Лого vc.ru

Старые грабли: Основные опасности, подстерегающие «музыкальные» стартапы

Старые грабли: Основные опасности, подстерегающие «музыкальные» стартапы

PR-менеджер компании-разработчика «Студия Михаила Кечинова» Роман Чигирёв написал для vc.ru колонку, в которой рассказал об особенностях разных музыкальных сервисов и объяснил, что нужно учесть при запуске своего проекта в этой области.

Поделиться

Опыт любой индустрии показывает: если на глазах у толпы с грохотом и воплями загибается стартап — толпа думает, что сейчас самое время занять его трон. Мало кто обратит внимание, что ведь это уже четвёртый похожий случай за год.

Мы собрали список «граблей», предупреждений и просто особенностей, которые авторам новых музыкальных проектов неплохо бы учесть. Желательно заранее.

Многие в принципе не готовы платить за музыку

У одного из главных лидеров на мировом рынке технологических музыкальных стартапов, Spotify, 15 миллионов платных подписок. Это 25% от общего числа слушателей. Spotify берёт смелыми промо (50% скидки студентам, например), но это уже немного другой масштаб и другие реалии.

Если взять пример поближе, отечественный Zvooq, то у него, по последним данным, 30 тысяч платных подписчиков. Цифра небольшая. Стартап держал курс на увеличение показателя до 170 тысяч, но новых данных пока не встречалось. Причём Zvooq — это один из успешных кейсов, даже при относительно скромных показателях: проект живёт и развивается, владельцы называют общий объём инвестиций в $20 млн.

Цитируя Zvooq: «Для большинства музыка — это фон для какого-либо занятия. Без фонового прослушивания можно обойтись, а значит, и не тратить деньги. Мы никогда не верили, что людям будет интересно приложение, за которое нужно или обязательно заплатить, или пользоваться бесплатно, но с существенными ограничениями по времени, по свободе выбора, по объёму прослушивания».

Музыкальных сервисов много

Если возникла мысль работать именно с музыкальной средой — первым шагом должно стать знакомство с ключевыми мировыми игроками. Это не только сервисы по стримингу музыки, тут есть, например, проекты по поиску информации о концертах.

  1. Spotify. Стриминг музыки.
  2. Deezer. Стриминг музыки.
  3. Zvooq. Стриминг музыки в пределах стран ближнего зарубежья.
  4. SoundCloud. Платформа для обмена музыкой, стриминга.
  5. Mixcloud. Платформа для подкастов, диджейских миксов и радиошоу.
  6. Playlists.net. Проект, предлагающий услугу «музыкального курирования».
  7. Songkick. Поиск и отслеживание информации о концертах.
  8. Soundrop. Поиск музыки и маркетинговые инструменты для музыкантов.
  9. Hello Stage. Сообщество, объединяющее исполнителей классической музыки, менеджеров музыкальных мероприятий и промоутеров.
  10. This Is My Jam. Платформа для обмена музыкой.
  11. Sofar Sounds. Общество по поиску музыки, которе обрело поддержку известных инвесторов (среди советников компании — генеральный партнёр Google Ventures Питер Рид).
  12. Sidestage. Платформа для бронирования услуг музыкантов.
  13. Soundwave. Приложение для моментального шеринга треков.
  14. 3plet. Сервис, позволяющий музыкантам выпускать альбомы в новом формате — в виде отдельных мобильных приложений.

(Спасибо Geektimes и «Аудиомании» за подборку, в оригинале есть ещё.)

Проверяйте, может ли ваша бизнес-модель быть прибыльной и что для этого нужно. Учитывайте, что «у них» с копирайтами всё немного не так, как «у нас».

Умирают даже крупные

Например, стриминговый сервис Grooveshark, до недавнего времени один из лидеров. Причиной послужило давление со стороны правообладателей. Несколько исков от ведущих лейблов (Sony, Universal, Warner) — и проект принудили закрыться. Потом он переродился в Grooveshark 2.0, но второй жизни так и не получил. Недавно мы писали об этом случае для vc.ru.

Или, если брать заметные проекты поменьше масштабом, Stereomood. Он очень радовал отличными подборками «под настроение», но плейлисты особо не обновлялись, ощущалось, что треков больше не становится, — и в итоге авторы сообщили о нехватке финансирования и закрыли сайт. Всё ещё держатся на плаву похожие сервисы 8tracks и ориентированный на русскоязычную аудиторию Inmood.

Ежегодно появляется масса музыкальных стартапов

Как и в любой другой области. Это не только проекты на тему стриминга или продажи треков, но и маркетинг для музыкантов, и hardware-решения, и даже стартапы из области интернета вещей и виртуальной реальности. На любой тренд есть музыкальный стартап, а будет ещё больше.

Вот подборка музыкальных стартапов, которые вышли в 2015 году.

Инвесторы неохотно вкладывают в музыку

С одной стороны, инвесторы не могли не слышать истории про сложности с лейблами и авторскими правами. С другой стороны, большинство венчурных инвесторов измеряют успешность проекта типовыми веб-метриками — это трафик, количество пользователей.

Цитируя авторов 3Plet: «Как правило, если это просто венчур и вкладывается в ИТ, это не наш человек. Такие люди мыслят своими традиционными метриками, которые к нам не очень применимы. Например, когда люди спрашивают, какая посещаемость, какая аудитория, сколько собрали пользователей… Это вообще другой язык, мы ведь не интернет-сайт. Если у человека есть мотив вложить денег в стартап и гарантированно вернуть себе сумму, опираясь на расчёты по рынку, то, наверное, мы для него слишком рискованный проект».

Иными словами, все понимают, что рисков в музыкальной среде много, а что-то гарантировать в плане окупаемости никто просто не берётся.

Закон суров, но это закон

Вам придется договариваться со звукозаписывающими компаниями из разных стран, иметь дело с разным законодательством в отношении копирайта. Кроме этого, уровень лицензионных отчислений в любом случае будет высоким: так, Spotify отдаёт лейблам около 50% прибыли. Стоит это учесть при планировании бизнес-модели.

Этот пункт тесно связан со следующим.

Зависимость от лицензионных ставок

Рычаги управления вашим бизнесом — у владельцев звукозаписывающих компаний. Стоит им поднять размер взноса — и ваша компания утонет. В своё время это могло бы случиться с Pandora, но тогда повышения ставок так и не произошло.

Вообще, музыкальные лейблы отличаются большими аппетитами. Отчасти сказывается то, что они постоянно теряют прибыль из-за пиратства и хотят «залатать дыры».

Конкурировать с iTunes или делать инди?

Собираетесь продавать треки — имейте в виду, что примерно 90% рынка контролирует iTunes.

Многие находят нишу в продаже инди-музыки или редких записей. Понятно, что денег здесь меньше и это скорее социальный проект, нежели бизнес.

По такому принципу работает, например, Bandcamp. А из отечественных на ум приходит Kroogi, который наряду с популярной рок-музыкой издает андегрунд и инди. Часто на подобных сервисах действует модель «плати, сколько хочешь».

Стриминг легального аудиоконтента — это дорого

Уже было сказано про лицензионные ставки лейблов. Есть альтернативный вариант, но у него тоже свой изъян.

Стриминг пиратского аудиоконтента — это опасно

Только Sony Music судилась с «ВКонтакте», Zvooq, Pleer.com и ещё с несколькими музыкальными сервисами в России. Кого-то временно блокировали, у кого-то из медиатеки удаляли треки, кому-то удавалось договориться.

Многие помнят, как 30 Seconds to Mars в аудиозаписях «ВКонтакте» переименовывались в «30 метров до колодца», — это пользователи пытались восполнить недостаток любимых треков.

И всё это ещё мягкие меры, если вспомнить об опыте Grooveshark, когда три лейбла-гиганта просто решили задавить проект — и у них получилось без особых усилий.

Сделаете ставку на уникальную фичу — проиграете

Наивно предполагать, что, взяв за основу вашего музыкального стартапа оригинальную идею, вы избежите конкуренции.

Так, например, произошло со Stereomood: проект предлагал плейлисты с качественной музыкой с разделением по «настроениям», это было ядром сервиса. Однако мало того, что появилось несколько похожих инди-проектов, многие онлайн-плееры тоже внедрили похожие алгоритмы. Даже в «Яндекс.Музыке» относительно недавно появился практически идентичный раздел.

Оригинальный способ потребления музыки долго радовал слушателей, но в итоге не выдержал проверки временем.

Грабить музыкальную базу другого сайта — путь к нестабильности

Из самых злободневных примеров — онлайн-плееры Pleer (экс-Prostopleer) и Muzebra. Проекты предоставляли абсолютно идентичный сервис, а музыку брали из базы пиратской музыки «ВКонтакте».

В результате, когда в 2013 году начал бушевать антипиратский закон и треки стали выпиливать, стабильность работы обоих плееров тоже заметно снизилась, а с ней — и количество довольных пользователей.

С PR музыкального стартапа в РФ уже не получится «поймать волну»

Антипиратский закон давно принят и особого шороху так и не произвёл, выехать на шумихе вокруг «стартап N закрыли правообладатели», «из "ВКонтакте" удалили музыку» уже не получится. Конечно, лейблы регулярно с кем-то судятся и кого-то блокируют. Но, как правило, на время.

Сервис для маркетинга музыкальных артистов — риск не найти свой рынок

Отдельное направление музыкальных стартапов — работать не на слушателя, а на артиста. Однако тут есть шанс не найти свою аудиторию.

Из самых близких примеров российской практике — проект 3plet. Судя по интервью основателей, успешный бизнес из проекта пока не получается. Этому есть вполне логичное объяснение: интересные маркетинговые бюджеты есть у условного Киркорова, в то же время условному Киркорову до лампочки продвижение через стартап.

Ещё один показательный пример — стартап Amplifr. Сегодня это маркетинговый инструмент для работы с соцсетями, однако до пивота это был как раз музыкальный сервис.

Цитируя основателя Amplifr: «В 2011 году, когда Amplifr только появился, его суть была совсем другой: компания создавала SaaS для музыкантов, которое помогало делать сайт, рассылки, собирать мобильное приложение. Но стоимость привлечения одного клиента превышала $2000, музыканты подписывались слабо, а деньги на развитие стали заканчиваться. Тогда Amplifr отказался от большей части своей функциональности и оставил только работу с соцсетями».

Большие коллеги не дремлют

Крупные сервисы запускают дочерние проекты, в том числе музыкальные. Например, у «Яндекса» есть «Яндекс.Музыка», которая неплохо прокачалась за последний год.

Так, например, аудитория проекта сейчас составляет около миллиона слушателей. Из сервисов есть радио, подборки «по настроению», избранные треки, рекомендации — полный джентльменский набор популярных услуг.

Любому другому сервису за неимением собственных каналов продвижения придется затрачиваться на их «аренду». Поэтому такие подпроекты гигантов всегда будут иметь преимущество.

Не ведитесь на цифры

Когда где-то пишут, что компанию оценили в $50 млн, это не значит, что завтра состоится сделка поглощения на $50 млн. А если и так — автору достанется далеко не эта сумма.

Аналогично с ростом выручки. Так, например, все любят повторять, что выручка Spotify за последний год выросла на 45% в сравнении с предыдущим. Если не вдаваться в подробности — числа с шестью нулями будоражат воображение.

Однако вместе с выручкой растут расходы компании, и за аналогичный период рост составил почти 300%. Это опасная динамика, которую сложно чем-то оправдать и уверить инвесторов, что всё будет хорошо.

Заключение

Отговаривать от стартапа не будем. Пусть даже и музыкального. В конце концов, свою аудиторию можно найти и на переполненном рынке.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Обзор отличный. Хорошо показана большая часть рынка и его проблемы. Ранее интересовался, но уже в 2009 рынок был крайне занят и выйти туда было малореально, так и остался в загашнике домен audiohosting.ru, продлеваю больше по инерции.

Вот это - хороший пример на тему "Почему надо читать умные книги".
Почему так популярны музыкальные стартапы?
Так идея очень простая - "Музыка для всех".
Вот поэтому и надо искать "непростые идеи".
(в тему старго спора "Сколько стоит идея стартапа?")

0

А что говорит Аркадий на эту тему ?

0

С одной стороны - крупные лейблы являются монополистами и диктуют свои условия+есть авторские права. С другой - эти же лейблы уже хотят контролировать всё что связано с музыкой и при этом выплачивают гроши музыкантам и выжимают все соки со всех сервисов.
Не знаю как там дела у bandcampa, но такие сервисы смогут найти своего слушателя с деньгами.

0

Предлагаю сделать на vc рубрику "Кладбище" и публиковать там новости о закрытии стартапов и такие вот статьи с анализом причин. Конечно с возможностью фильтровать по сферам деятельности стартапов, чтобы когда когда кто-то решит делать 100501 социальную сеть, он мог прочитать почему закрылись предыдущие 100500.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Sergey Ermilov
Ростеннис.ру

В заголовке либо "выбирая приемник", либо "выбирая преемника". Пиз*дец какой-то орфографический, а не статья

«Я — Аладдин»
0
MC Coconut

Джетпаки еще. И можно всё пространство домами застроить

Третья транспортная революция: как изменятся города с появлением самоуправляемых машин в ближайшие 5–10 лет
0
Влад Борщ

1) Отличный инструмент для троллинга.
2) Инструмент, чтобы вытащить человека на улицу для нанесения тяжких телесных.

Негатива тоже много. Не взлетит.

Beepka — сервис SMS-уведомлений об эвакуации автомобилей
0
Valentin Dombrovsky
Travelabs

"Почему сайты о ночной жизни умирают и что с этим делать"

Если коротко, то:
1. Потому что.
2. Ничего.

Почему сайты о ночной жизни умирают и что с этим делать
0
Pavel Zamyatin

Интересно, как происходит процесс с точки зрения кассового обслуживания и в перспективе налоговой. Или все проходит как "за счет заведения"?

Bloomberg рассказало о принимающей биткоины кофейне в головном офисе «Сбербанка» в Москве
0
Показать еще