Лого vc.ru

Письмо в редакцию: Хватит быть интровертом, пора стать бизнесовым и эмпатичным айтишником

Письмо в редакцию: Хватит быть интровертом, пора стать бизнесовым и эмпатичным айтишником

Директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев написал в редакцию vc.ru письмо об ошибках ИТ-специалистов при устройстве на работу — почему нужно забыть об интровертах «в грязном свитере» и «всезнайках», а также дал несколько советов по внешнему стилю и поведению современного ИТ-сотрудника.

Поделиться

Раньше ИТ-гика рисовали как немытого персонажа, одетого в грязный свитер, заправленный в штаны, и с огромной бородой в крошках. Этот подвид, безусловно, остался, но его представителям мои советы вряд ли потребуются.

Сегодня на собеседования в высокотехнологичные компании приходит все больше и больше совсем других ИТ-гиков — из молодого поколения. Они выглядят модно, а временами и ультра-модно — как хипстеры. Но почти все они совершают одни и те же — неочевидные — ошибки. И потому, с точки зрения работодателя, оценивающего сложности встраивания соискателя в рабочий процесс, мало отличаются от своих предшественников. Эти ошибки особенно критичны на собеседованиях в ИТ-аутсорсинговую компанию. Туда, где ИТ-шникам придется много работать не только с «железом» и программным обеспечением, но и (в первую очередь!) с разными бизнес-заказчиками.

Как человек, наравне с HR-менеджерами отвечающий за результат каждого собеседования в свой департамент, перечислю самые частые промахи, обеспечивающие довольно продвинутым ИТ-специалистам больше всего минусов в карму. И расскажу, как их можно избежать.

Ошибка первая: ориентация в сторону «железок», а не в сторону людей

Проходя собеседование в компанию, поставляющую ИТ-услуги на внешний рынок, соискатель уже на первом этапе должен продемонстрировать главное — разворот в сторону бизнес-заказчика. Причем, это может быть не только внешний клиент — из среднего бизнеса или из enterprise-сегмента. Это может быть внутренний заказчик, например, соседнее подразделение со своими бюджетами, целями и задачами. Или будущий коллега, который администрирует сетевую часть инфраструктуры. Тогда как соискатель, например, должен будет следить за серверной частью или за СХД.

Я понимаю, что сегодня «модно» быть интровертом. Или, скорее, наше общество стало намного уважительнее относится к представителям этого психотипа. Люди (в том числе, из ИТ) подхватывают это течение. Тем более, что оно накладывается на успевшую стать привычной профессиональную характеристику — многие ИТ-шники, действительно, не слишком расположены ко внешнему миру и его обитателям.

Но пренебрежительное отношение к «юзерам», бравирование интровертностью — это первая и главная ошибка ИТ-специалистов на собеседовании в компанию, занятую ИТ-сервисом. Ведь весь ее бизнес строится на уважении к заказчику. И к миру, в котором клиент ведет свое дело, что не всегда легко в нашей стране и в нынешних экономических условиях.

Причем, если бы бравада была сдержанной, это бы еще можно было понять. И даже увидеть такого человека в своей бизнес-структуре. Но глубокое пренебрежение к клиентам, коллегам и, в принципе, к человеческому окружению — это проблема. В первую очередь, для «нового ИТ-гика». А для меня — серьезное препятствие для найма. Даже если передо мной состоявшийся профессионал.

Что делать: стать ИТ-шником нового типа

Станьте ИТ-специалистом, способным произвести и дать клиентоориентированную услугу. Вся ваша стратегия — риторика, внешний вид, манера держаться должна строиться вокруг этого простого, но очень мощного для нанимателя стремления. Станьте бизнесовым, эмпатичным ИТ-шником, повернутым не только и не столько в сторону «железа» и программного обеспечения, сколько в сторону производства продукта или услуги, нацеленного на потребителя.

Вы можете специализироваться на чем угодно: администрировании серверного или сетевого ландшафта, бизнес-приложений, на работе со средними и крупными торговыми сетями, банками, обслуживании госучреждений. Все это требует разговора на бизнес-языке. А не только технических знаний, умений и терминов. Так дайте же клиентам то, что им так нужно. И покажите уже на собеседовании бизнес-подход. Примите бизнес-пользу как основную парадигму. И демонстрируйте ее при первой же встрече с HR-специалистом, а не приберегайте исключительно для будущего руководителя. Если вы этого не умеете, в вашем багаже знаний и навыков, очевидно, пока нет главного элемента.

Если компания нацелена на поиск бизнес-ориентированных кадров, HR непременно отметит это в резюме для потенциального руководства. Но и до пометки руководитель мгновенно это увидит и сделает выводы. Говорите и думайте: «Моя ценность не в том, что я технарь. А в том, что я — технарь-коммуникатор. Технический специалист, который знает как и может произвести качественную и нужную услугу для «владельцев заводов, газет, пароходов». В нашем случае для собственников крупных западных холдингов и фармацевтических компаний. То есть, для всех, у кого есть устоявшаяся бизнес-культура и стремление достичь положительной динамики в бизнесе. Или для тех, кто такую культуру только строит.

Как проявить это внешне? Внимательно следите за тем, что и как вы говорите. Не «юзвери», не «юзеры-дебилы» и даже не просто «юзеры». А пользователи и сотрудники. Не: «Я — специалист по дурацким вопросам», а: «Я решаю все задачи пользователей».

Ошибка вторая: моя мама заблуждалась, хорошие манеры — устарели

Полагаю, что ваша мама была права — хорошие манеры все еще важны в нашем мире. Особенно для ИТ-специалистов. К сожалению, на собеседовании очень многие ИТ-шники злостно нарушают это правило. Они настолько верят, что им есть, что тебе сказать, что говорят очень много. И постоянно перебивают. Не умеют слушать и слышать собеседника. Тем самым не учитывают стандартную черту любого топ-менеджера — постоянную нехватку времени и стремление вычленить главное из огромного потока входящей информации. То, что у него на первом месте — задачи бизнеса. Клиентоориентированность. Рентабельность. Баланс между тратой ресурсов и пользой для заказчика.

Соискатель не учитывает и тот очевидный факт, что даже 30-40 минут на разговор с ним почти наверняка были выкроены с большим трудом. И значит, должны принести максимум пользы потенциальному руководителю и работодателю. Да и самому ИТ-специалисту.

Как этого добиться? Об этом стоит серьезно подумать до, а не во время собеседования. Учтите, сама ваша манера построения беседы уже говорит о многом. Если ИТ-специалист настроен на то, чтобы больше говорить, чем слушать, то о какой ориентированности на сервис (то есть на внимательный и осознанный разговор с заказчиком, на понимание его насущных проблем и поиск лучших для него и, одновременно, для компании, решений) может идти речь? Если он не может четко формулировать свои мысли, умно ставить вопросы, аккуратно и обоснованно проводить свои цепочки рассуждений, то как он будет отстаивать свои рекомендации?

Что делать: стройте всё общение в русле речи Кеннеди

Спрашивайте себя и своего потенциального руководителя не о том, что он может сделать для вас, а что вы можете сделать для него, его департамента и, в первую очередь, для его клиентов. Уже сейчас и чуть позже. Не вываливайте на собеседника весь свой ум, образованность, прошлый опыт, черты личности и склада характера. Особенно (!), если вы, действительно, умны и опытны.

Поделиться всем, что вы знаете в нужной области на собеседовании — ценно для вас. Но не для вашего руководителя. Вашему будущему клиенту и вашей компании нужно не это. Им нужно увидеть, как вы решаете проблемы. Часто — нетривиальные. Как находите выход в условиях нехватки времени и ресурсов. Это случается даже в лучших ИТ-компаниях. И, главное, вашим собеседникам нужно понять, как вы при этом себя чувствуете и ведете. Насколько корректно продолжаете взаимодействовать с внешним миром не в самых простых условиях.

Как проявить это внешне

Покажите готовность слушать и слышать, а не только говорить. Проявите свою интеллигентность и тактичность. И проактивность. Не как рекламный оборот, который может принести вам лишние очки, а как способность поймать проблему на этапе зарождения, опознать ее и показать, как бы вы ее решили. Не ваш руководитель, а именно вы. Здесь и сейчас.

Используйте вежливые слова и корректные обороты речи. Будьте тактичными, берегите собеседников. Старайтесь обходить стороной все вопросы или моменты, которые могли бы их уязвить. Не приравнивайте это к слабости. Тактичность — это спокойная, красивая, осознанная сила. С помощью которой вы управляете ситуацией. И которая положительно воздействует на других.

Конечно, общаясь с HR-менеджером, очень легко забыть о тактичности и напустить на себя вид всезнайки. Ведь перед вами — не специалист по информационным технологиям. Соблазн сделать это очень велик. Но тогда не стоит ждать положительной реакции ни от него, ни от руководителя, для которого рекомендация квалифицированного и опытного HR-специалиста имеет большой вес. Поэтому — будьте джентльменом. Вам зачтется. И помните, что на кону стоит ни много ни мало, перспективная работа. Ведь другую вы не ищете, верно?

Ошибка третья: ИТ-сленг под абсолютным запретом или полностью приветствуется.

ИТ-сленг и сленг вообще — неоднозначные явления. С одной стороны, ИТ-сленгом не стоит злоупотреблять. Но иногда он может оказаться очень полезным. Например, я часто вижу, что во многих крупных западных компаниях, которые являются нашими заказчиками, владение специфической англоязычной ИТ-терминологией — часть сигнальной системы «свой/чужой». То есть ваши «assessment» и «procurement» вполне могут стать преимуществом, а не недостатком в отдельно взятой, зрелой бизнес-среде, где англоязычный сленг — давно устоявшаяся часть корпоративной культуры. И, кстати, в отдельно взятой ситуации («Я тоже не стесняюсь его использовать — как и вы»).

Однако «серверочки» (компьютеры, неудачно выполняющие роль серверов в бизнесе с низкой ИТ-зрелостью) и «базенки» (небольшие базы данных) я бы исключил. Это — не тот атрибут, который должен быть присущ современному, бизнес-ориентированному, интеллигентному ИТ-специалисту, желающему работать с пулом зрелых клиентов, с которыми у компании уже имеются или только выстраиваются долгосрочные отношения.

Что делать и как проявить это внешне: следите за ситуацией

Не нужно бояться ИТ-сленга, как огня, если его использует, скажем, один из ваших потенциальных руководителей. Но и не стоит злоупотреблять им, если в компании это не принято. Где проходит грань допустимого можно понять уже на собеседовании — и правильно встроиться в контекст. То же самое касается и ваших будущих переговоров с заказчиками. Понимайте, где вы находитесь и старайтесь соблюдать «принятый устав». Замечу, это не соглашательство, как ошибочно полагают в российской культуре. Это политика. Или, иначе говоря, полезное управление ситуацией. Которой вы, как бизнесовый ИТ-специалист, скорее всего, захотите научиться. Или, возможно, уже учитесь.

Ошибка четвертая: насильственный бизнес-стиль или любимая футболка

Здесь для ИТ-специалистов много хороших новостей. Во-первых, последний общемировой (а не только общероссийский тренд) — послабление во всем, что касается бизнес-стиля. За последние десять лет для ИТ он успел стать обязательным, затем перестал им быть, а потом отчасти восстановился, но в гораздо более мягкой форме. Современный look ИТ-специалиста вполне, вполне может быть полухипстерским.

Что делать и как проявить это внешне: стирайте, гладьте, комбинируйте и мойтесь

Не нравится строгий деловой костюм? Смените его на «европейский», с укороченными штанинами, из тонкого материала и, допустим, с цветными носками. И это будет хорошо для молодого человека. Но помните: опрятность пока никто не отменял. Если у вас борода — то ухоженная. Если свитер — то без «катышков». Если шарф — то достаточно новый. Если туфли — то не стоптанные. Если брюки и рубашка, джинсы и футболка — то чистые и выглаженные. Если шлейф туалетной воды — то не чрезмерный. Сам аромат должен вам нравиться и, в идеале, подходить. Да, и… Мыться нужно обязательно! Ведь тренд «раскрепощенный стиль» пришел к нам не один, а держа за руку тренд «следить за собой». Учитывайте это, пожалуйста. И — удачных вам собеседований.

Пишите нам на secret@vc.ru, если с вами произошла интересная история или появилось мнение на актуальную для рынка тему. Не стесняйтесь — мы любим письма читателей.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Начал читать, но не осилил. К чему эти лознги? Есть люди исполнители, а есть руководители. Вот Айти руководителю наверно да, нужно. Но среди руководителей наверно и нет интровертов. А если все будут такими бизнесовыми, то кто будет гайки крутить, уважаемый директор департамента ИТ аутсорса?

Да так-то все понятно: проецирует свой уютный аутсорс мирок на всю индустрию. И пока он ищет своего бизнес-ориентированного программиста, продуктовая компания получит талантливого инженера в растянутом свитере, где он и нужнее - все довольны. Другой вопрос, что и заголовок должен быть типо "Хватит быть интровертом, если хотите работать в аутсорсе".

Если у вас борода — то ухоженная.

А разве не бывает эмпатичных интравертов? По мне так как раз большинство интравертов в большинстве своём эмпаты. К чему это противопоставление? И что такое "бизнесовый"?

Что такое эмпатичный интроверт?

0

Полагаю, что это интраверт с развитой способностью к эмпатии

"Бизнесовый" - значит "пальцы веером, сопли пузырем". Плюс малиновый пиджак.

0

Судя по всяким картинкам, сейчас модно быть интровертом, не понимаю почему. Я интроверт и это вечная борьба с собой. Яростно завидую экстравертам, способным за пять минут найти общий язык с любым человеком :)

Бороться с собой не стоит. Даже у самого заядлого интроверта есть куча сильных сторон и преимуществ по сравнению с экстравертами. Видимо вы еще не нашли свои :)

Интровертам только книги писать :)) Честно говоря пока явно сильных преимуществ интровертов перед экстравертами не обнаружил :)

Обычно, кто много болтает со всеми подряд, тот не содержит в себе ничего полезного, как красивая пустышка. Напротив, интересные люди раскрываются только при продолжительном общении.

В наше шустрое время чем быстрее тебя узнали, тем лучше :))

0

Наделает кучу багов и всё. Конец успеху.

0

Как раз таки много сейчас пишут про то, что в мире становится больше интровертов. Из-за развития месенджеров, соц.сетей и пр. Развивается удаленная работа. Может быть стОит подумать, что это не плохо. Сам интроверт, но в силу специфики работы, научился быть экстравертом когда это нужно.

Примерно также. Главный минус - режим экстраверта высасывает энергию раза в два быстрее, потом нужно время чтобы перевести дух :)

Согласен. Непросто быть интровертом и жить в мире, в котором экстравертов большинство. Как минимум, это означает "вести непрерывную войну с самим собой, ежедневно ломая себя в попытках подстроиться под вызовы окружающего мира". Я многое бы отдал, чтобы перестать быть интровертом.

По статье: автор, похоже, не до конца понимает значение слова "интроверт". Отсюда и восприятие интровертов исключительно в контексте антисоциального поведения/внешнего вида, которые, вообще-то, являются следствием дурного воспитания, а вовсе не проявлением психологических черт личности.

0

а вы знаете что основной критерий экстраверт и интроверт не в том, что любит общаться или любит быть один.
интраверт может быть очень даже общительным, просто ему для восстановления энергии надо одиночество. а экстраверт восстанавливает свою энергию в общении с людьми.

Нельзя перестать быть интровертом. Это насилие над собой закончится неврозом, суицидально-депрессивным и далее "по Фрейду". Прежде чем кидаться громкими заголовками, автору стоит познакомиться с основами психологии.
Все люди разные и каждый должен найти свой место. А не кроить себя под какое-то место. Если вам нужен экстарвертный гуманитарий чтобы тусить с другими гуманитариями - просто наймите его. Делегируй, а не насилуй себя.

Только хикка-бизнес, только хардкор.

Каждый человек для чего-то нужен. Прям вспомнилась история из фильма "Москва слезам не верит" про Диоклетиана:
"- в самый расцвет своей Империи он отказался от власти и удалился к себе в деревню. А когда из Рима приехали, чтобы просить его вернуться к власти, он сказал: "Если б вы видели, какую я вырастил капусту - вы бы перестали меня уговаривать".
- И не вернулся?
- Нет. Так что не все хотят быть руководителями. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что это чуть ли не единственный случай в мировой истории."
Интроверты просто любят возиться например с теми же железками, им просто это нравится и это не плохо.

0

Похоже, автору пришлось столкнуться с маменькиными сыночками и дочками, которые приходили к нему с юношеским максимализмом, неуважением к старшим и неумением находить общий язык. Но это не проблема отрасли, это типично для подрастающего поколения - об этом уже написана куча статей.
А по теме статьи - у каждого есть свои достоинства и недостатки. Нельзя насильно сделать из интроверта общительного менеджера по продажам. Также как нельзя "продажника" заставить круглосуточно заседать у компьютера - если долго ёрзать на жопе, помнётся костюм, галстук окажется съехавшим, а на рубашке появятся складки от спинки кресла.
Мода и стиль? Ок, при хорошей зарплате сотрудник рано или поздно начнёт хорошо одеваться, т.к. деньги это не только способ выжить, но и способ повысить свой статус.

Если мифический ITшник-интроверт разовьет в себе вот эти вот все soft-skills, то зачем ему оставаться в нищей аутсорсинговой IT-компании? Проще пойти к пресловутому "бизнесмену-заказчику" и сношать того-же Бессольцева за качество выполненных его департаментом работ ;)

Во-во! Нищеброды аутсорсинговой компании.

0

"Мыши - станьте ежиками"

За слово "бизнесовый" хочется автора долго бить по рукам указкой, линейкой, чем придется.

Еще "лайтОвый" встречается.

0

Как это слово на русский перевести?

0

"Легкий", "светлый".

0

А что это значит? Деловой?

0

Это как у Пелевина,
"-будешь креатором
-это создателем чтоли
-нахуя нам создатели, креатором будешь"

Верно для средних и начинающих. Гениев буду хантить не спрашивая о свитере...

0

И о кедах не спрашивая?

0

Гм... У директора департамент переизбыток кандидатов на вакансии? Программистам, например, эти условия нахрен не нужны - квалифицированных интровертов в грязных футболках сметают с рынка только так.

Видимо, переизбыток.
А вообще, никто на собеседования в грязной одёже не ходит.

0

Очередной посыл "Я хочу чтобы это у меня просили работу, а я ее давал, а не выбирали по работодателям, ишь че удумали". Царизм кончился 130 лет назад, а барские замашки у людей остались. Впрочем, лично я при приеме на работу пахучих людей (это единственный критерий по ухоженности) стараюсь не брать :)

0

Современный айтишник - это парень в грязном свитере и кедах. С бородой и длинными волосами.

0

Бывают еще лысые!

0

В годах, наверное... Либо наиумнейшие.

0

Статья "Хватит быть интровертом, в вам тут докажу, что хватит быть интровертом, а вообще хватит быть интровертом, еще напишу чуть-чуть тысячу слов и сверху еще сорок тыщ".
Отличный пример, что автору ТОЧНО хватит.

0

"Но глубокое пренебрежение к клиентам, коллегам и, в принципе, к человеческому окружению — это проблема. В первую очередь, для «нового ИТ-гика». А для меня — серьезное препятствие для найма. Даже если передо мной состоявшийся профессионал."

Ключевое - "состоявшийся профессионал". Т.е. все-таки не так это и мешает, раз человек состоялся!

0

> серверочки
> базенки

АААААААААААААА!

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Игорь Арнаков

Хорошая статья(нет).В том смысле хорошая, что хорошо демонстрирует логику стандартного работодателя.Суть тонны текста в ней легко свести к одной фразе:сложно найти нормального спеца на нашу смешную зарплату-мир несправедливо устроен,хнык-хнык. Причем отсутствует понимание элементарной вещи (которую даже школьник в состоянии понять)-хороший специалист и низкая зарплата-понятия в принципе несовместимые.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Ефим Дутый

Скорее нет, чем да.
Правильно вокруг пишут, на нынешнем рынке труда быть "просто дезигнером" - дыра. Либо вы "круты", что в области дизайна означает в первую очередь громкие имена студий/заказчиков (потому что оценить сам дизайн в портфолио не может чуть менее чем никто, а тут - верификейшен). И стучите всем этим "аж кушать не можем как хотим гениального дизайнера на 700 баксов в месяц" по губам. Либо вы не круты, и идете по десять штук рубль, шо те старушки.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Ефим Дутый

Ааааабажаю такие "статьи".

1. Мы предлагаем уг "вычесть из опыта" проекты и смешные зарплаты. Так что все приличные дизайнеры уехали от нас в Москву или за границу. Бида бида!
2. Здорово бы найти гения из оставшихся. Чтоб чудо-работал и чудо-терпел. По слухам, они есть в фейсбуке.
3. Такие ребята нарасхват, но все равно хорошо было бы, чтоб они написали нам МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО! (Всегда лучший ПОВОРОТ подобных кулстори)
4. Десять пунктов мало описать, какие придурки и неумехи шлют нам мотивационные письма.

Число пи, простите, здец.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Andy Avramenko
Trendy NYC

Проглядел начало, сорри. Можете поделиться статистикой - сколько офис cisco набирает ежегодно людей в русский офис на стажировку? Сколько из них через год переводится по L1 в США?
У меня просто есть такая статистика по IBM - 0. Именно столько интернов/градюэйтов перевелось из российского офиса в офисы США, поэтому очень любопытно увидеть где это сильно отличается

10 актуальных стажировок для ИТ-специалистов за рубежом
0
Matvey Kukuy

Все реальный опыт, я сейчас прохожу стажировку на которую дал ссылку. Какие именно подробности интересуют?

10 актуальных стажировок для ИТ-специалистов за рубежом
0
Показать еще