Лого vc.ru

Кассовая революция

Кассовая революция

Директор по развитию компании Grotem Максим Опилкин написал для vc.ru колонку о том, как действовать интернет-магазинам в условиях вступления в силу новой редакции 54-ФЗ об онлайн-кассах. В продолжение разговора о нашумевшем законе автор рассказал о способе проверки соответствия новым правилам и о том, как онлайн-ритейлерам решить проблему с курьерами, которые теперь должны будут взять на себя функции и профессиональных кассиров-операционистов.

В конце февраля курьер доставил мне раритетную книгу из интернет-магазина. Книга без изъянов, все страницы на месте — можно дарить с чистым сердцем. Всё хорошо, вот только в ответ на просьбу выдать чек курьер отшутился и вышел за порог. С 1 июля 2017 года эта шутка будет стоить 30 тысяч рублей — так гласит закон.

Что за закон

Редакция федерального закона № 54 «О применении контрольно-кассовой техники» меняет правила игры, действовавшие с 2003 года.

Цель — повысить собираемость налогов за счёт прозрачности расчётов. Другими словами, государство намерено победить недобросовестных предпринимателей с их теневыми доходами «мимо кассы». Идея замечательная, но затронет эта кассовая борьба даже кристально честный бизнес.

Революционное новшество закона — замена нынешних касс на онлайн-кассы с фискальным накопителем (ФН), которые через интернет передают данные обо всех операциях в налоговую. Сначала, правда, эти данные отправятся оператору фискальных данных (ОФД), с которым надо заключить договор, а уже оттуда — в «облако» налоговой службы.

Онлайн-кассы печатают не те чеки, к которым мы привыкли. В них аккуратно прописаны все позиции, указана ставка налога, тип операции и есть QR-код. Такие чеки с 1 июля 2017 года должны выдавать все организации, которые сейчас используют кассовые аппараты. Часть из них уже перешла на новый порядок, — например, «Пятерочка» возле моего дома. А вот магазин SPAR пока не торопится.

Слева чек старого образца из магазина SPAR, справа — чек из «Пятерочки», выбитый онлайн-кассой, с номером фискального накопителя (ФН) и QR-кодом

Почему закон касается интернет-магазинов

Чтобы понять, кому обязательно переходить на онлайн-кассы и когда, проще всего пройти тест от ФНС «Нужна ли мне касса». Обратите внимание на кнопку «Проверить чек» в нижнем правом углу сервиса. Возможно, это самая тревожная кнопка для российского онлайн-бизнеса — мы к ней ещё вернемся.

Из теста можно узнать, что вам не нужна касса, если вы, например, ремонтируете обувь, продаёте живую рыбу из автоцистерны или овощи на рынке. А также о том, что вам следует поставить онлайн-кассу на учёт до 1 июля 2018 года, если у вас ЕНВД или «патент».

Пройти тест от ФНС проще, чем разобраться в 54-ФЗ

Всё это не имеет отношения к интернет-магазинам, поэтому они переходят на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года.

Проще всего выполнять новые требования магазинам, которые не контактируют с покупателем лично, то есть «вживую». Продаете электронные книги или рингтоны? Тогда поставьте стационарную онлайн-кассу, принимайте деньги через привычную платёжную систему вроде «Яндекс.Кассы» и высылайте покупателям электронный чек нового образца на почту («Яндекс.Касса» за вас этого не сделает).

Совсем другое дело — интернет-магазины с доставкой: курьеры и экспедиторы теперь обязаны печатать чек сразу после расчёта. При этом покупатель может попросить выслать ему электронную версию чека на номер телефона.

Электронная версия чека из кафе. Чтобы получить такой, покупатель должен назвать свой email или номер телефона до того, как кассир начнет выбивать чек на бумажной ленте

В чеке нельзя ограничиться просто суммой — нужно указывать все атрибуты товара из учётной системы (например: «Ленин В. И., "Государство и революция", Самиздат, 2017»). Плюс в бумажном чеке от курьера должен быть QR-код и другая информация, которую ждёт налоговая — всё то, что есть в чеке из «Пятерочки».

Если курьер привёз несколько заказанных товаров, но не все устроили клиента, то ему нужно самостоятельно выбить чек только на выбранные позиции.

О недочётах курьера налоговая рано или поздно узнает и накажет: за работу без кассы ждёт штраф в 30 тысяч рублей, за невыдачу чека — 10 тысяч рублей. За неоднократные нарушения — приостановка деятельности организации на три месяца. Получается, что закон обязывает выездных сотрудников стать профессиональными кассирами-операционистами без права на ошибку.

Что интернет-магазинам делать с курьерами

У владельцев магазинов есть несколько способов перестать бояться 54-ФЗ со всеми его строгостями.

Ликвидировать бизнес. Без комментариев.

Уйти в тень. Не рекомендуется.

Работать через службы доставки. Это уже по-взрослому. Если считаете, что лишние риски ни к чему, лучше отдать доставку на аутсорсинг — пусть история с чеками будет чужой головной болью. Скорее всего, в ближайшие несколько месяцев число курьерских служб с функциями платёжных агентов увеличится, а существующие службы расширятся — в конце концов, они такие же явные бенефициары 54-ФЗ, как и производители касс. Так что курьеров и экспедиторов со стороны должно хватить на всех.

Использовать автономные кассы с фискальным накопителем. Этот вариант подойдет для тех, у кого небольшая номенклатура товаров, а позиций в чеке — не больше трёх. Идеально для интернет-магазинов, продающих две-три модели айфона или, скажем, один бренд питьевой воды. Иначе курьеру (экспедитору) придется забивать кучу товарных кодов на небольшой кассовый экран, тратя драгоценное время и рискуя опечататься.

Популярные модели автономных касс, одобренных налоговой: «Элвес-МФ», «Атол 90Ф»

Такое решение стоит 30–35 тысяч рублей, из них примерно 17 тысяч рублей уйдёт на бюджетную кассу из реестра ФНС. Фискальный накопитель «ФН-1», который надо менять раз в 13 месяцев, обойдется в 8 тысяч рублей, ежегодный контракт с ОФД — в 3 тысячи рублей.

Использовать мобильный фискальный регистратор и приложение для курьеров и экспедиторов. В этом случае выездной сотрудник получает на свой смартфон актуальный заказ — сформированный чек. Ему останется нажать кнопку «Пробить чек» или удалить одним кликом любую позицию, если покупатель откажется от части заказа. Многозначных артикулов забивать не нужно, поэтому ошибиться практически нереально.

В приложении курьер может удалить товар из заказа или добавить, если у него есть такие права

Готовый мобильный комплект стоит около 45 тысяч рублей с учётом контракта с ОФД, покупки фискального накопителя и терминала для приёма платежей с карты (эквайринга).

Готовый мобильный комплект для курьеров и экспедиторов: смартфон с приложением, фискальный регистратор, терминал для эквайринга

Переноса сроков введения закона о кассах не ожидается — этот вопрос правительство даже не обсуждает. Налоговая служба тоже ясно дала понять: времени для перехода на жизнь по новым правилам было предостаточно.

Если кто-то надеется, что налоговая за всеми не уследит, то стоит вспомнить про серую кнопку «Проверить чек». Она ведёт на бесплатное приложение, которое передаёт информацию о покупке в ФНС — достаточно отсканировать QR-код.

Чтобы покупатель отправил чек в налоговую, не обязательно ему нагрубить, опоздать или доставить испорченный товар. Чеки будут высылать из любопытства, чтобы проверить работоспособность приложения или получить вознаграждение — про народные конкурсы для выявления недобросовестных магазинов знают источники «Ведомостей».

Одним словом, нас ждёт стимулируемый государством гражданский контроль, который показал свою эффективность в других странах.

Слева чек, за который с 1 июля полагается штраф, справа – чек организации, которая чиста перед законом

Если магазин решил доставлять товары своими силами — самое время действовать, не дожидаясь, когда первый клиент сообщит о нарушении. До 1 июля чуть больше трёх месяцев, из них 30-45 дней уйдёт на поставку автономной кассы или мобильного фискального регистратора «Атол 11Ф», аналогов которого пока нет в реестре ФНС.

На настройку оборудования, интеграцию с учётной системой, взаимодействие с налоговой службой, заключение договоров и обучение сотрудников уйдет еще месяц-полтора.

Положение интернет-магазинов сейчас отлично иллюстрирует выражение «Вчера было рано, завтра будет поздно», сказанное большим любителем ликвидации социальных классов. Чтобы не повторить участь капиталистов в 1917 году, не стоит надеяться на снисхождение «государства и народных масс» — лучше начинать жить по-новому.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

И все равно, так ничего и не понятно, как действовать тем магазинам, которые работают со службами доставки и не принимают деньги лично (только через интернет-эквайринг от банков на сайте, либо Почта России).
Кассу ставить в итоге или нет? Кто чек будет высылать? А если не стоит Яндекс Касса? Что вообще пристали к этой Яндекс Кассе, на каждом углу ее рекламируют.

если я правильно понимаю, то если деньги от клиента по факту принимает:

1) ваша организация (допустим, ваш курьер), то чек должны выбить вы, точнее ваш курьер или кассир. Автономная касса с фискальником вам в этом случае нужна;
2) служба доставки, то чек тоже на её совести и автономная касса вам не нужна.

Это что касается наличных денег, и если брать в расчёт именно курьеров (т.е. нет у вас точки самовывоза, например, там по-любому фискальный регистратор с новыми приладами нужен будет).

При интернет-эквайринге деньги по факту принимаете вы. Насколько я знаю, никакие платёжные сервисы (Яндекс.Касса или ещё кто) ответственность за это дело не берут, и онлайн-касса вам нужна по определению. Если опять же, нет у вас помещения для самовывоза, то и печатать чек на бумаге вам не нужно. Всё отправляется в электронном виде

Сергей, все верно!
Добавлю только, что автономная касса не всем подходит. Если у тебя в чеке 5-10 позиций, то с автономкой их очень долго вносить.
Автономная касса больше подходит для 2-3 позиций в чеке.

Что касается on-line платежей, то знаю, что Атол готовит к выпуску продукт - Атол onlin - это касса которая будет подключаться к интернет магазину и высылать только электронный чек клиенту. Поскольку в случае оплаты картой бумажный чек не обязателен.
Подробнее есть тут: youtu.be/ri6j5RJlh4Q

Да, всё точно про автономную кассу говорите, не стал в комментарии описывать то, что указано в статье.

По поводу кассы для приёма онлайн-платежей, можно ещё на сайте АТОЛа прочитать дополнительно: www.atol.ru/company/news/Pervaya-kassa-dlya-internet-torgovli-/

По электронным товарам не понятно, когда оплата на сайте и затем загрузка, куда слать чек? Емаил обязательно запрашивать? Это на конверсию влияет. А если опечатался клиент на сайте, то есть надо подтверждение емаил делать. Не понятно, все платежи идут через рс, налоги 6 процентов плачу, все прозрачно и так.

Если покупатель ошибся в email - его проблема. Продавец обязан отправить, а не доставить. Факт отправки зафиксируется в кассе, видимо.

Если у клиента нет емаил, то он лишается права на покупку?

Мыло или мобильный, ссылку на чек можно присылать в СМС. Без мыла или телефона видимо нельзя.

То есть и телефон просить и емаил и еще подтверждение? )

В приложении от налоговой вносишь свои данные и там формируются 2 штрих-кода - с телефоном и e-mail
Правда, приложение от Налоговой :)

А вообще конечно ЦТО-шникам, производителям касс, фискальных накопителей и авторам этой аферы в аду подготовлен отдельный котел. Почти все продают воздух, реальные поставки 4-6 недель. А какие 6 недель если бизнес стоИт? Лучи ненависти всем вам.
Регистрацию в ФНС за 2-4 тысячи предлагают, хотя если есть электронная подпись это делается за 15 минут. На накопители накрутка по 1000%. Были по 6000, потом по 8000, уже по 10000 появились. Да и те на заказ. И накопители на 13(!) месяцев, хотя планировалось до 36 месяцев для УСН. Но какой дурак будет доить корову раз в три года если можно раз в год?
Простите, наболело. Поддержка малого бизнеса, мать вашу.

ну ЦТОшникам хамить не надо, я кассу 2 раза ронял, приезжали забирали в ремонт и привозили обратно, за какие то копейки в квартал. Без доп "за выезд" накидывать или еще чего.

А их за прошлые грешки :) у вас сломалась, а сотни тысяч касс не ломались, но за них уже уплОчено. Впрочем, даже введение ЦТО можно как-то оправдать, а нынешнюю реформу (а точнее ее реализацию) - нет.

Тут в сообществе писали, что накопитель расчитан на 80К записей, а раз он теперь пишет товары в каждый чек, то его память еще более ограниченной получается.
Похоже будет очень весело.

Угораздило же меня в марте ИП открыть. Пока только безнал, только хардкор! :)

Эвотор, гротем, давайте ещё атол и таском послушаем как они "помогают расти" бизнесу.
Может пора давать слово другой стороне? Например владельцам интернет магазинов, которым надо в декларируемые 45 000р уложить смену всех касс для точек продаж, раздачи по кассе каждому курьеру, подключению минимум 2х касс к сайту, интеграцию сайта с кассой итд.
Мат думаю редакторы vc закрасят :)

Ахах, приезжал Контур недавно в офис к нам! Я говорю, брат, а как карточки то принимать с вашим решением, и тут его презентация была сорвана, человек расстроился и уехал.

Просил показать их софт(товаро-учетную систему) изнутри, показал 3 окна, я говорю, покажи как движения по складу выглядят, средний чек показывается, и прочие показатели(привет клоудшоп), не показал.

Попросил его в итоге приехать тогда, когда будет что показывать.

Так на всё про всё 5 минут и если касса ушла на z-отчёт (до 20 минут), а в это время кто-то что то оплатил или вдруг касса сломалась, то будет штраф 30 000р

А если свет отключили? :)
Что теперь, еще одну кассу в другую часть города ставить, где другая электростанция?
Можно еще 2 провайдера подключить, мало-ли у одного интернет отключится :)
Нет, я думаю вы драматизируете и все будет намного легче.

Бред про 5 минут. Это работает только при оплате наличностью.

— Если расчет осуществляется через сеть интернет электронными средствами платежа в три часа ночи, в какой момент пробивается электронный чек?

— В таком случае чек формируется на стороне продавца в момент оплаты. В 54-ФЗ нет определения момента оплаты. Момент оплаты это может быть момент приема денежных средств, момент зачисления денежных средств, момент списания, момент холдирования, момент акцепта, подтверждения, принятия. Учитывая все это многообразие, мы никогда не определим однозначное правило определения момента оплаты.

У вас есть договор розничной купли-продажи, возможно в виде договора оферты. И там должны быть определены все существенные условия. У вас там может быть написано, что моментом оплаты является момент зачисления денежных средств на ваш расчетный счет. Главное, чтобы ваше определение не противоречило действующему законодательству. Нужно в первую очередь ориентироваться на то, чтобы продавец и покупатель воспринимали этот момент однозначно. Если на этом этапе все синхронизировано, то никаких проблем не будет. А если покупатель думает, что он оплатил, а продавец уверен, что нет, тогда начинаются обращения в контролирующие инстанции.

Ваша касса может выбить чек в три часа ночи, точно так же, как автоматически формируются чеки и отчеты при оплате телефонной связи, по такому же принципу может действовать магазин интернет-торговли. А может действовать так, как вы настроите, главное, чтобы это не противоречило действующему законодательству.
www.retail.ru/interviews/140872/

Ну, смотри, 17К компенсировать можно(налоговый вычет)
А дальше вот пиздец)

Мне пока лишь приглянулась тема от Альфа-банка, у них там пакет минимум стоит вроде 27-30 тыс рублей, это принтер фискальный, планшет и товаро-учетка от партнеров в облаках.

Раздражает: налоговый вычет на затраты по переоснощению получат только те ИП и ООО, которые раньше касс не имели. Какого хя спрашивается? Мы вот придумаем тут, а вы бабос несите. Но, это видимо суровые реалии бизнеса в России.

Радует: Конкуренты-демперы будут вынуждены поднять цены.

Товаро-учетка у них вроде идет дополнительно по 500р/мес.

уже да, месяц назад 3 варианта предлагали. Сейчас только Litebox

Так и вижу, как кассир в Пятерочке набирает под диктовку адрес электропочты: с как доллар, единица с точкой, нижнее подчеркивание, пупсик.

Попросят анкету заполнить, выдадут карточку и всё. Сосканили -- данные подтянули и всё. Но весело будет, да)

Меня больше всего волнует такой вопрос - Как будет происходить пробивка чека, при оплате онлайн? Допустим клиент оплатил на сайте услугу в 3 часа ночи, можно ли ему чек выбить с утра? Или необходимо на 24/365 нанимать в 3 смены оператора, который будет сидеть и выбивать чеки?

Или остается только надеяться на то, что ближе к 1 июля, появятся решения, которые автоматически будут из агрегатора (прим.Яндекс Касса) отправлять данные платежа на кассу и дальше в ОФД и ФНС?

Чек сам вылезет, над ним стоять не надо. Единственное, подключено все к инету должно быть (а как иначе?).
Вопрос в другом, если ИМ не получает наличность вообще, зачем ему эта бумага нужна. Клиент чек по электронке получит, налоговая так же.
Ну и зачем тогда бумагу на эти чеки переводить, да и касса то зачем тогда нужна, все программно делается :)

Пока я не видел таких интеграций с сайтом или агрегаторами, чтобы они передавали данные на кассу, есть примеры? Или там есть реализации Сайт => Бухгалтерия (прим 1с) => касса => ОФД....

Для дистанционных услуг без приема наличных это конечно полный бред, согласен. Ведь для налоговой и так все предельно прозрачно, и возможностей для махинаций особых нет. А как многие пишут, что налоговая видит, кто и что оплатил. Так при необходимости обелить средства достаточно взять пару физиков бомжей и на них выбивать чеки, это тоже не проблема.

Реализация скорей если и будет, то через кассовые фермы и ежемесячные платежи в виде абон. платы. Но я могу ошибаться.
Возможно, окажется все намного легче для тех, кто не работает с наличностью.

Суслик вроде бы есть, а вроде бы и нет. Кассовые фермы обойдутся минимум в 42К в год за одну кассу(3000К*12+6000фискальный накопитель). Правда он дороже стоить скорее всего будет уже ближе к 1июля.

До 1 июля какого года? Где как написано.
В одном источнике, что ИП, которые до этого кассу не использовали, до 18 года должны перейти.

Да может и до 21 для ИП продлят. А вот ООО страдать с 1 июня 2017(на самом деле уже страдать)

Сейчас в законе сказано, что ИП до 01.07.2018 должны обеспечить передачу данных в ОФД. Детализированный чек не нужен.
А вот с 01.02.2021 нужно будет выдавать детализированный чек.

Атол уже презентовал кассу, которая интегрируется с интернет-магазинами: youtu.be/ri6j5RJlh4Q

Берете кассу, берете контроллер, интегрируетесь по апи, чекаете каждую минуту, ставите в очередь на печать чека.
Другое дело, что непонятно как с холдом быть.

Странное решение привязать к мылу и телефону. Если уж придумывать извращения, то зачем останавливаться? Лучше уж тогда чек отправлять в личный кабинет на сайте налоговой. Пошел в МФЦ, получил специальную пластиковую карточку с ИНН, после покупки дал карточку, чек ушел в личный кабинет, а при оплате на сайтах, указал свой инн и все. А если бы эти данные можно было бы вшить сразу в банковскую карту, то было бы еще круче. Всякая там аналитика по тратам считалась бы в интернет банке, ну или можно было бы подцепить данные из раздела по чекам своего личного кабинета с налоговой в интернет банк. Почему вот такие фантазии не посещали законотворцев?

За расходами никто не следит. И налоговой не нужно привязывать чеки к покупателям.

Это нужно покупателям и как услуга для банков. Вон сколько приложений для учета бюджета.

Можно через прогу считать QR-код и чек добавится. Ничего на кассе сообщать не надо.

Зря думаете, что не следит.
1) Делает налоговая таблицу : Доход за период, Расход по чекам за период по людям, Разница между этими ячейками
2) Ранжирует по убыванию Разницу
3) Привет уклонисты и получатели серых доходов
4а) Делаем проверку через банк, где эти люди обслуживаются
4б) Сразу выезжаем с проверкой.
Все очень просто. Не просите отправлять чеки по СМС/почте, если не можете подтвердить все свои реальные доходы.

Робокасса намекала, что (в отличии от Яндекс.Кассы) при проведении платежа они планируют регистрацию и отправку чека делать на своей стороне.
Логичное решение.

Прямой эфир
Узнавайте первым важные новости
Подписаться