Лого vc.ru

«Если собираетесь податься за границу, сначала поймите, зачем вам это нужно»

«Если собираетесь податься за границу, сначала поймите, зачем вам это нужно»

Бывший менеджер продуктов «Яндекса» и автор Telegram-канала об управлении проектами Анна Булдакова написала для vc.ru колонку о том, как она переехала в Берлин, а также рассказала об особенностях поиска жилья и работы для ИТ-специалиста в Германии.

Мы с мужем всегда мечтали пожить за границей, но, честно говоря, мечтали очень пассивно. Мы оба работали в «Яндексе», несколько раз в полгода путешествовали, на выходных навещали родителей в Костроме и как-то даже не заговаривали серьезно о переезде.

Но потом на LinkedIn Витю нашли две крупные зарубежные фирмы. Он решил ради практики пособеседоваться и в итоге получил два оффера: в Берлин и в Париж. Мы решили, а почему бы и нет? Вот так спонтанно в конце мая мы оказались в немецкой столице.

Все фотографии: Виктор Булдаков

Почему Берлин

Мы долго изучали Glassdoor и Teleport, расспрашивали знакомых, которые уже жили в этих городах, сами ездили на разведку. Вот что повлияло на наш выбор:

  • Берлин начал закрепляться в статусе стартап-столицы Европы. Вполне неплохо, учитывая, что мне тоже надо было искать работу, а в Париже не особо много ИТ-компаний.
  • Берлин если не самый, то точно один из самых дешевых европейских городов. Двушка в центре города обойдется примерно в тысячу евро в месяц против 1500 за однушку в Париже. При этом уровень зарплат примерно одинаковый. Еда, проезд, развлечения намного дешевле, если вообще не бесплатно.
  • Инфраструктура и в особенности транспортная сеть. В Москве я боготворила «Яндекс» за гибкий график. С учетом московских пробок это одна из самых значимых плюшек. В Берлине подобных проблем нет от слова «вообще». Ну и велосеть здесь просто фантастическая: на велосипеде можно проехать практически везде, да еще и по выделенной полосе. В Париже можно было ждать нужный поезд больше часа, и так и не дождаться.

При всех очевидных плюсах Берлина нас смущала его незамысловатость, угловатость — в сравнении с роскошью и шиком Парижа. Но, как оказалось, мы не прогадали: летом, когда Париж обычно задыхается в толпах туристов, мы свободно гуляли по зеленому Берлину и открывали его не по-туристически очаровательные уголки.

Уже сейчас я считаю, что он не менее красив, чем другие более популярные города — просто здесь нет исторического центра как такового, а все достопримечательности раскиданы по огромной территории.

Стартовые условия

  • Ни один из нас не знает немецкий.
  • Рабочая виза — Blue Card. Если ее получает один супруг, то второй автоматом получает разрешение на въезд и на работу. Через 21 месяц при условии сдачи немецкого на B1 выдается бессрочный вид на жительство.
  • Квартиру на первый месяц обеспечивает компания мужа, дальше надо искать самим. Собственно, весь этот месяц мы и искали.

Про поиски квартиры

Самой большой проблемой оказался поиск квартиры. В течение трех недель я практически ежедневно скидывала нашей переводчице по семь-восемь объявлений: какие-то она отсекала сразу (например, некоторые квартиры освобождались только с сентября или октября, некоторые были доступны исключительно для коммерческой аренды), всем остальным писала стандартное сообщение с запросом о ближайшем просмотре.

Тут важно понимать, что в Германии нет такого индивидуального подхода, как в России. Тирания в чистом виде: захотел лэндлорд показать квартиру в шесть утра или в три дня, когда все на работе, —  его право. Твое право не приезжать и в таком случае фактически отказаться от аренды: здесь кто первый встал (подал документы), того и тапки.

Список документов  —  отдельная тема. Помимо формы с вопросами от будущего лэндлорда и документа с подтверждением, что у тебя нет долгов от предыдущего лэндлорда (на немецком это одно слово), требуется предоставить:

  • Паспорта.
  • Выписки с немецких счетов за последние три месяца (мы показывали Витин рабочий контракт, вроде прокатывало).
  • Подтверждение регистрации по текущему месту жительства (получать ранним утром в местном паспортном столе).
  • Выписку от Schufa (это такая организация, которая выставляет тебе кредитный рейтинг — насколько ты благонадежен).

Все это нужно иметь в печатном и электронном виде, чтобы, если понравилась квартира, как можно скорее пихнуть в руки риелтора.

Просмотры были очень разные. Где-то яблоку было негде упасть, куда-то мы приходили в гордом одиночестве. Итого мы посмотрели 16 квартир, подали заявки на половину из них, предложение получили из трех. Причем так сложилось, что первые две недели никто нам не отвечал, и мы уже потихоньку начинали паниковать: может, что-то не так с документами; может, мы какую-то ерунду пишем в заявлениях («Google Переводчику» веры нет)?

Когда нам пришло первое подтверждение, мы от радости чуть было не согласились  —  хотя квартира, скажем честно, не вдохновляла. Зато в ней была забавная перегородка между кухней и гостиной, знаете, как в советских столовых, и выход из ванной на лестничную площадку (видимо, чтобы было удобно выпроваживать любовников).

К счастью, мы решили подождать и буквально через несколько дней получили еще одно предложение, а затем через несколько часов после просмотра — еще одно. На него мы и согласились: от первого просмотра до подписания контракта прошел месяц, до переезда — полтора. Нам говорят, что для Берлина это быстро. Впрочем, некоторым нашим друзьям до сих пор приходят ответы на заявления, которые они подавали полгода назад.

Про поиски работы

Больше всего в переезде меня пугала «депрессия безработного трудоголика»: это когда бежишь-бежишь-бежишь, а потом вдруг резко тормозишь  и падаешь. Ситуацию осложняло еще несколько факторов:

  • Если говорить про крупные корпорации, то оказалось, что разработки у них нет. Техподдержка, сейлзы, биздев  —  пожалуйста, но для меня, увы, мимо кассы.
  • Если говорить про стартапы, то для многих критично знание немецкого, потому что в команде одни немцы.
  • Если говорить вообще про всех, оказалось, что соответствующее образование (для меня это, получается, Computer Science) —  весьма важный фактор. Не думала, что айтишные компании могут быть консервативными в этом вопросе, а вот поди же ты.

В общем, самих вакансий было не так уж много, откликов по упомянутым выше причинам еще меньше. Я искала преимущественно на LinkedIn и поглядывала еще Berlin Startup Jobs, но на последнем почти везде требовался опыт от пяти лет.

Итого я отправила около 15 заявок, на семь из них получила положительный ответ от рекрутеров. Затем по своим причинам я отсеяла еще три и параллельно собеседовалась в четыре компании. Многие этапы у них пересекались, и я старалась учиться на своих ошибках. Пойдем по порядку (подчеркну, что описываю исключительно собственный опыт).

Первый этап  —  разговор с рекрутером

Чаще всего, это милая беседа минут на пятнадцать, чтобы оценить общую адекватность кандидата. Здесь очень важно:

  1. Перечитать свое резюме, чтобы не путаться в цифрах и датах, и подготовить небольшую презентацию себя как специалиста. Это требуется всегда. Иногда рекрутер начинает углубляться в детали, выспрашивать технические подробности, но у меня на первом интервью это случалось редко.
  2. Перечитать описание вакансии и в целом почитать про компанию. Стандартные вопросы: Чем вам интересна наша компания? Какие есть конкуренты и почему мы лучше или хуже? Как вы думаете, чем вы будете заниматься на этой позиции? Какую фичу вы бы сделали в первую очередь, когда пришли бы к нам на работу, и как бы измеряли успех?
  3. Подумать, какую зарплату ты хочешь. Для меня на первом этапе это был самый сложный вопрос, думаю, понятно, почему. Я пыталась смотреть средние зарплаты на Glassdoor, но разброс все равно довольно велик, и я сначала довольно сильно недооценила свои зарплатные ожидания. Но за счет того, что не все компании задавали этот вопрос, за несколько офферов мне удалось понять, сколько я примерно стою на немецком рынке
  4. Придумайте вопросы. Знакомый HR однажды рассказал мне, что для него это совсем не проходящий, а один из самых важных этапов разговора: он позволяет оценить заинтересованность кандидата. Да и в целом это отличная возможность рассказать о себе что-то, о чем почему-то не спросили.

Мой случай из жизни. Мы созваниваемся с рекрутером, чувствую, что беседа идет не в то русло и дело близится к «Спасибо за уделенное время, но мы решили продолжить процесс с другими кандидатами». Дожидаюсь ее «Есть ли у вас вопросы?» и начинаю: «А почему вы еще не реализовали такую-то фичу? А вот так-то и так-то ее можно было бы сделать. И, кстати, с подобными технологиями я работала на таком-то проекте. А вот еще такую классную штуку мы пилили с ребятами во внерабочее время». Рекрутер оживилась, явно оценила энтузиазм и сразу же назначила следующее интервью.

Второй этап  —  разговор с продактом (продакт-лидом или продакт-директором  —  в общем, будущим начальником)

В принципе, это очень похоже на этап № 1, только подробнее и длиннее. Меня как менеджера много спрашивали про то, как придумывать фичи, как их приоритизировать, как ставить задачи разработчикам, по каким критериям принимать решение о выкатке в продакшн, на какие метрики смотреть при оценке успешности или неуспешности проекта.

Могут дать, например, какой-то простой кейс, чтобы ты поэтапно все рассказал. После «Яндекса» с такими вопросами проблем не было. Круче всего к этому этапу подошла одна из компаний: все вопросы предложили задавать мне самой, интервьюер лишь немного корректировал ход беседы.

Таким образом сразу проверялось знание продукта, ну и, конечно, менеджерские навыки. Уверена, что хороший менеджер, как и хороший журналист, не проживет без умения ставить правильные вопросы   и получать на них правильные ответы.

Третий этап  —  разговор с разработчиком из команды

Две компании объединили второй и третий этап. Это логично, потому что вопросы те же самые, только с большим фокусом на технических деталях и на нюансах общения с разработчиками. Где-то прошлись поверхностно, где-то копали более глубоко и просили, например, продумать алгоритм работы с зараженными урлами с точки зрения бэкенда.

Четвертый этап  —  case study

Это какой-то реальный проект «из жизни», который тебе надо продумать с нуля и до запуска в продакшн. Опять же, все зависело от компании: к примеру, в одной попросили представить наилучший способ сортировки результатов, исходя из релевантности и даты публикации, в другой предложили продумать фичу с точки зрения consumer monetization и потенциальных партнерств.

Я готовила презентации на 15−20 минут, потом еще столько же отводилось на вопросы. Второй case study давался прямо на месте и чаще всего был связан с кризис-менеджментом: условно говоря, все сломалось, что ты будешь делать (паниковать и бегать кругами, конечно, что еще).

Пятый этап — повторный разговор с рекрутером или потенциальным будущим начальником

Надо учитывать, что разрыв между этапами  —  от пары до семи-десяти дней, то есть к пятому этапу с момента подачи заявки прошло уже около месяца (если не больше). Так что этот разговор —  обычный пинг, чтобы проверить, что вы все еще заинтересованы, чтобы фидбэк по предыдущим этапам, уточнить какие-то детали, возможно, даже пригласить на ланч с командой.

Здесь же спрашивают контакты людей, которые с вами работали и могут рекомендовать: так называемый reference check. Удивительно, но, как мне сказал мой уже нынешний работодатель, более чем в половине случаев он слышал: «Не нанимайте этого человека». В общем, скорее ведите свою команду в кино и начинайте кормить конфетами, если не хотите вдруг получить потом нож в спину.

Вот примерно и все. В итоге я получила четыре оффера, два в Берлине (одна  —  крупная фирма, вторая  —  стартап), один в Мюнхене, один в Вене (изначально позиция была в Берлине, но потом условия договора неожиданно поменялись).

Из всех опций я выбрала компанию, которая понравилась мне еще на первом собеседовании. Это самый настоящий стартап, настолько маленький, что они могут позволить себе еженедельные утренние стендапы на весь коллектив, где сначала о ключевых новостях рассказывают фаундеры, а затем каждый из сотрудников. Я стала первым продактом в команде с подчинением непосредственно одному из фаундеров. Да, кстати, фруктики тоже есть.

А стоило ли того

Трудно поверить, но прошло уже полгода с момента переезда. Если вдруг вы подумываете податься за границу, сначала поймите, зачем вам это нужно. Переезд — весьма не дешевое и трудозатратное мероприятие. Без «критериев успеха» вполне можно впасть в депрессию через пару месяцев. Напоследок вот вам еще пара поводов для размышления:

  • Работа в зарубежной компании действительно отличается от опыта в России. Совершенно другая культура, правила коммуникации, принципы работы. И наконец-то мой work-life balance вышел в плюс.
  • Редко случались выходные, когда мы не ездили бы куда-нибудь. Париж, Мюнхен, Дрезден, Саксонская Швейцария, Альпы, Прага, Гамбург, Амстердам, Лондон, Дублин — и это не говоря уже об окрестностях Берлина с заброшенными станциями, огромными лесами и красивейшими озерами. За десять евро туда-обратно можно слетать в Брюссель на выходные, за 30 — в Лондон: как вообще можно сидеть дома с такими ценами? Ну и, конечно, ни с чем не сравнимое чувство, когда ты дольше едешь до аэропорта, чем летишь.
  • В Берлине «своя атмосфера», микс европейской вежливости и доброжелательности и в то же время неуемного веселья. Здесь постоянно что-то происходит. И, кстати, очень большое русское коммьюнити играет в этом свою роль: например, тут с десяток интеллектуальных игр для русскоговорящих. В самой крупной регулярно участвует около 300 человек, так что по русскому языку вы не соскучитесь.
  • Английского вполне хватает для повседневного общения. Немецкий нужен для бюрократических процедур: регистрации по месту жительства, уплаты налогов, коммуникации с управдомом, — но все это случается не так часто. Были, конечно, ситуации, когда хотелось разодрать на мелкие кусочки бумажку с каким-нибудь немецким словом на полстраницы или сказать что-то нецензурное по-немецки, но мы не знали, как. Поэтому приходилось просить о помощи немецкоговорящих культурных друзей или просто пользоваться онлайн-переводчиком.
  • Сфера услуг здесь развита меньше, чем в Москве, довольно сложно найти хорошую парикмахерскую или открытый в воскресенье магазин. Зато все немножко повернуты на эко, поэтому на каждом углу можно купить экоеду. Впрочем, тут и обычные продукты невероятно вкусные. Помидоры из ближайшего супермаркета пахнут помидорами, представляете. В Москве (если не на рынке, конечно) я такое находила с трудом. Да, и, кстати, дома у нас «чистое» электричество — из таких источников, как ветряки и солнечные батареи.
  • Все компании предпочитают общаться с тобой по почте. Нет, не по электронной. Мне кажется, я столько не пользовалась почтовым ящиком за все предыдущие годы. Отправляешь email в техподдержку — ответ получаешь на бумаге через пару дней. Поэтому в большинстве случаев вопросы решаются здесь очень неспешно. Легче дойти до офиса компании и выяснить все на месте.
  • Записываться ко врачам надо за несколько недель. Если что-то срочное, приходишь и ждешь приема в порядке живой очереди — в среднем около 30 минут, но однажды получилось и три часа. Зато скорая здесь должна приехать за пять−семь минут. Если не успевает, то высылают вертолет — я уже видела несколько таких: захватывающее зрелище.

На самом деле, список можно продолжать бесконечно. Ради этого опыта мы сюда и ехали. Поэтому стараемся keep calm and carry on — а там разберемся по ходу.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

>Записываться ко врачам надо за несколько недель
За несколько месяцев точнее.

Смотрю не только у нас регистрация, паспортные столы...и прочая якобы совковая фигня

0

Ну так иностранцев надо регистрировать, конечно.

ну или в тех же США, надо сообщать в DMV о смене места жительства, и уведомлять USCIS (для иностранцев), а они там совок-совок

0

Когда я переехал в 2014 году в Берлин, на просмотре квартиры в районе Buch(что-то типа Девяткино в Питере) я был в гордом одиночестве, сейчас я вижу по 5 небольших групп людей перед входом в подъезд в очереди на просмотр квартиры в доме напротив. Месяц на поиск квартиры по нынешним меркам в Берлине - это очень повезло, люди ищут по 4-6 месяцев.

Где квартиру нашли в итоге?

> Если говорить про стартапы, то для многих критично знание немецкого, потому что в команде одни немцы.

Есть куча стартапов где основной язык - английский.

0

Вообще по опыту знакомых если готов выложить 1500 евро то заезжай хоть завтра.

0

Если не секрет, какая должность у мужа и опыт работы?

0

А если не секрет, какая язык/платформа разработки? )

0

А вы давно работали журналистом?

Нашли в Митте :) тоже считаем, что повезло!

> Если говорить про стартапы, то для многих критично знание немецкого, потому что в команде одни немцы.
> Есть куча стартапов где основной язык - английский.

Есть, это правда. Но при этом:
- все равно hr-ы оценивают, как ты впишешься в команду. При прочих равных в немецкую команду скорее возьмут говорящего по-немецки;

- продакту периодически приходится общаться с партнерами; часто - с пользователями; обе этих категории не всегда знают английский. Если продукт ориентирован на немецкий рынок (что довольно распространено на старте), то тебе нужно знать язык - даже если для разработчиков это не обязательно.

район моей мечты.
нет, Митте идеален, ведь правда.
что касается немецкого - ходил на курсы интенсивного изучения А1 от goethe institut - 5 дней в неделю с 9 утра до 12, так всего два месяца и разговорный немецкий в кармане (если практиковаться) - и без проблем сдать экзамен. Дальше уже новые уровни, но первого хватит, чтоб понять, что немецкий совсем не сложный и начать на нем "жить".

> При прочих равных в немецкую команду скорее возьмут говорящего по-немецки;

Вовсе не факт, в стартапах зачастую немцы в меньшинстве. Они предпочитают большие компании типа SAP и банков — стабильность, гарантированный карьерный рост и все дела.

0

Ну я поэтому и уточняю - в немецкую команду, не в стартап.

У меня в компании 80% немцы :)

vk.com/kiezinberlin - кстати, вот вам мой любимый паблик про районы Берлина

0

Большое спасибо за советы!

0

Как-то все просто. Российские менеджеры востребованы вне России ?

Нишевые да, востребованы. И не понятно, что Вы увидели простого в этой истории

А почему нет?
Кажется, профессионализм не привязан к гражданству ;)

0

Как-то странно по-моему для немцев нанимать менеджера без знания немецкого

Все сильно зависит от продукта :)

Как раз выше отвечала:

> Если говорить про стартапы, то для многих критично знание немецкого, потому что в команде одни немцы.
> Есть куча стартапов где основной язык - английский.
Есть, это правда. Но при этом:
- все равно hr-ы оценивают, как ты впишешься в команду. При прочих равных в немецкую команду скорее возьмут говорящего по-немецки;
- продакту периодически приходится общаться с партнерами; часто - с пользователями; обе этих категории не всегда знают английский. Если продукт ориентирован на немецкий рынок (что довольно распространено на старте), то тебе нужно знать язык - даже если для разработчиков это не обязательно.

0

"более чем в половине случаев он слышал: «Не нанимайте этого человека»."

Это Ваши бывшие коллеги из Яндекса так говорили? Очень странно

Это не про меня :)
Это он так высказался про reference check, когда я его спросила, зачем это вообще нужно.

0

Все классно, только про детей ни слова

С детьми пока опыта нет :)

нкаонец-то нормальный пост про переезд, а то поднадоели сопли про то, как за границей хуже. Берлин - отличное место, хотя мне в первые разы очень не понравился. Надеюсь, вас недавний терракт не коснулся.

0

Спасибо!
Все хорошо :)

0

Насколько там много мусульман? Мы, например, были удивлены тем, что в Вене их очень много (преимущественно турок, как я понял).

Здесь тоже есть турецкие кварталы, так исторически сложилось :) вообще очень много разных национальностей и конфессий, какая-то одна сильно не выделяется. Но такое ощущение, что меньше всего в Берлине немцев ;)
А судя по Википедии, мусульман 9%.

Прекрасный рассказ-доклад)

тоже ищем, тоже в берлине - аккаунт/сейлсом/проджектом
пару ссылок полезных подчерпнул
спасибо!

0

Спасибо за отзыв и удачи!

Спасибо,интересный получился рассказ.Искренне вам завидую:)

Косарь евро за двушку в центре? Матерь божья, это вообще легально?

ты еще не видел цены в Праге!

0

со старым курсом - 40 тысяч рублей. да уж...

> Удивительно, но, как мне сказал мой уже нынешний работодатель, более чем в половине случаев он слышал: «Не нанимайте этого человека».

Объясните, в чем вообще смысл этого института отзывов со старого места работы? Человека провели через 5 этапов собеседования, а в конце, когда вся команда вроде бы удовлетворена новичком, они доверяются абсолютно незнакомому человеку, которым неизвестно что движет. Может он не хочет упускать ценный кадр, может он завидует успеху, может он просто мразь.

0

Честно говоря, я тоже не понимаю, зачем это нужно :)

0

По немецкому законодательству очень тяжело уволить человека - даже если он не справляется со своими обязанностями. И по закону в рекоммендательных письмах запрещено давать негативный отзыв о человеке и его работе: не справлялся с работой, был пассивен в проектах и т.п.
Поэтому все неприятные моменты о человеке выясняются во время телефонного звонка предыдущему начальнику: днями сидел за своим телефоном, часто болел, затягивал сроки,...

Все на бумаге это верно конечно... Но спустя пару лет понимаешь, что эти бумажки защищают тебя в экстраординарных ситуациях, будь то защита твоих коммерческих интересов или бодание с государством.

В Германии все происходит очень медленно. Если это принять на уровне ассемблера, то все не так сильно раздражает. Да квартиру искать долго, но и выселить вас так просто не получится. У меня знакомый купил квартиру с жильцами, не может их уже четвертый год выселить.

Немецкий в любом случае большое преимущество. Скорее всего кругов ада будет меньше, если вы на нём говорите. Русские айтишники очень ценятся, поэтому комбинация дает комбо эффект.

И отличный рассказ, удачи вам!

0

Что правда, то правда :) но поначалу непривычно, конечно.
Спасибо!

Мне показался дорогим транспорт в Берлине (метро и автобусы).
Еда дешевле Москвы или около. Полно восточной шаурмы и много классного местного фастфуда вроде картошки, сосисек))
Велосипедное движение очень развито, не видел ни одной пробки, сколько не пытался.
Берлин с первого взгляда, это тот город в котором хотелось бы жить, очень комфортный для жизни.
Статья отличная!

0

Транспорт не дороже других европейских городов. Кстати, у меня на своей машине выходит немного медленее (около 45 минут против 30 на метро) и немного дороже (90 евро в месяц только на бензин против 70 евро за проездной), и еще я читаю по дороге.

просто супер статья! все четко и по делу. удачи вам!

Пример успеха - краткосрочного и хорошопрофинансированного - совсем неинтересен, непоказателен и, даже, вреден.

Мне очень не понравилась манера изложения. У вас было 4 активных предложения по работе, по которым вы проходили интервью, и при этом вы используете выражения "случалось редко", "не все", "несколько". Редко из четырех - это единожды. Т.к. давжды - это уже половина.

Или например фраза "несколько раз в полугодие". Как такое оценивать?

С одной стороны рассказ выглядит как простое хвастаство девушки, которая не хочет вдаваться в конкретику чтобы не показаться не такой уж и крутой.

Но с другой стороны, вспомните про большую часть людей вокруг - они не такие талантливые и/или усердные, везучие и проч. как вы. То что для весело и "айайай трудоголика без работы оставляют" для других может быть очень чуждо и непонятно.

Все таки в советах должно быть больше полезной информации. А так - просто бложик.

Увлекательная история, но честно признаться, мне ваш канал больше понравился, исправлю этот недочет поделюсь со всеми желающими, раз вы поскромничали t.me/proproduct

0

А вот мой недочет ссылка уже есть. Но тут уже ничего не исправишь. Возможно это к лучшему))

0

Хорошая статья!
Но про цену и продолжительность поездок в соседние страны вы загнули. Все таки там не за 10 евро и лететь тоже мин 1 час.

Зуб даю, что 10 евро :))
не постоянно, конечно, по акции, но такое бывает
Ну и до аэропорта мне примерно час добираться ;)

Тоже недавно переехала в Берлин, работаю продактом. Не сказала бы что есть проблемы с поиском работы - на LinkedIn и AngelList в Берлине всегда очень много предложений и немецкий требуется совсем не так часто. Ну и с интервью мне у меня было как-то попроще - скайп колл + встреча, если на встрече все складывается положительно - сразу знакомство с офисом/ командой. На образование обращали внимание, но это вообще не было критичным или решающим фактором, тем более если правильно подать, показать как образование тебе помогло стать тем кем ты стал.
А так - все правда - бюрократия, почти все вопросы решаются обычной почтой, налоги на все (даже на собаку!).
Но как только устроишься/обживешься, то понимаешь, что Берлин - очень классный город для жизни и путешествий (дада, билеты по 10€ вообще не редкость, особенно если работаешь в тревеле ;) )

p.s. Анна, крутая статья и отличный телеграм канал! :)

Класс, спасибо!
Ну, возможно, это я так попала, на не особо хлебное в плане вакансий время ;)
ps Пишите в телеграме, пойдемте пить кофе ;)

Прямой эфир
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления