Лого vc.ru

Потому что мы не в Америке — книга Морейниса, глава 1

Потому что мы не в Америке — книга Морейниса, глава 1

Первая статья, написанная инвестором Аркадием Морейнисом в рамках совместного с ЦП проекта «Антистартап», материалы из которого вместе с комментариями читателей будут собраны в одноименную книгу.

Поделиться

Бытует мнение, что стартапы — это забавный квест, в ходе которого ты придумываешь великую идею, под которую посторонние дяди-инвесторы дают тебе огромные деньги, чтобы твоя компания выросла, а ты стал знаменитым. Такое мнение, как ни странно, имеет право на существование. Но есть нюансы, давайте попробуем в них разобраться.

Понятие «стартапы» и связанная с этим истерия пришла к нам из США. В чем же заключается «американская мечта» стартапера? Как раз в прохождении того самого квеста — создать компанию, получать инвестиции, которые помогут твоей компании расти, чтобы эту компанию кто-то купил за бешеные деньги. Этот вожделенный для многих момент называется «exit» (или «выход»).

Как правило, для основателей и инвесторов это самый главный момент, когда они зарабывают деньги «себе на карман». «Выход на биржу» или IPO (Initial Public Offering) — это тоже продажа, стартап просто берет часть своих акций и продает их на бирже многим покупателям, а не всю компанию одному покупателю, как в случае с полным поглощением. Заметим на полях, что в общем объеме «выходов», 90% по объему и по количеству — это все-таки полные продажи, а только 10% — IPO.

Такой путь от создания компании до ее продажи — и есть модель «американской мечты». Так как основная цель — продажа компании, значит, основателям и инвесторам надо приложить все усилия для того, чтобы её купили дороже. Этот подход сразу вызывает смещение приоритета развития компании с получения прибыли на повышение своей стоимости.

Тут вы можете сразу воскликнуть: «ну так ведь больше должна стоить та компания, которая зарабатывает больше денег», на что я тихо скажу в ответ: «вовсе не обязательно». Больше будет стоить та компания, которую можно будет дороже продать. Продается и покупается на самом деле не текущая прибыль компании, а ожидание того, за сколько тебя можно будет продать через некоторое время.

Стремление получать прибыль заменяется на умение генерировать правильные ожидания, увеличивающие твою стоимость. Самое интересное, что ожидания обычно стоят дороже, чем текущая прибыль, поэтому гораздо выгоднее «надувать» компанию, чем получать прибыль от её работы. Есть такое биржевое соотношение P/E (price-earnings ratio), отношение цены акции к заработку на одну акцию — для некоторых компаний это соотношение может составлять десятки, а может быть и сотни единиц.

Что это значит? Это значит, что я могу продать акцию компании за цену, эквивалентную 10 или даже 100 годам получения заработка на эту акцию. Другими словами, стоимость компании может составить 10 или 100 ежегодных её прибылей. Что в результате становится приоритетом и ориентиром для создателей стартапов? Вот то-то и оно.

Причем зачастую возникает даже обратный эффект — чем больше чистой прибыли показывает компания, тем меньше соотношение P/E, чем меньше прибыли у компании — тем больше может оказаться P/E. Почему? Потому что если компания уже зарабатывает существенные деньги, тем меньше вероятность и ожидание того, что компания может вырасти еще в 10 или 100 раз. А если компания еще не зарабатывает денег, то есть какая-то вероятность того, что она вдруг и резко взлетит, и ее стоимость вырастет до небес — и именно в разогревании таких ожиданий и состоит путь классического американского стартапа.

Американский рынок стартапов — это обычная спекулятивная игра, в которую можно выиграть 10, 100 или тысячу раз на вложенные деньги. Эта игра, в которую играют основатели многих стартапов, эта игра, в которую играют инвесторы, вкладывающие миллионы долларов в незарабатывающие компании. Это классическая американская мечта, которая работает, потому что есть большие компании, которые готовы покупать стартапы. Зачем? Потому что эти большие компании играют в ту же саму игру, у них есть стоимость, на которой их инвесторы и акционеры могут заработать больше денег, чем от получения дивидендов. Они покупают стартапы, чтобы продолжать генерировать ожидания каких-то новых путей развития, которые позволят и дальше увеличивать их стоимость.

Эта модель хороша тем, что в случае успеха позволяет в десятки и сотни раз увеличить свои вложения. Но у нее есть один недостаток — она не работает в России, потому что в России, как правило, стартапы не покупают. Большие российские компании не покупают стартапы, потому что в России так и не сложилась работающая биржевая система, где акционеры и инвесторы больших компаний зарабатывали бы больше денег на росте своих акций, чем на выведении текущей прибыли «на карман»».

Можно долго рассуждать о том, почему такая схема не сложилась — то ли потому, что привычка к рискованным спекуляциям не в нашей крови, то ли у большей части нашего населения попросту нет денег на эти спекуляции, то ли потому что мы так и не научились верить в ожидания в надежде на светлое будущее. Но я не буду об этом рассуждать, поэтому давайте просто воспримем это как данность — рынка покупателей стартапов в России нет. Поэтому нет и рынка инвесторов, готового вкладывать деньги в надувание пузырей, которые можно было бы потом кому-нибудь продать — инвесторы понимают, что продавать эти пузыри потом будет некому.

Нет рынка инвесторов — значит, стартапы, ориентированные на американскую модель «рост-продажа», умирают. Эти стартапы просто не могут заработать себе денег на жизнь, они по-прежнему надеются на то, что прилетят инвесторы в голубых вертолетах и бесплатно дадут им денег на жизнь и на рост. А инвесторы не прилетают, стартапам становится не на что жить, и они умирают. Это и есть крах американской мечты в наших суровых российских реалиях. Те, кому интересны исторические параллели, могут почитать про « карго-культ».

Я не говорю, что исключений не бывает. Иногда покупают. Даже у меня такое было: Price.ru, который я сделал и которым руководил 10 лет, был куплен «Рамблером», стартап Podorozhniki.com, в который я инвестировал в самом начале пути, купила европейская компания BlaBlaCar и открыла на базе него свое российское представительство. Но на это нельзя рассчитывать как на систему. Можно и нужно рассчитывать только на то, что мы придумали идею нового бизнеса, начали его делать и на этом начали зарабатывать деньги. Всё. Точка. Добро пожаловать на темную сторону!

Эта книга как раз и посвящена тому, как начинать новый проект, который сможет зарабатывать деньги. Я не хочу называть такие проекты «стартапами», слишком уж сильно слово «стартап» ассоциируется с американской моделью развития. Я не могу их называть уже «бизнесом», потому что эти проекты еще не стали бизнесом, они еще ищут свой путь и свою модель зарабатывания денег.

Поэтому я буду называть эти проекты «антистартапами». «Антистартап» — это новый проект, который ищет свой путь и бизнес-модель для того, чтобы в конечном итоге стать бизнесом, цель которого — получение прибыли. Как ни странно, многие методы, которые используются классическими стартапами, растущими по американской модели, применимы и в нашем случае — просто применять их нужно с другими целями, но сами пути поиска бизнес-модели во многом похожи.

Иногда говорят, что таким путем можно построить только ларёк с шаурмой, ну или аналог этого ларька в интернете. Во-первых, если вы построите ларек и сможете жить на зарабатываемые на нем деньги — это лишь подтверждает вашу способность быть предпринимателем. Cоздать работающий бизнес, который не умирает и приносит доход, – это непросто и почетно. Во-вторых, для многих из вас ваш стартап — это первый опыт в бизнесе, так добейтесь в нём хоть какого-то положительного результата. Это даст вам опыт и репутацию, необходимую для того, чтобы сделать следующий бизнес, который сможет стать больше предыдущего. В-третьих, а кто сказал, что большой бизнес не получается из малого? Apple начинался с продажи комплектов «сделай компьютер сам», Facebook — с фотоальбома гарвардских студентов, Coca-Cola — с лекарственного средства от нервных расстройств с выручкой $50 за весь первой год.

Так что пора бы уже осознать, что мы живем в России и надеяться на чудо не стоит. Что большие бизнесы у нас начинаются с малых бизнесов, а не стартапов.


Следующая, вторая глава: «А ты кто такой?»

Из каких частей состоит бизнес? Он состоит не из компьютеров, менеджеров, секретарш или кофе-машин. В каждом бизнесе есть три важнейших уровня:

  1. Основатели — с их амбициями, желаниями и возможностями.
  2. Идея — большая, простая и понятная мысль, вокруг которой и строится бизнес.
  3. Продукты — их может быть несколько, они реализуются основателями в рамках общей идеи. Продукты — это видимая часть айсберга, то практическое, что приносит деньги в бизнес, живущий идеей и подкармливаемый идеологически и денежно основателями.

Поэтому на вопрос «С чего начинается бизнес?» мы можем с уверенностью ответить — с человека, с его основателя. Во второй главе попробуем понять, кто же такой этот самый основатель, какими качествами и ресурсами он должен обладать, чтобы хотя бы попытаться добиться успеха.

Статьи по теме
Новая рубрика на ЦП: «Антистартап» с Аркадием Морейнисом30 марта 2015, 17:49
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

По поводу внезапности: да, что-то внезапное есть. А как бы вы закончили?

Аркадий, спасибо за Ваши труды, будем читать и осознавать :)
Первая глава понравилась, хорошо написано :)

Аркадий, было бы вам интересно предложить читателям ЦП подписаться на рассылку будущих глав по e-mail? Не всегда удобно следить за интересными материалами на ЦП.

0

Я ЦП вчера вопрос про это задал

0

То есть вывод: в России стартапу надо ориентироваться на повышение прибыли? А повышение оценочной стоимости это не про наши реалии... Какова перспектива развития российского биржевого рынка, когда мы сможем делать стартапы по западной модели?

Прогнозы в области экономики и политики – не моя специальность. Пока рассчитывать точно не стоит. И ждать у моря погоды – тоже не стоит.

Любой нормальный бизнес должен ориентироваться на повышение прибыли.

Есть бизнес который ориентируется на повышение стоимости самого бизнеса, для последующей продажи. Собственно тут как раз об этом и написано.

Как правильно заметил ТС, это не бизнес, а надувание пузыря и спекуляции на этом пузыре.

Если есть возможность сделать бизнес на надувании и спекуляции – почему бы и нет. Только в России это не получается.

Конечно, только это уже другой бизнес )

0

В конце можно было бы дать для затравки, что будет в следующей)
заодно был бы и плавный конец

Отличное введение. Спасибо!

Скажите, исходя из этого принципиального и похоже, основополагающего отличия американской модели от нашей, можно ли предположить, что стартапы в США и стартапы у нас будут кардинально разными? Даже если они условно удовлетворяют одну и ту же потребность. Если нашим нужно банально выжить, то соответственно и места для маневра у них намного меньше. Правильно ли я понимаю, что наши стартапы будут другими: более приземленными что ли?

А вот не факт, что сильно разными. Если почитать ТехКранч, то можно увидеть, что основные идеи стартапов очень похожи. Вот только идут они к реализации идеи разными путями.

Когда я всё это осознал — перестал делать «стартапы» и начал продавать свои услуги, то что я умею делать.

Удивительно, появились деньги и пропало желание делать «стартапы» и менять мир :-).

Поэтому я сделал вывод — вначале надо сделать стандартный бизнес, сделать полезный продукт/услугу, развить этот бизнес кратно и только потом можно создавать что-то новое.

Принцип Антистартапа к развитию тоже подходит. Иначе можно застрять на текущем уровне.

Виталий, мне кажется, что ключевое: не "стандартный бизнес", а "то, что я умею делать".
Мне кажется, что человек, который реализует свои способности в интересной для себя сыере всегда и больше зарабатывает и лучше себя чувствует ;-)

0

Ключевое – "способности" и "известной для себя сфере"

Да, именно. Развитие способностей в известной для себя сфере.

0

все верно. Стартапы сейчас только и занимаются что пиаром и собственной продажей, причем чаще всего продают только эскиз на салфетке. Инфобизнес чистой воды - вложи в меня миллион и мой стартап сделает тебя богатым. А прибыли ноль и как ее получить знаний тоже ноль

Продают, да уже продать даже не могут

"Coca-Cola — с лекарственного средства "

Coca-Cola - раствор димедрола. =)

Аркадий сразу отметил, что цель - получение прибыли.

А Стив Бланк пишет, что целью может быть и доход, и юзеры и клики:
"A startup is an organization formed to search for a repeatable and scalable business model."
И далее "The goal of your early business model can be revenue, or profits, or users, or click-throughs – whatever you and your investors have agreed upon."

Интересно будет книгу почитать. Про стартапы в русских реалиях.

0

Да, вот это как раз то, о чем я и говорю: "цель бизнеса в юзерах, кликах или в чем угодно, о чем договорятся инвесторы". Такой бизнес нам не нужен :)

Нет стартапов в русских или буржуинских реалиях. Есть работающий бизнес, создающий ценности, и есть "псевдо-стартапы", которые надуваются в пузыре очередного доткома.

В первые вкладывают те, кто понимает, что нормальный стартап должен превратиться в обычный бизнес, в идеале - в автономно функционирующую систему, требующую 30 минут в неделю для пересчета прибыли.

Во вторые вкладывают неискушенные инвесторы, не видящие основной функции стартапа за красивым фронт-эндом и немонетизируемыми показателями (в виде лайков, просмотров видео, подписчиков на страницу, аудитории, которая не будет платить за товары стартапа или сервисы) - это стать обычным бизнесом и начать приносить прибыль.
Только мое видение ситуации.

0

Не по теме главы, но все же хочу задать вопрос Аркадию и читателям.

Я программист-фрилансер, делаю мобильные приложения, есть два своих проекта которые "не полетели".
То есть они приносят небольшой доход, но не стали бизнесом. Основный доход с фриланса.

Вопрос: Как мотивировать себя продолжать делать новые собственные проекты и отбросить страх очередной раз потерпеть неудачу?

0

Постараться понять, в чем была проблема до этого. Почему не стали бизнесом? Главное – смотреть в лицо своим ошибкам и проблемам. И делать из них выводы.

0

Never give up! Ну и научится готовить самому =)

0

Ведро холодной воды на большинство it команд. Сам пропагандирую аналогичную точку зрения. Пережив три банкротства и съев бочку дегтя, новый бизнес строю исключительно в трезвом рассудке, исходя из анализа спроса.

Судя по этой статье, дельная получится книга.

В России главное спрос, тоже для себя понял. Единственное, часто он может быть не очевиден. Например девушки покупают средства для похудения, хотя до момента, когда они увидели рекламу, у них не было потребности купить средство для похудения.
И вот как то этот не очевидный спрос тоже надо находить, тестировать спрос там, проверять разные предположения и т.д.

0

Спрос – главное везде, не только в России. Его надо предугадывать и тестировать. Про это – следующие главы.

0

Далеко не все это признают, из личных наблюдений.

Например, после моего последнего семинара, открыли голосование в сообществе предпринимателей, где 43% из 67 опрошеных утверждают, что продать можно все что угодно.

Этому же свидетельствует размах млмщиков продающих пустые слова, когда адепты переходят к агрессии продвигая свои мошеннические предложения.

Вопросы касающиеся понимания и прогнозирования потребительского спроса, одни из самых важных в Россиской экономике, ведь на этом понимании строиться качество и актуальность продукта.

0

Сфокусирован в выссказываниях о России, в силу того, что не успел побывать и проанализировать деловую среду других стран. А один из принципов, не говорю о том чего не знаю.

0

Здравствуйте, Аркадий, как вы считаете: есть ли Будущее у образовательного старт апа, наподобие этого: level90.ru ?

А с какой целью интересуетесь?

По поводу сторонних компаний я своих мнений не высказываю – пусть сами разбираются. И спрашивать меня по поводу них смысла особого нет.

Если вы основатель и хотите мое мнение узнать, то вам по-любому либо на встречу со мной в Хорошую Республику, либо (потом) на курс...

Если вы содержательный вопрос спросить хотите – то содержательный спрашивайте.

Хорошо, давайте так: в наших постсоветских реалиях люди в состоянии осмыслить тот факт, что образование является для них наивысшей ценностью?, и что вкладывать в себя - необходимость и что отсутствие подобного влечет за собой риск остаться в последних рядах?!
По-русски говоря, они будут платить за знания, приложенные к практике, обучаясь за монитором?

Интересно Ваше мнение, как Владыки Темной стороны Силы!

0

А постсоветские реалии здесь даже не при чем. На той же Курсере курсы до конца проходит порядка 1 процента начавших.

Осмыслить, что образование является целью никогда пока не может большинство людей.

Нужно искать и находить людей и темы, которые и в которых люди готовы учиться. И платить. И платить вам.

Общий ответ – нет. Частный – да. Вопрос в том, кто, где и почему.

Не стоит забывать, что образование не сама цель, это лишь инструмент реализвции идей. Знаю не мало людей, которые зациклившись на образовании потеряли рамки реальности.

Моя точка зрения к образованию заключается в том, что бы человек не копил знания до ожидания подходящего момента, а начинал делать и трезво анализировал свои потребности в информации, для дальнейшего изучения.

Самый явный пример тому, что знания нужны по потребности, это то, что на постсоветском пространстве 90% людейне работают не по специальности.

А на несовтском – 90% работают по специальности?

Я не знаю такой статистики, и вполне уверен, что это далеко не так, но ведь тратить время и силы на получение образования, только ради убеждения, что образование необходимо, а потом просто это забыть нелепо.

0

Образование нужно в основном для того, чтобы мозги в порядок привести.

Почему то за тем, чтобы привести в порядок мозги, over 95% людей после школы поступает в университеты, зачем-то?!

0

Причин поступать в университеты, может быть несколько.
От:
Получить отсрочку от армии
Получить соц. трамплин, что бы устроится на хорошую работу.
Повисеть еще пару лет на шее родителей.
До:
Получение знаний.
Карьера в науке.

Какието из этих целей можно легко достичь и без университета, в каких то университет может быть хорошим помошником.

Кто говорит, что знания эти потом забываются? Я к тому, что знания должны быть приложены к практике!, я ведь так и написал.
Не просто удовлетворяешь потребность в изучении чего-либо и бла бла бла, а изучил необходимый материал (кратко, доступно, эффективно) и и работай "в поле".

Самая большая проблема в том, что если я заплатил за университет, мне незачем платить опять, тем более за он-лайн диплом.
Другое дело, если бы я не платил за университет и хотел найти профессию где корочки не так уж и важны. Тогда, возможно, я бы и выбрал онлайн.
Но платить - не готов.

0

Не соглашусь!, если вы обнаружите полезный для себя курс, то почему бы и нет?, разумеется стоимость не должна быть астрономической, в противном случае это будет выглядеть глупо.

0

На мой взгляд, большинство людей учатся ради возможности работать. А работодатели в основном обращают внимание на дипломы, а не на онлайн сертификаты и бейджики. С этой точки зрения, для этой аудитории нет смысла в онлайн-образовании.

Тут дело в том что надо менять и государство и работодателей и самих потребителей.

Мое мнение: онлайн образовательные стартапы - будущее! И первые станут лидерами. Но Вы правы, в этом случае надо менять всю концепцию образования в стране, а это уже совсем другая история.

"И последние станут первыми", но для этого "надо построить царство божие на земле". Это вы при таких условиях собираетесь бизнес строить? Изменяя "всю концепцию образования в стране"? Вы про бизнес или про теоретические построения?

Скорее про теоретические обоснования бизнеса.
Я лишь пытаюсь строить догадки и думать, как может получится, и что для этого надо сделать.

0

Мне кажется, что онлайн-образование штука достаточно интересная - многие люди и даже организации (нетология, seointellect, myacademy) зарабатывают на этом весьма неплохо, а значит спрос на это есть. Другой вопрос, что это и достаточно нишевая история, на мой взгляд, настоящей массовости здесь достигнуть будет непросто.
Если судить по мне, то я идеальный клиент для ресурса типа level90. После универа пришло осознание, что по профессии работать мне совсем неинтересно и началось изучение онлайн-курсов. Сначала по яндекс-директу, потом по всему подряд. Несмотря на то, что многие настаивают именно на подходе с практическим уклоном, этап "все подряд",не кажется, необходим, чтобы человек не становился узколобым специалистом, а (например, в сфере-интернет-маркетинга, понимал, как функционирует тот или иной канал и в какой ситуации его лучше применять - такой подход помогает лучше ориентироваться и быстро набирать практические навыки в специфической сфере в нужной ситуации.
Сейчас, разумеется, изучение информации идет в сугубо практическом разрезе - я понимаю, что мне нужно для дальнейшего развития проектов, которые ведутся.
Это такой взгляд со стороны потенциального потребителя ваших услуг, Андрей. Захотите еще об этом пообщаться - меня легко найти, например, Вконтакте.

Герман, спасибо за содержательный пост.
А тот ресурс, это вовсе не мой проект, а тех, кто уже понял ценность данной ниши! Я думаю, что у этих людей все получится и образование в нашей стране начнет приобретать иной оттенок.
Я занимаюсь немного другими вещами.

0

В ит-конторах, которые я видал - было как раз наоборот: брали за практические знания. А над дипломами дружно смеялись всем офисом. И это правильный подход на мой взгляд. Я за два месяца самообразования узнал больше, чем за 6 лет вышки.

Я устроился работать в серьезную контору на хорошую зарплату, не имея диплома, а благодаря знаниям полученным с помощью самообразования и практики. Мне кажется, что система высшего образования давно себя дискредитировала - наполняя голову кучей ненужной общей информации, которую стоило бы отделить в необязательную группу по желанию.

Ненужная она зачастую у получающих гуманитарное. Техническое образование прежде всего дает умение учится и навык разбираться в любой области которая нужна для создания проекта например. Но без собственного желания и труда конечно ни одно образование не поможет.

0

В общем, стиль и идея понравились. Буду следить за новыми главами.
Рас уж можно повлиять на содержание книги напишу: После аргументации с иностранными компаниями Apple, Coca-Cola, FaceBook делается вывод о Российском рынке:
"Так что пора бы уже осознать, что мы живём в России и налеиттся на чудо не стоит"
На мой взгляд, - не очевидный вывод. Предлагаю добавить примеры российского рынка. Ну, например, компания Кириешки... Кстати, прикольный пример человека, который просто занимался, чем нравится: фотограф Дет Махорка. Делал снимки с крыш зданий разных стран, с египетских пирамид... А теперь ему ещё и платят за это (компания Canon, если не ошибаюсь)

Тут, скорее, напрашивается пример Тинькова с его машикой для производства пельменей.

Но хороший вопрос для всех участников дискуссии – а какой российский пример вы можете привести?

0

На ум приходит Яндекс, который вырос из Международного классификатора изобретений и поисковой программе по Библии.

Аркадий, а вам не кажется, что в России (про другие страны мы сейчас не говорим) любой новый проект можно в считанные месяцы сделать успешным лишь только вложив рекламу несколько миллионов долларов.
За пример можно взять авито. Я думаю, многие припоминают ту масштабную рекламную кампанию, которую они развернули по всей России несколько лет назад. А ведь это самая банальная доска объявлений.
Или же сейчас по всем телеканалам вещается наидебильнейшая, но при этом запоминающаяся реклама сайта carprice.
Я не говорю о том, что огромные вложения в рекламу дают стопроцентную гарантию успешного развития проекта, ведь рекламировать надо что-то работоспособное, продуманное и востребованное. Я лишь говорю о высокой вероятности успешного развития и привлечения постоянного контингента пользователей и клиентов.
Или я ошибаюсь?

0

1) Не всем нам есть взять откуда несколько миллионов долларов на старте
2) Несколько миллионов долларов, влитые в рекламу, без предварительной проверки основных гипотез окажутся спущенными в унитаз
3) Поэтому моя книга как раз про наало бизнеса – когда еще выдвигаются и проверяются основные гипотезы. Любой здравомыслящий бизнес начинается именно с этого
4) И начинать надо в любом случае с зарабатывания денег, а потом уже смотреть, откуда брать эти несколько миллионов и на что тратить.

0

Кому нужны прибыльные российские проекты?

0

Мне. Мой. Ебашу в штатах, но проект-то всё одно российский.

0

В том и дело, что никому, кроме основателя, большинство прибыльных проектов не нужно. А потом что?

0

Всё зависит от приоритетов: кому водочка-селёдочка, кому яхта и кокс и смерть, кому новый проект или инвестиции в других. У всех свой путь) Почему вообще кому-то, кроме акционеров, нужен успех бизнеса? Ради тщеславия?

Тема же про инвестиции.

0

Разве тема про инвестиции? Вроде бы тема про создание бизнеса. И главная мысль, что на надувании своего проекта избыточной оценкой, в России бизенс будет построить сложно.

вы забываете о клиентах, которым нужен ваш проект иначе бы они за него не платили.

Российские стартапы (что в голову пришло):
В контакте
Бизнес Молодость
Дядя Денер (к слову о шаурме)
Компания "1С"

0

ВКонтакте – не зарабатывал, взял инвестиции, потом стал зарабатывать – непонятно, намеренно или нет :)

Бизнес-Молодость – да, изначально была ориентация на деньги у них. Не совсем понятно пока, чего реально добились те люди, которые это купили. Слишком мало информации.

Дядю Денер – не знаю :(

1С – да, пример. Еще из этой же серии – гарант и КонсультантПлюс.

Ну я бы не сказал, что российские стартапы пилятся с целью продаваться и откэшиться, много не глобальных примеров, которые развивалось от получения получение небольшой доли на местном рынке за счет коротких относительных преимуществ или оригинальной идеи, далее привлечение дополнительных капиталов (кредит, со инвестор), далее захват локального рынка, далее период реинвестирвания полученных средств в пределах года-трех, и все региональный лидер готов либо с операционной прибылью, либо все заложено перезаложено и что-то около нуля, далее просто жизнь, получение прибыли, стагнация, все это больше о оффлайне.

А то, что написано в статье, есть баян☺. Возможно, вас облепили стартаперы с планами на хороший экзит или инвестиционный прилив, помощь ментора, но большинство предпринимателей действуют по старой как мир схеме: делают сначала небольшой бизнес, который уже приносит деньги, а далее занимаются «масштабациец», это не антистартап, к чему это "кокетство"? Это классическое предпринимательство, построение бизнеса с нуля. Вы пишите о том, что хотите прочистить мозги книгой, но книга - это всего лишь книга, и текстов на эту тему достаточно. Чем будет хорош ваш? Тем, кто делает и так все ясно: нужно просто работать, а тем, кто постоянно ищет ответы на вопросы и эти тексты ничем не помогут. Поэтому, на мой взгляд, это просто коммерция с вашей стороны через широкую демагогию, не привязанную к реалиям.

Если для вас это боян – не читайте. Вас же никто не заставляет. Пусть прочитают те, кому это поможет.

символы в имени объясняют данный текст))

Юзер-френдли, да. Ссылка на символы в имени много объясняет.

0

Про Аркадия раньше не слышал. Но не в этом дело.
Толковая и здравая позиция – читать интересно.

А еще потому что со многим согласен – хватит играть в стартаперов..! Для начала многим не мешало бы научиться зарабатывать хоть какие-то деньги на своем деле, научиться выстраивать работающий бизнес, пусть и малый. Еще я согласен с тем, что идеи сами по себе ничего не значат. Одну и ту же идею могут взять два разных человека. Только у одного ничего не выйдет, а второй может добиться успеха. Все дело в людях. Буду следить и читать)

0

Я не имею опыта в ведении серьезного доходного бизнеса, но почему-то есть ощущение, что в росийских реалиях (как и в странах третьего мира) есть большая проблема в столкновении бизнеса с гос.аппаратом. Это как и несовершенное законодательство, так и конкретные чиновники, которые в большинстве своем имеют криминальное прошлое и соответствующие привычки. И вопрос скорее таков: "На сколько серьезны в наших реалиях (по сравнению с Западом) препятствия со стороны такого гос.аппарата?".

0

Такие трения и препятствия бывают. Но это не такой глобальный забор для всех новых проектов.

Хорошая статья, так вот без лишних красивых слов. Но основная проблема , как я считаю, в том, что Американские стартапы всё же продают технологию, которая имеет какую-то ценность. РФ стартапы в 89% это какая-то надстройка или производная от существующей технологии и ценность минимальная.

Не особо согласен. Огромное количество американских стартапов – это достаточно простые сервисы, технологических стартапов не так много. Пожалуй, в Израиле, который сильно ориентирован на американский рынок и американских покупателей, таких технологических проектов побольше будет.

Т.е. по сути, продается аудитория сервиса, которую он смог привлечь. Если я правильно понимаю, то расчитывать на успешный exit, в таком случае можно только при интересе со стороны крупной компании. Т.е. сделали сервис, надули шум вкруг него на инвесторские и ждем когда условный цукерберг позвонит и предложит за пользователей сервиса $$$кк.

Продается аудитория или та потенциальная синергия, которую этот сервис может дать при слиянии с покупателем Вокруг чего строить ожидания – это отдельная тема.
Но экзиты происходят на 90% именно в результате покупки вашего сервиса крупной компанией – процесс в вашем комменте описан вполне адекватно.

Про шаурму и отсутствие стартап-рынка это конечно круто, но есть ведь те кто открывают бизнес в России исключительно с целью продажи. Знаю таких лично (не менее 5-ти человек). Ресурсы соответствующие есть, по поиску подходящего бизнеса для покупки. Только идеи в таком бизнесе обычные и понятные любому, в основном услуги, торговля. Что же тогда старт-ап в российском варианте?
Хорошо, что разъяснили на что нужно напирать в работе с заграничными инвесторами и компаниями. Приняла во внимание и использование.

0

Так вродеж понятно что такое РФ стартап - сделать сервис (неважно даже какой), вложить в пиар, т.е. получить приток органики, нарисовать красивые графики и ждать покупателя за много $$$кк.

Идеальный продукт не требует маркетинга
Идеальный стартап не требует венчурного инвестора, который будет рассказывать про юнит экономику

Это вроде как компетенция Аркадия, соединять лайки, шеры с будущим баблом
А он не хочет(

1. "Идеальный продукт не требует маркетинга" – распространенная ошибка. Которую большинство проектов, стремящихся сделать идеальный продукт, осознает слишком поздно.

2. "Идеальный стартап не требует венчурного инвестора, который будет рассказывать про юнит экономику". Идеальных стартапов, как правило, не бывает. Или они это знание всасывают с молоком матери?

3. Моя компетенция "соединять лайки и шеры с будущим баблом"? Это что вы имеете в виду. тем более, что прямой связи между лайками, шерами и баблом я не вижу.

По 1 и 2 му пункту - это экстремумы, их в жизни не бывает
Это некоторые модели, которые иллюстрируют пункт 3

Пункт 3й - да, это компетенция инвестора, предвидеть связи, там где они не очевидны
А можно сказать "у нас не пошло", жизнь такая, но в этом случае вы снимаете с себя ответственность

0

Можем помочь с изданием книги.

Браво! Наконец-то хоть кто-то из сильных мира сего развеет "Американскую мечту" у молодежи. Прочитал статью, очень хорошо описали, именно таковы реалии.
Бизнесом занимаемся уже пятый год. Никогда не смотрели в сторону инвестирования, после того случая, как пытался целый месяц, года два назад найти человека, который рассмотрит мою работающую идею, денег много не требовалось, хотелось опытной оценки, даже ее не получил. Понял, что это как "театр", чем-то напоминает высшие учебные заведения наши, где преподаватели дают устаревшие знания и делают из себя культ и важность несоизмеримую знаниям. Хорошо, что судьба сыграла злую шутку со мной и меня отчислили, глаза открылись.
Знаете, хотелось бы, чтобы вы дали яркие примеры из отечественного бизнеса в пример и донесли, что у нас у России надеятся нужно только на себя и на связи, если у кого-то есть возможность воспользоваться ими. Вообще бизнес в России назову самой высшей точкой бизнеса. Так как у людей менталитет очень сложный, тут надо много хитрости и знаний, чтобы пробить стену, которую годами укрепляют постоянные волнения в экономике, люди, которые кидают, в чем-то беззаконие и прочие реалии России. Жду продолжения, прям читаю и как по моей жизни книга. Спасибо! Это очень хорошая идея, написать такое произведение! Надо строить бизнес тут, а не ориентироваться на Западные условия. Мы ведь Великий народ, живем в Великой стране. Ко всем мировым темам россияне руки приложили, участвовали и помогали в создании. История очень хорошие примеры дает. Просто на время потеряли веру в свое Величие. Но, всё равно свое возьмется. Ждем продолжения! Удачи вам!

Уныло, банально. Книгу, пожалуйста, издайте на мягкой бумаге, будет нишевый спрос (хоть отобьете печать тиража).

Аркадий, вам возможно будет интересен пример книги Московской биржи.

0

Руководство для эмитента: как стать публичной компанией
fs.moex.com/files/9096

0

Аркадий, а нас ждет крах пузыря стартапов по аналогии с пузырем доткомов в начале 2000х?

0

Нас – не ждет. У нас пузырь так и не надулся :) Хотя некоторые уже сдулись недавно.

0

Спасибо! Теперь понятно, почему технологический рынок США переоценен. На курсе макроэкономики такого не рассказывали :)

Я бы классифицировал все стартапы с точки зрения стимулов для основателей и инвесторов так:
1. Не ориентированные/слабоориентированные на получение дохода. Это модель, в которой основатель и инвестор, вкладывая время, силы и (как правило, небольшие) средства, хочет создать что-то, от чего получить прежде всего моральное удовлетворение:
- реализация интересной идеи
- признание в узких/профессиональных кругах
- признание в широких кругах (большое количество пользователей)
- получение опыта
- желание сделать мир лучше, волонтерство, "деятельная благотворительность" и т.п.
Иногда выгоды от такого проекта удается капитализировать и сделать его рентабельным.

2. Ориентированные на выход:
- покупку крупной компанией с целью получения кусочка рынка/пользователей;
- покупку крупной компанией с целью увеличения своей капитализации;
- крупной компанией с целью экономии времени, сил и средств на аналогичных разработках, для встраивания в свою модель бизнеса;
- покупку крупной компанией, инвесторами или выход или IPO с целью получения прибыли от вложений в проект.

3. Ориентированные на выручку/прибыль, окупающую в обозримом времени инвестиции, понесенные основателями и инвесторами, и(или) обеспечивающие основателям и сотрудникам приемлемую заработную плату.

4. Смешанная ориентация из целей 1,2,3, ни одна из которых может не являться преобладающей и/или достигаться полностью и однозначно.

5. Без конкретной ориентации на какую-либо из целей (основатели считают, что идея должна взлететь, а практический механизм получения выгоды/эффекта их не особенно волнует, он либо сам настигнет их в процессе, либо не настигнет).

0

>Они покупают стартапы, чтобы продолжать генерировать ожидания каких-то новых путей развития, которые позволят и дальше увеличивать их стоимость.

- я не специалист, но предполагаю что цель скупки, в некоторых случаях - сохранение технологической монополии, за счет устранения потенциальных конкурентов и пополнения патентного портфеля. А в некоторых случаях, наверное, дешевле купить готовую команду с наработками, чем создавать аналогичное подразделение в своей собственной компании.

Есть и такие случаи. Но общая цель компании (и монополии в том числе) на биржевом рынке – увеличение своей стоимости. Потому что на этом можно заработать больше денег, чем на прибыли.

Предполагаю что потеря монополией своего статуса ведет к снижению ее котировок. Поэтому "вытаптывание" потенциальных конкурентов выгодно монополии.

Всего 3 месяца назад прямо на этом же ЦП Аркадия Морейниса за те же самые, верные до боли выводы, хейтеры фекалиями облили в коментах siliconrus.com/2014/12/no-startupers/

а сегодня - уже ни у кого ни одного плохого слова.
как кризис людей-то меняет!
или это заслуга модераторов?

0

Там был достаточно вторичный текст, с мессаджем "как же вы заебали!". А поскольку такие тексты появляются регулярно года с 11, логично, что они поднадоели.

А здесь заявка на полезный проект. Отсюда и разница в комментах.

0

"Тут не Америка. Тут как минимум нужны hacker, hustler и designer."
Я был в трёх утонувших стартапах. Объяснять бесполезно людям. Лучше самим всё узнать и попробовать.

0

Хороший цикл статей. За последние пол года изменил своё отношение к инвестициям на прямо противоположные, поэтому решил отказаться от участия в стартап-туре, которое тем более организует Сколково... Просто понял, что нам сейчас не столько нужны деньги, сколько время на реализацию проекта. Инвестиции на ранних этапах, по-моему, портят проект и расхолаживают основателей. Если команда не может сделать MVP без инвестиций, то риски проекта увеличиваются в разы. На мой взгляд, молодым проектам более важно концентрироваться на привлечении внимания клиентов, чем внимания инвесторов.

0

Аркадий, спасибо вам, что подняли эту тему.
Я основал проект, который хочу развивать именно на территории России, но что-то мне подсказывает, что здесь всё иначе. Западные приёмы работают очень и очень плохо, но тем интереснее придумывать и открывать что-то своё :)
Буду ждать продолжения статьи.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Сергей Клабуков
Ybro studio

Не, мне не удобно для проигрывания музыки держать открытым браузер, а "нативное" приложение это вроде как приложение для chrome, которое только и может что треки переключать? без поиска без всего остального..так раньше было. Потому и буду дальше сидеть с Apple Music, хоть и приходится уживаться с iTunes.

Количество платных подписчиков Apple Music достигло 20 млн
0
Эдуард Арсентьев

И где-то тихо плачут маркетологи, дизайнеры и менеджеры проектов

Какие российские специалисты стали получать больше в 2016 году — рейтинг Superjob
0
Vadim Sviridov

Кто-то мечтает работать в консалтинге, правда? :)

Лучшие компании США для работы в 2017 году — отчет Glassdoor
0
Victoria Vasilieva

Агентства*

Пять лайфхаков Google AdWords при настройке рекламной кампании
1
Victoria Vasilieva

Фотографии рабочих мест это просто праздник какой-то!

Сотрудников ищут Beta Digital Production, Plarium, «Додо Пицца» и «Е заем»
0
Показать еще