Лого vc.ru

Один специалист — несколько должностей: новая тенденция в креативе

Один специалист — несколько должностей: новая тенденция в креативе

Издание Adweek опубликовало колонку профессора рекламной кафедры Бостонского университета Эдварда Буше, в которой он делится размышлениями о новом поколении креативных работников, которые склонны совмещать несколько традиционных должностей в рекламных агентствах.

Поделиться

Буше рассказывает о своих студентах, которые одновременно выполняют роль режиссёра и веб-дизайнера, или писателя и фотографа, или специалиста по медиапланированию и руководителя арт-отдела. Он называет таких студентов новым поколением, которое зарождается, обучаясь на рекламных программах в колледжах и университетах США.

Директор программы рекламного образования Орегонского университета Дебора Мориссон утверждает, что новые молодые люди не воспринимают рекламную индустрию в рамках традиционных специальностей: «Они говорят на нескольких языках и часто успешно их совмещают».

Некоторые агентства начинают видеть возможности для компаний в найме таких молодых людей. Например, глобальная коммуникационная группа Havas запустила инициативу N8tive — инкубатор для выпускников рекламных программ, где они неподвластны должностным инструкциям. Согласно задумке, такой подход должен способствовать разработке новых решений рекламных задач.

В своём материале Буше отмечает, что легко понять, почему многие агентства отказываются переходить на новую модель найма специалистов. Он объясняет это тем, что при наличии конкретной должностной инструкции легче планировать расходы на персонал. Естественно, что творческих людей нового поколения такой подход не уcтраивает: они хотят и могут решать задачи, которые не вписываются в рамки традиционных рекламных профессий.

Глава креативного отдела Havas Тойгар Базаркая считает, что индустрия ещё не готова принять творческих людей, настроенных на мультизадачность. Хотя она не отрицает, что и агентствам есть чему поучиться у нового поколения.

Буше предлагает им свежий вариант развития творческих профессий в рекламе: написать новые должностные инструкции, запустить собственный инкубатор талантов и начать находить проекты, в которых молодые люди смогут работать, не обращая внимания на регламент и название своей должности.

Редакция vc.ru узнала у российских руководителей рекламных агентств, заметна ли подобная тенденция в нашей среде.

Даниил Филин директор креативного агентства MOST Creative Club

Весь вопрос в том, какой результат хочешь получить. Если есть задача построить систему, производяющую на потоке большое количество конвейерных решений, то функция гораздо важнее человека. В этом случае надо четко разделять людей по специализации с конкретными правилами, которые регулируют, где заканчивается сфера ответственности и разрешенных действий одного человека и начинается — другого. По моему опыту, разделение по специализации ускоряет производство, но что-то новое таким способом не создать.

А вот если ты хочешь делать действительно уникальный контент или продукт, стоит иметь в виду, что для него понадобятся люди, которые держат в голове общую картину проекта, а не ограничиваются фрагментом. Тут и нужны те, кто мыслит одновременно как журналист, инженер, дизайнер, digitial-специалист. У себя в агентстве мы практикуем именно такой подход.

Думаю, массово говорить о такой тенденции в России, да и на Западе, при этом не стоит — пока ещё это удел небольших бутиковых команд или лабораторий инноваций в крупных компаниях.

Владимир Гарев креативный директор GRAPE

То, что в нашей компании мы стремимся сделать сотрудника мульфункциональным, — определенно да, и для нас это не тренд, а реальность последних десяти лет. Если говорить про креативный отдел, то для меня очень важно, чтобы креативщик мог на всех этапах продажи и реализации проекта иметь компетенции выполнять функции людей, с которыми он над этим проектом трудится: аккаунт-менеджера, менеджера про проектам, арт-директора. Или как минимум хорошо разбираться в тонкостях их работы.

При специфике креативного процесса и тех объемов, с которыми нам приходится иметь дело, этот подход оправдан. При увеличении штата и приходящей вместе с ним необходимости к формализации процесса мультифункциональность скорее мешает. Мне кажется, порог, при котором мультифункциональность рядового сотрудника перестает быть востребована — это 120-130 человек в агентстве. И конечно, это еще очень сильно зависит от стиля руководства компанией.

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на digital@vc.ru.

Рубрика «Digital» выходит при поддержке проекта «Одноклассники»
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Читал, что в будущем будут рулить специалисты, которые могут работать на стыке отраслей и технологий. В прочем, и сейчас уже такие специалисты во многом ценны.

А как вы считаете?

Мое мнение, что многоплановые специалисты неэффективны.

Если человек пишет в резюме: занимаюсь диджитал маркетингом, настраиваю контекст, верстаю сайты, пишу контент, веду соц. сети, отправляю почту, разрабатываю бизнес-процессы и.т.д — это повод задуматься над тем, на сколько хорошо он это делает.

Наверное, не совсем верная метафора, но, если у вас болит зуб, к какому специалисту вы пойдёте, который заявляет, что он просто стоматолог, или к тому который говорит, что он первоклассный лор, хирург, проктолог, слесарь-механник, стоматолог, онколог.

При условии, что стаж у обоих, допустим 5 лет.

Как по мне, так специалист, который 5 лет практиковался в одной узкой теме,выполняет свои задачи в разы быстрее и качественнее, чем, тот, который старался ухватить везде по чуть-чуть.

Копирайтер со стажем 5 лет, напишет хорошую статью за день.
Контент-марктеолог-менеджер по продажам-таргетолог-аналитик-химик-журналист со стажем 5 лет, скорее всего выполнит эту работу посредственно, и хуже чем просто хороший копирайтер с 5 годами стажа.

Я вот уже который год, комплексую, когда меня спрашивают «кем ты работаешь?», или «на чем ты специализируешься».

А я такой: ¯\_(ツ)_/¯

Да я могу написать пресс-релиз, или статью, но я не сделаю это, так как сделает это Ильяхов.

Да я могу более-менее настроить google Adwords, но не сделаю это качественно, как фрилансер специалиируйщийся исключительно на Google Adwords.

Могу развернуть сайт на WordPress, или что-то сверстать несложное на Bootstrap — но не сделаю это так же круто, как студия, или разработчик, который пять лет делает сайты.

Да я могу, аккуратно сверстать макет брошюрки и подготовить его к печати, но не сделаю это так круто, кто в печатном дизайне пять лет.

Когда ты отвечаешь, за разработку, маркетинг, ведёшь страницы в 8-9 соц. сетях, судорожно пытаясь, адаптировать контент под формат и стилистику площадки, директор говорит, что срочно нужно разворачивать рекламу, на новый продукт, который появился в ассортименте только-что, а к концу недели должны быть написаны 2 статьи. — ты понимаешь, что тебе не удастся сделать это на 5+. Просто тупо по тому, что еще по 10 другим направлениям работы висят задачи.

Любой HR или руководитель, который посмотрит на мой последний опыт работы, с вероятностью 99% скажет «мы вам перезвоним».

Допустим, если я сейчас захочу пойти редактором или работать над контентом, меня предпочтут тому кандидату, который последний год занимался исключительно контентом, а не как я все по чуть-чуть.

Так, что совмещать много должностей в ограниченном промежутке времени, не эффективно.

Да вы научитесь делать кучу вещей, но так и не научитесь делать их хорошо.

Поправка. плохой маркетолог :—(

0

Об этом уже написано в статье.

Если у вас болит зуб - это конкретная конвейерная задача, зубы у многих болят, рано или поздно.
А если у вас раз в полчаса стреляет в челюсть так, что машина глохнет и из носа течет - тут как раз таки стоматолог-слесарь-лор и пригодится. Только он сможет связать все симптомы воедино и найти решение вашей проблемы.

Это, по сути, вопрос о вашем подходе к клиенту/продукту. На вашем примере - это стоматологический кабинет? Или сервис широкого профиля, который может выполнять самые разные задачи и развязывать самые запутанные случаи?

Я и говорил, что метафора не совсем верная, хороошо, перевдём, на агентскую работу?

Справится ли так же хорошо, человек, который занимается графиическим дизайном, соц. сетями, подготовкой макета и вёрсткой так же быстро, так же аккуратно и без ошибок, с версткой сайте, как это сделает фронт-энд разработчик со стажем?

Или сможет ли специалист допустим среднестатестический контент-менеджер, сммщик, директолог/таргетолог, редактор, который в кипе всех своих задач пару раз тыкался в adobe premier собрать из кусков видео-ролик, отладить звук, отрендерить и подготовить ролик с добавлением спец. эффектов. к показу на тв?

Так же быстро, безошибочно, как это сделает специалист по монтажу?

Как по мне, ребята в статье, немного путают понятия «общее представление о процессах в разных профессиях» и «специалист».

0

Это не Олимпиада, и вопрос "справится ли человек" не то что некорректно поставлен - он даже звучит как-то по-садистски.

Если студия имеет цель производить рекламные ролики для показа на тв - это конвейерная работа, здесь нужны узкопрофильные специалисты со стажем, каждый из которых будет быстро и качественно делать свою часть работы.

Однако если студия занимается, скажем, созданием виральных роликов, - здесь и пригодятся спецы широкого профиля. Качественный монтаж видео уровня "для тв" здесь нужен далеко не всегда, и в этой ситуации его проще заказывать на фрилансе, - и, насколько я знаю, фрилансер гораздо охотнее будет работать с готовым костяком секвенции будущего ролика (заготовленным нашим штатным многоруким спецом), чем с многостраничным ТЗ.

Например, многие зарубежные коммерческие ютуб-каналы живут подобным образом (на самом деле я не знаю наверняка, исхожу из своих наблюдений). Есть небольшой штат всё-могущих-специалистов, дополняющих друг друга. При необходимости дополнительных рук, они либо приглашают фрилансеров, - либо друзей из других подобных студий. Актеров, операторов, редакторов.
Таким же образом и со студией - ребята бОльшую часть материала снимают у себя или на выезде, но при необходимости обращаются к знакомым студиям и арендуют у них аппаратуру, помещения, декорации, и т.д. и т.п.

Почему, тот, кто интересуется многими вещами должен их все делать плохо? Это не истина, а негативное предубеждение.
Человек, занимающийся многими задачами может хорошо делать их все или часть из них. Это зависит только от человека, степени его интереса.
Другое дело, если вы хотите только рисовать, а вас заставляют еще писать тексты (то есть интереса нет к другим сферам кроме рисования). Тогда скорее всего вы будете писать текст на уровне минимально достаточного качества. Но если вы писатель и рисовать вам тоже нравится, то вы можете написать книгу и самостоятельно сделать к ней иллюстрацию и скорее всего это будет лучший вариант, чем если бы иллюстрировал сторонний узкий специалист.
Люди, которые занимались многими вещами сразу и были в них хороши также всеобще известны - Бенджамин Франклин, Ломоносов, Аристотель. Не все люди на свете становятся такими же знаменитыми, но это не отменяет того факта, что можно успешно заниматься многими вещами.

0

В розничных магазинах давно такой тренд: ты и продавец, и комплектовщик, и завсклад, и охранник, и мерчендайзер, и помощник менеджера по закупкам, и иногда уборщик.

В небольших студиях (компаниях) чаще всего и так приходиться выполнять смежную работу. Тут ничего нового. Плохо то, что чаще всего за мультизадачность в нашей стране недоплачивают. Или хуже того, воспринимают как должное.

Тенденция. Вот как это называется.

Один специалист — несколько должностей. Не ну вы слышали? Это же не в какие ворота.

Вы чего? У нас маркетолог в глубинке России это мастер на все руки, от починить компьютер (ты же шаришь), до "разработай-ка стратегию, чтобы мы много заработали".

В результате, он посредственный чинильщик компьютеров, так себе маркетолог, и так себе стратег.

0

Зато всегда может заказать дизайн за 500 рублей, и пойти креативно прорекламировать мелком на асфальте за бесплатно.

П.с. у нас в Казани такие кадры (директора), которые подобное требуют до сих пор есть. Столкнулся с одним - залетный из Москвы (правда из 90ых), кидает понты что лебедева знает. Так он хочет без рубля в кармане потеснить мировой бренд-конкурент и говорит, раз никто не может придумать продающей такой фразы - все говно)))

Самое печальное в ваших словах, то, что это не только в Казани.

Лол, у нас это практикуется повсеместно :)

Крохоёбство это всё.

Для маленьких компаний - вполне допустимо и даже необходимо. Но любой супер-сотрудник порвётся просто на определённом этапе, когда каждое направление вырастет до более-менее серьёзных масштабов.

Живу и работаю в Европе. Занимаюсь сайтом организации, seo, smm, дизайн, тексты, верстка, программирование.. На мои предложения найти узконаправленного специалиста, для каждой задачи, руководство не реагирует. Я не думаю, что я делаю что-то плохо, но уверена, что специалист в конкретной области напишет/нарисует намного лучше!

Я разрабатываю дизайн, программирую сайт, написал iOs-приложение, сейчас делаю эпп для Android. Получаю меньше чем стажёр в Google 😬

а по качеству продукция соответствует гугловской? :)

Как оценить качество продукта? Яндекс качественнее Гугла? Я только знаю что мой продукт со своими задачами справляется и New Relic у меня зеленый.

тыж программист ¯\_(ツ)_/¯

en.wikipedia.org/wiki/T-shaped_skills
Речь не о том, что бы маркетолога заставлять чинить компы. Речь о том, чтобы не сидеть в уютной скорлупке своей специальности, а учиться разбираться в смежных.

Учится и быть специалистом разные вещи.
Не в скорлупке дело. Дело в том, что широкий кругозор, ещё не решает задачи.

Вряд ли вы доверите здоровье врачу, который годик учился на лора, потом уролога, потом чуть-чуть на слесаря, а потом стал стоматологом.

Когда ты отвечаешь в рамках 16 рабочих часов, за 10 направлений одновременно, без возможности делегировать, с дедлайном примерно в одно время, ты сделаешь работу посредственно. Если эту работу будут делать специалисты отвечающие каждый за свое направление — будет быстрее, эффективнее и результат на выходи качественнее.

Именно поэтому и говорится про форму "Т", а не про "-". Т.е. широта знаний не отменяет глубину по основной специальности. И да, тот же лор просто обязан иметь знания в области хирургии.

Дело не в выполнении обязанностей по всем смежным специальностям, а в упрощении коммуникации между специалистами, постановке задач и т.д.

Упрощу до безобразия: 10 лет назад типовой дизайнер лабал дизайн сайта, а потом верстальщики офигевали и говорили что это невозможно сделать. Теперь почти каждый дизайнер хоть малость соображает в верстке и таких ситуаций не возникает.

Лор, как правило обладает знаниями в лечебном деле, впрочем ка ки хирург, но не в хирургии.

В хирургии разбираются хирурги. Лор не может оперировать, он может указать на проблему и посоветовать хирургическое вмешательство, но сам это вмешательство не выполнит так же хорошо, как выполнит его хирург.

У медиков есть база под названием «лечебное дело» в этой базой разбираются все врачи одинаково хорошо.

Но тот же эндокринолог не может выполнять допустим резекцию сегментной кишки, так как это не его профиль.

Но верстальщик, по прежнему не может так же быстро и чётко собирать макет, как делает это диайнер. Но он может быстро собрать фронт-энд.

Равно как дизайнер, вряд ли соберёт чистый и аккуратный код.

Тут опять речь, об общих пердставлениях, о чужой профессии.
Но это не многопрофильный специалист.

Я это к тому, что широкий кругозор и представления о чужой профессии это хорошо. Плохо, когда такие «мультиспециалситы», называют себя профессионалами, не обладая глубокими знаниями в каждом из направлениям.

Тут ведь как: сегодня ты устроился на работу маркетологом и в резюме написал, что умеешь в фотошоп и иллюстратор. Завтра тебя попросят подправить макет, дабы дизайнера лишний раз не дёргать. Послезавтра тебя попросят этот макет нарисовать, ибо дизайнер у вас на фрилансе, и можно за твой счёт неплохо сэкономить (из личного опыта). Ясен пень, никто тебе ни доплачивать за это не будет, ни учитывать, что всё это идёт в ущерб твоим непосредственным задачам. Грустно.

Моё мнение, что это не тренд, а вполне естественный процесс.
В любом случае, для повышения эффективности работы, ты понимаешь, что нужно затрагивать смежные области знаний.
Не уверен, что лучший способ обучать сразу всему, но расширять круг деятельности со временем - вполне обычное желание современного работяги.

Не, ну а что ? Пусть только этот самый многоплановый специалист еще и директором будет и владельцем бизнеса.

Почему бы и нет ? ;-)

Так всю жизнь так, что на моей памяти.
Маркетолог и продажами занят, и СЕО, и переговорами, и тексты пишет, и на выставках ездит, и за дизайнера макет переделывает.
А однажды я даже грузчикам помогал контейнер с товаром загрузить.
Мне кажется именно там и находился предел возможностей многоплановости...

Он молодец, только вопрос, в чем он по-настоящему специалист?
Он пишет, как Ильяхов? Или может он настолько же хорош, как Джек Траут в маркетинге? Или он делает макеты быстрее, чем штатный дизайнер? Аккуратнее и без ошибок в препрессе?
А может он так же круто продвигает сайты на первые строчки, как агентство?

Так в чем он специалист?

Ещё Виктор Папанек писал, что сильная специализация - тупиковая модель развития.
Я прочитал Ваши комментарии, и такая точка зрения мне ясна.
Но, существует некоторые ограничения по идеальной работе такой схемы.
В первую очередь, это узкая направленность всего процесса производства. Могут возникнуть ситуации, когда придётся решать не тривиальную задачу. Мастер одного дела даже психологически сложнее адаптируется под новые условия. В начале СССР, когда была проблема нехватки кадров в следствии большого притока населения в города, учили лишь одной операции на производственном узле. Но даже тогда понимали, что такой подход лишь временное решение проблемы.
Вторая проблема это коммуникация внутри команды.При подходе "я хорошо делаю своё дело, остальное меня не касается" весь процесс происходит по модели 'заказчик с хотелками' - 'беспрекословный исполнитель'. Тоже в современных реалиях не лучший вариант.

Мне кажется, ваши доводы больше про саму структуру компании, не способная нормально построить процессы, а не про мультизадачных специалистов :)

А что мешает заставить Ильяхова продвигать сайты, Тратура грузить товары, а штатного дизайнера заниматься телефонными продажами?
Всем плевать на имя и навыки, если ты пришел в провинциальную компанию - работай там, где скажут.

НКВД в 30-х были самыми лучшими специалистами в вопросе "как уникального разработчика ракет сделать многоплановым шахтером и специалистом по пошиву рукавиц".
Это не отменяет его специализации, но и не дает лавровый венок на голову.

Если речь о простых профессиях, без проблем

напоминает мастеров ремонта, где один человек умеет плитку класть, штукатурить стены, клеить обои, проводить электричество и т.д.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Андрей Малолин

Многие студии берут на стажировку (чаще бесплатную или очень условно оплачиваемую), если с опытом совсем по нулям, но человек рвется работать и расти. Самый простой и верный способ попасть на стажировки - написать личное письмо или обратиться к сотруднику повыше в фейсбуке той студии, чей опыт наиболее интересен. Не нужно стесняться стучаться к большим - никто не смотрит с пренебрежением на новичков, если человек готов учится, не боится трудностей и правильно себя оценивает. Чтобы не стучаться к кому попало, можно обратиться к рейтингам студий своего города: теглайны и прочее.

На фрилансе "набивать руку" можно лишь для базовых навыков, это специфичная площадка с зачастую неадекватными заказчиками, которая не позволит расти.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Alexey Kraynov
Riot Games

Статья звучит местами ненормально пафосно - с этим согласен. Мне также некомфортно в этих местах, как и другим читателям. При этом она в целом освещает аспекты наших подходов, которые мы изнутри не всегда четко видим.

Мы предложили VC разместить ее перевод, т.к. Inc глобально является достаточно серьезным и авторитетным ресурсом для бизнес-аудитории различных, чаще классических индустрий. Возможно контраст в индустриальных подходах также накладывает отпечаток на тон статьи "ого, вот это да" и т.д.

Ну а по коммерческой части размещения - здесь не стоит искать скрытых смыслов. Мы официальный спонсор рубрики "Рынок игр" ресурса VC, что, надеемся, заметно по баннеру, нашей странице о компании и регулярным материалам с обязательной пометкой "Партнерский".

И да - мы продолжаем поиски топовых талантов, любящих компьютерные игры! Все вакансии - на riotgames.com.

Почему бизнес-издание Inc назвало Riot Games лучшей компанией 2016 года
0
Gregory Golovanov

А зарплаты при этом ниже, чем в более скромных студиях.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Alex Sevas

А я ходил в один спортзал с Ашотом, в районе м.Белорусская, и должен сказать что он адекватный чувак и деньги его не портят

Ашот Габрелянов представил приложение Magic для создания индивидуальных стикеров на основе эмоций
0
Варвара Маревская
Live Games

Понятие "партнерская программа" обозвали по-новому и продают как ноу-хау. Этому 100 лет в обед.

«Клиенты хотят, чтобы агентство отвечало за прибыль»: что такое performance-маркетинг и как с ним работать
0
Показать еще