, с которыми я общаюсь, жалуются, что современные интерфейсы «отупили» нас, хотя и сделали компьютеры доступнее. Детям не приходится изучать командную строку, как тем, кто рос в 70-ые и 80-ые годы. Отчасти поэтому новичкам программирование может показаться чем-то инопланетным — ведь они никогда не управляли компьютером с помощью текста.

Но в Minecraft есть и командная строка, которую игроки могут использовать. При нажатии 't' или '/' открывается строка, в которую можно писать сообщения другим игрокам или текстовые команды, изменяющие игровой мир. Например, если написать "/time set 0" в игре наступит восход, а солнце переместится на горизонт. Если выучить сложный синтаксис, то можно подавать целые цепочки многоуровневых команд.

Прошлой весной я пообщался с Гусом, семиклассником из Бруклина. Он играл по сети с друзьями на их общем сервере, и они как раз сражались друг с другом. Я увидел, как он набирает в чате команду, чтобы получить оружие получше: "/give AdventureNerd bow 1 0 {Unbreakable:1,ench:[{id:51,lvl:1}], display:{Name:"Destiny"}}". Команда выдала лук персонажу с именем AdventureNerd, аватару Гуса. Лук был неломаемым и зачарован магией. Оружие звали Судьба, что отображалась в подписи к нему. Гус рассовал заметки по всему виртуальному рабочему столу своего компьютера, на них были записаны те команды, к которым ему приходится прибегать чаще всего. Некоторые команды можно упаковать в «командный блок», нажатие на который активирует соответствующую команду. Прямо как запуск программы.

Мими Ито, культурный антрополог в Калифорнийском университете в Ирвине и основатель Connected Camps — онлайн-программы, позволяющей детям вместе играть в Minecraft, — уже давно изучает игры и связанный с ними процесс обучения. Ито заметила, что если дети сталкиваются со сложными техническими задачами (постройкой устройств на рэдстоуне или настройкой командных блоков), они часто заходят на форумы игры, где просят совета у взрослых игроков в Minecraft. Взрослые, чаще всего профессиональные программисты, влюблённые в игру, с радостью помогают детям и подросткам разбираться с их проблемами. И дети с радостью принимают советы от профессионалов.

«Такие форумы — это ещё одно место, где детям удаётся пообщаться с кем-то, кто намного старше их и в чём-то разбирается», — говорит Ито. Такое общение может очень сильно на них повлиять, ведь им удаётся прикоснуться к миру настоящих профессионалов. Школа не способна этого показать. «Взрослые наставники показывают детям целый новый мир, иначе для них недоступный», — добавляет она. Конечно, у некоторых критиков может возникнуть беспокойство из-за такого общения детей со взрослыми в сети. Но Ито говорит, что в этом нет ничего плохого, когда общение касается некоей сложной задачи, чего-то профессионального. Это словно ремесленная гильдия, в которой знания передаются от старшего к младшему.

Ито также обнаружила, что желание творить в Minecraft часто подталкивает детей к изучению реальных технических направлений. Эли, пятнадцатилетний мальчик, у которого я брал интервью, заинтересовался созданием «наборов текстур».

Текстура — это оболочка трёхмерного объекта игры, что-то вроде скатерти на столе: измените внешний вид текстуры, и объект начнёт выглядеть совсем по-другому. Работа над наборами текстур подтолкнула Эли к изучению Photoshop. Он начал общаться с другими дизайнерами на форумах Minecraft и просил их пересылать ему их Photoshop-файлы, чтобы понять, каким образом работают другие. Он начал учиться рисовать. «Итак, я скачиваю какой-нибудь мод, смотрю на его текстуры и спрашиваю себя, как сделать так, чтобы он выглядел более мультяшно», — рассказывает Эли. Затем он выкладывал собственные работы на форумы и собирал отзывы, которые, как он узнал, чаще всего оказывались вежливыми и конструктивными. «Сообщество даёт очень полезные советы».

Minecraft увлекает, но также может невероятно раздражать. Mojang еженедельно выпускает обновления для игры, и иногда новые версии оказываются несовместимы со старыми. Игроки много раз жаловались мне, что в один день их невероятно сложные устройства могли попросту перестать работать.

Один игрок, потративший недели на создание американских горок своей мечты, где тележки питались бы от рельс из рэдстоуна, получил на свою голову обновление, которое изменило принципы работы рельс. Весь механизм американских горок сломался, и так и не был запущен вновь. Другие с печалью в голосе рассказывали мне истории о городах, созданных ими на многопользовательских серверах и навсегда пропавших после падения сервера.

Ито считает, что и это тоже помогает детям развиваться. Они становятся более устойчивыми и с реальной точки зрения, и с философской. «Minecraft постоянно ломается, и тебе постоянно приходится его чинить. Ты всё делаешь сам, будто что-то производишь на дому. Он постоянно работает неправильно, постоянно тормозит. Дети привыкают к этому и учатся работать в непростых условиях. Ты не идёшь жаловаться в крупную корпорацию, чтобы они всё починили, ты берёшь, и разбираешься со всем сам», — говорит Ито.

В результате ребёнок отвыкает от того, чему учат другие приложения. «Приложения для IPhone идут в противоположную сторону. Если что-то ломается в них, то детям только и остаётся, что жаловаться на производителей. Они спрашивают: "Почему это не работает?". А с Minecraft в голову им приходит совсем другое: "Ох, они опять что-то сломали, давайте разберёмся, что именно изменилось". Им приходится признать, что работать со своими творениями приходится постоянно», — продолжает Ито.

Minecraft скоро исполняется семь лет. И вскоре на учёбу к Яну Богосту придут студенты, выросшие вместе с игрой. Такая перспектива его очень интригует. «Жду не дождусь увидеть, как они относятся к технике и технологиям», — говорит он.

Два года назад я познакомился с Авой, учащейся в пятом классе. Нас познакомила её тётя, мой давний друг, и в тот день Ава в первый раз попробовала поиграть в Minecraft. Она запустила игру в режиме выживания и с упоением рассматривала холмы, возвышающиеся вдали. Но у неё, как и большинства новых игроков, не было ни малейшего представления о том, что нужно делать. Наступила ночь, монстры приближались, впереди всех шёл скелет. Ава по ошибке подумала, что это дружелюбный монстр, и начала с ним разговаривать: «Я подошла и поприветствовала его, спросила, как дела. А потом меня убили», — рассказывает она.

Minecraft — сложная игра, и, кроме того, она совершенно неочевидная. В начале, когда игрок только начинает, она не показывает никаких подсказок, никак не помогает. Всё нужно выяснить самостоятельно. Исключение составляют только версии для Playstation и Xbox, куда в декабре всё-таки добавили обучение. Недружелюбная атмосфера в игре в корне отличается от того, как выглядит большинство современных игр, которые объясняют всё: как ходить, как целиться, как стрелять. Но Minecraft не объясняет, что скелет может тебя убить или, что, если долго копать вниз, то можно упасть в лаву (что также тебя убьёт). Или даже то, что ты можешь создать кирку.

Ты совершенно один, ты должен справиться сам, но, на самом деле, это потому, что в первые времена существования Minecraft у Перссона просто не было ни времени, ни денег на создание нормального обучения. Недостаток средств произвёл неожиданный эффект. Каждому игроку (и это важно для сообщества, образовавшемуся вокруг Minecraft) приходится учиться играть. Писатель и технический обозреватель Робин Слоан утверждает, что Minecraft — это «игра про секретное знание». И, как это и случается с большинством современных загадок, она породила вокруг себя сообщество, постоянно обменивающееся информацией.

Игроки с азартом рассказывают друг другу о стратегии и интересных штуках на школьных переменах. Они делятся своими открытиями на форумах и описывают их на wiki. Самая большая энциклопедия, расположенная на сайте Gamepedia, насчитывает примерно пять тысяч статей. Некоторые из которых довольно крупные — например, статья про игровую лошадь состоит из 3600 слов. Примерно в 2011 году книжные издательства начали продавать бумажные руководства к игре, мгновенно ставшие бестселлерами. Одна книга, посвящённая схемам из рэдстоуна, обогнала по продажам литературный хит «Щеголь» от Донны Тарт.

«В Minecraft информация становится настоящей валютой», — рассказывает Майкл Дезуанни, профессор программы изучения цифровых медиа в Квинслендском Технологическом Университете. Дезуанни наблюдал за тем, как школьники играют в Minecraft, изучал, как они подходят к изучению глубокой и сложной игры. И он понял, что это — очередная причина успеха игры: она открывает возможность блеснуть новыми знаниями, похвастаться перед сверстниками тем, что ты что-то узнал или понял.

Чаще всего для изучения Minecraft игроки обращаются к YouTube. На данный момент на сайте опубликовано уже семьдесят миллионов видео про Minecraft, большая часть которых — обучающая. Для создания видео игроки используют программы, записывающие видео с экрана компьютера. Чаще всего они описывают происходящее собственным голосом, записывая его параллельно с игрой. Все проблемы и трудности, с которыми можно столкнуться в Minecraft, будь то создание механизма или постройка сложного здания, предстают в трёхмерном пространстве и очень наглядны. А это означает, что видео лучше всего другого демонстрирует и объясняет игру. Намного проще понять какой-то её аспект, посмотрев, как играют другие. В каком-то смысле, игра показывает всю силу видео как инструмента обучения (Minecraft — второе по количеству поисковых запросов слово, сразу после «music»).

То же касается и Авы с Лонг-Айленда. После того, как её убили скелеты, она начала смотреть видео про режим выживания, стараясь узнать, как остаться в живых. Вскоре она освоила этот важный навык и обнаружила, что на YouTube популярны видео игроков, обозревающих мини-игры, небольшие испытания, созданные пользователями и загруженные на онлайн-серверы, чтобы другие могли их пройти (например, в одной популярной мини-игре пользователям показывают скульптуру, собранную из блоков, и затем предлагают её скопировать в течение тридцати секунд).

Такие видео составляют основную часть медиадиеты для молодых фанатов Minecraft, заменяя собой телевидение. Мать Авы очень удивлена. «Ничего не понимаю. Зачем вообще смотреть, как другие во что-то играют? Почему бы не поиграть самому?», — спрашивала она у дочери прошлой осенью, когда я был у них в гостях.

Недавно Ава запустила собственный канал на YouTube, вместе со своими друзьями, Аароном и Патриком. На него они выкладывают собственные видео, где проходят и обозревают мини-игры. Отец купил и помог ей правильно установить дорогой качественный микрофон на подставке, а сестра нарисовала знак на дверь, на котором написано «Идёт запись!». (На другой стороне написано «Запись не идёт, но будьте потише»). Семейный серый кот гулял по клавиатуре Авы, а она созывала друзей на видеоконференцию по Skype.

Во время записи видео они просто импровизируют, свободно общаются друг с другом, и начинают запись сначала, если вдруг случайно переступят границу. Что, по словам Патрика, происходит довольно часто. На данный момент у них всего 19 подписчиков, и ребята создали уже 21 видео. Ава показала мне своё последнее видео, в котором они проходили сложный уровень, наполненный смертельной текучей лавой. Их разговор казался простым и забавным, я словно слушал диалог двух радиоведущих, или, что подходит больше, комментарии баскетбольной игры, такие, словно их подают сами спортсмены прямо во время игры.

Как жанр, видео про Minecraft на YouTube может показаться чем-то странным. Ролики смешивают в себе элементы кулинарных шоу, шоу про домашний ремонт, голосовой формат подкастов, и даже берут что-то от «Американского Чоппера».

«Даже не знаю, как их нормально классифицировать», — говорит Райан Вайат, глава игрового отдела на YouTube. Видео про Minecraft стирают линию, проведённую между создателями и потребителями. Примерно две трети детей, у которых я брал интервью, имеют собственные каналы на YouTube. Большинству из них хватает того, что их смотрят только друзья и семья.

Некоторые создатели видео по Minecraft обрели настоящую популярность, и теперь зарабатывают этим себе на жизнь. Звёзды, конечно, уже не дети. В основном это люди, которым лет по двадцать. Например, Джозефу Гаррету, известному под ником Stampy Cat, двадцать пять лет, и у него семь миллионов подписчиков.

А самому любимому у моих детей создателю видео по Minecraft под ником Mumbo Jumbo всего двадцать. Его настоящее имя Оливер Бразерхуд, он живёт в Британии. Первое своё видео он опубликовал, когда ему было шестнадцать. Он снимает видео с инструкциями по использованию рэдстоуна. Сначала он делал их просто потому, что это было весело, но затем одно из видео, показывающее двадцать сложных устройств, принесло ему миллион просмотров. «Конечно, это не следующий "Gangnam Style", но тоже неплохо», сказал Бразерхуд. У него становилось всё больше фанатов, он начал выкладывать видео ежедневно, и теперь тратит 50 часов каждую неделю на то, чтобы снимать видео и отвечать своим фанатам. Во время учёбы в школе Бразерхуд доставлял газеты, но в прошлом году доход от YouTube превысил доход от подработки.

«Я сказал маме, что больше не буду развозить газеты. И когда она спросила, почему, я сказал, что YouTube приносит мне больше прибыли». Потом женщина взглянула на канал и узнала, что в месяц его посещает больше людей, чем новостной сайт, который она консультирует.

В следующем году Бразерхуд планирует поступить в колледж и изучать информатику. «На форумах по рэдстоуну большинство людей — программисты», — говорит он. Изучение программирования подобно изучению Minecraft: игроки стараются экспериментировать, задаёшь вопросы на форумах. На собеседовании в колледже он рассказал про свой канал на YouTube, что, по его словам, в каком-то смысле помогло. Его приняли в колледж, даже не взглянув на школьные оценки.

В прошлом году Лондон, которому всего двенадцать, основал собственный сервер для Minecraft, где он мог бы играть вместе с друзьями. Он оставил его открытым, и любой человек мог присоединиться. Проблемы начались, когда на сервере появилась группа незнакомцев-«гриферов», начавших взрывать динамитом всё, что построили Лондон и его друзья. Он выключил сервер и теперь, став мудрее, установил на нём строгий набор нерушимых правил. Во-первых, любой игрок изначально должен получить одобрение от Лондона. Во-вторых, Лондон установил на сервер дополнение, мешающие одним игрокам разрушать творения других.

Большинство современных игр не просят детей самостоятельно разбираться с техническими аспектами работы серверов. Популярные онлайн-игры вроде World of Warcraft работают на серверах компании и управляются владельцем игры, например, Blizzard Entertainment. Обычно сами компании устанавливают, что можно делать в игре, а что — нельзя. Если игрок мешает другим, его могут забанить. Или наоборот: его действия могут проигнорировать, тем самым выдав разрешение делать, что ему хочется.

Но Minecraft — другая игра. Microsoft никак не контролирует сервера, на которых собираются игроки. Не существует единого сервера, объединяющего всех игроков. Иногда дети заходят на коммерческие сервера, чтобы поиграть в мини-игры. Иногда они арендуют собственный сервер для себя и своих друзей (Microsoft и Mojang предоставляют такую услугу). Иногда они встречаются у кого-нибудь дома и играют вместе бесплатно. Если собраться в одной комнате, то в Minecraft можно играть через Wi-Fi.

Получается, что детям постоянно приходится решать непростые вопросы управления. Будет ли их мир открытым для любых гостей, позволят ли они строить что угодно, и разрушать, что угодно? Что делать с тем, кто нарушает правила? Может быть, они, как Лондон, должны воспользоваться плагином, чтобы принудить каждого соблюдать права собственности? Таких плагинов было создано уже несколько сотен.

Сет Фрей, кандидат в доктора социальных наук в колледже Дартмута, изучал поведение тысяч молодых людей на серверах Minecraft. Он утверждает, что в игре детям приходится сталкиваться с проблемами, постигая социальную грамотность. «Вот у вас есть дети, они создают свои миры, и им кажется, что они просто играют в игру. Но на деле они решают сложнейшие проблемы человечества. Им даже приходится столкнуться с трагедией общин», — говорит Фрей. Чаще всего игроки на серверах — подростки-анонимы, на девяносто процентов мужского пола. (Игры в сети намного меньше привлекают девушек, предпочитающих одиночные режимы). «Они, возможно, самые худшие представители человечества. Поэтому они не должны быть способны на решение таких проблем. Но у них получается», — добавляет Фрей, шутя только на половину.

Фрей восхищается Элинор Остром, получившей Нобелевскую премию в области экономики за анализ часто неожиданных способов, которыми обычные люди решают проблемы допуска к ресурсам. Он видит, как её работы находят своё отражение в Minecraft. Администрирование серверов обучает детей находить компромиссы, разрешать конфликты, разбираться с требованиями окружающих.

Три года назад общественная библиотека в городке Дариен, штат Коннектикут, решила создать собственный сервер Minecraft. Зайти на него мог любой ребёнок, заказавший библиотечную карту. По словам Джона Блуберга, помощника директора библиотеки, более девятисот детей уже зарегистрировались. «Они образовали собственное общество», — рассказал он мне. Чтобы предотвратить ссоры и конфликты, работники библиотеки установили на сервер плагин, выделяющий каждому игроку кусочек земли, который может редактировать только он и те, кому он дал на то разрешение.

Но конфликты всё равно возникают. «Мне вдруг звонят. Алло, это Dasher80, кто-то пробрался в мой дом и сломал его», — рассказывает Блуберг. Иногда работникам библиотеки приходится вмешиваться, чтобы разрешить ссору, но в последнее время они делают это всё реже и реже. Блуберг рассказывает: «Обычно они разбираются со всем сами. Я просто захожу на сервер и читаю десяток сообщений. Обычно они начинаются с жалоб на то, что кто-то что-то украл. А заканчивается всё тем, что мне сообщают, что конфликт разрешён, и я могу игнорировать предыдущее сообщение».

Некоторые родители и академики, у которых я брал интервью, считают, что сервера Minecraft предоставляют детям место, чтобы взрослеть, вдали от бесконечных школьных и домашних авторитетов. Прежде дети использовали социальные сети, вроде Instagram или Snapchat, но Minecraft — это совсем другое дело. Здесь дети учатся уважать чужую виртуальную собственность, сотрудничать, вместе решать проблемы и работать над проектами.

«Мы всё больше ограничиваем детей: запрещаем им исследовать мир самостоятельно», — говорит Барри Джозеф, помощник директора Американского музея естественной истории. Сейчас ему сорок лет. В своем детстве он вместе с друзьями шатался по окружающему их дома району без присмотра взрослых. Они сами учились правильно себя вести в мире. Но сегодня родители из-за страха постоянно ограничивают перемещения своих детей, отмечает Джозеф (и сам он, как родитель, не исключение). Сервера Minecraft для них — мир, свободный от ограничений.

Акия, сын Джозефа, кому всего девять, каждый день перед и после школы общается со своей подругой Элианой и играет вместе с ней на сервере Minecraft. По словам Джозефа, его сын «сидит дома, но, всё равно, благодаря технологиям, общается со своими друзьями, исследует мир, раскапывает его кирками и лопатами, строит то, что придёт ему в голову. Удивительно, насколько хорошо Minecraft даёт детям то, что им так нужно». С какой-то стороны, Minecraft — это столько же социальная сеть, сколько игра.

Minecraft не только стимулирует в детях желание изучать мастерство Photoshop и работу с видео. Серверная жизнь часто требует от детей приобретения сложных технических навыков. Я взял интервью у девочки, Леи, и она рассказала, что прежде регулярно посещала сервер Total Freedom, но вскоре её начало раздражать, что его администраторы ничего не делают с местными гриферами-вредителями. Поэтому она попросила владельца сервера выдать ей права администратора, и он согласился.

Несколько месяцев Леа работала в качестве местного полицейского. Программа под названием «command spy» позволяла ей читать записи о действиях, совершённых другими игроками за последнее время. Нарушителей правил она отправляла в особое место на сервере, откуда они некоторое время не могли выйти. Затем Леа повысили до telnet-администратора, и у неё появилась возможность заходить на сервер напрямую через telnet, командную строку, используемую профессионалами для управления серверами. В результате получилась, что жизнь на серверах Minecraft сделала Леа чем-то вроде профессионального системного администратора. «Я должна разбираться с каждым, кто нарушает правила», — сказала она мне.

Но не каждому виртуальный мир кажется таким гостеприимным местом. Одним вечером я посетил офис Mouse, некоммерческой организации, расположенной на Манхеттене, и разрабатывающей развивающие технологические программы для детей. Там я пообщался с Тори. Ей семнадцать лет, она очень тихая и стеснительная. Она играет в Minecraft уже два года, но, в основном, в одиночном режиме. Недавно она выступала на небольшом соревновании по строительству замков вместе со своей младшей сестрой. Уже там она столкнулась с грубостью. Но когда она однажды попробовала поиграть на онлайн-сервере, и другие игроки узнали, что она — девочка, они выложили блоками огромное слово «c**а».

На тот сервер она так и не вернулась. Группа её друзей, также посещающих офис Mouse, с пониманием кивали. По их словам, такое поведение — обычное дело. Мне не удалось отыскать чётких и достоверных данных по поводу того, как часто подобное происходит на серверах Minecraft. Но у меня есть данные, касающиеся других игр и онлайн-сообществ.

Изучение игроков в Halo, многопользовательского шутера, показало, что женщины в два раза чаще подвергаются оскорблениям. А другой, ненаучный опрос, проведённый среди 874 геймеров, играющих в сети, показал, что 63 процента женщин хотя бы раз выслушивали в свой адрес сексуальные угрозы и оскорбления. Естественно, родителей это волнует. Некоторые из них сказали мне, что не разрешают своим дочерям играть на онлайн-серверах. Однако не каждой девочке приходится выслушивать оскорбления: Леа, например, рассказала, что с ней этого не случалось. Ведь в интернете довольно легко скрыть свой пол, возраст или имя. Игровые аватары могут быть совершенно любыми, хоть животными.

Как долго продержится популярность Minecraft? Это зависит от того, как Microsoft будет обращаться с игрой. По сегодняшний день компания мало вмешивалась в дела Mojang. Студии позволено самостоятельно принимать решения и оставаться в Швеции. Но вы и сами знаете, на что могут пойти крупные компании, почуяв прибыль.

Microsoft может, например, постараться привлечь новых игроков, сделав её более дружелюбной. Что может плачевно сказаться на сообществе. Или какое-нибудь из будущих обновлений неожиданно направит игру на путь, который не придётся детям по душе (этой весной, например, были изменены бои. Что привело к оживлённым дискуссиям на форумах. Кому-то понравилась, что сражения стали глубже и интереснее, но другим показалось, что Minecraft постепенно превращается в обычную hack-and-slash-игру). Или может появиться новая игра, которая будет больше Minecraft, чем сам Minecraft.

Но пока что игра крепко держится на своём месте. И существуют люди, которые ей в этом помогают, делая игру более доступной для небогатых детей. Мими Ито обнаружила, что дети, получившие полезные в настоящем мире навыки из игры (основы компьютерной логики, администрирования серверов, создания видео), чаще всего приходятся детьми из семей богатого среднего класса. Их родители оплачивают курсы, чтобы помочь им перейти от игр с блоками к написанию кода. Педагоги стараются использовать игру себе на пользу: устанавливают Minecraft на компьютеры в классах, и затем с помощью игры преподают различные предметы. От математики до истории. Многие библиотеки устанавливают Minecraft на свои компьютеры.

Недавно мне довелось вечером зайти в Библиотечный центр Бронкса. Блестящее, недавно отреставрированное и обновление здание в бедной части района. Библиотекарь Кэти Фернандез несколько раз в неделю организовывает для местных детей вечера Minecraft. И мне удалось пронаблюдать за тем, как мальчики вместе играют в игру на библиотечном сервере.

Фернандез дала им задание: за 45 минут создать как можно более точную копию парижской Триумфальной арки. Три мальчика решили работать вместе, а мальчик помладше работал один. Троица постоянно подначивала друг друга. «Нет, нет, постой», — вскрикнул один, когда заметил, что его друг сделал ногу арки слишком широкой. «Райан, делай так же, как тут». Они долго спорили, стоит ли использовать командные блоки, чтобы ускорить работу. 45 минут подходили к концу, а они так и не закончили свою арку. Им в голову не пришло ничего лучше, чем просто подорвать динамитом то, что они сделали. Потому мальчики убежали играть в другие игры.

А в углу одинокий младший мальчик заканчивал работу над своей аркой. Он рассказал мне, что часто не спит допоздна, играя с друзьями в Minecraft. Они уже строили Статую Свободы, здание Всемирного торгового центра и даже копию той самой библиотеки, в которой я находился в тот момент. Он установил срезанный под угол блок на внутреннюю часть арки, придавая ей реалистичный, гладкий облик. Он откинулся на стуле и с удовольствием окинул свою работу взглядом. «Я уже и не помню, сколько минут не моргал», — сказал он. Его работа была завершена, и модель арки получилась на удивление похожей на оригинал.

«А я, пожалуй, горжусь собой», — сказал мальчик с улыбкой.

Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.

Статьи по теме
Разработчик Godus и Dungeon Keeper Питер Молинье о своей карьере, взрослении индустрии и грубости игроков15 апреля 2016, 15:34
Фотогалерея: Вечеринка по случаю Хэллоуина, организованная создателем Minecraft Маркусом Перссоном03 ноября 2015, 16:02
Итоги года: 13 самых значимых сделок для российской и зарубежной ИТ-индустрии24 декабря 2014, 18:06
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Действительно, что там это ваше программирование - сиди да нажимай кнопки в правильном порядке :)

Ну, в некотором роде - да. Только чтобы "превратить в игру", там появилась еще дополнительная логика (вода течет, песок осыпается, редстоун проводит, из палки и камня можно сделать инструмент). И хотя эта логика очень однозначная, результат получился расширяем до бесконечности.

Большое спасибо за перевод, отличная статья.

0

Я думаю, что Маркус даже не закладывал при разработке все то, во что в итоге вырос его продукт. Все конечно круто, но это не есть гуд, что дети сидят дома сутками и общаются только по скайпу.. Будет поколение программистов-затворников :D

0

То, что дети сидят дома и общаются по скайпу это не их проблема, а ваша, как родителя. Ну а как родитель и взрослый человек вы должны уметь решать разные проблемы :)
"Вы" в данном контексте условно. :)

Да никто и не спорит.

0

Сорян, гайз, но не могу упустить шанса пропиариться, тем более так органично.

Если вы вдохновились и решили сами тряхнуть стариной или сделать своему ребенку подарок, то приходите к нам в beastgaming.club. Мы делаем эко-систему для создания собственных игровых серверов — в том числе и для Minecraft.

И я соглашусь с текстом — школьники которые приобретают у нас сервера, создают порой безумные вещи.

Тратят огромное количество человеко-часов не просто на то что бы построить что-то в игре, но и начинают разбираться в системном администрировании и программировании что бы иметь возможность модифицировать игру и мир более серьезно. Мы им в этом всячески помогаем и планируем даже организовать очные курсы по программированию плагинов для Minecraft.

В общем, у нас сейчас складывается очень теплая и ламповая тусовка людей которые горят творчеством и делают очень и очень впечатляющие штуки внутри игр. Своими руками. В 12-16 лет.

Такие дела.

Ну, если делать сервер для массового пользователя, то получается лагающий костыль на костыле. Ждем переписанный серверный движок от майков + клиент под все девайсы с нормальным апи.

0

Это круто, что корова смогла стать генератором случайных чисел. Но до такого додумается 1 из 1000.

Сам поигрываю под кинцо в выходные :) Помогает расслабиться, что-нить этакое построить, например, проект бани для дачи так моделировал :)

Не переваривают на дух Майнкрафт, но не могу не восхищаться тем, что там люди делают.

0

Только Вальтер Беньямин, а не Бенджамин

0

Побег от реальности, попытка её замены на более удобную... Всё это симптомы одной модной болезни. Никто из указанных в статье ученных, прости Михайло, не отметил, что таким макаром, следующее поколение и понятия иметь не будет, что дерево это дерево, а не кубик из пикселей.
А вот, мутация это или шаг в эволюции, покажет время.

То, что раньше делалось с помощью лего и электрических конструкторов, теперь можно сделать в майнкрафте, и даже больше.
Я за конструкторами в детстве дни проводил и всегда было мало. Тут можно делать вообще что хочешь - роботы, схемы, да хоть город построить целый.

Но это всё ещё не отменяет школьную программу.

Я лишь одно хочу отметить. вот вы говорите в своем комментарии, о конструкторах. Вам не кажется, что работа с реальными деталями куда полезнее для развития ребенка? Возьмем к примеру старый отечественный конструктор по электронике, где нужно было строить цепи, включать и выключать лампочки. Что это давало ребенку? Навыки. А что даст Майнкрафт? Чему он научит? Коверкать слова (вы никогда не читали, что они пишут друг другу в чате? Почитайте. Язык "Падонкафф" отдыхает. Я половину слов не понимал вообще. Написать слово "еще" как "исчио" это лютики.)

О дааа. Как красиво все написано. Прям глаза радуются. Всех детей в Майнкрафт. Ввести еще в школе обязательное изучение, наравне с Гарри Поттером. А вот интересно, перед тем, как писать эту "фантастическую" статью, авторы попробовали подержать сервер? Ну так, интереса ради? А вот, что осталось за кадром:
10% детей, приходящих в игру занимаются созиданием. Остальные 90% приходят самоутвердиться. В Майне есть такой термин "Гриф" или "Грифферство". Это кража вещей из сундуков, заливание лавой, водой и динамитом построек других игроков. Убийство игроков ради хищения вещей. У этих 90% детей нет понимания "Чужой труд", "Чужая собственность". Они ворую, убивают, врут тебе в глаза.
Сколько раз я был участником Диалога:
Я: Зачем ты разрушил (сломал, затопил, обокрал) постройку вот того игрока
И: Я этого не делал
Я: Вот лог (история действий). Там твой ник, время и дата
И: Пошел ты ****, Админ му*****. Все вы тут Му*****. И ничего мне не будет. Ха ха ха
Я: За нарушение правил сервера, БАН.
Через 2 минуты весь форум сервера пестрит сообщениями от этого игрока, о том что я, администратор сервера, ****** и т.д. И это мне писали 8-12 летние дети.
Я могу еще очень долго перечислять всю ту грязь, с которой приходилось сталкиваться.

ты что совсем что ли? разрушаешь такую идилию

Ну да, ты прав. Стоило в начале все же сказать, что игра отличная. И это правда.

0

ага, у меня пару гигов скринов с нарушениями)

0

>>Don't hate the player, hate the game.

Каким образом проблема плохого воспитания игроков относится к игре?

К статье о истории создания популярного мода DOTA вы напишите комментарий "дааа, конечно, красивая история... интересно, автора статьи называли "раком ебанным" и грозились "мамку выебать""?

Лего имеет 500 разных видов деталей, которые можно друг через друга соединять и построить абсолютно все. А тут только кирпичи, которые надо ставить друг за другом, чтобы был вид. Плюс только в механизмах. Что хочу сказать? Не перехваливать игру эту надо.
Майнкрафт нужен только для сжигания времени, которое хорошо бы сэкономить ради воспитания тех же детей, ибо матов и оскорблений на чужих местах наслышаться легко. На нем только ютуберы зарабатывают и все.

Никогда не играл(

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Татьяна Бочкарева

Есть мысли о тезисе номер два. Очень скоро грядет революция в области перевозок людей. Люди будут перемещаться на воздушном метро, стоимость строительства которого в 100! раз дешевле подземного, а скорость до 500 км/ч при цене строительства путевой структуры в $5 млн за 1 км. Причем перемещаться люди будут почти бесплатно, так же как мы сейчас бесплатно звоним через Скайп. Окупаемость будет за счет попутных грузов. Как вам такое - ездить на каждые выходные на свою дачу с Москвы до Анапы за 3 часа?
Уже сейчас можете увидеть этот транспорт в движении (он запущен 29 ноября 2016г). Поддерживайте этот проект воздушного метро (струнный транспорт). Ещё можно успеть стать инвестором данного проекта. Увидеть его в движении и подписаться на новости можно на сайте проекта: goo.gl/qlfD2z

«Через 50 лет стран не будет — останутся только города»: основные тезисы лекции Кьелла Нордстрема о будущем
0
조냐 박

Если я пользуюсь только этими бесплатными 15 ГБ, то мне не о чем волноваться?

Google предупредила российских пользователей о повышении цен с 2017 года из-за «налога на Google»
0
Amar Ak

500-200? И даже не принято? В какой развитой стране такое есть? Так проще всем онлайн магазинам перенестись в юрисдикцию Гонконга и торговать, никаких пошлин, никакого НДС, раб сила по 200usd/месяц... и цены будут хорошие, правда в россии будет еще меньше рабочих мест и налоговых сборов...

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Johnny Vorony

Мне очень стыдно, коллеги, но до этой статьи я не знал кто такая Алена Владимирская.

Алёна Владимирская и оператор Wi-Fi в московском метро запустили проект с бесплатными карьерными советами
0
Арчибальд

Конечно! Некоторые не опускаются до ножей и кредиток,а строят свои капиталы на пирамидах!

PewDiePie сохранил лидерство в рейтинге самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров по версии Forbes
0
Показать еще