Лого vc.ru

Алёна Владимирская: «20% работников на удалёнке — это мировой путь, но не российский»

Алёна Владимирская: «20% работников на удалёнке — это мировой путь, но не российский»

Основатель кадрового агентства Pruffi Алёна Владимирская рассказала ЦП, что не считает реальным прогноз о том, что к 2020 году 20% трудящихся россиян будут работать удалённо. По её наблюдениям, работодатели на самом деле опасаются системы дистанционной работы, так как не могут ежеминутно контролировать выполнение задач.

Поделиться

Есть две большие разницы. Если смотреть с точки зрения мировых тенденций, то всё к этому идет. Но вот у нас, к сожалению, это какая-то особенная история, особенный путь. У нас на самом деле работодатели глубоко не верят всему тому, что нельзя проконтролировать, причем проконтролировать именно физически — подойти и посмотреть, сколько времени работник тратит на обед, вдруг он не работает, вдруг он там делает что-то другое. Это видно не только на персонале, но и на облачных технологиях, которые идут очень сложно ровно потому что люди боятся, что нет постоянного контроля.

До кризиса, когда рынок резко рос, действительно люди у нас начинали оптимизировать расходы и говорили «мы не будем платить за офисы (особенно в Москве, где офисы дорогие), мы теперь будем работать удаленно» и многое другое. И тогда родился рынок дауншифтеров-фрилансеров, которые сидели на Гоа или где-нибудь в Таиланде и работали на кучу компаний.

Сейчас кризис нас повернул совсем в другую сторону — стоимость аренды упала и упала стоимость часа работы. И за те же самые деньги люди активно рвутся в офис. При этом все еще существует первая паранойя, при которой работодатель очень не верит в «удалёнку» и уверен в том, что всё, что не контролируется ежесекундно, не может быть качественным.

Мы часто говорим: «Смотрите, на эти деньги мы не можем вам найти программиста в офис, ну давайте мы найдем вам хорошего удаленного программиста, который будет трудиться за те же самые деньги». А работодатели говорят: «Но как, мы же не сможем проконтролировать код ежеминутно и не сможем проконтролировать работу». Мы отвечаем: «Есть, во-первых, масса методик для контроля, во-вторых, вы же платите все равно за сделанную работу, какая вам разница, не работает человек на работе или не работает, скажем, в бассейне, какая вам разница?» Но люди все равно говорят, что не верят, не доверяют и не хотят — такой вот иррациональный страх.

И этот страх виден не только в маленьких компаниях, мы его видим и в крупных компаниях. Частый аргумент звучит следующим образом: «у нас нет прямого контакта с удаленными работниками, они не понимают продукт и будут изобретать велосипед». Чаще всего российский бизнес системно не настроен, не отлажен структурно, по KPI, процессам и схемам. Большое количество «лички» приводит к тому, что люди вообще не умеют работать с удаленными сотрудниками ни на одном из этапов, и это приводит к отказу от «удалёнки».

Два года назад было ощущение, что рынок удалённой работы начинает хоть как-то расти, но сейчас он упал, фактически вернулся к уровню 2008 года. Мы видим, что работодателей, которые хотят работать с удалёнными сотрудниками, все меньше и меньше. Они не учатся работать с такими сотрудниками и из этого делают выводы, что виноваты сами сотрудники, а такая форма работы неэффективная.

Для возвращения интереса к удалённой работе, я думаю, должно произойти какое-то структурное изменение в «удалёнке» по всем отраслям, потому что сейчас нет самой структуры для того, чтобы она росла. Мне кажется, что даже после кризиса интерес начнет возникать не сразу, а через несколько лет.

Что касается самого прогноза, то мне кажется, что к 2020 году «удалёнки» всё-таки будет больше, чем сейчас. Но не 20% от всех работников, как сейчас прогнозируют.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Вообще, лучше прочитать Remote. Хотя бы вступление. Там хоть от практиков.

0

Включая большинство тех, кто говорит, что большинству это выражение чуждо.

>>Есть две большие разницы

0

Это шуточная статья или hr используется малограмотные выражения преднамеренно?)

О, есть еще один замечательный аргумент. "Если одному позволить, остальные тоже захотят!!!"

И причем тут как раз формально-то работодатель прав: не все роли и не всех людей можно отпустить, не потеряв в эффективности. Но вот грамотно, с индивидуальным подходом сыграть в этих условиях готовы немногие.

Такое ощущение, что все наняли людей, которые терпеть не могут свою работу и свой проект. Что людей надо уговаривать работать и следить за этим.

У нас же на самом деле огромное количество людей на работу ходит, как на каторгу. И не по проектам работают.
А представьте, какой % работает в гос. и муниципальных учреждениях? Там очень часто настолько дебильная система оценки качества работы, что если не пинать - реально ничего не будет.

>> Но вот у нас, к сожалению, это какая-то особенная история, особенный путь.

Россия вся не такая. Мы уродцы, весь мир вон какой хороший, а вы тут нет.

Это не к сожалению, это просто так. Нет ничего "к сожалению" в том, какие люди есть в распоряжении. Они есть и они такие. Сожалеть об этом - глупо. Это надо принять к сведению.

На удаленную работу, контроль и распределение задач удаленных - уходит как минимум больше времени, в результате получается качество ниже того, что получается в офисе. Производительность сильно ниже.

Если "сейчас" это так, то "потом" может станет по другому. Но ни один стартап (мы же о них тут ведь?) не готов делать ставку на "потом", а сейчас потерпим, и так сойдет.

"в результате получается качество ниже того, что получается в офисе"- есть база, в которой собирается еженедельно результат работы каждого сотрудника. Нет результата- сотрудника заменяют. Какая разница сидит ли он в офисе и делает вид что работает или же сидит дома и телек смотрит? В России все руководители исходят из простого принципа "Сидит на работе- значит работает"

"Сидит на работе - значит работает" |= "качество ниже".

Но в целом, это работает в обоих случаях. Нет результата - сотрудника заменяют, как в офисе, так и вне офиса. Но качество и производительность - в офисе сильно выше.

+1
проблема в менеджменте
для нормального менеджера разницы никакой: человек в соседней комнате или в соседнем городе

а все эти "совещания" - это только от низкой культуры менеджмента и нежелания отвечать за результат

Менталитет "советских" людей устроен так, что производительность работника измеряется жопачесами. Люди привыкли "ходить" на работу, а их начальники дебилы так и не научились пользоватся средствами удаленного контроля и взаимодействия. Уродское поколение иксов и старше выдроченное в муштре и хорошо научилось иметировать коллективные оргазмы в виде совещаний и прочей не создающей добавленной ценности ботвы. Они в свою очередь заражают больезнью новое поколение, потрое уже имеет положительный опыт удалённо работы. Как бы советские люди не пытались строить свои иерархические пирамиды с секретаршами и жополизами, экономика ломает их стереотипы, поскольку содержание офиса становится непомерным даже сейчас несмотря на якобы упавшую аренду.

0

Ну про иксы вы зря, это же люди 33 и младше, они (мы) как раз выросли с легким восприятием всего нового и современного

0

Все дело в менталитете. Нужно менять старые установки в голове.

В удаленной работе стоит ориентироваться только на результат. Не все это понимают. Не важно откуда и как человек работает. Если результата нет - сотрудничество не удалось.

Для проверки кандидатов используйте тестовый период и тестовые задания. Понимаю, что не для каждой профессии подходит удаленный стиль работы. Но большинству творческих специальностей как раз подходит удаленный формат. От этого их качество работы только выигрывает.

Постоянный контроль часто вредит и не всегда можно уследить за работой человека и в офисе. А особенно оценить ее продуктивность. Нужны другие методы мотивации.

Надо не забывать, что не каждый может стать удаленным работником, для этого требуется сила воли, характера, определенная дисциплина и ответственность. И если человек работает на фрилансе, то, как правило, обладает этими качествами. Он может оказаться более ценным сотрудником, чем "офисный планктон".

Алена, а Вы можете написать обзорную статью по зарубежным практикам управления компанией/проектами в котором заняты удаленные сотрудники либо удаленные и офисные одновременно? Я думаю легче сломать эти барьеры, если директор видит пример "Компания А за полгода реализовала 3 проекта, в котором было занято 70 удаленных сотрудников, работа и взаимодействие которых было организовано следующим образом". Ну и несколько таких вариантов для разных ситуаций.

Но производительность российских компаний ниже в разы производительности зарубежных - не спасает "физический контроль выполнения задач") Отвратительное шаблонное управление - вот причина. Фрилансер замотивирован обычно конкретно, а сотрудника на удаление надо мотивировать. А это руководителю думать надо. А зачем думать?! А "эйчар" про мотивацию обычно знает как-то очень поверхностно. Сознание палочной системы - контроль на уровне, а производительности ноль) Планктон продолжает жить)))

Прямо страшный сон марксиста эти прогнозы про тотальную удаленку. То есть понятно, что капиталисту очень выгоден эдакий супер-фрилансер: можно и неплатить, когда туго, и все на него свалить когда надо.

Похожий "тренд" только в "Одноэтажной америке" Ильфа и Петрова описан: где Генри Форд бредит - вот ща сбросим власть государства и банков, и будет жить счастливый рабочий в пригороде, когда есть работа на фабрике попашет, когда нет как-нибудь сам себя на земле прокормит.

С другой стороны on-call hours в США были всюду еще до появления модного словосочетания On demand ecomony.

Чтобы работать с удаленным сотрудником, нужно как минимум больше времени, чтобы выяснить, как дела, что-то объяснить, дать какие-то ответы по возникающим вопросам. То, что в случае с сотрудником, который рядом, займет 5 минут, с удаленным растянется на полчаса. + качество связи.

Звоню как-то удаленному сотруднику, который работал из дома, что-то узнать: "я отошел в магазин, буду чз полчаса". И я трачу время, чтобы дождаться, когда человек придет из магаза. Задачи он выполнял нормально. Но времени на эти оргмоменты уходило больше. Или, допустим, не тот часовой пояс: что-то надо решить, у человека обед. У сотрудника вопросы - я на обеде. Процессы тормозятся. Ну и нафиг такое надо? В офисе гораздо удобнее.

самый эффективный способ что-то объяснить - написать это письменно
инфа 100%
проверено многократно на разных людях разных специальностей
на слух человек воспринимает не больше 5% информации

0

Ну по поводу созвонов - договариваетесь заранее, когда созвон - и всем понятно и удобно

0

Ой вы зря про часовой пояс.
Порой это мега-удобно. Клиент в Москве еще только проснулся и до работы доехал, а я уже утром 4 часа поработать успела и что-то выдать уже могу.
А то, что человек сложнее доступен - ну и это здорово. Он может работать эффективнее, просто отключив телефон и мессенджеры. И никто не будет каждые 20 минут его в офисе отвлекать, можно погрузиться в работу с головой.
Он не встает в 6 утра, чтобы к 9 по пробкам добраться до работы, а встает в 8-8:30 и приступает в те же 9 утра к работе со свежей головой. А не пьет кофе с утренней болтовней первые час-два. Хотя некоторым и это минус - отрывается от коллектива, мол...

Игорь, а вы в курсе вообще, что ваши резкие внезапные звонки очень сильно влияют на качество работы? Если работа требует серьезного погружения, звонок сбивает с мысли и повторное погружение может занять очень долгое время. т.е. задача на 2 часа может растянуться на 8 из-за того, что постановщик каждые полчаса будет названивать и выяснять как дела, не говоря про изменения вводной. Выход:
1. письмо пишем. Важно тем, что во-первых структурирует мысли пишущего и он сам отбрасывает не относящийся к делу мусор, во-вторых, часто бывают момент, что написав письмо, ты понимаешь, что его нет смысла отправлять, так как это информация уже донесена в прошлом письме и да, письмо можно открыть и посмотреть, в-третьих, с перепиской можно исключить моменты "я говорил - нет, ты не говорил". Пример из практики, 80% проблем звонящего решаются, если тупо не брать трубку. Помню в одной конторе директор даже запрещал руководителям брать трубки и читать почту во время рабочего дня, точнее на разбор почты отвести полчаса утром и полчаса вечером. Да есть сферы и моменты, где это черевато, но в большинстве своем работает.
2. Планерки в точно отведенное время. Сверяем часы, и вы и сотрудник к ней подготовятся и не будет тупки с тем, что сотрудник не может ответить на ваш вопрос. Наметили цели, поставили задачи, договорились о сроках и правилах приемки, обсудили возможные форс мажоры и действия при оных, занесли все в протокол, протокол на почту. и понеслась.

Я понимаю, что большинство работодателей волнует их комфорт, а не комфорт общий и эффективность работы. Поэтому и звонят в любое время, и вызовы на ковер. Это тешит ваше самолюбие, но не решает проблем.

Мне кажется, если человек выполнял задачи, то зачем его дёргать. Быстро ответить не составляет труда даже из магазина. Всегда можно назначить определённое время если требуется длительное выяснение каких-то деталей, например, при сдаче работы или при её постановке. Если человек ответственный, то сам попросит об этом.

0

Дмитрий, для меня идеальный вариант - когда поставил таск, выставил приоритет и дедлайн, получил решение до дедлайна. Без звонков, планерок и прочей шелухи.

Но так бывает очень редко.

0

Откомментировавшим - не путайте фрилансера на проект и сотрудника на удаленке: человека, который интегрирован в рабочий процесс, и от которого зависит производственная цепочка.

Договариваетесь заранее - это если вы, допустим, программист на проекте, кодите что-то там потихоньку, и дедлайн через две недели. Когда вы - дизайнер и работаете в потоковом производстве, например, в СМИ, счет идет на часы, а то и минуты. От вас зависят сотрудники других отделов, которые будут куковать на работе после окончания рабочего дня, если вы не успеете вовремя.

> самый эффективный способ что-то объяснить - написать это письменно
Согласен, но еще эффективнее - написать, а потом проговорить, возможно что-то объяснить. Я на листочке накидаю схему за 30 секунд, в мокапс на это уйдет 5 минут.

Короче говоря:
- была ситуация, когда сотрудник, работавший на удаленке, задачи которого требовали полного погружения в проект, переехал в наш город в офис;
- была ситуация, когда я приезжал в командировку в офис в соседнем городе;
- была ситуация, когда сотрудник уходил из офиса на удаленку;
- был крутой сотрудник на удаленке;
- был не крутой сотрудник на удаленке.

Во всех случаях продуктивность в офисе была выше. И эго здесь ни при чем.

0

напишите детально, почему получалось, что "продуктивность в офисе была выше"
пока это - коммент из серии "я прав и все тут"

0

хоть и расписал довольно подробно выше, накидаю список:
а - легче решаются конфликты внутри команды. Взрослые дяди, находясь в разных городах, могут часами сраться в таск-менеджере, доказывая, чье решение лучше. Когда они сидят бок о бок в опенспейсе, конфликты решаются в течение 5-10 минут либо самостоятельно, либо с помощью арбитра.
б - меньше времени уходит на коммуникации внутри команды. и я имею ввиду не только общение "начальник-подчиненный", но и "коллега-коллега".
в - меньше лагов из-за разных часовых поясов.

Достаточно? И да, я прав и все тут))

0

еще один важный момент - когда люди общаются лично, возникает такая важная вещь, как симпатия. Грубо говоря, если имеется дефицитный ресурс, (возьмем, как пример, рабочее время программиста), для такого симпатяги как Максим, с которым программист ходит на обед, курить, и весело проводит время за постингом гифок, можно сделать что-то вне очереди, подвинув таск какого-то там Игоря, который сидит в Новосибирске, и общение с ним ограничивается перепиской по скайпу и в таск-менеджере. Вот из таких штук и складывается продуктивность.

0

Огромный минус "удаленки" даже не в мотивации. Решение вопросов затягивается. В одном пространстве в разы проще и быстрее всё решается.
Западные компании, например, чаще перевозят к себе в офисы талантливых сотрудников, а не оставляют их работать "на удаленке".

вы можете привести пример, почему все затягивается именно из-за удаленности?
и как все решается быстрее, а это не превращается в дерганье всей команды каждый час по любому поводу?

0

Я вообще-то и написала основываясь на собственном примере.

0

Максим, вам просто не повезло с руководством. Не значит, что у всех так.

0

может быть, вы тогда пример сможете привести?

0

более того, даже когда люди находятся в соседних офисах, все начинает решаться медленнее и сложнее

0

Я на удалёнке разработчиком уже 3-й год и отчасти не по своей воле. И скажу, что эффективность работы как в офисе, так и удалённо в моём случае зависит по большей части от мотивации. Были моменты когда в офисе работа шла как по-маслу с высокой эффективностью. Многие удивлялись, что им для работы нужны пендали, а в моём случае, мотивация приходила сама-собой "ниоткуда". Отвлекающими были разве что пустые по-большей части совещания и внутренние конфликты. Но через год/полттора начали наступать моменты, когда совершенно ничего не хотелось делать, а начальство не знало, не видело или не хотело видеть эту проблему. Проблему не на поверхности, дескать, вот человек сидит и ленится, а проблему в корне - что они не могут замотивировать интересным проектом. Мы поддерживали один и тот же продукт на протяжении нескольких лет, а новых и интересных задач не возникало. Да и зачем это было руководству, продукт приносит неплохие деньги, зачем изобретать что-то новое... Но после того, как я поработал на удалёнке моё представление о работе в корне изменилось.
Да, согласен, что зачастую такие работники сами решают когда и сколько им работать (и на скольких работодателей одновременно). Но тут есть тонкий нюанс. Если человек справляется со своими обязанностями по той ставке, которую выделил работодатель, то я лично не вижу проблемы. Бизнесу нужно думать о том, как зарабатывать больше, а не о том, как экономить на ФОТ. Согласен, что трудно найти людей, готовых отдавать себя полностью проекту, но, уважаемые работодатели, а вы способны действительно заботиться о моральном, физическом состоянии своих работников, искать интересные задачи, заниматься развитием персонала и следить что вообще происходит в коллективе? Вы можете предложить больше, чем просто деньги, сколько вас? Настоящий работодатель, это не только тот, кто даёт работу копать "от забора до обеда" и платит за это. Я думаю, это большая ответственность и требовать от работников нужно ровно столько, сколько вы отдаёте сами. Деньги - универсальная мера, но эффективность нельзя купить. Говоря об эффективности работы и контроле, задумывайтесь в первую очередь о мотивации. Мотивация потерять работу для работников ИТ-сектора, не самый лучший способ заставить работать, а стоять на ними с кнутом иногда полезно, но действует довольно краткосрочно.

> уважаемые работодатели, а вы способны действительно заботиться о моральном, физическом состоянии своих работников, искать интересные задачи

искать интересные задачи - это уже перебор)
ответственность работодателя - находить деньги для зарплаты, а не быть психологом, доктором и аниматором ;)

Не нужно быть аниматором, но знание психологии не помешает. Человек делает осознанный выбор, выбирая работу в офисе и отдавая часть своей жизни проекту и фирме. И тут важно понять, что фирма может дать этому человеку кроме насущного хлеба. Деньги в наше время можно находить и самостоятельно без работодателя в офисе. Это не всегда просто, но зачастую стоит того.
Деньги не могут долгосрочно увеличить эффективность работы, на мой взгляд. Понятно, что в отсутствии работы вообще и "рыба сойдёт за мясо", но это не есть правильный подход. Возможно, для многих российских работодателей идеален сотрудник, который сидит, работает день и ночь, даже в выходные, не задаёт лишних вопросов, ничего не требует, генерирует кеш и занимается всем, чем ему прикажут. В японии, к слову, к этому и пришли уже практически. Но это противоестественно потребностям людей в целом. Вы не задумывались почему люди в своих стартапах стараются работать очень эффективно? Человек должен ощущать принадлежность к компании и продукту, только тогда он сможет выдавать 100% и более из себя, вносить идеи и и вклад, которые будут действительно развивать компанию (которая, кстати ему не принадлежит и в этом тоже пропасть интересов!), а не поддерживать её. А деньги.. деньги - это просто нужда. Зарабатывание больше денег не делает человека счастливым.

очень красивые слова и пр.
теперь встаньте на место работодателя и начните искать интересные задачи, потому что работникам выполнять ваши поручения скучно.
из тех, кто проминусовал, есть хоть 1 работодатель? позиция работников-то понятна и без минусов - "хотим денег и чтобы было весело на работе".

0

А не нужно устраиваться на работу, на которой вам скучно. И не нужно брать сотрудников, которые не заинтересованы в работе.

0

Тогда нужно быть честным и при приёме на работу сказать, дескать: "У нас тут такая скучная работа, что она вам может быстро надоесть. Вот деньги, вот лопата - копайте! Ни больше, ни меньше, более от вас не требуется." Очень похоже на фриланс, там в этом отношении всё честно. Вот работа, вот деньги, до свиданья. Ну, а если серьёзно, то от работодателя наверное ожидают, что он не просто спекулянт денежных потоков, который умело направил их через себя, а именно большой специалист в своём деле, который добился своего положения способностями или трудом. Думаю, что для такого человека расставить все точки не составит труда в области стратегии развития как самой компании, её продуктов, так и персонала.
Если уж назвался груздем, так буть им. Работодатель несёт большую ответственность и не только финансовую. Ведь именно осознание авторитета позволяет людям идти за лидером вперёд и сворачивать горы. Если это не так, то и требовать от работников большой отдачи утопия. Думаю, это в большей степени касается творческих и интеллектуальных профессий. Но если взять ход общей истории и отношений работодателя (работа не от слова ли раб?) и работника, то проглядывается смещение от форм полного угнетения и эксплуатации рабочего класса к формам, описываемых мной. Мне кажется, это естественным и более гуманным.

0

При условии, что в офисе следят за климатом в помещении (не душно, не пыльно, не горячо или холодно), за соседним столом в полуметре не говорит по телефону весь день менеджер продаж, а сам не думаешь как бы успеть до 18-00 еще и в налоговую заехать, то да - разницы нет.
Обычно же офисы-унылое зрелище и 8 часов в них часто выглядят каторгой, дурно влияющей на эффективность.
Хотя коммуникации конечно важны, как для психологического состояния,там и для самообразования и лояльности

Согласен, там где плохо выстроен менеджмент удаленные сотрудники настоящая проблема. А менеджмент плохо устроен почти везде в России. Даже те кто хотят его выстроить хорошо, не всегда могут это. Менеджмент удаленщиков требует больше усилий нежели менеджмент офисных сотрудников.

0

опять эта Владимирская и Pruffy :)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Константин Воронин

Уроды. Брешут про детей чушь. В моей квартире несовершеннолетние не проживают. Проблему с детьми, которые лазят где не надо, должны прежде всего родители решать, а именно, поставить на свой комп нужный софт и всё. А буржуи ельцинские эти геноцидом занимаются в угоду своим американским хозяевам, ельцинская банда стала о детях заботиться - чушь пропагондонная для идиотов. Ельцинской хунте для построения диктатуры капитализма нужно влезть в личную жизнь и не более.

Роскомнадзор заблокировал российское «зеркало» Pornhub спустя три дня после его запуска
0
Лев Кошелев

А вы не обратили внимания на то, что Опера в какой-то момент стала, кхм, другой?
Там исчезло больше половины функций, и кроме этого стартового экрана (который уже давно есть во всех браузерах) больше ничего и нет?
Вот чем проигрывала Опера тому же Хрому прямо перед тем, как там появился встроенный VPN?

7 альтернативных браузеров вместо Google Chrome, Safari и Firefox
0
Татьяна Минаева

ну одно дело салон, там в салон идут, а другое, когда изначально салон не нужен и мастер домой приезжает.

то есть если будут, то одиночные продажи в основном.
тем более там у людей будут личные отношения выстраиваться, тут сервис вообще инородное звено получится.

ну и вообще, конкуренция, все салоны, все частники, классифайды и прочее. не сахар ниша.

Стоит ли открывать салон красоты по подписке
0
Татьяна Минаева

Все проще и ужаснее. Если бы подобные советы работали их бы не писали ежедневно на всех языках на тысячах ресурсах сотни тысяч авторов.

К сожалению концентрироваться, делать, думать, принимать решения может не каждый в любой момент времени.

Мне кажется что тут есть даже физиологические, неврологические, биохимические расположенности, изменения.

Как руководители ИТ-компаний повышают личную продуктивность — обсуждение на Quora
1
Anton Krichevskiy
Yandex

Откуда взята статистика? Что за проценты?

20 причин, почему умирают стартапы
0
Показать еще