Лого vc.ru

Итоги MWC: зачем нам новые смартфоны

Итоги MWC: зачем нам новые смартфоны

У смартфонов есть серьезная проблема: у них больше нет серьезных проблем. Они стали настолько хорошими, что непонятно, какие резкие улучшения теперь могут принести новые модели (если вы подумали «приличное время автономной работы», то вы, наверное, еще и в Деда Мороза верите). Становится неясно, зачем пользователю менять устройство, если старое еще не развалилось. Разумеется, это не нравится индустрии, привыкшей к росту рынка и не желающей с ним расставаться. И представленное на выставке-конференции Mobile World Congress — хорошая возможность оценить, какие варианты развития видят различные производители.

Поделиться

samsung-galaxy-s5-back

Гнуть свою линию

Главной премьерой MWC предсказуемо стал Galaxy S 5, и тут все совсем запущено. Раньше Samsung любил подчеркивать количество мегагерц и пикселов у своих флагманов. Эти числа и тогда вызывали вопросы — действительно для потребителя все это важно, или отличия 1080p от 720p заметны в рекламном буклете, а не на маленьком экране? Но в случае с S 5 даже до таких вопросов дело не доходит: многие его числа, от разрешения экрана до объема оперативной памяти, попросту остались прошлогодними. Чем вообще тогда эта модель лучше предыдущей? Помимо «сеточки» углублений на задней стороне, позволяющей завязывать разговор на вечеринках («посмотри, на нем можно играть в крестики-нолики»), в S 5 есть сенсор для считывания пульса, который можно использовать в фирменном приложении S Health. Об этом приложении я слышал вне презентаций Samsung один раз: когда теннисист Давид Феррер написал в Твиттере «настраиваю S Health на моем новом #GalaxyS4», но почему-то опубликовал это с айфона.

Кажется, Samsung вслед за Apple почувствовал возможность сказать «все равно ведь купите». И он прав: вряд ли отсутствие решительных нововведений помешает Galaxy S 5 стать самым популярным андроидфоном в мире. Вот только прибыль Samsung, в последнее время уже не растущая, подсказывает: быть самым популярным в мире не всегда достаточно.

nokia-x-nokia-x-mwc-2014

Уход от Android

MWC в 2014-м стал парадом альтернативных платформ. Там впервые можно было пощупать прототипы телефонов с Ubuntu. Там Alcatel показал первый LTE-смартфон под управлением Firefox OS. Там Samsung представил Tizen-устройства — пусть пока что часы, а не телефоны. Там Nokia презентовала свою версию Android, очень отличающуюся от обычной. Вот, казалось бы, ответ на вопрос «что делать дальше»: новая операционная система — разительное отличие, которое могло бы привлечь часть пользователей.

Если бы на ней можно было запустить Instagram.

Опыт предыдущих лет — с Windows Phone, BlackBerry 10, WebOS и так далее — показывает, что разработчики приложений готовы работать только на два фронта, и эти ниши заняты Android и iOS. Даже если платформу поддерживает гигант Microsoft, расстаравшийся для продаж миллионов устройств, ждать на ней популярных приложений приходится очень долго. На что в таком случае рассчитывают игроки мельче, не очень понятно. Разработчики не станут заморачиваться с ними, пока у них нет пользователей. Пользователи не станут обращать внимание на них, пока у них нет приложений. Разорвать этот круг мог бы разве что Samsung, пойдя ва-банк и сделав Galaxy S 5 на Tizen: первое время было бы очень больно, но затем сила бренда могла бы победить. А в итоге представители Jolla объясняли на MWC, что их система Sailfish не взлетает, «потому что пользователи запутались в управлении жестами». Нет, чуваки, не только поэтому.

Spreadtrum-25-FirefoxOS-Prototype-device1_zps6a3672a1

Дешефоны

Еще один тренд — радикальное удешевление смартфонов. Представленные Nokia андроидфоны задуманы как бюджетная альтернатива «хорошим Люмиям». Facebook рассказал на MWC, что стремится дать доступ к соцсети жителям развивающихся стран, у которых нет денег на Galaxy S и компьютер. Но всех переплюнули Mozilla с прототипом смартфона за $25 под управлением Firefox OS.

С одной стороны, все понятно и логично: в развитых странах все желающие уже обзавелись смартфонами, а вот в бедных регионах еще много неокученной аудитории, и для индустрии это очевидная возможность роста. Но здесь есть проблемы. Первая: в The Verge, пощупав лично Firefox-прототип и нокиевские андроидфоны, написали «даже по бюджетным меркам это все страшно тормозит». Вторая: малое время автономной работы критично для развивающихся стран, где розетки есть не во всех домах, и пока прогресс с этим не справится, возлюбить смартфоны их жителям будет трудно. Третья: даже если забыть о двух первых и предположить, что бедняки всего мира набросились на смартфоны, индустрии это не очень поможет, потому что с них немногое можно взять. У флагмана маржа больше, чем у смартфона за $25 вся его цена целиком. Это сегмент рынка, где легко можно продавать миллионы устройств и при этом быть в минусе.

yotaphone2

Рояль в кустах

Значит ли это, что мы все обречены? Нет, есть и интересные проекты. Две амбициозных разработки от Google были представлены не на MWC, но по времени как раз совпали с конференцией: Project Tango позволяет смартфону видеть пространство вокруг себя с помощью kinect-подобных сенсоров, а Project Ara предлагает собирать смартфон из модулей. Насколько это будет востребовано, пока что непонятно, но вот это действительно новый подход, теоретически способный повлиять на индустрию.

Впрочем, и непосредственно на Mobile World Congress был продемонстрирован прототип смартфона, в случае с которым вопрос «ну и чем это отличается от других» не возникает: второе поколение YotaPhone вызвало на выставке живой интерес. О первой модели западные журналисты чаще всего писали как о «перспективной идее, у которой подкачало воплощение» — и теперь, увидев новую, они рассчитывают на то, что недостатки воплощения окажутся исправлены.

Забавно получается: в России вечно жалуются на отсталость страны, но именно в тот момент, когда у российского проекта получается в чем-то опережать весь мир и привлекать внимание иностранцев, на родине злорадно потирают руки при каждой его неудаче.

Популярные статьи
Показать еще