Лого vc.ru

Почему мобильный рынок стал основной движущей силой в Азии и когда это произойдет в России

Почему мобильный рынок стал основной движущей силой в Азии и когда это произойдет в России

Денис Литвинов, руководитель отдела развития компании-разработчика мобильных приложений UCWeb (входит в Alibaba Mobile Business Group) проанализировал этапы становления мобильного рынка в Азии. Автор полагает, что у российского рынка также есть большой потенциал.

Поделиться

Мобильный рынок — один из самых динамичных и быстроразвивающихся в мире: некоторые компании полностью меняют устоявшиеся рыночные модели, другие делают ставку на потребление собственных продуктов и услуг через смартфоны. И если исторически, сразу после появления первых смартфонов, основным бизнесом в мобайле были игры, то сейчас в этом направлении фокусируются классические веб-бизнесы.

Начать я бы хотел с рассказа о становлении мобильного рынка в Азии на примере Китая, как о наиболее крупном и успешном игроке в регионе. Китай начал технологическое развитие поздно, около 20 лет назад, и поэтому был вынужден перепрыгнуть несколько ступеней, одна из которых — персональные компьютеры.

Время популярности компьютеров в мире было до начала экономического бума в Китае, поэтому пользователи делали выбор в пользу мобильных устройств: купить и телефон, и компьютер большинство китайцев не могли себе позволить. Из-за этого с начала 2000-х годов в стране быстрыми темпами начала развиваться мобильная индустрия.

В 2004 году была основана компания UCWeb (теперь часть Alibaba Group) которая разработала первый браузер для Java-телефонов того времени. Затем стали появляться полноценные бизнесы, ориентированные только на мобильную аудиторию. Но это были небольшие компании, продающие свои услуги небольшой аудитории, пока все не изменилось в 2007 году с презентацией первого iPhone.

Удобство новых мобильных операционных систем для разработчиков и низкий уровень проникновения персональных компьютеров в жизнь людей дали импульс к развитию индустрии мобильных игр и приложений. Постепенно, компьютер остался только офисным инструментом, в повседневной жизни практически не используемым большинством пользователей.

Рост доли мобильных устройств и программных продуктов — общемировой тренд, но необходимо уточнить, что влияет на их монетизацию. Практика и опыт Китая подтверждают, что на успех влияют несколько факторов.

Качество смартфонов в массовом сегменте. На рынках, где доля iOS не превышает 25%, ориентироваться исключительно на монетизацию этой платформы неэффективно. Но, как правило, дешевые Android-смартфоны не отличались высоким качеством и скоростью работы, что значительно ухудшало пользовательский опыт и, как следствие, сводило к нулю все качественные показатели. В Китае представлено более 100 брендов нижнего ценового сегмента с техническими характеристиками высокого уровня. На таблице ниже представлены доли производителей мобильных устройств в Китае.

Производитель Доля продаж 09.2015
1 Apple 24,6%
2 Samsung 15,6%
3 Huawei 12,8%
4 OPPO 4,1%
5 Lenovo 3,9%
6 Vivo 3,4%
7 Xiaomi 2,9%
8 Meizu 2,8%
9 Остальные 29,9%

Таблица показывает, что на долю Apple и Samsung приходится только 40% рынка. Все осознают качество этих смартфонов, но их стоимость не позволяет охватить весь рынок. Остальные производители предлагают в основном смартфоны средней и нижней ценовой категории.

По данным Китайского центра сетевой информации (CNNIC), в КНР количество пользователей мобильного интернета от общего числа пользователей составляет 85,8%, а средняя продолжительность использования интернета в неделю составляет 26 часов. Для сравнения, в России, по данным COMCON, средняя продолжительность составляет 7,5 часов. Такое различие объясняется снижением порога входа и использованием качественных мобильных устройств.

User Experience продуктов на мобильных устройствах. В метро китайских городов много рекламы продукции, которую можно купить, отсканировав QR-код. Важный фактор экономии времени — ускоренная оплата. На графике ниже можно увидеть тенденцию роста мобильных платежей. Темпы роста в 2015 году сохраняются. Более того, квартальный отчёт Alibaba Group доказывает удобство использования мобильных приложений в ecommerce и платежах.

С большим отрывом самым популярным платежным методом является электронный кошелек Alipay, на втором месте платежная система UnionPay (китайский аналог Visa и MasterCard).

Большая проблема российского мобильного рынка заключается в высокой доле пользователей, удаливших приложение по окончанию определенного срока (utilization rate). На это есть две причины:

  • Качество исполнения приложений. В России они довольно слабы, а отбить пользователю желание покупать легко;
  • Отсутствует нематериальная причина использования мобильного приложения;

Эту проблему можно рассмотреть на примере AliExpress. В России большинство пользователей очень субъективно относятся к изменению привычного образа жизни, особенно если это касается технологий. Тем не менее, если найти правильную мотивацию, то пользователя можно конвертировать в мобайл. В случае с зарубежными интернет-магазинами россиянин очень эмоционально относится к ожиданию покупок и постоянно проверяет их статус.

Ежедневная проверка статуса оказалась более удобна через мобильное приложение. Проведя в нем некоторое время, пользователь начинает привыкать к приложению и совершает свои первые покупки уже через него, а позже привязывает карту к Alipay и последующие покупки совершает уже в несколько кликов.

Такой пример актуален для текущих клиентов, новых же клиентов необходимо заинтересовать, и с учётом описанных особенностей, создание ленты со скидками и интересными товарами, похожей на социальные сети будет идеальным решением. Такой выбор позволил привлечь пользователей к серфингу ленты в мобильном приложении и, со временем, к первой покупке через него.

Когда появилась полная уверенность в продукте, было принято решение начать активное и агрессивное продвижение мобильного приложение, которое продолжалось несколько месяцев. Основным каналом за эти полгода для нас стала рекламная сеть myTarget.

И последний, очень важный момент, повлиявший на становление мобильной индустрии в Китае, — это вариативность методов продвижения. Если в случае с вебом это в основном контекстная реклама, то в мобайле есть возможность и потенциал для развития нестандартных методов продвижения. Реклама в разного рода надстройках и в альтернативных магазинах приложений доказала свою эффективность.

***

В России индустрия до сих пор не сформировалась, и есть отличный способ занять большую долю и в будущем стать лидером рынка. Многие китайские производители «железа» выразили желание начать официальную экспансию в Россию в 2016 году с сохранением цен родного рынка, что должно дать стимул к увеличению средней продолжительности использования мобильного интернета.

Этот шаг значительно усилит монетизацию приложений с помощью медиации, усилит интерес брендов к мобильной рекламе и создаст импульс к созданию приложений без встроенных покупок. 2016 год станет определяющим для нашего рынка, у него есть хороший потенциал стать stand-alone для разработчиков приложений, как это происходит с некоторыми tier-1-рынками, но, к сожалению, мы сильно зависим от внешних факторов: повлиять на потерю платежеспособности населения индустрия не может, и собственного производства смартфонов у нас тоже нет.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

В азии 1.5 ярда народу, в РФ в 10 раз меньше.

В условиях падающего потребительского спроса, даже китайские товары уже не столь привлекательны.
Через год,не видно, откуда станет лучше, зато видно откуда.

Боюсь не до того нам будет, не до мобильных решений...

0

Ну если новый качественный смартфон соизмерим со средним двухмесячным окладом, то ожидать массовой миграции в мобайл тяжело. Как бы удобно и просто это не было. С момента изобретения Беллом телефона до того как он появился в каждом доме прошло лет 100, не из за того что людям письма катать прикалывало, а из за того что позволить себе не могли. Интересно посмотреть такую же статистику по России по части использования смартфонов))
Качество приложений и их огромное кол-во это отдельная проблема. Надо понять рациональность взаимодействия ЦА через мобильное приложение. Алибаба конечно молодцы. Но Амазон до сих пор через десктоп больше продаёт. Имхо онлайн шоппинг не та категория где Приложение прям погоду всю делает. Вот платежки, мессенджеры итп другое дело.
Так или иначе залезть в карман и тыкнуть пальцем в приложение гораздо проще.
А юзерэкспириенс равно как и электрический ток идёт по кратчайшему пути наименьшего сопротивления. Поэтому это следующий этап технической эволюции.
Ждёмс приложений по окулусу. Начнётся все естественно с игр)))

я вот лично "конвертирую в мобайл". охранников в "нормане" и "градусах", когда юзаю vivino:
– у нас запрещено фотографировать!
– иди сюда, смотри чё покажу

0

А тем временем у китайцев [url]http://s.click.aliexpress.com/e/7uvBmqfyr[/url]

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Смола

А как двери открывать?

Mercedes-Benz представил электромобиль Generation EQ — конкурента Tesla Model X
0
Олег Карнаухов
PushAll

Окей - в магазин зашел человек - он фактически уже ваш клиент. А вот воспользовался он вашими услугами или нет не важно.
Вполне можно называть и холодным клиентом если так нравится :)

Callbackyou — коробочный сервис обратных звонков с сайта
0
Олег Фик

как получить инвайт?

Как работать с программой Search Ads от Apple
0
Antony Sedov

Ад.

Владельцы Shazam отчитались о прибыли впервые за 17 лет
0
Алексей Гуков

Так индукционку можно использовать, можно и не использовать. В гараже вмуровал и за ночь все потихоньку зарядилось. Надо быстро - воткнул кабель как у тесла.

Mercedes-Benz представил электромобиль Generation EQ — конкурента Tesla Model X
1
Показать еще