Лого vc.ru

Дмитрий Навоша, Sports.ru: «Адекватных инвесторов под российские проекты больше нет»

Дмитрий Навоша, Sports.ru: «Адекватных инвесторов под российские проекты больше нет»

Генеральный директор Sports.ru и Tribuna.com Дмитрий Навоша рассказал vc.ru о развитии своей компании на зарубежных рынках — мобильные приложения издательства входят в топ-100 по всему миру. Навоша порассуждал о рынке медиа в России и за границей, будущем спортивных проектов и особенностях зарубежной аудитории.

Поделиться

Какие продукты выводите на международный рынок?

На первом этапе основная ставка — на футбольное приложение второго экрана Scores & Video, на линейку приложений о футбольных топ-клубах и на приложение для игроков на ставках Betting Insider. Плюс есть еще несколько экспериментальных приложений о футболе и киберспорте: тестируем бета-версии на небольшой аудитории, что взлетит — тоже начнем прокачивать вовсю.

Не слишком много всего?

Нет. Когда мы были всего лишь сайтом, все эти сервисы и контент умещались в рамках одного Sports.ru. Но в мобайле все работает немного иначе, сложные многоуровневые приложения не очень-то уместны. Больше шансов у приложения, лучше всех закрывающего одну потребность — интерес к любимому клубу, ставкам или, например, дополнение просмотра ТВ-трансляций.

На Запад идете только с приложениями, или сайты тоже продвигаете?

Начали с приложений. Для самых успешных продуктов сейчас начнем добавлять все остальное — веб-версию, ботов для мессенджеров, и так далее. Мы platform agnostic, мы не про веб и не про мобайл. Мы про решение задач людей оптимальным способом. Девайс, способы доставки — дело третье. С приложений начинаем, поскольку это самая динамично растущая сейчас среда.

Это значит, что Sports.ru и другие российские проекты сейчас не в приоритете?

«Не в приоритете» — немножко не то слово. Невозможно забить на миллион пользователей в день и десять миллионов в месяц, которые пользуются нашими сайтами и приложениями в России, и мы продолжаем тут развиваться.

Но с Россией сейчас понятный набор проблем, главным образом экономических: даже когда ты получаешь аудиторию и выигрываешь рынок, никакого приза за эту победу в нынешней ситуации может и не полагаться. Адекватных инвесторов под российские проекты больше нет. Из-за кризиса и всей этой содомии с регулированием сейчас это страна чрезмерных рисков.

Основная категория рекламодателей Sports.ru, например — автомобильные бренды, и весь этот сегмент дружно завалился в 2015 году вместе с авторынком. Клиенты по-прежнему с нами работают, но на минимальной марже и небольшими объемами. Денег у них — и, соответственно, у нас — теперь заметно меньше. Даже лучшие внутрироссийские медиа сейчас работают в режиме скорее выживания, чем развития.

Но не развиваться скучно, и нам необходимо делать что-то еще, чтобы не скиснуть.

Кроме того, за время строительства Sports.ru у нас образовалось некоторое количество реальных ноу-хау, хорошо придуманных и сделанных решений, с которыми мы давно примерялись к новым географиям. Ну вот и повод образовался взять и проверить, что у нас там получится. Когда, если не в кризис.

Третье и долгосрочно главное: на каком-то этапе конкуренция в digital все равно будет глобальной. Локальным игрокам будет тяжело оставаться конкурентоспособными, работая на один-единственный рынок, в случае России составляющий менее 2% мировой экономики. Работая на десятки или сотни стран, мы можем проинвестировать в развитие базы данных о спорте или софтверных решений гораздо больше, чем работая на одну. Так что качество наших российских продуктов из-за развития в других странах будет только расти.

И в чем эти ваши ноу-хау?

Может, громковато прозвучит, тогда извините; но мы переизобретаем медиа. Видим отличную нишу на стыке медиа, сервисов и соцсетей — и вот Sports.ru в России ее в свое время успешно заполнил. Спорт — это же очень социальная штука, человеку необходимо с кем-то разделить свои мысли и эмоции, даже если он смотрит матч один дома.

На то же нацелены почти все наши международные продукты: они построены на вовлечении пользователей — в общение по теме приложения, голосования, рейтингование и так далее. Мы умеем строить экосистемы, создающие из этой пользовательской активности дополнительную ценность. Как говорит наш один испанский сотрудник, «русские несут на Запад настоящую демократию». И в случае со спортивными медиа это не обязательно шутка: там такого почти нет.

Традиционная медийная, чисто вещательная модель — «мы рассказываем, вы слушаете» — людей устраивает все меньше. Да и экономически постепенно загибается, увы. Просто в России ввиду пикирования рынка она загнулась быстрее, заставив нас раньше начать думать, что же придет на смену.

Вариант, что медиа загнутся вообще — новые, старые, любые — не рассматриваете?

Ну, понятно, что сервисы и соцсети понемногу подменяют собой интернет. Но правильное «новое медиа» — это всегда и соцсеть, и сервис. Да, какие- то потребности людей сейчас сильно меняются: например, информация перестала быть дефицитом, ее все больше. Но зато дефицитом сейчас стали проекты, помогающие структурировать и упорядочить информацию, или обсудить ее с единомышленниками.

Хорошо персонализированные, учитывающие мои интересы медийные продукты тоже пока в дефиците. Вот мы такие и строим. Ни Facebook, ни Google пока всех потребностей спортивной аудитории удовлетворить не в состоянии.

Вы же не одни такие?

Что-то новое на руинах традиционной медийной модели в спорте строят еще несколько стартапов, в числе самых известных — Onefootball и 365score. В некоторых странах есть интересные локальные стартапы, в основном, в Штатах и Китае. Но вообще новых медиа в спорте все еще крайне мало. То есть основную долю рынка по-прежнему пока держат старые медийные игроки, такие местные «Спорт-Экспрессы» и «Совспорты».

Как собираетесь конкурировать?

Делать нужные людям вещи и качественно их развлекать. А как еще? Никаких других способов конкурировать, честно говоря, мы не знаем. С точки зрения продвижения, используем различные партизанские методы, например — партнерства с фанатскими сайтами и группами в соцсетях. Строим виральность внутри приложений. Тактические закупки рекламы под большие матчи.

Ну и очень много органических скачиваний: отзывы у наших международных приложений в основном восторженные, средняя оценка в сторах — 4,7. Это много, мы сами удивлены.

Кто работает над этими приложениями? Открываете ли вы дополнительные офисы за рубежом? Где и как ищете людей?

Над продуктом работает все та же команда — с небольшими офисами разработки в Москве, Минске и Санкт-Петербурге. На основные направления — англоязычные, испаноязычные, франкоязычные — мы наняли пока восьмерых иностранцев. Это в основном люди про контент и маркетинг.

Основной наш интернациональный хаб в Барселоне, еще несколько человек работают удаленно — в Италии и Аргентине. Мы пока маленькая компания, bootstrapped startup, потому прорываемся небольшими силами. По мере дальнейшего роста аудитории будем нанимать больше.

Сложно нанимать за рубежом?

Чуть сложнее, чем в России: тут мы все-таки давно на рынке, аудитория большая, много кто хотел бы у нас работать. За рубежом поначалу приходилось полагаться на знакомых, на сайты вакансий. Но в целом получается находить нужных людей за сопоставимые с Россией деньги.

В конце концов, в южной Европе занятость молодежи не фонтан, и, например, наш испаноязычный главный редактор, отличник барселонского журфака и продвинутый современный журналист, вынужден был работать на колбасном заводе.

Что с зарубежной аудиторией сейчас?

С начала года выросли в три с лишним раза, MAU уже более 700 тысяч человек. Scores & Video зажигает в Бразилии, Мексике, Аргентине, где топ-5 в спорте или выше. В Великобритании, Италии, Испании, Индонезии у нас уже по 3–4 приложений в спортивном топ-100 — клубные, тот же Scores & Video, Rabona.

Больше всего аудитории пока вообще в США — футбол, который там соккер, недостаточно велик, чтобы быть в фокусе местных спортивных медийных монстров, но достаточно уже популярен, чтобы давать нам десятки тысяч человек новой аудитории каждый месяц. Всего наши приложения на начало апреля находятся в топ-100 категории «спорт» в 130 странах мира.

Как отличается поведение пользователей там и здесь?

Практически никак, и это приятное открытие. Единственный нюанс — почти всем нашим продуктам свойственен network effect: то есть чем больше пользователей обсуждает футбол в том же Scores & Video вместе с вами, тем веселее вам. Лояльность людей в России, где сообщество давно сложилось, у нас чуть выше — но это нормально, и различия уменьшаются по мере роста аудитории на каждом новом рынке.

Какие языки и страны проще для локализации, какие сложнее?

Для англоговорящих и испаноговорящих стран у нас качественно локализованы все приложения, потому основной рост там. Постепенно добавляем новые языки — французский, португальский, итальянский, индонезийский и так далее.

До сложных языков — китайского, арабского, корейского — руки пока не дошли, но очень хотим. Качественная локализация — не самый простой процесс, но все-таки проще, чем создание конкурентоспособного приложения с нуля.

Зарабатываете только на рекламе, или уже исследовали платные функции?

У нас есть платные безрекламные версии клубных приложений по 6 долларов; они тоже в топах платных во многих странах. Но основная ставка — да, на бесплатные для пользователя продукты и рекламную модель. Для почти ежедневно используемых продуктов она вполне ОК, при нормальном рекламном рынке.

Сейчас много кто в России начинает делать западные истории. Как думаешь, почему?

Да вроде все очевидно: здесь полно талантливых и энергичных людей, способных делать что-то интересное. И если сужающийся внутренний рынок для таких оказывается тесноват, зачем ограничивать себя только им?

Понятно, что получится не у всех и не сразу, но опыт это отличный: лично я, например, за последний год научился большему, чем за предыдущие пять. В Израиле или даже в Беларуси микроскопический внутренний рынок не ограничивает людей от того, чтобы затевать новые вещи, ведь интернет дал тебе возможность работать на весь мир.

Думаю, через 2–4 года в России удельная доля востребованных в мире проектов скоро будет сопоставимой с этими странами.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Дима, есть инвесторы, все просто.
Меняете свой политический курс, делаете на базе спортс.ру патриотически верную площадку для воспитания молодежи и рубите гранты и госзаказы пачками, солидный кусок от 20млрд рублей в год вам гарантирован ) Еще уже там же подмажут под программу развития спорта и еще какой-нибудь блуд, от уровня патриотичности уже зависить будет.

там же у Матч-хер-знает-что тему застолбил :)

Таких уже около госкормушки овер-дохера. А кормушка наполняется все меньше. Так что я бы не ставил на такую бизнес модель.

Вы забыли масонов, Обаму, госдеп, скрепы и духовность)

0

Согласен с мнением что спортс.ру переизобретает спортмедию. Я, как активный пользователь сайта, убиваю не меньше времени на трибуне чем в вк. Для меня спортс эдакая гармоничная смесь соц.сети и и спортивного сайта. Даже в англоязычном сегменте такого удобного портала не видел.

Жалко что контент на главной часто оказывается низкого качества, но что поделать, спрос такой. Да и то что видео выложенное на сайте нельзя просмотреть если ты не из России.

Данияр, спасибо на добром слове. Но вы все же выбирайте интересующих вас авторов и блоггеров и формируйте свою главную )) Пока это (персональные ленты) хорошо реализованы только на сайте, но и в приложениях совсем скоро будет.

0

Дмитрий, популярные записи все же не я собираю:) но периодический туда захожу чтобы не пропустить чего. (лично я открываю сайт по этой ссылке спортcру/tribuna/football, так как главная страница слишком "шумная" для меня)

Например, не подписан на качественный блог "Англия, Англия" но иногда открываю и читаю если заголовок заинтересовал. Очень часто в топе трибуны оказываются всеми "любимые" мемы:)

Согласен, в настройках профиля можно сделать свой черный список и не видеть все это. Но и нельзя отрицать тот факт что витрина Спортса заполнен девушками дня, гифками, мемесами и прочими радостями жизни

Да нет, не заполнена. Что мемы, что девушка дня – раз в день. "Англия, Англия" обновляется не реже. Многие при этом совмещают и то, и другое, и третье (я, например) – но это совершенно не обязательно. Главная страница вряд ли может соответствовать всем вашим предпочтениям, а персональная лента – вполне. Мы, по крайней мере, работаем над этим

На мой взгляд, sports.ru превратился в адскую жесть. Конкуренты не особо лучше, поэтому позиции sports.ru хорошие. Но, теоретически, погрызть их можно хорошо.

Всех можно и нужно "грызть". Я 5 лет уже удивляюсь, почему никто в спорте на русском языке не запускает ничего принципиально нового (помимо традиционных редакционных медиа). Дофига еще неудовлетворенных пользовательских потребностей, дофига чего не сделано – в итоге приходится нам самим делать.

Не сказал бы что лучший....в части фич, у чемпионата например очень удобно заходить на анонс матча и сразу смотреть составы, у спорт.ру не нашел такого

Реальные составы всегда с первого клика доступны. Возможные – сделаем скоро в приложениях. Если спрос будет адекватным – то и на вебе потом.

0

Вот недавно запустили проект люди из рынка к примеру - invest.admitad.com

0

Каждое утро я начинаю с одной вещи..причем, даже если я в кровати: открываю Спортс.ру.

0

Моя аватарка как бы намекает о моей любви к Спортсу, зацените.

0

Кстати, респект за ведение соцсетей! Вы настоящий образец, как следует вести паблик. Есть цифры, по траффику из сетей?

0

Спасибо. Цифры есть, конечно – на вебе 30-35% трафика из соцсетей.

0

Дмитрий, вы рассматриваете внешние стартап-проекты для сотрудничества? На стыке онлайна и оффлайна в спорте. Вхождение в долю в обмен на рекламу и продвижение приложения?

0

Да, вполне – если видим, что можем создать добавленную стоимость в таком партнерстве. Почта у меня navosha@sports.ru

0

Лично мне sports.ru нравится только из-за мобильного приложения.
Оно наилучшее из всех тех, что есть на российском рынке.
Пользуюсь почти ежедневно, правда в основном смотрю лишь результаты матчей.
А вот сам сайт не удобен (по крайней мере для меня) - мало новостей и отвратительная система комментариев...
До сих пор не могу привыкнуть, что сразу несколько матчей объединены в одну общую новость и комменты там единые. Ну совершенно не хочется искать среди 1000-2000 сообщений нужный тебе по конкретному матчу и оставленный после его завершения.
Ни раз себя ловил на мысли, что получив пуш от спортс.ру, иду читать новость на сайте-конкуренте.

0

Ого, "мало новостей". В среднем 350 в день. Ни на одном другом русскоязычном сайте столько нет. То же самое касается "отвратительной системы комментариев" – нигде в итоге столько не комментируют. Можете развернуть мысль – вдруг я вас неправильно понял?

Единственное, что реально есть – это общая новость. Ну, матчи обсуждаются еще в миллионе мест – в онлайне игры; в статусах по тегу команды; в других новостях – помимо новости с результатами выходят другие новости про каждый матч, а иногда еще и посты и тексты.

0

Я обычно читаю лишь футбольную ленту новостей, которая у конкурента раза так в 1,5 больше :) Остальные новости и публикации смотрю очень редко, только лишь громкие события. Но опять же повторюсь, огромный ваш плюс - очень удобное мобильное приложение, которое при отсутствии ПК очень спасает. В отличии от стальных для чтения комментов не нужно переходить на сайт.

По поводу комментариев - я согласен, что их много и комментируют их очень даже активно, но вот мне сама система не совсем нравится. Слишком много лишнего там, что отвлекает (но тут возможно дело вкуса и привычек).
Как по мне, самые хорошие комменты в своё время были у Чемпионата до редизайна, сейчас же всё у всех стало одинаково хреново :)

А вообще, возможно моё мнение отличается от мнению большинства и цифр в статистике. Я как-то привык к минимализму во всём, даже статьи на VC читаю только через карту сайта, ибо мне совершенно не нравится текущий вариант главной страницы, которым пользоваться очень неудобно.

0

Спасибо за подробности. Но да, все действительно очень субъективно. Нет, футбольная новостная лента у нас не меньше ничьей в русскоязычных странах (я еще раз проверил цифры). Если вдруг что-то пропустили – это мгновенно добавят пользователи.

Про одинаковость коментов тоже не совсем понял – настройка чтения лучших комментариев по рейтингу, например, есть только у нас (и активно людьми используется).

0

Спортс. ру хорош. Но что творится в комментах это не передать словами(все со знаком минус). Я так понимаю наплыв комментариев не позволяет проводить предмодерацию.(

0

Премодерация – это немного какой-то 1997-й года, а сейчас все же 2016-й. Но вы можете воспользоваться же настройками комментариев – например, только заплюсованные читать. Или только от ваших друзей (зафрендив интересных вам комментаторов)

0

Не фанат сайта, но был удивлен, когда в аэропотру Бангкока пузатые русскоязычные чуваки 40+ тусовались около терминала с бесплатным интернетом и что-то бурно обсуждали. Подошел поближе-был открыт Спортс.ру)))

0

Подход к медиа как к контенту с вариативными каналами его распространения - отличный ход. Знаю проекты, где и контент вроде качественный, но они уперлись, например, в сайт, который к тому же не адаптивен, а потом не могут из за рамок, которые сами себе установили, реализовать весь свой потенциал.

0

Что? Площадка с огромным количеством целевого трафика не может привлечь нормальных рекламодателей? Да вы прикалываетесь. Никогда не поверю.

0

Придумать себе тезис и не верить в него – это сильно.

Может, привлекает – как иначе бы росли и развивались?

0

А Betting Insider планируется на андроид?

0

Позвольте-с мне расчехлиться после тяжелой безвыходной недели на заре стартапа и оставить коммент вида

"спорт сру"

Извинияюсь за беспокойство и благодарю за внимание)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Валентин Фокин

Я не в теме но- а товарищи водители этого сервиса платят налоги, зарегистрированы как-то в "бла-бла каре" документально?
На сколько я понимаю, "бла-бла кар" такой типо ни при чем, и если вы сядете к маньяку на маршрут, который нашли в бла-бла каре, сервис конечно же будет не виноват?
При таком раскладе вижу ситуацию, когда Убер и прочие игроки просто начнут заваливать жалобами на блаблакар наши гос. органы. А в условиях нынешних настроений "за безопасность", так и запретить могут.

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar ввёл комиссию 20% с пассажиров в России
0
Hovhannes Frangulyan

В своё время это здание хотел приобрести Роман Абрамович и построить в нём стадион для Челси, но власти не разрешили

Apple откроет новую лондонскую штаб-квартиру для 1400 сотрудников в здании бывшей электростанции Баттерси
0
Cooler Sollt

жаль, телефоны у них были отличные, у меня всё меньше времени, чтоб взять новый Passport!

Blackberry официально отказалась от производства смартфонов
0
Elegar Helfrid

Ни одного успешного проекта? Вы серьезно?
play.google.com/store/apps/developer?id=Ubisoft+Entertainment

Ubisoft приобрела компанию Ketchapp — издателя 2048, ZigZag и других мобильных игр
0
Eugene

Автор хочет попиариться на горячей теме, объективность при такой постановке только мешает.

Письмо в редакцию: «У вас проблемы с бизнесом, если больше 40% заказов — из "Яндекс.Маркета"»
0
Показать еще