Лого vc.ru

Выбор названия: Истории российских стартапов «МойСклад», «Додо Пицца», «Кнопка», amoCRM и UMI

Выбор названия: Истории российских стартапов «МойСклад», «Додо Пицца», «Кнопка», amoCRM и UMI

Сооснователь облачного сервиса управления торговлей «МойСклад» Аскар Рахимбердиев поинтересовался у своих коллег-предпринимателей, откуда взялись названия их компаний — «Кнопка», «Додо Пицца», amoCRM и UMI, и написал для ЦП об этом колонку.

Поделиться

Аскар Рахимбердиев, сооснователь и генеральный директор сервиса «МойСклад»

Нередко мы с коллегами «запинаемся» о название нашего сервиса — «МойСклад». И, откровенно говоря, на данном этапе оно нам, скорее, мешает. Когда мы создавали компанию, проработка названия нам казалась чем-то второстепенным — концентрировались на разработке. Теперь мы понимаем, что надо было потратить на нейминг больше времени.

Перед вами — четыре истории о том, как мы и наши коллеги по бизнесу придумывали названия для своих компаний. Особенно не заморачиваться, нанять специалиста по брендингу, использовать унаследованный вариант или все-таки основательно покреативить самому? Как лучше?

«МойСклад» — облачный сервис для управления торговлей

Когда весной 2007 года мы создали «МойСклад», он назывался «КАБР» — по первым буквам фамилий участников проекта. Но в «широкий прокат» эта странная для восприятия аббревиатура, к счастью, не вышла. Домен moysklad.ru появился как временное рабочее название, поскольку отражал единственную на тот момент функцию сервиса — складской учет.

Уже в ноябре мы решили, что название должно быть более универсальным, чтобы не было напрямую связано со складом или с какой-то одной функцией управления торговлей. Придумали название «Логнекс» и купили домен lognex.com. Идея казалась неплохой: «log» напоминает слово «логистика», «nex» звучит похоже на «next» — «следующий», что-то «будущее». Главное, это название было нейтральным и могло использоваться почти в любой стране мира.

Через некоторое время стало понятно, что нашим пользователям слово «Логнекс» не нравится, для русского человека оно просто плохо звучит. Какое-то время мы, в зависимости от случая, пользовались то одним, то другим названием. Даже сейчас наше юридическое лицо называется «ООО Логнекс». Но в итоге победил когда-то временный вариант «МойСклад».

Сейчас функциональность сервиса постоянно расширяется в сторону мини-ERP, и мы видим, что название «МойСклад» с каждым шагом мешает нам все больше, позиционируя сервис для очень узкого сегмента. Мы планируем дождаться благоприятного момента и провести ребрендинг.

Сервис для бухгалтерского учёта и решения юридических вопросов «Кнопка»

Наши коллеги из проекта «Кнопка», как оказалось, подошли к неймингу более осознанно. Думаю, это связано с возрастом компании, ведь, разумеется, к 2013 году к маркетингу, брендингу, неймингу внимание возросло во много раз, и было бы странно не уделить проработке названия достаточно времени и ресурсов.

Евгений Кобзев,основатель сервиса «Кнопка»

«Кнопка» — это сервис для предпринимателей, который забирает всю рутину бизнеса, и одновременно — имя маленькой любопытной девочки. Слово короткое, в нем сложно ошибиться, оно достаточно интернациональное, почти невозможно неправильно написать домен в адресной строке — всё это тоже повлияло на выбор названия.

К выбору названия мы подошли очень комплексно и работали не просто над именем, а над ощущением, которое создает бренд. С нами сотрудничал «отец британского брендинга» Майкл Вольф. Когда он придумал название, мы начали тестировать его, внедряя детали бренда в прототипы.

Игривость бренда никому не нравилась, но мы рискнули и выпустили серьезный продукт с нескучным именем. Любопытно, что реальные клиенты сервиса любят нашу девочку и ценят то, что мы не похожи на обычную скучную бухкомпанию.

«Додо Пицца» — сервис по доставке пиццы

У основателя сервиса «Додо Пицца» мы поинтересовались, почему компанию, которая продает еду, он назвал именем вымершей птицы. А всё на самом деле оказалось очень продуманно.

Фёдор Овчинников,основатель «Додо Пицца»

Для меня на этапе создания было очень важным придумать имя, которое бы сразу соответствовало моим амбициозным планам по захвату мира, и для себя я наметил главные критерии в выборе имени.

Это короткое, простое, легко запоминающееся слово и яркий образ. Никаких ассоциаций и аналогий с итальянской темой, так как рынок переполнен подобными названиями, имя должно дать возможность создать яркий запоминающийся визуальный образ. Никаких банальностей типа — «Дом пиццы» или «Мир Пиццы». И, конечно, наличие свободного домена в зонах ru и com.

В итоге появилась «Додо Пицца». Додо — это смешная нелетающая птица величиной с гуся. Додо жили на Маскаренских островах, расположенных в Индийском океане. С приходом европейцев они были полностью уничтожены к концу 17 века. Не имевший ранее естественных врагов, додо был доверчив как ребёнок. Охота на додо не доставляла особого труда, к птице можно было спокойно подойти.

Нас совершенно не смущает, что птица Додо вымерла. Получился оригинальный запоминающийся образ доброй, немного смешной птицы, которая спешит изо всех сил к клиентам. Название «Додо Пицца» хорошо принимается и носителями английского языка, несмотря на то, что в английском «додо» имеет значение «смешной», «глупый». Один американец мне сказал, что сразу же подумал об игре слов, ведь «До-До» можно услышать как «тесто-тесто».

Система учёта клиентов и сделок amoCRM

Без рассказа основателя сервиса amoCRM также трудно понять, почему у него такое название. Оказывается, американские пользователи сами придумали себе хорошую легенду.

Михаил Токовинин,генеральный директор amoCRM

В 2009 году мы запускали не только CRM, но и целую пачку других сервисов для рабочих групп, и все их названия начинались с приставки «q». Но потом встал вопрос с выходом в США и, конечно, оказалось, что нужные домены заняты, поэтому мы стали искать замену букве «q».

Найти комплект с одной буквой не получалось, стали перебирать с двумя, потом дошли до трёх. Тут было важно именно количество букв, чтобы этот префикс не превратился в название собственное, чтобы сохранился тот задуманный эффект. Случайным образом остановили свой выбор на приставке «amo».

Однажды я услышал, как наш американский сотрудник Сэм рассказывал клиенту, откуда взялось название«amo» — мол, это означает «боевой комплект вашего бизнеса». Я спросил его, откуда он это выдумал. Оказалось, что все наши американские сотрудники были уверены,что «amo» — это от английского «ammo» (амуниция, боеприпасы), и даже не сомневались в такой этимологии. Так появилось хоть какое-то объяснение.

Система управления сайтами UMI

Название интернет-платформы UMI тоже не вызывает у обычного человека никаких ассоциаций. Как оказалось, такое название и придумывать-то не пришлось.

Сергей Котырев,основатель UMI

В 1999 году я работал директором по маркетингу компании United Markets Information Syndicate, и, поскольку название компании никто не мог произнести, все ее называли сокращенно UMIS. Я занимался в том числе и продвижением наших интернет-сервисов, мне это очень нравилось, и в 2000 году открыл свою первую компанию.

Мой стартап на первых порах сидел в офисе UMIS, и название не вызывало диссонанса ни у коллег, ни у клиентов. Однако уже через полгода работы студия интернет-проектов стала моей основной работой, я уволился из UMIS и переехал в отдельный офис. А название так и осталось.

Что касается этимологии слова «Юми», то оно имеет японские корни. Umi (優美 или 弓) — японское женское имя, которое также может трактоваться как «океан», «море», «пляж». Еще я читал, что имя Юми означает у японцев «добрая», «нежная» и «красивая». Есть и третья трактовка, связанная с луком и стрелами. Меня устраивают все перечисленные варианты — и море, и красивые добрые женщины, и стрелковое оружие. Японские мотивы в нейминге вызывают только позитивные ассоциации — это технологично, красиво и стильно.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
Apple, Tesla, Samsung, Yandex, HTC, Rambler и Amazon — история происхождения названий31 октября 2014, 18:03
Как выбрать имя для компании — опыт Inbot27 октября 2014, 20:41
Выбор названия для стартапа: подводные камни29 апреля 2014, 16:49
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Вообще вся суета вокруг названий, фокус-группы и прочее кажется мне бредом. Вот "Связной" когда название выбирал целую команду экспертов привлекал, а товарищ Чи свою евросеть на коленке выдумал. И толку? На равных тогда конкурировали.

Должно быть простым и легко запоминающися. Все остальное - муть и развод на бабки.

Ещё важно учесть наличие зарегистрированных товарных знаков и фирменных наименований юридических лиц, как минимум.
Потому что начинать свой бизнес с нарушения чужих интеллектуальных прав - вряд ли верный подход ;-)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Татьяна Минаева

Ok, даже если так и это "хорошие отношения", но ведь брак далек от "хороших" отношений в среднем, разве нет? Жуткая статистика по разводам, а те кто не в разводе живут часто в аду, не имея возможности безболезненно разбежаться. Счастлив то пар в браке меньшинство.

Даже отношения вне брака это стресс, борьба, в перемешку с коротким помутнением химического счастья.

Как увеличить продолжительность жизни — обсуждение на Quora
0
Andy A

Есть сотни аргументов ЗА свой бизнес, я приведу несколько ПРОТИВ:

1. В бизнесе важны идея и умение ее реализовать. Идее очень сложно появиться без кругозора. Есть талантливые люди, которые могут видеть эти проблемы и придумывать решения сидя дома на диване. Есть менее талантливые, как я, которым нужно сталкиваться носом с этими проблемами, чтобы появилась хорошая (или не очень) идея. Ты уверен, что эти проблемы/идеи ты сможешь где-то черпать?

Без хорошей идеи всё перекладывается на реализацию. Т.е. ты можешь открыть очередной "интернет-магаз, веб-студию, рисовать визитки", но тебе придется работать в 10 раз больше, чем придумав что-то по-настоящему интересное и уникальное, какой-нибудь автоматический открыватель для окон (не старайся его сделать, уже будешь не первым).

2. Ты всегда можешь бросить карьеру и открыть свой бизнес. Гораздо сложнее сделать всё наоборот и чем дальше, тем это сложнее. Многие работодатели, особенно крупные, не возьмут тебя и будут тысячу раз правы. У тебя нет понимания бизнес-культуры большой организации, у тебя нет понимания кто и чем занимается в организации, у тебя может страдать дисциплина и другие 1000000 аргументов, который любой HR тебе выпалит на одном дыхании.

3. Если ты станешь успешным начинающим бизнесменом, тебе нужно будет нанимать людей. Скорее всего ты не очень понимаешь что такое быть хорошим начальником, потому что эти вещи плохо объясняют в университетах. Ты также об этом вряд ли где-то прочитаешь, потому что тебе некогда - ты зарабатываешь деньги. Самое распространенное место где учатся быть талантливыми руководителями - на работе, где смотрят на других начальников и запоминают хорошие вещи и стремятся не повторять чужих ошибок. Но у тебя не было этой работы в том объеме, чтобы чему-то научиться. В итоге ты станешь еще одним бесталантным руководителем...

Что выбрать — работу по найму или собственный бизнес
0
Vitalii Nechaev

Так надо ставить приложения из google play, а не из непонятных магазинов. Iphone с jailbrake не очень то безопасны. В андроид некоторые на свой страх и риск убирают галку, устанавливать приложения из доверенных источников и ставят из альтернативных хранилищ. 90% проблем по этой причине.

У меня сбербанк и nexus 5, меня не ограбили, в чем проблема? )

iPhone 7: первое знакомство
0
Artem Dzyuba

Посмотрите это видео TED, про 75-летнее исследование развития людей. Там в середине дается простой ответ на то, что делает людей счастливее и здоровее. В двух словах просто
www.youtube.com/watch?v=8KkKuTCFvzI

Как увеличить продолжительность жизни — обсуждение на Quora
0
Valentin Dombrovsky
Travelabs

Был ли знак "хрупкий товар" на коробке до этого также?

Велопроизводитель уменьшил повреждения при доставке на 70%, нарисовав на коробке телевизор
0
Показать еще