Лого vc.ru

«Следующий Рембрандт»: Как создавался проект, получивший высшие награды на «Каннских львах»

«Следующий Рембрандт»: Как создавался проект, получивший высшие награды на «Каннских львах»

В апреле 2016 года несколько компаний, в том числе Microsoft и финансовая организация ING Bank, представили оригинальный портрет в стиле Рембрандта. На работу ушло два года — экспертам пришлось проанализировать 346 картин художника. Специалисты распечатали изображение на 3D-принтере для сохранения текстуры картины, написанной на холсте маслом.

Представители департамента стратегических технологий «Microsoft Россия» подготовили для vc.ru рассказ о проекте с комментариями тех, кто в нем участвовал.

Поделиться

Идея проекта зародилась, когда креативный директор агентства JWT Amsterdam Бас Корстен (Bas Korsten) увидел новость о том, что ученые восстановили «истинный» облик Христа, используя современные методы криминалистики. Он заинтересовался возможностью применить этот подход к творчеству Рембрандта.

Почему именно Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн умер почти 400 лет назад, но фламандский живописец до сих пор является одним из величайших мировых художников и ключевых лиц голландской истории. Именно он воплотил в произведениях всю гамму человеческих эмоций, заглянул в духовный мир человека и выразил его в картинах с такой точностью, с которой до него этого никто не делал.

Над созданием проекта работала команда специалистов из Microsoft, Делфтского технического университета, Дома-музея Рембрандта в Амстердаме и Королевской галереи Маурицхейс в Гааге. Им удалось выполнить портрет, воссоздающий кисть великого мастера с исключительной точностью. Работа вызывает множество вопросов о природе творческого процесса, размывая границы между искусством и технологиями, human design и цифрами, жизнью и смертью.

«Сегодня многие люди используют информацию крайне рационально: чтобы быть в курсе последних новостей и трендов, получать самые свежие знания и сохранять эффективность в работе, — рассказывает директор направления SMB Markets «Microsoft Нидерланды» Рон Августус (Ron Augustus). — Наш проект показывает, как можно использовать данные, чтобы жизнь стала прекрасней. Он действительно затрагивает душу».

ДНК Рембрандта: от пикселя к пикселю

На протяжении своей жизни художник написал множество автопортретов и портретов на заказ. В его творчестве встречаются библейские сцены и даже несколько пейзажей. Он всегда считался мастером светотени и работал с чрезвычайно разными жанрами.

После анализа 346 доподлинно известных картин Рембрандта специалисты получили 168263 фрагментов (или 150 ГБ данных). «Мы получили огромное количество технических данных из произведений Рембрандта. Картины мы брали из разных коллекций», — уточняет профессор Делфтского технического университета Джорис Дик (Joris Dik).

Первоначально команда определила для себя демографические признаки того, будет изображен: мужчина-европеец, на лице которого присутствуют усы и борода, одетый в черную одежду с белым воротником и шляпу. Его примерный возраст — 30-40 лет, лицо повернуто вправо.

При создании новой картины было важно сохранить уникальный стиль Рембрандта. Художник во время работы добивался уникального эффекта: все внимание он концентрировал на светлых элементах, в то время как остальная часть картины окутывалась тенью.

«Если ты хочешь нарисовать картину, то примерно представляешь себе, как она будет выглядеть. В нашем случае этого не было. Нам пришлось создать картину, используя только полученные данные», — рассказывает AI-разработчик Бен Хаанстра (Ben Haanstra).

Чтобы стилистика произведения походила на стиль Рембрандта, специалисты разработали уникальное программное обеспечение и использовали вычислительные ресурсы Microsoft Azure для анализа данных. С помощью алгоритма распознавания лиц команда определила наиболее типичные штрихи и геометрические узоры, присущие мастеру. Исходя из расстояния между чертами лица на существующих картинах Рембрандта, эксперты сгенерировали пропорции нового портрета. Завершающим штрихом стало распределение светотени.

На рендеринг данных (получения изображения по модели с помощью компьютерной программы) ушло больше 500 часов.

Визуальное сходство — это еще не все. Картины воссозданы не только в формате 2D. Их трехмерность выражается в мазках и слоях краски. Чтобы передать этот эффект, участникам проекта потребовалось изучить 3D-сканы картин Рембрандта. Специалисты создали два алгоритма, которые проанализировали текстуру холстов и слои краски. Эта информация преобразовалась в цифровые данные, которые позволили имитировать мазки художника.

После этого использовалась техника 3D-печати. Ультрафиолетовые чернила накладывались поверх друг друга, чтобы получить необходимую текстуру. В общей сложности получилось 13 слоев краски и разрешение в 138 миллионов пикселей.

Связь с брендом

Проект «The Next Rembrandt» разработало агентство JWT Amsterdam для своего клиента — ING Bank. Работа призвана подчеркнуть приверженность банка к инновациям и поддержке классического искусства. На международном фестивале рекламы «Каннские львы» 2016 года работа получила два гран-при в категориях Cyber Lions и Creative Data Lions. Жюри оценили то, что «Следующий Рембрандт» стал источником креативности, а не его результатом.

Сами участники проекта отмечают, что их цель состояла в исследовании творчества великого художника с помощью современных технологий. Художественная ценность в данном случае не играла большой роли.

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на digital@vc.ru.

Рубрика «Digital» выходит при поддержке проекта «Одноклассники»
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Крутота! Что тут еще скажешь)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Roman Sentyuryov

Пока нет

Правительство предложило сажать за киберпреступления на срок до десяти лет
0
Rokotova
Нерудас

а мне нравится как вы пишете о сервисе и как подходите к разработке. я уверена, что сейчас правильно делать полезный сервис не для всех и каждого, а для узкого и понятного сегмента.

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Leo Silaev
Zillion Whales

Ну так может оно к лучшему :)

Mushroom Wars 2: рассказ российских разработчиков о том, какой путь прошла игра от концепта до релиза
0
Дмитрий Астапкович

Прикольно, что первый 2d прототип MW, который мы сделали на двоих с программистом за 2 недели, отверги. Типа нужно крутое 3d, которое начали делать. Примерно год попыток спустя игру выпустили все же в 2d. А я тогда уже был в Nival.

Mushroom Wars 2: рассказ российских разработчиков о том, какой путь прошла игра от концепта до релиза
0
Personne Connat
Newflora

Абсурдность, на мой взгляд, в позиционировании. Дикси - это бомжачка, по большому счету, а реклама сделана "стильно модно молодежно" - я вижу тут совершенно четкий расфокус. На мой взгляд, целенаправленно в Дикси ходит только старшее поколение, чтобы сэкономить. Соответственно РК должна быть под стать своей ЦА. Кроме того, когда я зашел в Дикси глянуть ножи - я не нашел их без помощи продавца. Стоял маленький стеллажик возле пива. Вопрос - нахера вливать столько бабок в оффлайн РК и при этом так убого демонстрировать рекламируемый товар? По-идее, во время этой акции первое, что я должен видеть, заходя в магазин Дикси - эти ножи, а не случайно натыкаться на них или спрашивать, как их найти. А я же так и зашел целенаправленно посмотреть акцию, обошел магазин, ничего не нашел) На кассе спросил "а что за акция с ножами?" - меня проводили до стеллажа ))

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Показать еще