Лого vc.ru

Как интернет-проекту получить согласие клиентов на SMS-рассылку

Как интернет-проекту получить согласие клиентов на SMS-рассылку

Сотрудники агентства мобильного маркетинга Devino Telecom написали для ЦП колонку, в которой продолжили начатую ранее тему правовых тонкостей подписки абонента на SMS-рассылку и рассказали, как получить согласие через интернет. 

Поделиться

Поправки в закон «О связи», вступившие в силу в октябре нынешнего года, в корне изменили функционирование правила мобильных коммуникаций с клиентами. Теперь закон не разграничивает разные виды SMS-рассылок — получать согласие абонента нужно в любом случае, даже если собираешься отправлять сервисное или транзакционное сообщение. По закону, без согласия нельзя даже отправить код с подтверждением регистрации на сайте. Другой вопрос, что мало кто будет жаловаться на такие сообщения.

Для начала разберемся в типах SMS. 

  • Транзакционные. На эти сообщения приходится большая часть рынка SMS-информирования. Это сообщения от банков или платежных систем о передвижении денежных средств. 

  • Сервисные. Второй по распространенности и популярности тип сообщений. К нему относятся сообщения, вызванные какими-либо действиями получателя. Заказ такси или авиабилета — сообщение о подаче машины или изменении в бронировании, покупка в онлайн-магазине — SMS c информацией о статусе заказа (собран, отправлен, доставлен). 

  • Рекламные. Сообщения, рекламирующие товар или услугу. Именно такие SMS чаще всего называют спамом.

На транзакционные и сервисные сообщения получатели жалуются реже всего. Но, в любом случае, доказывать наличие согласий придется заказчику рассылки. Как собрать эти согласия, если компания имеет дело с клиентом в удаленном режиме? Например, если проинформировать покупателей хочет интернет-магазин?

Есть два варианта легального получения согласия на SMS-рассылку. Например, при оформлении покупки можно сделать чекбокс с подтверждением согласия на получение рассылки и принятием условий оферты. В оферте нужно обязательно предусмотреть пункт о согласии на обработку персональных данных. Также важно, чтобы галочка на получение согласия не была автоматической, а проставлялась клиентом вручную, в противном случае согласие считается нелегальным, а абонент имеет право подать жалобу в ФАС. Результат — штраф до 500 тысяч рублей.

Многие боятся, что после прохождения SMS-аутентификации, например, когда интернет-магазин просит подтвердить заказ вводом пароля из сообщения, могут приходить платные сообщения. Такие, как, например, персональный гороскоп, который будет каждый день методично поедать ваш баланс. Клиенту в такой ситуации можно только посоветовать внимательно ознакомиться с условиями осуществления рассылки. Компания же, в свою очередь, должна максимально полно прописать все условия информирования.

Второй вариант получения согласия клиента — заполнение анкеты на сайте. Такое согласие будет принято и антимонопольной службой, и мобильными операторами в том случае, если можно однозначно идентифицировать абонента по его персональным данным. Как минимум, необходимо указывать фамилию, имя, отчество и дату рождения — такие сведения минимизируют риски, связанные с идентификацией. Конечно, чем больше данных абонента, тем лучше, но нужно трезво оценивать ситуацию и понимать, что далеко не каждый поспешит указывать паспортные данные или адрес.

Еще один важный нюанс — передача клиентского согласия внешним ресурсам. Однозначно незаконно «делиться» полученным согласием с третьими лицами: например, человек разрешил компании «А» присылать ему рекламные SMS-сообщения, но эта фирма передала его согласие компании «Б». Человек жалуется в ФАС на обе компании. В итоге «А» получает штраф за нарушение законодательства о персональных данных, а «Б» — за нарушение закона «О связи», потому что у нее нет легального согласия клиента. Строчка «даю согласие на обработку персональных данных и информирование посредством SMS-сообщений компании «Рога и копыта» и ее партнерам» — незаконна. 

Совсем другой случай, если «Б» является партнером «А», они действуют под единым брендом, и в оферте указано, что согласие дается на получение SMS-рассылки и от «А», и от «Б».

Статьи по теме
Как российское законодательство изменило рынок SMS-рассылок20 октября 2014, 16:42
Мошенники используют недовольство пользователей WhatsApp для подписки на SMS-спам28 ноября 2014, 14:32
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Всё просто—предоставлять в рассылке то, что нужно клиенту. А не всякую хуйню о скидках.

Нет. Независимо от содержания и полезности смс-ки должно быть получено согласие абонента!

Полностью поддерживаю!

0

По сути все 2 варианта про которые вы написали одинаковы. Везде заполняется анкета. Либо при заказе, либо просто отдельно, но суть одна.
Есть вопрос по поводу передачи права компании А в компанию Б. К примеру мы собираем данные о клиентах, затем с помощью сторонних сервисов делаем рассылки.
По сути получается мы передаем персональные данные третьему лицу, они конечно слать ничего своего не будут, но хранить и обрабатывать персональные данные, а так же делать рассылки по нашему запросу будут.
Как быть в этом случае, если строка про партнеров в оферте не законна?

0

Дмитрий, поставщику услуг вы передаете номера телефонов (базу) для осуществления рассылки от Вашего имени. Это не персональные данные.

0

Вероника, можно пруф что моб. телефон не является персональными данными?

0

Виктор, согласно ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» п. 1 статьи 3: персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Мобильного телефона для идентификации абонента, давшего согласие на рассылку, недостаточно.

0

Вероника, передается не только телефон, так же передается ФИО.
А если допустим мы работаем в облачной CRM, то опять же все данные клиента хранятся там и оттуда же выполняется рассылка, опять же партнер.

0

Дмитрий, незаконно передавать согласие на получение информации (проще говоря на рекламную или информационную рассылку), но передавать персональные данные на обработку третьим лицам закон не запрещает при соблюдении некоторых условий:

Статья 6 ФЗ "О персональных данных":
4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных
1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пользуясь услугами добросовестного подрядчика, вы будете обязаны заключить с ним договор, содержащий все эти пункты и обеспечивающий конфиденциальность данных ваших клиентов (которые дали вам свое согласие).

0

Пока у всех граждан ЭЦП не будет, можно любого за рассылку, без подписи в письменном виде оштрафовать. Тема не раскрыта!

Интересно, а почему мне продолжает приходить спам со всякими кредитами? Они плевали на поправки?

0

Убедитесь что в договоре вашего кредита не было пункта на соглашение смс рассылок от банка, если же внимательно читать договор таким вопросом Вы задаваться не будите!

Нет у меня кредита и договор ни с кем не подписывал.

0

Тогда все вопросы к оператору вашей сотовой сети.

0

У них один ответ на это: «Спасибо, Ваша заявка принята к рассмотрению»

Dima, значит жалуйтесь в ФАС.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Миша Хосс

Ага плюс электрошокер и лицензию на огнестрел. Пойми ни в коем случае не хочу разводить спор, просто делаю акцент на этом дабы о такой "мелочи" открыватели не забывали.

Стоит ли открывать салон красоты по подписке
0
K M

Если это мошенничество, то кто-то должен потерять деньги. Когда отзывы написали, кто деньги потерял?

Программист заработал более $3 млн на продажах некачественных книг на Amazon
0
Александр Зеленин

вы о плохом вкусе в шрифтах?

«Где Шаверма» — приложение для поиска ларьков с шавермой в дополненной реальности
0
K M

Я тоже не понял.

Программист заработал более $3 млн на продажах некачественных книг на Amazon
0
Icons8
Icons8

Так про это и речь — везде есть и коррупция, и своячество как частный случай.

Страны с наиболее высоким уровнем налогообложения — отчет WEF
0
Показать еще