Лого vc.ru

«Мы совершили все возможные ошибки» — как провалился сервис для дизайнеров интерьера MyRooms

«Мы совершили все возможные ошибки» — как провалился сервис для дизайнеров интерьера MyRooms

21 мая основатель платформы для дизайнеров интерьера MyRooms.ru Александр Басанов сообщил о закрытии проекта. ЦП попросил предпринимателя поделиться историей компании и уроками, которые он вынес из неудачного запуска.

Поделиться

Идея создания маркетплейса для дизайнеров интерьера родилась у нас в марте 2013 года, когда мы работали в проекте Nevesta.info, где я был руководителем проекта, а Саша Петров работал дизайнером. «Невеста» — свадебный маркетплейс с сильным сообществом невест по всей России, Украине, Белоруссии. Я начал работать в проекте с момента получения первых денег и закончил, когда компания уже зарабатывала несколько миллионов.

Проект уже перешел из стадии стартапа в состоявшуюся бизнес-модель по привлечению клиентов для свадебных фотографов, планировщиков свадеб, ресторанов и прочих околосвадебным бизнесов.

Мы решили, что нужно искать другую нишу и заняться собственным бизнесом. Мы никогда не подходили к этому, как к стартапу, думая, что это будет такая же модель, и все здесь заранее известно. Это потом оказалось большой ошибкой.

До выхода в релиз первого прототипа ушло три месяца, еще значительное время ушло на сбор контента. Мы выкачали из Google 2 миллиона фотографий интерьера, чтобы затем привлечь на этот контент женщин.

Изначально мы планировали начинать развивать сообщество женщин, интересующихся дизайном, ремонтом и строительством домов. И повторить модель «Невесты», экстраполируя наш опыт по привлечению и развитию покупающего коммьюнити.

На пятый месяц мы выложили долгожданную версию в общий доступ и начали работать с соцсетями, SEO, контекстом, чтобы понять, как мы можем привлекать на этот контент женщин, которые в дальнейшем, возможно, начнут общаться.

Сразу стало понятно, что на это нужны деньги. И мы подали заявку во ФРИИ, попали во второй набор, но не в очный, а так называемый «Онлайн-акселератор». Тогда мы особо не понимали, зачем нам все это, но так как никаких долей у нас никто не отбирал и это было бесплатно, то мы согласились.

Дальше все пошло не совсем по плану. Поскольку наши личные 200 тысяч рублей мы съели быстро, хотя экономили буквально на всем — еде, офисе — ФРИИ помогли нам получить сервера от Amazon на сумму $10 тысяч, что дало нам прожить еще полтора года.

При отборе во ФРИИ на нашей презентации присутствовал Игорь Рябенький и первое, о чем спроил Игорь: «Какова стоимость привлечения платящего пользователя?» Это был удар ниже пояса, я ничего не смог ему ответить. Мы расчитывали, что ФРИИ даст нам денег на развитие коммьюнити, о чем я и пытался рассказать.

Опыт и уже похожая работающая модель никого из присутствующих не интересовала. Всех интересовали деньги, продажи, модель привлечения платящих.

Мы были очень злы на всех этих «меркантильных» людей, считая, что они просто нас не поняли. Но и существовать самостоятельно мы уже не могли, нужны были деньги, и нужно было их найти, или закрываться и устраиваться на работу. Последнее мы, конечно, категорически отвергли. Мы могли зарабатывать созданием сайтов, лендингов, продавая контекст, но времени на проект уходило бы меньше. Все деньги мы тратили на тестирование гипотез по зарабатыванию денег, которые уходили, в основном, на трафик.

Очень сложно отказаться от своего видения проекта и начать делать то, что, казалось бы, тебе навязывают. Но очень легко понять, что денег у тебя нет, и, видимо, придется начать зарабатывать.

Мы в итоге согласились поработать по предложенной ФРИИ методологии и начать искать, что именно мы можем продавать и как получать деньги уже сейчас.

Далее в марте 2014 года мы попали в заочный акселератор ФРИИ и прошли обучение, опять-таки бесплатно, и это было просто настолько круто, что, приехав из Москвы в Екатеринбург, мы начали тестировать гипотезы о своем продукте по Customer Development.

Сперва мы подумали, что можем на существующем органическом трафике собирать заявки на дизайн интерьера, искать дизайнера и получать процент от заказа.

Проведя интервью с 20 дизайнерами, мы поняли, что заказы им нужны разные. Дизайнеров мы решили сегментировать на крутых, средних и начинающих. Крутые — брали только очень дорогие и классные проекты со средним чеком от 200 тысяч рублей (от 100 кв. м). Средние работают в сегменте примерно от 70 тысяч рублей (от 50 кв. м ), и есть пласт начинающих или студентов с чеком даже от 5 тысяч (площадь не особо важна).

Возможно, сегментов на рынке больше, но этого было достаточно, чтобы понять, что предлагать им нужно разные вещи, а не просто контакты любых людей.

Еще мы поняли, что большинство зарабатывают на комиссии с материалов, мебели, авторском надзоре, комиссии с продажи этого же клиента бригадам, и, в общем-то, дизайн мог быть вообще бесплатной услугой. Но как охватить этот рынок, особого понимания пока не было.

Мы решили начать со среднего сегмента. Дизайнеры с удовольствием согласились делится с нами процентом с полученных денег, и мы начали работать над заявками.

Трафиком из соцсетей мы привлекли тысячи пользователей на сайт и получили первые заявки на дизайн интерьера. Трафик конвертировался с очень низкой конверсией, но он был дешевый — 3-4 рубля за пользователя.

Дальше мы пытались контролировать сделки и по факту оплаты получали свою комиссию. Дизайнеров мы размещали в каталог с картинками и обычный каталог. Надо сказать, что мы этим очень увлеклись, процесс шел и нам казалось, что все идет по плану. Но затем поняли, что контролировать то, что происходит по телефону, очень тяжело. Деньги очень легко ускользали от нас, и мы не смогли довести до конца ни одной сделки. Всего их было около 10 по всей стране, так как трафик был географически независимый.

Понятно, что долго это продолжатся не могло, и мы запартнерились со студией дизайна интерьеров, где был автоматизирован процесс дизайна типовых квартир.

Мы предлагали сделать полноценный проект дизайна за 3 тысяч рублей и 3 дня. Проект включал расстановку мебели, дизайн пола, стен, потолков, разводку электрики, сантехники и само дизайнерское решение.

Наших пользователей, как оказалось, это решение не устраивало. Возможно, это лишало их творческого процесса, что было критичным в этом вопросе. Мы продали очень незначительное количество подобных проектов.

Дальше мы решили связаться не только с дизайнерами, а расширить свой взгляд на ремонтные бригады.

Как выяснилось в ходе проблемных интерьвью — причем как с теми, кто делал ремонт, так и с самими бригадами, — самой бригады вообще не существует заранее. Прораб собирает бригаду под конкретный заказ, и в течение ремонта эта бригада меняется. То есть контроль бригад и работа по трехстороннему договору, когда деньги идут через нас, оказалась просто невозможной. В итоге мы решили продавать лиды.

Обзванивая бригадиров, я понял, что бригадиру особо не важно, откуда будет клиент, и я мог просто, не объясняя, как буду это делать (что обычно занимало много времени), продавать заявки.

Модель была такой — взять денег с прорабов и купить на них трафик с тех же соцсетей, где мы научились привлекать их дешево. Круто было бы конвертировать их дешевле, чем продали.

С этой гипотезой мы собрали свой каталог различного вида услуг, размещая бригады без их согласия. Фактически они не знали, что размещены, и мы думали, что будем звонить им по факту получения заявки и говорить, что им поступила заявка, но ее мы отдадим за деньги.

Таких схем очень много размещалось в контекстной рекламе — нам нужен был свой уникальный канал привлечения. Надежда была на наши навыки в соцсетях и очень низкочастотный контекст. SEO здесь — не наша история, так как двигаться нужно было быстро. Денег у нас уже не было. И мы очень устали, тем более, что нас все еще было двое, и каждый из нас фрилансил, чтобы на что-то покупать еду.

Ничего не получилось. Лиды стоили дороже, чем их готовы были покупать, большинство заявок было не на ремонт, а на небольшие заказы. Соцсети не оправдали надежд, с высоким количеством привлеченных пользователей конверсия в лиды была низкой.

Проект мы закрыли со 150 уникальными посетителями в сутки, которые очень любили смотреть на наш каталог фотографий. Но как их монетизировать, мы не придумали.

Подводя итог, скажу, что я очень рад, что все это со мной случилось. Сейчас я понимаю, что процесс тестирования гипотез двигал нас гораздо быстрее. Мы делали это впервые и совершили, наверное, все ошибки, которые только можно совершить в этом деле. Надеюсь, этот опыт будет полезен кому-то еще.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Спасибо, интересно. Успехов в дальнейшем!

Москва не сразу строилась. Успех не приходить с первой попытки.

0

Раз есть уже база подписчиков, есть смысл запускать новый проект в той же индустрии. Удачи, ребята

До "всех возможных ошибок" ой как далеко) Главной ошибкой будет сдаться. На мой скромный взгляд, нужно искать тех, кто "собаку съел на ремонтах и дизайнах" в офф-лайне. Раскручивать их в он-лайне и параллельно, точнее одновременно, развивать свою площадку. П.С. Родился в стране советов;)))

Раскручивать их в он-лайне и параллельно, точнее одновременно, развивать свою площадку - мысль у нас была именно такая) Но все же по разному это себе представляют :)

Кому-то хватит объявы на авито(и он за частую будет самым выгодным)
А мы вот сразу самолет строим или лунопарк, если хотите :)

Получается при работе с процентом от сделок, просто не смогли контролировать заявки и вас «кидали» дизайнеры?

И если не секрет сколько в итоге стоили заявки для бригад?

0

в среднем заявки стоили 2500-3000, покупать их готовы за 800-1000, при их качестве.

Дизайнеры не кидали, но % они отдавали за дизайн, к примеру 15% от 30тыс. это 4500, а мы месяц ведем сделку. Слишком длинные деньги. Контролировать материалы и мебель и надзор они уже не дают, если деньги забирают они.

По трехстороннему договору вообще еденицы готовы сотрудничать, как раз из начинающих.

0

Ну вы даете...ответ же закопан в вашей же колонке!
На дизайне дизайнеры крайне мало зарабатывают, нужно было партнёрить производителей и продавцов стройматериалов.

Да, я не стал упоминать смежный проект в акселераторе, который этим занимался с нами бок о бок, но это делали они, а не я. Проект тоже мертв

Ребзя, ну продали бы или отдали кому-нибудь проект. Можно, в конце концов, тупо директ+адсенс продавать. И с недвижкой/стройматериалами/мебелью договариваться о размещении - медиа, спецы или даже витрины магазинов. Как так-то?

0

Да, проект продается, я написал об этом в своем FB, адсенс на 150к и затратами в 100$ в месяц не очень имел смысл

0

А вариант продавать за 50-100-500 баксов про аккаунты дизайнерам и студиям? Пусть сами там копошатся, как фрилансеры. Бизнес бы небольшой был, но в районе нуля вполне мог бы болтаться.

Мне кажется, ваш ресурс мог бы быть интересен школам дизайна. Там студентам очень нужен первый опыт создания проектов, они будут готовы сделать их за любые небольшие деньги, лишь бы портфолио хорошее составить, часто ищут по своим знакомым. Если в ваш ресурс добавить отзывы- рейтинги, то вы могли бы быть очень полезными этим молодым дизайнерам. И еще я бы попробовала выйти на агентства недвижимости и застройщиков- там ближе всего народ, которому прям совсем скоро предстоит делать ремонт.

Да, мы об этом думали, но их работы первые очень уж не вписывались в нашу красоту :) Но я до сих пор считаю, что идея живая, но маленькая. Всмысле денег мало там.

0

А зачем сайт то закрыли ? Сколько стоит его поддержание в таком виде как есть ?Я думаю что есть смысл подержать сайт еще год с минимальными затратами , может к этому времени и рынок оживет .

0

"ФРИИ помогли нам получить сервера от Amazon на сумму $10 тысяч, что дало нам прожить еще полтора года. "

Судя по этому предложению, сервера ~550 уе в мес. Вообще облака у Амазона и Гугла, по-моему, стоят через чур дохрена.

0

[grammarnazi]

чересчур

[/grammarnazi]

Спасибо, а "дохрена" я правильно написал? )

Ответил ниже про это

0

В данной ситуации были совершены класические ошибки которые делают почти все смузики и гики. Во первых у вас изначально небыли бизнес модели монетизации , те вы сначала сделали сайт а уже потом стали над этим думать. Во вторых, все эти сео лиды соц сети и прочие фичи на данном рынке не так эффективны поскольку основная масса клиентов живет в реальном мире а не в сети, другими словами их нужно брать с класических источников контнта те доски объявлений и директа. В третьих нужно продавать руками, да именно продавать , так как это делает обычный торговый представитель кока колы идти к дизайнера, звонить и буквально за руку тащить каждого так же и сзаказчиками. Тогда как большинство стаптаперов свято верят что сделав сайт все набегут сами и все что и делают что седят в сети.

Там вроде написано, что была идея воплотить бизнес-модель другого проекта в области дизайна интерьеров. Поэтому говорить, что изначально бизнес-модели не было не вполне корректно.
А "продавать руками как обычный торговый представитель" я бы в принципе не стал рассматривать как бизнес-модель для онлайн-проекта ибо масштабирование продаж в таком случае практически невозможно.

0

Идеи монетизации не было по нескольким причинам. 1 нет измеримости того за что стороны должны платить и в что каждая сторона от этого плучает. 2 нет измерииости сомого продукта те что должен получить пользователь. 3 нет понимания что получит заказчик, поскольку для пользователя продукт абстрактный. Например я Вася и хочу забобахать дизайн хаты, смотрю картинки, понравилось, дальше что? Как произайдет сделка, сколько гемора она доставит обоим сторонам и как это будет определено. Рынок очень специфичный и продукт имеет много но. Почему я говорю что клинта и заказчика нужно тащить руками из реального мира, потому что цепочка создания сделки слишком многогранная и муторная. У сайта должна быть база исполнителей, а их нужно тащить поштучно, так как контакт будут создавать они по втягиванию клиента. Здесь сайт это клуб по интересам, поскольку нет измеримости сделки. Я бы разделил сайт на две плащадки одну с моделями проекктов другую с исполнителями по типу фриланса, тогда вариант взлёта будет. А идея нормальная думаю если обработать напильником, то взлетит.

0

Идеи монетизации не было по нескольким причинам. 1 нет измеримости того за что стороны должны платить и в что каждая сторона от этого плучает. 2 нет измерииости сомого продукта те что должен получить пользователь. 3 нет понимания что получит заказчик, поскольку для пользователя продукт абстрактный. Например я Вася и хочу забобахать дизайн хаты, смотрю картинки, понравилось, дальше что? Как произайдет сделка, сколько гемора она доставит обоим сторонам и как это будет определено. Рынок очень специфичный и продукт имеет много но. Почему я говорю что клинта и заказчика нужно тащить руками из реального мира, потому что цепочка создания сделки слишком многогранная и муторная. У сайта должна быть база исполнителей, а их нужно тащить поштучно, так как контакт будут создавать они по втягиванию клиента. Здесь сайт это клуб по интересам, поскольку нет измеримости сделки. Я бы разделил сайт на две плащадки одну с моделями проекктов другую с исполнителями по типу фриланса, тогда вариант взлёта будет. А идея нормальная думаю если обработать напильником, то взлетит.

0

Бля, Тёма, у тебя фобия на запятые что-ли? Читать невозможно.

"Ли" с дефисом тоже заставляет глаза слезиться, так что бревно в своем глазу...

Шах и мат, епта.

0

Сервер за $10К при 150 униках? Вы серьезно? Впрочем был уже случай в знакомой компании, которая купила сервер за 600К при дай бог 300 униках.

Но там деньги инвестора были, поэтому «почему бы и нет». Тем более, что продавец сервера — знакомый основателя.

Меня это тоже удивило. Целью было мировое господство, не иначе. Причём уже завтра.

В случае про который я упомянул, как раз и были такие планы у основателя. Через год порвать Facebook и купить Porsche Cayenne. Я не шучу, так и говорилось.

0

1) 10К там довались по принципу 5 на тех поддержку 5 на сервера
2) надо сказать, что умение юзать амазоновское облако пришо не сразу и по началу нам даже было пофиг сколько там тратится, главное есть и бесплатно
3) потом мы начали тратить эти же деньги на сервера для других вещей, например мы сделали генератор лендингов для фирм

0

Не знаю, смузи так и не пробовал :)

Делаю сервис в этой сфере, но логика и бизнес модель совсем другая, я сам дизайнер и строитель, мне проще))

0

Может, подружитесь и друг другу пригодитесь?))

Да может быть, но как я понял у нас принципиально разный подход к сервису, мой больше для купивших новые квартиры и которые не делают дизайн интерьера.

0

Ваш проект очень похож. Он тоже не работает =)

Вот проект из США, существующий по гипотезе, похожей на вашу первоначальную.http://www.decorist.com
Рынок США удобнее для подобных проектов, на мой взгляд.

0

чем он похож ? очередной акселератор красивых картинок... в дизайне интерьера проблема в том, что по факту после реализации выглядеть все гораздо иначе. В Америке почти весь новострой сдается с отделкой и мебелью, индивидуальным дизайном пользуются только очень состоятельные люди.

0

Вот наш самый главный вдохновитель: houzz.com

0

Главный источник доход в том проекте - продажи дизайнерских услуг. Пользователь покупает услугу, дизайнер делает несколько вариантов оформления заказанного пространства, пользователь принимает работу, профит.

0

"Мы выкачали из Google 2 миллиона фотографий интерьера, чтобы затем привлечь на этот контент женщин."

А что с авторскими правами?

0

Ссылки на то откуда каждая картинка были указаны, но я согласен, что место узкое

Познавательно. Какую считаете самую большую ошибку и самую первую?

0

пилить продукт 5 месяцев :)

0

пилите лучше деньги

0

А почему не стали делать подписки и приоритеты, по типу remontnik.ru? Модель более понятная.

0

Да, в перспективе хотели на нее перейти. Без лидов те кто подписался не стали бы продлять и уходили с негативом.

0

Основная проблема всех маркетлейсов, продаваемый продукт которых формируется на этапе пожеланий клиента проблематичен по многим независящим от себя моментам.
1. Если долго нет заказов на партнера маркетплейса, он протухает и в конечном итоге кидает на копеечных заказах. Партнер как бы в финансах так и остался - маркетплейс - в минусах.
2. Если у партнера в данный момент есть заказы, он не обслуживает клиентов либо обслуживает, абы - кабы. Партнер как бы в финансах так и остался - маркетплейс - в минусах.
3. Повторный клиент в большей части повторно уже обращается на прямую, изредка снова к маркетплейсу.

4. Маркетплейс сможет зарабатывать на масштабах при копеечной комиссии. Объемы нужно выращивать годами и опять же зачастую за деньги либо собственное инвестированное время.

Вывод - нужно либо иметь собственный производитель услуг или продуктов, а то чего не хватает - делать в виде маркетплейса на конкурентов.

Есть абитант www.abitant.com/ они развились из небольшой студии, вложили деньги и маркетплейс готов.

0

Забавно было читать про вашу основную целевую аудиторию "женщин". Какого возраста, что любить должны, работать или дома сидеть, скоро зарабатывать, с детьми или нет....вообще пусто

0

А чего сайт не работает? На Хецнере дедик стоит 40 Евро, а может и виртуалки на DigitalOcean за $5 будет достаточно при 150 униках в день :-)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Shtadler Anton

Наконец-то кто-то вспомнил про Сведбанк. В Швеции он просто божественен, не знаю как в Латвии.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Сергей Подорожный

Сорян, что под первым.

Минимальный функционал также имеет и мейстертаск. Он как раз это и сделал, взял все основные плюшки, разукрасил поинтереснее и на тебе - простенький и стильный трекер. Но на больших проектах и при особо сильном задротстве по скраму чувствуешь, что мейстера не хватает. И вот тогда переходишь на джиру.

Подумайте лучше над теми функциями, которые приходится подключать плагинами в той же джире или трелло. Хотя бы плэнинг покер, к примеру. Ведь упростить - не значит срезать кучу функций вместе с важными. Упростить - значит оставить только важное. Но что для одних мусор, для других может быть маст хэв.

Вот поэтому важно подумать над тем, чтобы сделать трекер, в котором можно, например, выбрать функционал трекера в зависимости от бизнеса. Например, команда из 7 человек занимается разработкой мобильных приложений. Ага, ок, держите вот такой функционал, потому что, скорее всего, вам понадобится вот и это.

А вы пилите говно-лендосы? Хорошо, держите вот такой функционал, здесь есть кнопка "сменить профессию". А у вас половина команды состоит из фрилансеров на удаленке? Держите вот такой трекер. А вы продаете китайские товары? Держите вот такой трекер, - здесь ничего нет, потому что и вас быть не должно. Горели бы в аду ваши часы и барсетки.

В общем, несмотря на то, что трекеров дофига. Судя по своим ощущениям и по многочисленным комментариям, командам очень сложно адаптировать свои методологии и бизнес-процессы под трекеры. Можно было бы выделить хотя бы 5 основных видов команд и заточить функционалы под них.

Ты заходишь и говоришь, я продаю жопы тараканов, мне куда? А сервис говорит, окей, тебе вот сюда. Удобно же? Я это говорю потому, что трекеров много, но та же джира, например, реально напрягает чутка своим интерфейсом с миллионом функций, среди которых иногда путаешься.

Интерфейс там, мягко скажем, не дружелюбный. Заходишь как на рынок. И помидироы, и зелень, и пряники, и мясо, и молоко - вроде все вкусно и нужно, а по факту не всё. Либо нужен трекер, где можно настроить самому свой функционал. Даешь гору всего и говоришь - тебе вот эта хрень не нужна, да? Просто возьми и удали. А вот это нужно? Ок, добавь сюда, на видное место. Оставь самое важное. Составь сам свой трекер. Вот это было бы кайфово. Без подключений плагинов, без костылей, без мусора в интерфейсе.

Тут до сих пор есть куда развиваться, надо только брать и делать круто. Импортозамещение - это прикольно. Только вы подумайте над тем, для кого вы делаете продукт. Для IT? А IT команды наоборот чаще всего стремятся работать на международные рынки. Да и английский для них преграды не вызывает. Так что скрамить в русском сервисе для них вряд ли звучит значимо. Для меня, например, не звучит. Мне главное, чтобы комп был мощным, а где он был собран - плевать вообще.

В общем, судя по тому, что вы написали "после прочтения книги захотелось....", вы, кажется, сами особо по скраму не работали. Если нет возможности поработать с командой хотя бы человек 10-15, побеседуйте с теми, кто работал в больших проектах, а лучше напроситесь в гости на пару дней. Посмотрите, что происходит и какие возникают проблемы. Много нового узнаете и заметите.

P.S. И это еще далеко не все идеи. Есть у меня еще одна великолепная концепция трекера, которую до сих пор никто не воплотил, вот только времени нет, чтобы поднимать такой проект с нуля.

Если нужна помощь стратегического плана, с аналитикой или со сборкой бэклога, пишите. Я продукт оунер, уже занятый, но по вечерам в течение какого-то времени с удовольствием бы помог развиться проекту в нечто большее, чем просто аналог, если, конечно, у вас есть большие амбиции и хоть какие-то возможности.

Scrum Time — система управления проектами по методологии Scrum
0
Johnny Vorony

Ладно американское и британское правительство ломаем! Трамп - российский ставленник, но вот серию шерлока украсть - это уже чересчур!

«Первый канал» через суд потребовал заблокировать попавшую в интернет до премьеры серию «Шерлока»
0
Иван Иванов
ITEC B2B

я завтра же с утра уточню про иероглифы. если ошибся, то напишу, что ошибся. но я точно помню, когда я спрашивал как выучить китайский, так как все иероглифы разные, мне сказали, что базовых иероглифов 2000.

дешевле есть и в Москве.

мне нужно, что бы они работали, когда мне нужно, а не когда им удобно. целевая команда занималась подписанием контрактов. что с этого, что они там присутствуют? они мне чем то могли помочь?
они нас даже по мелочным сливали, мол не наше дело.

это зависит от бизнеса. где то разработка не связана с операционной деятельностью и можно заниматься когда угодно. где-то связана и нужны люди в нужное время в нужном месте.

на Амазоне зависли товары и мы не могли продавать через FBA. Амазон всегда считался продвинутым в плане складов и работой с товарами.

из Москвы загружали

я знаю, что в ГК специалисты на порядок выше. но они и дороже.

не принимайте близко к сердцу, это всего лишь мой личный опыт.

Письмо в редакцию: Почему мы отказались от сотрудничества с китайскими разработчиками
0
Ron Bullet

не то, чтобы я поддакивал - но я пишу вот это все, потому что у меня такое же ощущение. Ну мало ли - может мне жестко кажется, может все кругом правы, а я сильно ошибаюсь.
Выходит, что это не только моме мнение.

Вы натолкнули на интересную мысль. Вообще-то русские (именно русские, не россияне) - очень сочувствующие, как и все славяне, но только действительно не на людях, не в обществе. Но действительно боятся проявлять толерантность, эмпатию - на людях. Наверное это пополам как защитный механизм, так и комплекс (ну типа как у японцев, которые тоже не проявляют свою натуру на людях - только японцы прячутся за культурой поведения, а не за хамством).
Интересно было бы теперь понять, откуда происходит вся эта инфантильность.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Показать еще