Лого vc.ru

«Золотая лихорадка»: Три мечты разработчика мобильного приложения

«Золотая лихорадка»: Три мечты разработчика мобильного приложения

Один из создателей iOS-приложения «Большой словарь мата» Денис Мартынцев написал для ЦП заметку, в которой сравнил современных независимых разработчиков с искателями золота.

Поделиться

Недавний разговор с Алексеем Писаревским из Mobio натолкнул меня на размышления об истоках денег в природе мобильных приложений. Речь зашла о том, что создатели собственных проектов не могут обеспечить естественный рост своего бизнеса. Алексей провел отличную аналогию с «Золотой лихорадкой».

Лихие времена

В такие периоды огромное количество желающих найти самородок размером с бычью голову съезжаются на какой-нибудь дикий прииск. Массово и маниакально люди стекаются со всех краев света в одну точку, лишь только получив весть, что некий Джонни Джонс раскопал где-то рядом свою судьбу. Но история этого сравнения не нова и вообще интересна несколько другим. 

Гораздо чаще «Золотые лихорадки» делали богатыми и влиятельными не людей, отмывающих камушки на приисках, а людей, обеспечивающих всю эту отчаянную братию условиями для жизни. Короче говоря тех, кто строил инфраструктуру: подвозил воду, кормил, одевал, охранял, строил жилье, дороги и дальше по списку. 

Их бизнес отличался большей стабильностью, прогнозируемостью и тяжелым каждодневным трудом. Именно эти люди работали в полную силу. Большинство же золотоискателей, надо понимать, не отличалось трудолюбием. Их кредо – авантюризм и мечтания. 

История развивается по спирали и похожую картину сейчас можно наблюдать в области мобильных приложений. Эдакая «Мобильная лихорадка» 21-го века. 

Создатели-золотоискатели 

Среди российских самостоятельных чисто мобильных проектов я не встречал и даже не слышал о существовании такого, который органически развивался бы за счет собственных доходов. Речь не о двух нанятых фрилансерах из Вятки, а о полноценной организованной команде и вложениях в дальнейшее развитие.

Редкие, но очень громкие истории всяких там Flappy Birds, служат катализатором к появлению все новых и новых старателей. Люди поодиночке или объединившись в небольшие команды кропотливо кусочек за кусочком собирают свои поделки, на которых планируют сорвать куш. Чаще в них нет ничего меняющего мир даже в задумке. Но в мечтах все очень амбициозно. 

Моя классификация выделяет три типа грез мобильного разработчика, делающего собственные проекты:

  1. Мечта первого порядка (наиболее приоритетный сценарий). Выпустил, попёрло, разбогател, прославился – Ferrari, девочки.
  2. Мечта второго порядка (средне приоритетный сценарий). Запустил, развивал, добился, заработал — BMW, подружка, виски. 
  3. Мечта третьего порядка (наименее приоритетный, но допустимый сценарий). Стремился, трудился, падал, поднимался, стал независимым – Toyota, жена, детишки. 

Форм-факторов, как и мотивирующих элементов, классификация допускает большое множество. Я просто обобщил в разрезе, конечно, своих личных. 

Проинвестированные стартапы в счет не идут. Хотя мечты у них похожие, живут они по другим законам. Процесс поиска золота для них не столь тягостен и критичен. А самостоятельным разработчикам на инвесторов в текущем климате особо рассчитывать не стоит. Ситуация в мире не располагает. 

Бизнес должен зажить на собственном обороте от монетизации продуктов, достигнуть самоокупаемости, добиться относительной стабильности и показывать хоть какой-то рост. Тогда наступит счастье. 

В моих ушах эти слова звучат, как пение русалок. В реалии сегодняшнего рынка, которую наблюдаю я, это, мягко говоря, фантастика. 

По крайней мере за четыре года внимательного изучения мне не удалось встретить ни одного успешного примера. Если кто-то знает, обязательно расскажите, я про них (или вас) с удовольствием отдельную статью напишу.

Предполагаю, что многие создатели в будущем осядут на наемных работах там, где в индустрии появится капитал из гораздо более древних и понятных отраслей народного хозяйства. Альтернативный выбор клинически отчаянных фанатиков, а также горячей молодежи, – продолжать в одиночку или кучками пробиваться в верхние слои социальной атмосферы через попытки сделать самый лучший в мире фонарик для iPhone. 

Дельцы-инфраструктурщики 

Инфраструктурщики, среди которых разработчики-аутсорсеры, агентства, организаторы профильных мероприятий, СМИ, тем временем строят внятный бизнес. Нанимают людей, снимают офисы, расширяются, зарабатывают деньги. 

Никто не говорит, что им легко: клиенты не становятся щедрее. Напротив, они становятся голоднее, злее и внимательнее к деньгам. Никто не говорит, что рост экспоненциальный: часто это долгие колебания графика взлетов-падений. Никто не говорит, что доходы огромные: Ferrari, на сколько я знаю, пока никто не купил. Но их компании похожи на здоровый, развивающийся бизнес, способный обеспечивать занятостью талантливых специалистов и приносить своим создателям дивиденды.

При этом в инфраструктурной среде есть еще много незанятых ниш, которые не очевидны, но имеют хорошие перспективы. С ними, как и любыми инновациям, путь сложный и туманный. Однако, заманчивый. 

Так или иначе, в горизонте ближайших лет рынок консолидируется. Появится еще много компаний, которые будут успешно и ощутимо приносить пользу индустрии, зарабатывая на этом не миллиардные, но достойные прибыли. Многие из тех, кто уже сейчас чего-то значат, станут мастодонтами своей отрасли, на них будут равняться новые поколения. Многие закроются, а заматеревшие основатели разбегутся работать по большим компаниям на денежные должности. 

Мой прогноз 

Закрыв усталые глаза и указав вперед скрюченным перстом предсказываю, какими в итоге могут быть успешные пути.

Путь создателя

В процессе раскопок найти хотя бы крошки золота и всеми силами раздуть из этого свою легенду, привлечь ресурсы и построить вокруг заводы, дома, пароходы. Проще говоря, заработать не на отмывании золота, а на администрировании нового прииска. 

Путь инфраструктурщика

Продолжать вкалывать от зари до зари, смотреть широко, повышать качество сервиса и не переставать искать новые возможности для развития. В этом бизнесе хоть и приходится платить за понятные правила масштабами, всегда есть много способов диверсификации. 

Лично я прекращаю заниматься поисками золота и приступаю к построению внятной структуры. Что из этого получится, покажет время, помноженное на усилия мои и моих партнеров. 

Статьи по теме
Кейс: Создатель «Большого словаря мата» получил несколько тысяч загрузок приложения при помощи Twitter30 октября 2014, 08:47
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Приложение - это просто формат, в некоторых случаях канал. Странно искать там миллионы. Впрочем до многих сейчас доходит. Чего только стоит эта статья: blog.intercom.io/the-end-of-apps-as-we-know-them/.
Не со всеми выводами согласен, но главная идея верна - нужно строить систему, бизнес, а не эфемерный финальный дестинейшн (будь то фонарик или словарь мата)

Отличная статья от визионера, имени которого уже никто не вспомнит на следующий день.

Денис Мартынцев не знает успешных продавцов приложений, но это проблемы только Дениса.

Вот беларусская контора Аппалон стала 10ым по кол-ву загрузок паблишером во всем мире, за сентябрь 2014. 100 млн загрузок за год, 20млн MAU. И в портфолио - ни одной игры!

Правда неделю назад их купила какая-то контора

Вот пресс-релиз об покупке апалона iac.com/media-room/press-releases/iacs-mindspark-acquires-apalon

Новость пришла уже после написания статьи. Apalon - большие молодцы, у них отличные приложения. Но это исключение, подтверждающее правило)

0

"большой словарь мата" Денис продвинул, а "внятная структура" - это что?)

"Большому словарю мата" уже ничем не помочь)

А мы капать золото. Эта лихорадка явно лучше влияет на продуктивность, чем 8 часов в день в офисе

"Что сделаем, новый фонарик для Айфона?"
- "Бл....., конечно нет, на.....й, это дерьмо нужно еб....... пользователям в жопе негра на пиз.......х айфонах?!
"Хм. Может тогда словарь?"

Все так и было, откуда вы знаете?)

0

"При этом в инфраструктурной среде есть еще много незанятых ниш, которые не очевидны, но имеют хорошие перспективы." - с этого места, пожалуйста, поподробнее.

зачем подробности, сразу кошелек кидайте, куда вам деньги скидывать

пункт "проебать рубль" уже придумал... огого кто.

Тот, кто строит инфраструктуру чего-либо, должен оценить свои возможности так:
1) взять выручку отрасли (в нашем случае + инвестиции в нее): например, 100 руб,
2) взять от нее какой-то небольшой процент (например 1% в структуре затрат занимает услуга "вот этого вот"), итого 1 руб.
3) взять свою ожидаемую долю на рынке "вот этого вот", например 10%, итого 10 коп.
4) стать счастливым обладателем 10 коп.

К примеру, крупнейшая инфраструктурная отрасль - электроэнергетика, это около 3-4% ВВП в России и других странах. И эти 3-4% делят десятка крупнейших и сотни средних компаний...

Да, конкретно мобильному разработчику сейчас довольно трудно в плане продвижения своих продуктов. Поскольку стоимость приложений, как правило, 1$-2$ при конверсии 5-8%, а затраты на online рекламу гораздо больше. Стоимость привлечения пользователя оказывается выше, чем прибыль с него. Нужны халявные каналы трафика, и вот с этим большие проблемы.. У меня один из проектов геосоциальный сервис, который год назад казалось бы пойдёт через offline рекламу, но увы.. Реальность всегда оказывается суровее.

Оффлайн реклама приложений - это вообще сказка. По крайней мере через имеющиеся форматы.

0

кстати, кто-нить пробовал рекламу приложений в метро?

0

я про банеры в вагонах, маленький банер 5000 руб. в месяц стоит. (в том году стоил)

0

В метро нет. Пробовал в аэропортах, на прогулочных катерах, в кофейнях, на массовых мероприятиях.

0

ну и как?
хотя кончено странно было бы на мероприятии качать приложение, если только оно не тематическое.
в метро человек по идее не озабочен ничем кроме своего телефона и конечной станции назначения, почему бы не качнуть.

0

Вообще никак. Приложение было тематическим, на мероприятиях работали промоутеры, объясняющие зачем оно нужно и как установить. Стояли интерактивные стенды.

Про рекламу в метро я тоже думаю с первых дней появления wifi в вагонах. Но пока самым разумным представляется попасть в подборку приложений сайта vmet.ro. Которая кстати весьма скудная. Писал им письма на партнерскую почту. Тишина.

0

надо попробовать, обязательно. мне кажется тема интересная если банеры сделать клевые

0

а не потому ль, что ваш фунтум выглядит, как говно? не совсем вселенский пздц, а это бы как раз пошло, а просто мелкий, нахерненужный катяшок.

0

Это MVP, а хороший дизайн денег стоит немалых, а когда делаешь всё сам и за свой счёт, то каждая копейка на счету. Сначала ведь нужно проверить бизнес-модель? Или вы действительно считаете, что клёвый дизайн вытянет плохую бизнес-модель?

0

т.е. вы пытаетесь продать дерьмо, а если оно не пойдет, то всё пропало? больно хитро, батенька

что за школьник это писал?

0

Я. Можем обсудить после алгебры ;)

0

После рывка моего приложения в топ-платных приложений App Store, одна из моих мечт сбылась определенно :)

0

Да :) Так как приложение рассчитано только для российских пользователей)
Можете его найти, в Топ-платных категории "Новости" - приложение называется "Military!".

0

У вас неплохое нишевое приложение. Но Топ-платных категории "Новости" - это, простите, копейки)

0

Знаю, что копейки :) Но для меня в первую очередь - моя работа, это не деньги, а удовольствие от самого процесса разработки продуктов.

0

Еще такой вопрос - какую из внешних реклам вы считаете самой выгодной и с меньшим вкладом в эту рекламу?

0

Самая выгодная реклама - это бесплатный PR :) Попробуйте написать информационным ресурсам, пабликам, блогерам и микроблогерам, которые пишут на тему армии, службы, вооружения. Предложите им промо-коды, попросите оценить приложение. Если оно им понравится и они сочтут это актуальным, то дадут ссылку на своем ресурсе и напишут пару слов.

Советую сделать фримиум-версию приложения с ограниченным бесплатным функционалом (или контентом) и платное расширение через In App. Или хотя бы лайт версию со ссылкой на основную платную внутри. Это положительно скажется на монетизации.

0

Для несведущих, как сделать похожий "ресурс на мильярд":
1. слепить в хтмл, ява, цсс и сконвертить в креативных облаках эдоби (не помню название конкретного продукта) в вёдра/огрызочную хаванину. 2. Получить мильярд, феррари, тёлочек, респект от Марка.
Всё. Можете смотреть на Дурова, как на говно.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Олег Дергилёв

В России есть ТВ?

«Российскому ТВ не хватает ощущения того, что ты общаешься с живым человеком»
0
Vladislav Kharchev

Это где, например?

МГТС разослал своим клиентам бесплатные тестовые SIM-карты вместе со счетами
0
Олег Дергилёв

C ботами работал на основной работе, как-то было очевидно, что хайп про них пустой и за этим не последует рывка.

Интересно, а рубрика с факапами на ЦП будет иметь большой успех?! Ведь примеров этого у каждого найдется немало...

5 советов о том, как провалить проект
0
XageRu
Xage

Vladislav Kharchev, у вас жена и дети есть?

«Содержать семью в Долине сложно даже на зарплату сотрудника Facebook»
0
Mikhail Kuropatkin

Пользователь должен самостоятельно решать кому доверить свои данные, ведь это ЕГО данные.
Хочешь сбор данных родной стране? нет проблем, используй только отечественное.
Попытка навязать или самоизолироваться сделает только хуже, пользователи российских сервисов за границей будут от них постепенно отказываться, свои будут относится с опаской и по возможности избегать.
В США контактик спокойно работает, и никто не пытается его ограничить, ЦРУ плохо работает?

Касперская рассказала о работе ФСБ и Роскомнадзора над перехватом и дешифровкой трафика россиян
0
Показать еще