Лого vc.ru

Пять мифов о деньгах

Пять мифов о деньгах

Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов начинает публиковать на vc.ru серию материалов о финансовой грамотности для ИТ-предпринимателей.

В первом тексте — объяснение, для чего основателю бизнеса вообще нужна финансовая грамотность, если в компании есть бухгалтер и финансовый директор.

Поделиться

Меня зовут Михаил Смолянов, я предприниматель. Последние восемь лет я занимаюсь софтом для малого и среднего бизнеса: я руководил «Мегапланом», обучаю предпринимателей в «Мегапрорыве» и сейчас делаю сервис «Финолог».

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — управление деньгами. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане», «Мегапрорыве» и «Финологе». Теперь я хочу популяризовать управление финансами.

Это статья для тех, кто занимается бизнесом или планирует им заняться. Если это не про вас — она вряд ли вас заинтересует. Мы начинаем небольшой цикл материалов по финансовой грамотности для предпринимателей в ИТ, и в первой статье хотим рассказать, зачем это вообще нужно.

Миф первый. Деньгами должен заниматься бухгалтер

Что думают: в компании должен работать бухгалтер, который будет отвечать за деньги: приход, расход, зарплаты, налоги, платежи и так далее.

На самом деле: в сферу ответственности бухгалтера входят только налоги и касса. Все остальное — это функции директоров.

Почему: бухгалтер в российской фирме — это налоговый агент государства. Его задача — чтобы государство получило от вас налоги. Если вам достался хороший бухгалтер, то он защитит вас от штрафов за неуплату налогов и разрулит проблемы с трудовыми комиссиями и прочими чиновниками. И все, на этом его работа окончена.

Но отчетность перед государством и уплата налогов — это крохотная часть бизнеса. А есть еще операционная эффективность, обязательства, учет движения денег, баланс, финансовое планирование и сценирование — это есть в любом бизнесе. И этим должен кто-то заниматься.

Бухгалтер — это малая часть управления деньгами. Если ваш бухгалтер может гораздо больше — это золотой человек, берегите его.

Миф второй. Главное — хороший продукт, а деньги будут

Что думают: управление деньгами налаживается само собой, как только появляются первые платящие клиенты. Сначала их будет мало, поэтому у нас будет время отладить учет.

На самом деле: никогда ни у кого не будет времени наладить учет. А когда появятся деньги, всегда будут более важные дела. И дальше хватит двух-трех дурных решений, чтобы компания разбилась о землю.

Почему: в бизнесе не бывает такого времени, когда можно сесть и сказать: «Ну, теперь пора заняться учетом». Всегда есть какие-то проблемы: клиенты жалуются, сервер упал, правительство ввело запрет и так далее. Из-за этого многие предприниматели начинают заниматься учетом тогда, когда уже поздно.

Другая опасность — чувство, что все под контролем. Когда у вас хороший продукт, денег поступает больше, чем необходимо для выживания. Появляется мысль: «Ага, денег хватает, мы молодцы, продолжаем в том же духе». Вы нанимаете новых людей — денег хватает. Вкладываетесь в рекламу — денег еще больше. Начинаете новую разработку, переезжаете в новый офис, ввязываетесь в дорогой редизайн. И однажды вы понимаете, что деньги вот-вот закончатся, а отказаться от лишних расходов вы уже не можете.

У вас может быть прекрасный продукт, отличная база лояльных клиентов, отлаженный маркетинг — но если никто не следит хотя бы за операционной эффективностью бизнеса, то все разрушится.

Миф третий. Всегда можно нанять финдиректора

Что думают: мы вырастем и наймем человека, который наладит нам финансовый учет за большие деньги. И все будет хорошо.

На самом деле: разве что финансовым директором станет кто-то из сооснователей, в противном случае вы хлебнете горя. Ну и дорого это.

Почему: потому что внешний финдиректор никогда не сможет понять ваш бизнес достаточно глубоко, чтобы его не сломать. Финансы — это ведь следствие того, как работает бизнес: почему и как покупают ваш продукт, что в сердцах ваших клиентов, почему они выбирают вас. Чтобы финдиректор ничего вам не сломал, нужно, чтобы он стоял у истоков бизнеса, понимал его культуру и ценности. Ведь ключевые решения в бизнесе исходят именно из этих ценностей. Это если забыть на секунду, что нормального внешнего финансового директора может позволить себе только крупный бизнес.

И еще один момент: нельзя ожидать, что вы сейчас наймете волшебного человека, который придет, сам все разберет, проанализирует и скажет, что вам делать. Даже при наличии финансового директора постановка задач и ключевые решения должны исходить от директора.

Вот вам случай. Компания тратит полтора миллиона рублей в месяц на рекламу. Как-то деньги стали кончаться — наняли финдиректора, чтобы он оптимизировал расходы. Он смотрит на рекламный бюджет:

  • 1 млн рублей — контекст;
  • 300 тысяч рублей — баннеры;
  • 200 тысяч рублей — конференции.

Финансовый директор отключает контекст. Молодец, оптимизировал. А потом посмотрели: у компании из контекста приходило 90% заказов. Чуть не убили бизнес.

В чем мораль: финдиректор может предоставить вам достоверную картину финансов, может предложить какие-то решения — но отвечает за решение именно генеральный директор. Поэтому он, как никто другой, должен понимать, как деньги работают в компании.

Миф четвертый. Фонды кидают, инвесторы кидают, банки кидают, денег взять негде

Что думают: получить внешнее финансирование настолько сложно, что лучше об этом забыть и жить на свои.

На самом деле: фонды и банки не могут помочь только тем, кто гарантированно эти деньги сольет. Если это не про вас, то деньги у вас будут.

Почему: представьте, что для фондов и банков деньги — это товар на складе. Если он просто лежит, то банк на нем не зарабатывает. Банки и фонды заинтересованы в том, чтобы зарабатывать на своих деньгах — то есть выдавать кредиты и инвестировать.

Но банки и фонды не могут просто так раздавать деньги направо и налево. Очень высокий риск, что вы их сольете. А они хотят видеть в вас нормальных вменяемых партнеров, которые эти деньги вернут и приумножат. Банкам и фондам Нужны бизнес-планы, финансовые модели, сценирование. Если этого нет, то нужен как минимум порядок в финансах. Никто не даст деньги тем, кто не умеет их считать.

Миф пятый. Деньги — это сложно

Что думают: чтобы заниматься финансовым и управленческим учетом, нужно получить MBA и потом много-много работать в корпорациях.

На самом деле: сложно только заставить себя этим заняться, дальше нужные знания есть в изобилии. Это как в спорте: не нужно заканчивать институт физкультуры, чтобы выходить на пробежку.

Почему: управленческий и финансовый учет вытекает из ежедневной практики. Пришло, ушло, дали в долг, распределили расходы и так далее — все это довольно простые вещи. Если знать, куда смотреть, это все по силам.

Проблема финансового учета не в том, что он сложный. Проблема в дисциплине. В природе не бывает учета, для человека это противоестественно. Человеку свойственно жить в кавардаке, реагировать на сиюминутные ахтунги и не думать о будущем. А учет — это всегда про будущее, порядок и дисциплину.

Для учета никогда не бывает подходящей ситуации, всегда будут более срочные дела. Но правда жизни в том, что у вас либо есть учет, либо нет бизнеса.

Мы планируем несколько статей по основным проблемам учета. Задача — дать общее представление о деньгах в бизнесе и помочь вам начать их считать. Эти же принципы полезны и в планировании личных финансов.

В следующий раз расскажем о долгах, обязательствах и операционной эффективности бизнеса. До встречи!

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Мегамифы и мегаплан по борьбе с ними

Ну а вообще статья супер)

"Главная проблема — управление деньгами." Очень спорный тезис. У каждого предпринимателя, на каждом этапе своего роста, свои проблемы и пробелы. Которые он решает или нет.

Магомед, согласна. Но проблемы с деньгами порождают (или тянут за собой) все остальные проблемы. И наоборот - многие другие проблемы бизнеса можно решить, если грамотно управлять финансами (или эти проблемы сами частично или полностью отпадут).

Статья отличная, и я давно хочу повысить свою финансовую грамотность. Посоветуйте курсы, книги может еще что то.

Так в начале статьи ссылки на курсы и проекты Михаила. Финолог, вот это все.

0

Жму руку и снимаю шляпу. Очень толковая статья и по делу каждое слово.
Именно эти объяснения я слышала, когда консультировала (а на самом деле разбирала бардак в деньгах). И еще один миф бы добавила - я продажами и маркетингом занимаюсь, деньги - это не главное (а ради чего тогда бизнес затевался?))) Не секрет, что бизнес открывают в основном люди с маркетингово-сейлзовым бекграундом, которые считают "счетоводство" ниже своего достоинства. В лучшем случае все кидается на бухгалтера, хотя он существует для 4х вещей - налоги, отчетность, документация и проведение текущих платежей (даже не планирования их).
В результате народ не знает, сколько денег и на что есть (худший случай), делает дурацко-опасные шаги (как в приведенном примере с "оптимизацией" самой эффективной рекламы) или просто поражается, что при наведении порядка только в расходах и планировании "вдруг ниоткуда" возникает 1-3-5-10 тысяч долларов свободных денег. И потом так же удивляется, когда оказывается, что есть всего несколько понятных и логичных формул, которые серьезно помогают контролировать финансы.
Если свести это все к финальной фразе - "Я и понятия не имел!!!"

отличная статья!
Ну наконец-то дорогая редакция нашла хорошую тему, полезную буквально всем.
Как не хватает хорошего обсуждения на тему "Что выгоднее: ипотека или аренда?"
(просто подкидываю тему, которая с 2012 года не сходит с экрана компьютеров всей страны.
Краткое содержание статьи: вместо того, чтобы платить ипотеку в течение 20 лет, гораздо выгоднее просто арендовать квартиру. Через СЕМЬ ЛЕТ у вас скопится денег на покупку этой квартиры)

Далеко не всегда)
Зависит от стоимости аренды, инфляции и роста цен на жилье.

Согласен, Лев сейчас не учел много факторов прежде чем сделать такой вывод.

0

Вы еще не поняли, почему я написал "просто подкидываю тему" ?
Вы не понимаете принципов работы сайтов типа VC.ru
Здесь задача - не найти правильный ответ, а устроить сто тысяч просмотров заметки, чтобы показать статистику на сайте ALOHA рекламодателям.
Так что проверенные темы "веганы против мясоедов", "ипотека или аренда", "голубые против натуралов" - ещё ждут своей очереди попасть на этот сайт.

не задавался этим вопросом, поэтому могу не учесть важные факторы, но для меня все выглядит так, что при сохранении стабильно-предсказуемой ситуации с доходами и инфляцией, накопления с годового дохода и депозита (вместо первоначального взноса в варианте с ипотекой), сумма которых меньше стоимости квартиры, будут только отодвигать от покупки, а экономия на аренде не даст серьезной выгоды.

скажем, ваш ежегодный доход = 2 млн
депозит в банке = 500 т.
экономия на аренде вместо ипотеки = 400 т.
квартира = 5 млн

грубо говоря, при равноценном влиянии инфляции на рост дохода (включая процент за депозит) и стоимость квартиры, она в абсолютном значении будет дорожать быстрее, чем расти ваш капитал

0

Поищите в Яндексе оригинальную заметку 2012 года "Ипотека или аренда".
Там мужик на примере Мурманска привёл примерно в 25 раз больше цифр, чем вы.
Более миллиона просмотров. Очень горячая тема на тему финансовой грамотности 90% населения России.

0

Нашел заметку про мурманские расчеты на форуме о001оо...
Дело не в количестве цифр - таблицу с учетом основных факторов составить и школьник сможет)))
Там не учтена инфляция, а соответственно рост доходов, расходов и стоимости недвижимости. Если это та самая заметка, о которой говорите вы, то она скорее вредна, нежели полезна.

Могу проследить рост цен на недвижимость в СПб в рублевом эквиваленте за последние 17 лет.. Выросло все примерно в 37 раз... и даже если надеяться на бОльшую стабильность и равномерный рост цен в соответствии с инфляцией и рост доходов по тому же принципу, то цифр все равно много не надо, чтобы понять простую вещь:
Если в единицу времени ваши накопления увеличиваются на меньшую сумму, чем вырастает цена желаемой квартиры, то вы на нее никогда не накопите.

Ошибка той статьи про Мурманск как раз в том, что она рассматривает доходы и стоимость квартиры как константы, а потом упоминает про рост цен и инфляцию, "успокаивая" наивных читателей тем, что депозит в банке все это якобы скомпенсирует. Это профанация))

0

Если привести в 25 раз больше цифр, взятых с потолка, то легко задурить ими голову несмышлёнышам. А если таки продраться сквозь этот мусор, то вот эти три и останутся. Больше трёх там не надо.

0

Сами просчитывали это? У меня противоположное мнение.

0

Вас это ипотечно-арендный Гондурас так сильно беспокоит? Попробуйте уже не чесать его.

0

А что тут обсуждать если это действительно так.

Генеральный директор для принятия решений, должен оперировать адекватной информацией от коммерческого и финансового директоров.
Под коммерческим директором: весь маркетинг, под финансовым: вся бухгалтерия. У нас за правило пренебрегать коммерческим директором, возьмут оопытного бухгалтера Марьюивановну и слушают ее, пока капец не настанет. А для нее главный приоритет: вовремя сданные закрывающие доки... А всякий там контекст для нее не сильно от абонентской платы за интернет отличается(

0

Вообщем правильная статья. Если уж начал бизнес создавать: или обучайся сам или создавай структуру компании, нанимая специалистов.

0

Главная проблема - неспособность системно мыслить. Что выливается в неспособность эффективно построить бизнес-процессы и коммуникации внутри компании. И приведенный пример с финдиром, отрубающим прибыльный контекст - хорошая тому иллюстрация.

Ну а финансами нужно управлять, да)) И кто-то приходит к этому через МВА и работу в корпорациях, а кто-то, поэтапно решая возникающие перед его бизнесом задачи.

0

Много воды и саморекламы.

Всё сводиться к одному фактору - финансовой грамотности самого руководителя. Если руководитель баран, то компанию уже ничего не спасёт

Вода вода, причем очевидная. Любой мало-мальски трезвый предприниматель, смотрящий xоть немного в будущее, все это прекрасно понимает.

Я сам себе противоречу: обозвал водой - подтвердил полезность.

0

Дайте пожалуйста инвайт на финолога!

0

Статью писал Ильяхов?

0

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — безграмотность сотрудников. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане» и «Мегапрорыве», и сейчас я делаю сервис «Филолог».

0

Классно, но эта статья нужна была мне раньше :) Ждем следующих, может там будет уже более актуальные советы.

И блин, я в очереди 8000+! А очень хочется посмотреть на сервис :(

0

Подписан на финолога. Согласен плотностью с автором. Просьба - консолидируйте все уроки в 1 пачку. Тяжело каждую неделю вспоминать заново.

0

Ребят, как подписаться ровно на этот заявленный цикл материалов? Любой способ годится — почта, рсс, кто-то в соцсетях, кто это будет репостить

0

Я сейчас дочитываю последние уроки из рассылки Финолога и считаю, что подписка на этот курс была чуть ли не лучшим решением с начала предпринимательской деятельности. Просто неоткуда получить такие структурированные и в то же время доступно изложенные знания.

Как это обычно происходит у мелкого бизнеса: либо вы получаете второе высшее в финансах, либо делаете всё по наитию в тетрадке. Если конечно учёт не отдаётся на откуп бухгалтеру, о последствиях чего Михаил уже написал в статье.

Мне вообще кажется, что большую часть материалов рассылки нужно было читать в старших классах школы на уроке экономики.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Artem Zinnatullin
Juno

Не собираюсь оправдывать ролик сбера, но если вы про вот это видео с футболистом youtu.be/VGEfNcvntno, то оно ничем не лучше, тк там блин оператор(ы) по полю бегают, сверху съемка ведется и рядом с полем люди явно не на телефон снимают. Всем участникам было понятно, что это какой-то прикол. Была бы скрытая съемка — без вопросов.

Так можно и в сбере снять реального инвалида, но с кучей операторов, камер и режиссером рядом, понятное дело, его будут обслуживать максимально хорошо.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Artem Zinnatullin
Juno

Я может не понимаю, но в чем большая разница между "в имитирующем инвалида костюме" и "под видом инвалида"?

Не вижу "небо и земля" на скриншоте. У всех одинаково желтушные заголовки.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Mark Matviyiv

Следующим должен быть месенджер для банкиров

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Mason

Уважаемый Константин, вариант с Дикой инфляцией слишком маловероятен,в нашей стране точно. Если конечно никто в след году не устроит революцию, так сказать в память 100летия с прошлой. А по поводу СВОЕГО дома, я так и сказал. Вам вероятно важно именно ВЛАДЕТЬ домом/квартирой, чем спокойно считать свою прибыль от сделанных инвестиций средств,сэкономленных на покупке недвижимости. Ведь квартира/дом это Ваш самый главный пассив в жизни. Безусловно, владеть подобными пассивами, очень приятно и иногда даже престижно. Но давайте не будем заблуждаться, среднестатистический гражданин нашей страны предпочитает "казаться" успешным нежели быть успешным. Потому что "владеть" жильем, пусть и в ипотеке, машиной, пусть и автокредите, приятнее, чем жить в съемном жильё и ездить на такси. Ведь это не "круто". А то что человек, детям оставит приличный портфель активов, собранный на непотраченные на понты и % деньги вместо 2ки или 3ки за которую он горбатился 15лет, так это по моему очевидный и неоспоримый факт.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Alex Ryabinin

Вы говорите выгодно предпринимателям, забывая как устроена экономика. Предприниматель зарабатывает покуда у его целевой аудитории есть деньги и он может простимулировать траты своей ЦА на свой товар.
Если 70% будут безработными то очень скоро предприниматель пополнит собой этот процент.
Так что выгодно не будет никому. Скорее всего, перемены будут вливаться медленнее и постепеннее, соответственно просто улучшатся орудия труда и увеличится объём производств или kpi отдельного сотрудника.
Просто заявление о грядущей вакханалии сильнее будоражат общественность и притягивают внимание.

«Боты станут умнее, а вы потеряете свою работу»
0
Показать еще