Лого vc.ru

Процесс: Три года разработки популярного приложения Paper для iPhone

Процесс: Три года разработки популярного приложения Paper для iPhone

Ответственный редактор издания Fast Company Джон Пол Титлоу рассказал о процессе разработки приложения для заметок Paper для iPhone, на которое команда потратила три года.

Поделиться

Компания FiftyThree могла бы запустить новое приложение Paper для iPhone ещё три года назад — миллионы пользователей приняли бы его «на ура». Но вместо этого нью-йоркская компания выбрала долгий и драматичный маршрут.

Разработчики Paper (которое Apple присвоило титул «Приложение 2012 года») отказались от обычной модификации и почти полностью его обновили. Легко представить, каким количеством проблем сопровождался этот процесс. Недаром гендиректор и сооснователь FiftyThree Джордж Петчниг вспоминает о «тысяче решений», которые пришлось принять. И конечно, всё это заняло чертовски много времени.

«Некоторые приложения для смартфонов имеют так много функций, что становятся очень тяжёлыми, — говорит Петчниг, — Другие, наоборот, слишком урезанные. Мы же хотели получить на выходе хороший баланс, сделать нечто простое, быстрое и красивое».

Приложение Paper для iPhone демонстрирует привычную функциональность своего планшетного предшественника: ультра-мягкий цифровой скетчинг, отличный пакет инструментов для рисования и раскрашивания, продуманный интерфейс.

Однако оно учитывает и то, что на смартфонах люди записывают свои идеи совершенно по-другому (не так, как на планшетах). В итоге приложение Paper для iPhone сочетает в себе инструменты для создания рисунков, диаграмм и фотографий с возможностью делать текстовые заметки прямо поверх них. Всё это заставляет полностью переосмыслить процесс работы с цифровыми заметками.

Вам кажется, что это слишком смелая идея? Тогда давайте вспомним о том, как всё начиналось. Петчниг и три других сооснователя компании FiftyThree пришли из Microsoft, где они работали над такими продуктами, как PowerPoint, Word и OneNote, а также помогали модифицировать эти офисные программы для планшетов.

После запуска своего первого (и очень удачного) приложения для iPad в 2012 году, FiftyThree занималась продажей стилусов, инициировала сообщество для обмена заметками под названием Mix и даже попыталась «примирить цифру с бумагой» в совместном проекте Book с компанией Moleskin. За это время компания привлекла 45,1 миллион долларов от трёх хорошо известных инвесторов за три раунда финансирования.

Почему же, работая на столь привлекательном рынке, компания так затянула с выпуском приложения для iPhone?

«Три года назад версия для смартфона представляла бы собой уменьшенную копию планшетного приложения Paper, — говорит Петчниг, — Но мы посчитали такой подход неправильным». Петчниг и его команда захотели не просто «подогнать» приложение под размеры экрана, но учесть то, как люди используют подобные устройства. С планшетами мы расслабляемся, сидя дома.

Смартфоны же всегда с нами, всегда в рабочем состоянии. Они идеально подходят для того, чтобы делать заметки и фиксировать идеи — поэтому приложение Paper для iPhone должно быть не приложением для мини-скетчей, а скорее, чем-то вроде «процессора идей».

«Мы хотели выяснить, как смартфон может помочь людям работать со своими идеями, — говорит Петчниг, — И сделать его настоящим инструментом для творчества».

Для этого команде пришлось переосмыслить всю концепцию приложения в целом, несмотря на недовольство инвесторов и нетерпеливых пользователей.

«В тот момент мы чувствовали себя, как хирург, который снова «вскрывает» своего пациента, — говорит Петчниг, — Ситуация была очень некомфортной, ведь мы сознательно удлинили кривую развития и умножили риски. Позади остались тысячи принятых решений, но впереди их было ещё больше».

Чтобы собрать достаточно идей о том, как люди записывают на смартфонах свои идеи и заметки, FiftyThree использовала платформу под названием Ask Your Target Market (название переводится как «Опроси свой целевой рынок» — прим. переводчика).

Выборка составила около тысячи пользователей смартфонов. Как выяснилось, большинство людей для записи напоминаний и идей используют фотографии и другие изображения. «Это качественные изменения в поведении пользователей», — говорит Петчниг, вспоминая дни своей работы в команде OneNote Microsoft, когда они фокусировались исключительно на текстовом вводе.

Вооружившись этими знаниями, команда FiftyThree решила отойти от столь любимого планшетного интерфейса Paper: в центре экрана Paper для iPhone размещена камера (точнее, немного правее середины экрана). Так гораздо легче делать снимки, выделять главное и вставлять комментарии помощью виртуальных инструментов для рисования и раскрашивания.

Новый подход к работе с текстом

Альтернативой фотозаметкам являются приложения вроде виртуального блокнота Apple или Evernote, в которых мы работаем по старинке — со словами. Команда FiftyThree имела это в виду, когда решила встроить возможность ввода текста в Paper для iPhone. Правда, оставался открытым вопрос о том, как именно это сделать.

Разработчики хотели превратить Paper в полномасштабный текстовый процессор с кнопками и выпадающими меню и поэтому обратились к популярной схеме форматирования текста Markdown и начали экспериментировать с разными вариантами компоновки и шрифтов. Возможно, такой подход был слишком вызывающим. Вскоре ввод и форматирование текста в Paper стали главным поводом для внутренних разногласий.

«Мой вклад в дискуссию заключался в том, что я держал рот закрытым, — говорит Петчниг, которому больше всего хотелось завершить затянувшийся проект и успокоить инвесторов, — Я бы удовлетворился и возможностью вставить всего пару строчек текста!»

Наконец, на визуального редактора Йена Карри снизошло озарение: «Почему бы нам не попробовать визуальное форматирование текста?» После некоторых дебатов команда остановилась на форматировании с помощью сенсорных жестов.

В течение следующих 48 часов был создан прототип под названием Text Trial — внутреннее приложение для тестирования различных жестов. Перед разработчиками открылись практически бесконечные возможности: изменение размеров шрифта поворотом пальцев, разные удары по экрану, делающие текст выделенным, курсивом или подчёркнутым и так далее.

Для простоты команда, в конце концов, остановилась на двух ключевых жестах: удар влево превращает строку текста в выделенный подзаголовок, удар вправо — делает её элементом списка с буллитами. Ведь самыми распространённым текстами на смартфонах являются списки покупок или to-do-списки.

Кроме того, была реализована возможность удерживать пальцем строку, чтобы перенести её в другое место, меняя, таким образом, порядок элементов в списке. Это позволило избежать привычного (и утомительного для сенсорных экранов) «копипаста».

Разработчики понимали, что другие жесты появятся, когда люди начнут использовать новую парадигму «жестового» форматирования. Это вдохновило команду исследовать разные способы работы с текстом со времён расцвета персональных компьютеров.

«Когда вы знаете, как что-то работает, только нечто на порядок лучшее заставит вас переучиваться», — объясняет Петчниг. Добавление функций, требующих от пользователей поменять своё поведение, — трудная задача. Не только потому, что пользователь вынужден делать что-то новое, но и потому, что ему приходится менять свою точку зрения на приложение.

Дизайнеры знают, что после добавления даже самых безобидных дополнительных действий некоторые люди навсегда прекращают пользоваться приложением. «Это был сознательный риск», — говорит Петчниг.

Отказ от всего лишнего

Перенос такого приложения, как Paper, с планшета на меньшее по размеру устройство означает одновременное упрощение некоторых его функций. Команда разработчиков была вынуждена пересмотреть некоторые элементы своего интерфейса — для такого популярного приложения, как Paper, это очень смелый шаг.

На iPad приложение Paper опиралось на скевоморфизм интерфейса под блокнот Moleskin. Но для iPhone, который по размеру меньше, чем стандартный блокнот, эта парадигма теряла смысл. Было решено использовать дизайн под липкие бумажки для заметок — «творческие напоминалки», как называет их Петчниг.

Действительно, дизайн Paper для iPhone похож на коллекцию цифровых заметок с фотографиями и встроенными инструментами для рисования. В новой версии приложения заметки хранятся в стопках, а не в блокноте. Разработчикам настолько понравился новый интерфейс для iPhone, что они решили перенести его и на iPad.

«Мы просто вырвали странички из блокнота, — говорит Петчниг, — И таким образом изменили один из элементов пользовательского интерфейса».

И пока некоторые пользователи грустят из-за того, что концепции виртуального блокнота пришёл конец, другие воспринимают это как очередной этап развития приложения.

Иногда команде приходилось совсем отказываться от некоторых функций. В одной из рабочих версий возврат экрана в прежнее состояние осуществлялся с помощью нескольких пальцев — современный вариант кнопки «отменить».

Но этот жест не соответствовал требованиям одного из членов команды к смартфонной версии Paper: разработчик настаивал, чтобы каждое ключевое действие осуществлялось лишь одной рукой (управление iPhone большого размера и без того требует хорошей растяжки пальцев).

Так в навигационном меню осталась одна из управляющих кнопок «старой школы» — перемотка назад. «Я всё ещё расстраиваюсь из-за того, что перемотка реализована не так, как мы задумали раньше», — сетует Петчниг.

Над некоторыми вещами мы работали по 2-3 месяца, а затем приходилось отказываться от них. И это нормально. Хорошо, что мы так поступали, ведь это позволило нам сосредоточиться на лучшем решении.


Тестирование приложения

Как вы можете предположить, процесс разработки продукта FiftyThree включал в себя многочисленные эскизы, визуализации и одноразовые макеты (приложение Text Trial, используемое для уточнения вариантов форматирования, — лишь одно из них).

В FiftyThree макетирование — интенсивный, кросс-дисциплинарный процесс, в котором разработчики, программисты и менеджеры активно использовали такие инструменты, как Interface Builder и опытный движок Scout.

«Люди хотят использовать разные инструменты, — говорит Петчниг, — Людям нравится общаться с разными людьми. Вот почему мы основали нашу компанию именно в Нью-Йорке. Здесь мы имеем дело с самыми разными клиентами».

Это разнообразие (столь отличающееся от однородного населения Силиконовой Долины) особенно пригодилось, когда приложение было готово к бета тестированию с реальными пользователями. Помимо живых тестеров, команда опиралась на сервис UserTesting.com, который автоматизировал и распределял процесс тестирования юзабилити.

В ходе тестирования выяснилось, что именно нуждается в доработке. Была добавлена встроенная видео инструкция по работе с новыми способами форматирования текстов. Некоторых пользователей смущало аудио сопровождение.

Раз за разом тестеры пытались отрегулировать громкость своих смартфонов во время проигрывания видео инструкции. В итоге во все встроенные видео добавили фоновую музыку. И это лишь одна из тех важных мелочей, которые легко пропустить без строгого процесса тестирования.

«Мы не желторотые стартаперы, но и не заносчивые профессионалы, — говорит Петчниг, — Мы просто хотели сделать отличный продукт».

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Приложение хорошее. По поводу истории, думал будет как-то так... Как в гараже, трое беспризорников, мыли машины, а по ночам строгали приложение. Потом на вырученные деньги купили рекламу. )

0

Наверно, удобно, но заметки без десктоп-версии не заставят перейти с эверноута или onenote

со стилусом прикольно работать, опробовано :)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Кубитский
kotobotov.ru

аукцион нужно проводит, кто меньше всего затребует за свою "любовь" тот и получит бабки, остальные не получат ничего.

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Ilyes Garif

кому нужно? и для чего?

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Artem Agafonov

Аудитория у поисковиков разная. Это примерно как аудитория Одноклассников и Фейсбука.

«Клиенты хотят, чтобы агентство отвечало за прибыль»: что такое performance-маркетинг и как с ним работать
0
Yury Molodtsov

То есть вы еще и с Analytics и Метрикой все успели перепутать?)

«Яндекс» создал платный поисковик информации для бизнеса
0
Антон Лапшин
МИЛИ

а я давно уже говорю, что киберпанк наступил, только не все это ещё приняли

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Показать еще