Лого vc.ru

Макс Волошин, Redmadrobot: 14 ошибок при разработке мобильных приложений

Макс Волошин, Redmadrobot: 14 ошибок при разработке мобильных приложений

Основатель компании-разработчика мобильных приложений Redmadrobot Макс Волошин подготовил для ЦП материал, в котором рассказал о типичных ошибках, которые могут похоронить даже самый перспективный проект.

Поделиться

Создание мобильного приложения — тернистый пусть, и неважно, ведется ли работа над проектом силами конкретной компании или же для решения задач привлекаются сторонние разработчики. Всегда есть место ошибкам, но некоторые из них могут убить даже потенциально прорывной проект.

Работа с фрилансерами

Порой кажется, что это такая специальная профессия: срывать сроки в 2-3 раза, пропадать в самый не подходящий момент и притягивать к себе любые неприятности от ОРЗ до ДТП. В общем, нет лучше способа завалить проект, чем нанять фрилансера на подряд.

Неправильные сотрудники

План (недельный, ежеквартальный, годовой) должен быть у каждого сотрудника в команде, включая руководство. И даже если в компании оказался очень хороший, классный, веселый, отзывчивый парень-разгильдяй, это быстро станет очевидно. Действовать надо оперативно и жестко, снимая розовые очки и надевая очки Рэмбо. Прозрачные договоренности и незамедлительное увольнение, если нет запланированных результатов, иначе — потеря денег и торможение всего развития бизнеса. И не надо питать иллюзий, что человек изменит свой психопрофиль в 25 лет, это практически невозможно. Стивен Кови помогает только тем, у кого действительно есть запрос, но и эта история не для бизнеса, когда нет времени на «поиск себя».

Сотрудничество со стартапами

Проекты по заказу от стартаперов неизменно обладают такими важными характеристиками: 

  • Им нужно потратить как можно меньше («чтобы проверить бизнес-модель»);
  • Сделать все как можно быстрее («через месяц нужно отчитаться перед инвесторами»);
  • При этом требования постоянно меняются («это гибкий бизнес, у нас pivot»);
  • Но всё должно быть идеально с первого раза («продукт важнее всего»). 

Когда такой проект закроется (а это случится с вероятностью 99%), разработчики приложения не только остаются с чем-то мертворожденным в портфолио, но и часто оказываются виновными в провале. Не стоит тратить на стартапы своё время, даже если это новая мобильная социальная сеть от ведущего интернет-холдинга России.

Опыт Redmadrobot:

Мы решили поучаствовать в стартапе (мобильная соцсеть), не переходя в его оперативное управление. Квалифицированную команду набирать не стали, положились на носителей идеи, которых оказалось недостаточно для успешного запуска проекта. Два основателя стартапа генерировали много красивых картинок, но не имели опыта в маркетинге. В итоге все инвестиционные деньги были просажены на три версии дизайна приложения и промо-ролик. Картинки не набирают аудиторию, в продуктовом сегменте важны маркетинг и продажи, иначе бизнеса нет.

Производство рекламных приложений

Имеются в виду рекламные промо-приложения. Обычно это FMCG, а гонорары в этой области весьма неплохи, но работать приходится с рекламными агентствами, привыкшими вести проекты в хаосе (бывают и исключения) и целовать клиента в зад (без исключений). В общем, если круглосуточное вкалывание и делание наспех «тяп-ляп», чтобы успеть к старту рекламной кампании через три недели, не пугает разработчиков, то им следует знать, что в последний момент кампания может быть перенесена на полгода, а им предложен зад бренд-менеджера для традиционного поцелуя.

Выделение работы аутсорсерам и субподрядчикам

Это примерно то же самое, что нанимать фрилансера, только обходится сильно дороже, а неизвестных сильно больше. Никогда нельзя точно знать, кто на самом деле будет делать работу — студент непрофильного вуза или бывший налоговый инспектор. Но точно знаешь, что заплатишь втридорога.

Опыт Redmadrobot:

Еще год назад мы верили в субподряд, но потеряли контракт с крупным медийным холдингом из-за качества работы то ли студента, то ли инспектора, и сделали выводы. Если внутри компании нет сильной технической компетенции, которая позволит отобрать правильных субподрядчиков, то любой аутсорс — это гибель. Средний разработчик-субподрядчик выучил языки программирования и считает, что этого достаточно. Он справится со средними проектами, но как только появляется сложный проект с большой аудиторией пользователей — всё встанет. Такой специалист не может адекватно оценить работу, называя в 2 раза меньшие деньги и сроки. Так происходит потому, что он до конца не понимает во что ввязывается, и не закладывает дополнительные процессы (потому что не знает о них): проектирование, тестирование, приемку, техподдержку. У него нет знаний в области проектирования ПО (software design), то есть создания архитектуры системы, которая готова к дешевому масштабированию. 

Макс Волошин

Подрядчик «просто работает»,  а потом вылезают ошибки, ущерб от которых растет по экспоненте, и их невозможно исправить без полного переписывания кода проекта. Развитие такой системы невозможно, потому что непонятно, как её развивать. В сложных проектах такую систему невозможно стабилизировать. Провал, через который мы прошли — сдача большому клиенту работы с ошибками, которые даже сами отловить не могли. У нас не было технической компетенции, а у нашего субподрядчика элементарно отсутствовало нормальное тестирование.

Жажда наживы

Довольно часто встречается мнение (неправильное) о том, что если собрать все заказы на рынке, то сразу станешь богатым и знаменитым. В реальности надо брать столько, сколько реально можно сделать, иначе последствия будут самые печальные.

Жажда славы

Клиент продавливает по деньгам, а разработчик так хочет получить этот заказ для своего портфолио, что соглашается на убыточный проект. Большинство таких затей заканчивается плохо. Вписываться в «проекты для славы» нужно с четким пониманием, какие конкретно бонусы ты получишь и за счет чего инвестируешь в них деньги, то есть как компенсируешь потерянную прибыль.

Опыт Redmadrobot:

У нас это происходило так: мы с восторгом бросались в бой, а когда смысл участия в проекте стремительно исчезал (а он почти всегда исчезает), задавались вопросом: «Почему мы вообще эту работу делаем так дешево?».

Работа без предоплаты

Модель бизнеса аутсорс-разработчика ПО подразумевает продажу времени своих сотрудников. В таком случае начало работы без предоплаты означает автоматическую потерю денег. Если пойти еще дальше и стартовать разработку не успев подписать все юридически обязывающие документы, то подобная ситуация больше похожа на рынок венчурного финансирования, где всегда надо быть готовым к потере инвестиций.

Расчёт сроков и стоимость работ «на глаз»

Даже опытный разработчик при оценке трудозатрат может ошибиться в два раза. Если оценивать проект навскидку, то полугодовой план вполне может превратиться в год по факту. Выдержит ли бизнес такую математику, если дано, что гонорар представляет собой фиксированную сумму за полгода работы? Если декомпозировать задачи на очень мелкие, то низкая вероятность двукратной ошибки в оценке каждой из задач снижает и размах ошибки по всему проекту. Это кажется очевидным для технаря, но порой нужно доносить мудрость и до менеджеров по продажам.

Вера в API

При работе над любыми проектами с клиент-серверными приложениями, где разработка бэкенда является ответственностью заказчика, специалисты Redmadrobot неоднократно слышали уверения, что с этим всё в порядке и можно не беспокоиться. В 100% случаев это не так и API либо не работает, либо работает не так, как описано в спецификации. Мы больше не верим в сказки и сразу же расчехляем свою API-тестилку.

Спокойное отношение к деньгам

Как это ни ужасно, но опыт показывает, что в этом мире хорошо себя чувствуют те, кто хорошо считает деньги. Творческие люди, предпочитающие решать инженерные задачи, а не следить за cash flow, обычно быстро перестают быть бизнесменами. Либо им срочно нужен надежный партнер с израильской фамилией.

Удаленная работа с клиентом

Письменный текст — один из худших каналов коммуникации между людьми; чуть лучше дело обстоит с голосовым каналом и видео в дополнение к нему, но ничто не заменит личного общения. Такой вывод делает каждый, кто пробовал работать во всех трех форматах. В Redmadrobot качество коммуникации принципиально важно для качества результата проекта, поэтому штаб-квартира с разработчиками находится там же, где и все наши клиенты — в Москве.

Проекты «в стол»

Если разрабатываемые продукты не доходят до конечного потребителя, сотрудники компании начинают думать, что их работа никому не нужна, и делают ее для галочки. Даже если проект не становится публичным, надо объяснить команде, какие бенефиты в этом случае получает компания и каждый ее отдельный участник (новый опыт с новыми инструментами, R&D, новые библиотеки).

Стремление к крупным клиентам

Контракт с крупным заказчиком — это не только 30 млн руб. в год, но и согласование договора (около 3 мес.), приемка (около 3 мес.) и постоплата (около 2 мес. с момента приемки). Не трудно посчитать, сколько разработчику нужно жить «на свои», пока он получит заработанные деньги.  

Статьи по теме
Анар Бабаев, AppInTop.com: «Экспансия мобильного приложения. Куда идти?»28 мая 2014, 21:27
Microsoft приобрела у Runa Capital стартап по аналитике мобильных приложений Capptain28 мая 2014, 18:32
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

+
Надежда на альтернативные каналы продаж

Песня по большей части про Андроид, но и для iOS может быть актуальна. Есть продукт, продажи через основной магазин идут ни шатко, ни валко. Но! есть же масса альтернатив, в том числе узкоспециализированных. Box, Salesforce - у всех есть свои витрины для совместимых приложений. Пусть аудитория уже, но это идеальные покупатели продукта.

В общем, тут примерно как с API. Дофига времени и сил, чтобы просто выложить продукт на эти витрины, чтобы эта петрушка просто заработала.

+
Оптимистичное отношение к Terms Of Use сторонних сервисов

Бывает, что для приложения надо задействовать чье-то API. А то интереснее - взять данные с другого сайта. По 10 раз перечитайте условия, лучше - с юристом. А еще лучше - с native speaker-ом, если они не на русском. Огрести требование убрать приложение из стора (а то и удаление по жалобе) - как нечего делать. И только потому, что вы истолковали ограничения на использование данных в свою пользу, приняли желаемое за действительное. Тут лучше быть пессимистом.

>Работа с фрилансерами
Спасибо ЦП за прекрасную антирекламу моих услуг!

Сами виноваты. Отобрать адекватного исполнителя из полного рукожопов FL практически невозможно.

0

Стреотипы за 300
"Партнер с израильской фамилией", "работа с фрилансерами", "удаленная работа с клиентом"

Основатель аутсорсинговой компании против мёда?

В старых добрых традициях рынок получил пинка, но не проникся. Статья больше понравилась честным разработчикам из Вконтакте, чем уставшим акулам из Фейсбука. Парни, ИМХО, Роботу как раз надо делать ошибки и посерьезнее собственного перечня: заложиться ради крупного клиента размером с госкорпорацию и сделать приложение для оплаты метро, сделать с ненавистными бренд-менеджерами настолько бесполезное промо-приложение, чтобы сразу и Канны и миллионы установок. Ведь красный безумный же, а не идеально хромированный. Потому что, кто если не вы.

А чо это у вас тут у одного за прямоугольник с иконичным мобайлом?

0

Британские инвестиции творят чудеса!

Автор делиться опытом, а он у каждого свой. Соответственно results may vary: фрилансеры бывают ответственными, субподрядчики организованными, стартапы собранными и дальше по списку.

0

"Автор делиться опытом" (( ну когда, когда же грамотность повысится?
Делится в данном случае надо писать без мягкого знака.

0

Виноват. А у вас кавычки не кирилические, упоминание слова «делится» вообще без кавычек и предложение новое с маленькой буквы. И спина белая.

0

А теперь удивите меня — найдите ошибку в слове «кирилические»

0

>Расчёт сроков и стоимость работ «на глаз»
Разработка больших проектов давно превратилась из "постройки дома" с жестким планом в постепенное "выращивание сада" с постоянной корректировкой направления (смотрите методологию Agile).

Что-то я не догнал, если аутсорс это так хреново, то что такое Redmadrobot?

Письменный текст в виде четкого ТЗ - лучшее, что изобрело человечество за все тысячелетия бесполезной болтовни ртом.

Действительно, не очень попадались фрилансеры. Вероятно, по коду.

0

Самое главное о чем все забывают, что бизнес это не "студия" (ненавижу это слово!), бизнес планирование и стратегия это не разработка ТЗ.
Можно делать отличный продукт, и быть никому не нужным на рынке.
Можно делать супер SAAS решения, которые никто не покупает.

А можно устроить успешный бизнес, продавая иногда решения, которые не блещат красотой или вершиной технической мысли и быть сверх коммерчески успешным.

Аутсорс тупой путь, именно поэтому наши партнеры, компания MONITISE CREATE (бывшая GRAPPLE) имела в штате, в Лондоне, 150 человек, прежде чем их купили за $100 млн, и НИЧЕГО не аутсорсила.

Вы либо делаете бизнес, либо делайте "приложеньки", получаете награды на конкурсах, светитесь на конференциях.Но без бизнеса. А мобайл, это прежде всего бизнес.

Определяйтесь :)

0

Баттхерт? У Робота-то бизнес налажен очень даже

0

:) лол, если это налажен, тогда у меня транс национальная корпорация

0

Есть деньги и умеешь ставить задачи программистам - бери людей в штат.

Есть деньги, но не умеешь ставить задачи - обращайся в студии

Нет денег, но умеешь ставить задачи - работай с фрилансерами

А если у меня нет денег и я не знаю как ставить задачи программистам?
- будешь кинут и напишешь статью "какие плохие фрилансеры".

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Mihail Alexandrov

Отличный материал, спасибо, Андрей.

Прекрасно помню тот вдохновленный пост. Было ощущение, что задумано нечто амбициозное, масштабное, сложнореализуемое и с довольно размытой ценностью. Здорово, что не постеснялись публично признаться в неудаче и поделиться ее анализом.

На мой взгляд пункты про деньги и гео это мысли второго порядка. В том смысле, что сами по себе имеют зерно, но вряд ли являются причиной провала. Напротив "Верь в то, что делаешь" и "Думай", можно рассматривать как ключевые и связанные между собой.

Будучи человеком, провалившим 2-3 стартапа схожим образом, один из уроков, который я извлек для себя во многом резонирует с вашими мыслями. Не начинать фактическую реализацию первой версии продукта пока не имеешь максимально четкого представления о проблеме/возможности, ценности, маркетинге, бизнес-модели и так далее. Проще говоря о том, что делаешь, зачем, почему именно это, кому и как это будет нужно, какие препятствия есть. Чем четче будет это понимание, тем больше вероятности избежать нового провала после продолжительного блуждания в темноте.

Интуитивно я всегда стремился действовать по принципу Наполеона (если это вообще его принцип). Скорее в драку, а там посмотрим.

Но опыт показывает что исключительно осторожный подход к выбору драки куда эффективнее. После внимательного рассмотрения и проектировки (что, кстати, тоже требует времени, но меньшего чем реализация) большая часть восхитительных задумок рассыпаются как дымка. И это нормально.

Возможно, кому-то это будет полезно.

"Успех это движение от неудачи к неудаче не теряя энтузиазма" - говорил Черчилль.

Поэтому буду рад прочитать через месяц-другой новый вдохновленный пост в вашем Facebook. Удачи!

5 советов о том, как провалить проект
0
Sasha Beep

Руки надо мыть, чтобы не залипали кнопки на пульте. Ну или по бабушкиной методике - в целлофан

iPhone 7: первое знакомство
0
Рустам Салахутдинов

Да вот фиг там - все наоборот. Стоимость копирования материальных предметов предельно низкая, потому что:
1) Все легко разобрать и посмотреть
2) Производители будут по-максимуму экономить(ведь они платят не за одну программу, а за каждую копию своего продукта), а значит будут стараться использовать множество существующих на рынке решений вместо создания своего (взять готовый двигатель для своей бензопилы, вместо разработки своего, хоть и более продвинутого), а так же будут максимально стараться упрощать продукт, чтобы найти максимально выгодное соотношения возможностей продукта и его стоимости.

В софте же все наоборот - вы не платите ничего за распространение, а значит вашим конкурентным преимуществом будет служить как раз сложность продукта и объем его возможностей, накопленные за много лет разработки.

«1С» и «Аскон» займутся разработкой аналога Autodesk для 3D-моделирования зданий
0
Yury Molodtsov

Ну можете складировать и стирать.

iPhone 7: первое знакомство
0
William Blake

Очень позитивная и интересная статья. Спасибо.

«Я видел, как людей увозили в степи Казахстана в рабство. Это дисциплинирует»
0
Показать еще