Лого vc.ru

«PepsiCo по полгода рассматривает кандидатов, а с CRM они носятся уже несколько лет»

«PepsiCo по полгода рассматривает кандидатов, а с CRM они носятся уже несколько лет»

Директор по развитию агентства Jami Николай Сюсько опубликовал на личной странице в Facebook заметку о том, как он проходил собеседование в PepsiCo. По мнению Сюсько, в компании есть ряд проблем — непоследовательность организации отдела интернет-маркетинга, сомнительное качество CRM-системы и много бумажной работы в digital-отделе. Кроме того, на собеседовании HR-специалист давал неполное описание вакансии и условий работы. Публикуем заметку Сюсько с разрешения автора.

Обновлено 17 августа. После публикации материала Сюсько сообщил редакции vc.ru, что прекратил сотрудничество с Jami.

Директор по развитию агентства Jami Николай Сюсько

Не так давно я обновил свое резюме — решил активнее присмотреться к нашему и западному рынку. Раздался звонок. Я поднял трубку, и рекрутер из PepsiCo сообщил, что ему меня рекомендовали, у них открыта позиция Head of digital. Он спросил, работал ли я с CRM, сколько денег получаю на текущей позиции и так далее. Я суетливо ответил на все вопросы. Наговорил лавину информации.

Пригласили на встречу в офис. Решил сходить, хотя накануне Митя Воскресенский (директор по стратегическому планированию Hungry Boys — прим. ред.) опубликовал исследование, в котором PepsiCo заняло первое место среди наиболее скверных рекламодателей по версии рекламных агентств.

Хороший вызов. «Поправимое дело», — подумал я до встречи с рекрутером (Юлией Дерябиной — прим. ред.). Интересно, что как кандидат я провел небольшое исследование на тему «Зачем FMCG-бренду CRM?». Расспросил об этом digital-менеджеров конкурирующих компаний, CRM-поставщиков и CRM-специалистов на стороне рекламодателя. Ответы были скептическими, но при эффективном приложении усилий можно было добиться света в конце тоннеля.

На встрече рекрутер описал мне картину мира: «В штате есть digital-менеджер, CRM-специалист и, быть может, будет электронная коммерция». Чисто случайно потом я узнал, что digital-специалистов там чуть ли не семеро.

Стоит отметить, что рекрутер работал по вводным и искал человека под конкретные характеристики. Очевидно, что сам он не обладает глубокими познаниями в digital-маркетинге, поэтому встреча была поверхностной. Можно сказать, что рекрутер шел по чеклисту, чтобы понять, проходит ли человек в следующий этап. Знает и умеет CRM — отметил, понимает электронную коммерцию — отметил, и так далее.

Параллельно в PepsiCo устроился работать мой друг. Ещё два прекрасных человека обслуживают компанию на стороне агентств. Я собрал максимально возможные данные о состоянии digital-маркетинга компании. Ранее я получал сигналы, что сотрудники отдела интернет-маркетинга (для простоты назовем его так) чуть ли не 60% своего времени уделяли бумажной работе. Это настораживало. Положительные отклики о digital-экспертизе PepsiCo были большим исключением.

Дальше — больше. Я узнал, кто поставляет PepsiCo CRM-решения, зарегистрировался в базах, получил письма-отбивки и сделал для себя вывод, что поставщик работает очень сомнительно. Даже позвонил в офис компании. От лица руководства мне обещали перезвонить, но так этого и не сделали.

По непроверенной информации, PepsiCo формирует чуть ли не 80% бизнеса CRM-поставщика. Последний — не публичная компания. Данный факт вызывает много вопросов.

Назначили встречу с руководителем отдела маркетинговых коммуникаций (Натальей Игнатович — прим. ред.). Стоит отметить, что подобного отдела не существует в других странах — только в России. Его руководитель, бывший специалист «Вимм-Билль-Данн», ценой, наверняка, нечеловеческих усилий добилась формирования и успешной работы отдела.

Знающие люди говорят, что маркетинговые коммуникации в digital-маркетинге играют роль «рук», но руководитель опровергла данную информацию.

Любопытно, что в PepsiCo digital-менеджеры работают не только непосредственно с агентствами (маркетинговые коммуникации), но и с брендами на всю восточную Европу. Это отдельные команды, поэтому количество digital-менеджеров в PepsiCo стремится к 20.

Встреча с руководителем маркетинговых коммуникаций прошла идеально. Да, у нас серьезная разница в возрасте, но мне импонировала жизненная и профессиональная позиция данного человека. Сложно сказать что-либо о данной встрече — это был своеобразный рентген. С одной стороны — человек, который «накопал» очень много инсайдерской информации о PepsiCo, а с другой — «куратор» данной вакансии.

Я думал, что меня будут активно расспрашивать на предмет глубоких познаний в digital-маркетинге, но нет. Никаких технических особенностей, никакого стресс-теста и прочего. Вышел со встречи очень вдохновенным.

Внезапно мне пришло письмо-приглашение на разбор бизнес-кейса. Причем с окном в пять дней. Соглашаюсь, чтобы быстро отстреляться, хотя до этого я ни разу не решал бизнес-кейсы.

Решил разузнать у тех, кто ранее сталкивался с подобными тестами. Получил противоречивые отзывы: одни люди говорили, что меня будут проверять на примере любого из возможных бизнес-кейсов, другие уверяли, что работа будет сфокусирована в моем поле деятельности. Поэтому я сосредоточился на штудировании digital-стратегий, а оказалось, что в итоге «занимался» слиянием двух компаний.

Мягко говоря, никогда раньше не сталкивался с подобным заданием. Времени было отведено мало — примерно полтора часа. Больше часа ушло на ознакомление с разрозненными материалами: около 40 листов формата А4 на английском, на которых данные, пресс-релизы, графики, таблицы. Думал, что презентовать буду на русском (со слов HR), а оказалось, что на английском.

Три человека принимали «защиту» кейса: HR бизнес-партнер, руководитель маркетинговых коммуникаций и HR-менеджер. Оперативно отстрелялся, честно ответив, что решил задачу на тройку по 10-балльной шкале. Правда, в случае решения подобных кейсов никто не ждет идеального решения. Хотят посмотреть на логику мышления человека, его презентационные навыки, понимание бизнеса крупных компаний и так далее. И да, в кейсе я не встретил слова «digital», «Facebook» и «CRM».

Мы распрощались. Мне обещали позвонить до конца недели. Не позвонили. Написал письмо — HR-менеджер ушел в отпуск. С тех пор прошел чуть ли не месяц — тишина. Это очень плохо характеризует компанию, но данная заметка не об этом.

Позже я узнал, что чуть ли не «полрынка» ходило на собеседование на эту вакансию, что PepsiCo по полгода рассматривает кандидатов, что требования к данной вакансии очень менялись, что предыдущая структура была расформирована, в том числе, ввиду её несостоятельности, что с CRM они носятся уже несколько лет .

Решил для себя идти дальше. Ретроспективно возвращаясь к процессу собеседования, я спрашиваю себя: «А где я мог допустить ошибку?» Нахожу её в информации HR-менеджера, который рисовал схему из двух подчиненных, а на деле их оказалось чуть ли не семь.

И если мое восприятие позиции Head of digital было сосредоточено на работе с внутренними целевыми группами (руководителями бренд-групп, руководителем маркетинговых коммуникаций и маркетинг-директором), то на деле мне нужно было управлять командой digital-менеджеров. В последнем случае от кандидата ждут сильных управленческих навыков, фокуса на результат и удовлетворения потребностей внутренних стейкхолдеров. А это уже совсем другая песня, растянутая через два собеседования и решение бизнес-кейса.

Акцент нужно было делать не на глубоких познаниях в предмете, а на эффективном управлении командой. Ведь по сути digital-менеджер — это аккаунт или управляющий проектом от бюджета до выполнения KPI.

Еще важный момент, который я бы «переиграл» в данной истории, — узнал бы лучше руководителя маркетинговых коммуникаций: каким наибольшим достижением она гордится за время своей работы в PepsiCo, какой стиль менеджмента исповедует, каким новым вещам обучается, каким видит роль департамента через пять лет . Ведь работа — это не только процессы, но и люди. Невозможно успешно развиваться, если руководитель — номинальный человек, а не сильный лидер.

Рассматриваю подобную историю как опыт. Он помог мне посмотреть на рекламодателей их глазами, понять ожидания от собственных сотрудников, структуры отделов в компании, зоны ответственности. Вдохновил на то, чтобы сфокусировать свою учебу на управленческих и лидерских качествах. Помог посмотреть на проблемные ситуации как на кейсы, которые можно решить.

И если раньше, когда ты бился о стену непонимания, опускались руки, то сейчас, напротив, есть силы и желание настраивать управленческие процессы, совершенствовать организации и находить смысл их существования.

Отдельно стоит отметить, что мир белых воротничков, безусловно, обладает известными качествами, но, если внутри ты способен найти для себя смысл своей самореализации в рамках крупной пирамиды — он поможет тебе двигаться вперед. Без четкого целеполагания внутри организации профессионал может быстро погрязнуть в бюрократии, отсутствии «проактивности» и «визионерства».

Меня же лечила вера в change management — когда самого неудовлетворительного рекламодателя можно сделать успешным, вдохновляющим и обожаемым партнером.

***

Менеджер по развитию бренда работодателя PepsiCo Надежда Рогулева прокомментировала ситуацию по запросу редакции vc.ru.

Компания PepsiCo тщательно подходит к подбору сотрудников, которые будут развиваться вместе с организацией. Это непростой процесс. Особенно, когда речь идет о подборе в относительно новые направления, которые сейчас активно развиваются в России, такие, как например, коммерциализация или digital. В связи с этим поиск компетентного специалиста действительно может занимать достаточно продолжительное время.

Мы благодарны Николаю за отклик и приносим извинения от лица компании за то, что ему не была дана своевременная обратная связь. Мы, безусловно, понимаем, насколько важно для каждого кандидата быть в курсе результатов на всех этапах оценки.

— Надежда Рогулева, менеджер по развитию бренда работодателя PepsiCo

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на marketing@vc.ru.

Теги
Рубрика «Маркетинг» выходит при поддержке проекта «Одноклассники»

Заметка на Facebook странице Николая Сюсько — его сугубо личное мнение. Мы не разделяем его восприятие компании PepsiCo, да и не можем судить о внутренних, не знакомых нам, процессах другой компании. Более того, со дня размещения заметки Николай не является сотрудником JAMI по обоюдному согласию.

Наш личный, пусть и небольшой, опыт взаимодействия с командой PepsiCo оставил впечатление о продуктивном и профессиональном подходе к делу.

Очень грустно, когда в топовых компаниях столько проблем.
Тоже сталкивался с тем, что люди не понимают множество вещей при наборе персонала:
1) открывают новый отдел - не знают для чего, лишь бы было;
2) не имеют понятия что необходимо от сотрудника;
3) узнают у соискателя как надо вести бизнес и как за полчаса привести бизнес к успеху;
3) не понимают роли сотрудников от мелких до ключевых;
4) путают роли/должности/ профессии
---
Когда ты приходишь в такую компанию с определенном багажом хочешь чему-то научится, попасть в бизнес отлаженными коммуникациями и обязанностями. Либо все это с нуля делать самому, но за большие деньги.

Буквально за пару минут до публикации данной статьи, получил ответ на отклик на вакансию, что "в результате конкурса CV мы не готовы сделать Вам предложение по данной роли". ) Совпадение?

И зачем это выносить в открытый доступ? Вау, корпорация ищет человека по полгода! Вау, в корпорации бюрократия! Вау, корпорация не ответила на мое письмо!

Вы первый раз с корпорациями имеете дело, что ли?!

Это своего рода тоже поиск работы, наверняка кто-то из работодателей уже приметил Николая Сюсько.

Прекрасно.
Правда ни для кого не секрет, что HR в мультикорпорациях при найме ТОПов готовы ебать гусей месяцами. Ответного гудка можно ждать бесконечно.

0

сорян, случайно ткнул

Работал с PepsiCo на заре своей юности :) Выполнял проектную работу по автоматизации учета товара (для логистов). Из впечатлений:
- Нельзя доверять такую работу студенту 4ого курса (по завершению работы даже написал им служебную записку, что они должны нанять специалистов и переписать мой код) + решение нанять именно меня мне показалось странным (были кандидаты сильнее).
- Очень и очень приятные люди в общении (вот прям позитивные)
- Логисты с зарплатой в 25К сидели в офисе, где метр в месяц стоит 30К
- Бесплатные автоматы с колой и чипсами в офисе - ЗЛО

В целом, да - все очень странно и местами нелепо. Но мне кажется, что эффективности никто и не ожидает - все и так не плохо.

0

Про метр за 30 - это шутка, да?

0

Скорее всего в год, просто молодой человек попутал. Да и то дороговато, Moscow City какой-то.

0

БЦ "Павелецкая Плаза"

0

Опечатка. Метр = Место. Думаю, что я еще сильно занизил стоимость.

0

Мы на Таганской сидели с ценой дешевле 16000 м/год.

www.cian.ru/rent/commercial/147405989/
20 000 руб/кв.м/год в этой плазе.

В больших компаниях много таких проблем и бюрократии.
HR в том же яндексе работают тоже через одно место.

0

Николай молодец, не стоит на месте!

0

В принципе, в статье неплохой, но все же поверхностный взгляд на внутреннюю кухню иностранной корпорации в РФ. Если начать реально описывать все в подробностях, то можно развернуть неплохой такой срач. :)))

0

Согласен. И не только в РФ.

Однако, порадовал ответ менеджера PepsiCo, сбавивший градус всей статьи. Срач с таким менеджером не получится.

Заметка на Facebook странице Николая Сюсько — его сугубо личное мнение. Мы не разделяем его восприятие компании PepsiCo, да и не можем судить о внутренних, не знакомых нам, процессах другой компании. Более того, со дня размещения заметки Николай не является сотрудником JAMI по обоюдному согласию.

Наш личный, пусть и небольшой, опыт взаимодействия с командой PepsiCo оставил впечатление о продуктивном и профессиональном подходе к делу.

Синопсис истории Николая: "Не прошёл собеседование. Обиделся."

Иностранные компании FMCG это уже давно советское производство, по разведению овощных культур.

Прямой эфир
Узнавайте первым важные новости
Подписаться