Лого vc.ru

Опыт российского проекта Pochta.fi: Запуск стартапа в Европе и интеграция с финской таможней

Опыт российского проекта Pochta.fi: Запуск стартапа в Европе и интеграция с финской таможней

Елена Дешпит, сооснователь сервиса Pochta.fi, позволяющего создавать почтовый адрес в Финляндии для покупки товаров из Европы и последующей пересылки в Россию, написала для ЦП колонку о том, как запускался проект, с какими сложностями столкнулась команда, а также дала советы предпринимателям, которые планируют открывать бизнес в Европе.

Поделиться

Елена Дешпит, сооснователь сервиса Pochta.fi

Когда на ранних этапах мы обсуждали идею и цели компании Pochta.fi, мы точно понимали несколько вещей: во-первых, нам предстоит работать на территории ЕС, а это несет свои особенности, во-вторых, наше ПО в любом случае будет в России и тут вопрос, насколько это вообще реализуемо. Ну и еще немного мелочей, связанных с формальностями работы с учетом особенностей нескольких стран.

Наиболее важным и масштабным для нас стала разработка нашей системы, а также её интеграция с финской таможней. Этот процесс занял у нас несколько месяцев напряженной работы, преодолевания различных трудностей, а также осознания, что выход на международный рынок не так уж страшен.

Мы хотели бы поделиться некоторыми своими открытиями — они, возможно, будут полезны тем компаниям, которые хотят начать свой бизнес в Евросоюзе, но пока не знают, с чего начать.

Как выбрать страну

Если вы только начинаете задаваться такими вопросом, то у вас есть шанс очень сильно упросить себе жизнь. В Финляндии, скорее всего, как и в любой европейской стране, планомерно происходят улучшения жизни граждан, на что выделяются различные гранты, субсидии и так далее.

Кроме этого, существуют организации, которые занимаются развитием регионов, готовые помогать не только советами, маркетингом, но и непосредственно финансированием компаний, помогающих этому региону процветать. Например, если вы задумались о стартапе в Котке, Хамина (направление Хельсинки, Финляндия), то пообщайтесь с компанией Cursor OY, на их сайте можно найти активные проекты, которыми они занимаются, полезную информацию для компаний, желающих выйти в этот регион, а также информацию для частных лиц, если они просто решили переехать и не знают, с чего начать.

Если вы помогаете развивать регион, то компании абсолютно неважно, русские вы, финны, шведы. Кроме этого, есть неплохой ресурс invesdor.com, где стартапы могут получить инвестиции взамен своих акций.

Онлайн-система работы с таможенными документами и грузами, с которой мы хотели начать работать, финская таможня запускала в начале 2015 года, и мы были в числе первых компаний, подтвердивших свои возможности и допущенных к подключению. Часть нашей команды составляют логисты, которые интересуются своей сферой, узнают про все новости, благодаря чему мы и смогли попасть в число первых.

Пока таможенная служба готовила систему к публичному запуску, мы разработали ПО, позволившее нам быстро проходить тестовые сценарии, помогать таможне отлаживать их свеженаписанные сценарии тестирования, выяснять недокументированные нюансы процесса и параллельно дорабатывать нашу систему. В итоге мы успешно со всем справились и запустили интеграцию раньше остальных участников.

Как преодолевать языковые трудности и проблемы разных менталитетов

Компания начиналась с нескольких друзей, часть из них живут в Санкт-Петербурге, часть — в Финляндии. На протяжении долгих лет те, что жили в Питере, просили своих «финских» друзей принимать у себя посылки, которые не доходят до России. Платили финские пошлины и часто приезжали в гости за своими покупками. В какой-то момент стало понятно, что есть более удобный способ покупать качественные недорогие вещи онлайн. Так родилась идея создать Pochta.fi.

Непосредственно переговоры с таможней взял на себя наш финский сооснователь, как русский финн он хорошо знает языки, русский и финский менталитеты и смог выстроить правильный эффективный диалог. Если бы в числе основателей не было бы финнов, мы бы обратились к какому-то местному партнеру.

Очень важно понимать, что можно, что нельзя, как себя вести. Мы уяснили для себя, что с одной стороны таможня — это государственное учреждение, мы никогда не опаздывали, никогда не срывали сроки и не ставили под сомнение вопросы или комментарии. С другой же стороны, все мы люди, поэтому когда договоренности были достигнуты, мы вели себя адекватно и по-дружески, могли пошутить, могли попросить пойти нам на встречу, помогали сами чем могли.

Мы полностью погрузились в рабочий процесс, в который нам нужно было интегрироваться. За два месяца работы над интеграцией мы не только изучили все до мельчайших подробностей, мы практически научились также мыслить, предугадывать следующий шаг и опережать его. Перемещение любого груза на территории Финляндии или Евросоюза, или любой другой страны, сопровождается соответствующим документом. Причем документ нужно не просто создать, напечатать, его нужно открыть специальным образом, после его использования его нужно закрыть.

А груз нельзя перемещать пока предыдущий документ не закрыт правильным способом. До начала 2015 года каждый такой документ формировался у таможенных агентов, открывался путем проставления штампа в таможне (нужно было каждый раз ездить на границу), только после этого документ вступал в силу, закрывался он таким же образом. В начале года и таможня, и все компании, кто хотел первыми пользоваться онлайн-системой обмена информации столкнулись с тем, что целую сферу логистики нужно фактически заново организовать, заново продумать все действия, весь документооборот и все последствия.

Западная система ценностей вам в помощь

Интеграция с информационными системами финской таможни оказалась на редкость продуманной и хорошо описанной процедурой, у компании есть общий фреймворк Direct Message Exchange c подробной документацией (на финском и английском языках), форматами электронных сообщений, примерами реализации и тестовых данных.

Электронный документооборот построен на основе Universal Business Language, стандартизированного и распространенного в Европе формата электронных документов обращающихся в EDI, что характеризует зрелость подхода и повышало наши шансы на успех.

Первое впечатление самое правильное

Чем нам действительно понравилась Европа — там всё достаточно стабильно, условия не меняются изо дня в день. Прежде чем браться за разработку программной части, мы изучили рынок подобных систем, опыт похожих на нас компаний. Поняли, что готового решения с нужными нам свойствами на рынке не просматривается, и решили «пилить» самостоятельно.

Расчехлили методичку по Service Design, прошли несколько кругов проектирования, нашли правильное направление и проработали его до максимально доступного нам уровня детализации. Учитывая, что мы никогда не занимались международной логистикой, интермодальными перевозками, таможенной очисткой, то получилось неплохо. Мы до сих пор пользуемся основными решениями продуманными в самом начале. За основу для программной системы взяли готовую e-commerce платформу и хорошенько ее доработали под наши нужды по проработанным сценариям.

После начала работы мы столкнулись все с теми же проблемами в менталитетах. Мы не были готовы к тому, что вся Финляндия практически встает в 16:00 и уходит с рабочего места, при этом мало кого волнует, что что-то сломалось, что-то не работает, вы получите только один ответ — рабочий день окончен, все вопросы завтра. С этим, конечно, практически невозможно смириться и совершенно невозможно бороться, поначалу мы пытались, но потом все-таки пришли к выводу, что нужно просто заранее быть ко всему готовыми.

Бывают и совсем курьезы, как-то раз отключился интернет, до смешного везде, мобильный интернет тоже не работал. Автоответчик компании, которая занималась поломкой сообщил нам, что «да, авария, как починим, напишем на сайте», и это все абсолютно понятно финнам, но не русским клиентам.

Часть, которая касается непосредственно бизнеса в Финляндии

Надо сказать, что регистрация компании в Финляндии — это совершенно осознанный шаг. В нашей стране вам скорее нужно оплатить счет, чтобы получить услугу, и неважно, белая у вас компания, не очень, счет оплачен, значит все ок.

В Евросоюзе без VAT-номера (фактически ИНН) никуда, вы не получите доступ к государственным сервисам, не сможете работать с юридическими лицами, не сможете практически ничего делать.

Регистрацией компаний занимается Торговая палата, а также Магистрат — аналог нашего ЗАГСа, правовая регистрационная служба.

В принципе, как и в России, нужно заполнить все необходимые документы, оплатить налог (который зависит от сферы деятельности) и внести уставный капитал. Минимальный порог также зависит от сферы деятельности, но все-таки сильно выше, чем в России — в среднем несколько тысяч евро.

Что хочется отметить, так это комплексный подход: оформить просто ООО не получится, нужно приходить с полным пакетом: название, бренд, логотип, цвета. После этого начнется проверка, если ваш фирменный стиль напоминает какую-то уже зарегистрированную компанию, вас отправят думать дальше. И абсолютно единственный вариант тут — создавать свой стиль, свой бренд и отличаться от других.

Также нужно помнить, что все бюрократические правила здесь «живые», если вы создаете акционерное общество, то готовьтесь все изменения и решения подкреплять протоколами заседаний совета учредителей.

Чтобы запустить сервис, мы прошли длинный путь: получили Katso ID-идентификатор зарегистрированной в Финляндии компании, по которому доступны электронные сервисы таможни, налоговой и социальных служб, открыли банковский счет компании (что оказалось совсем не простым делом), оформили больше 10 лицензий на таможенную брокерскую деятельность, прошли проверку для получения сертификата электронной подписи от Finnish Population Register Centre (VRK), получили аккредитацию в таможне на использование Electronic Data Interchange (EDI) и множество других менее значимых, но обязательных процедур.

Рынок таможенных услуг довольно консервативный, тем более в Финляндии — это не самое бойкое место, где новые компании появляются каждый день, и при взаимодействии с каждой новой для нас официальной финской организацией мы проходили весь спектр отношений к нашей идее от опасения до осторожного интереса и поддержки.

Чего же мы добились

Благодаря этой интеграции сейчас все, что нужно клиенту Pochta.fi — это внести информацию о своей покупке в личный кабинет (например, вейк-борд — 200), приехать на точку выдачи и забирать посылку.

И самое главное для нашего бизнеса — мы не перекладываем на себя эти операции, мы автоматизировали и оптимизировали все процессы и высвободили свои бизнес-ресурсы. За счет этого мы можем предоставлять свои услуги дешевле, чем другие игроки рынка.

Так, доставка небольшой посылки от 1 до 5 кг из Америки будет стоить всего 20 евро — это финальная стоимость, к которой не добавится абонентская плата, оплата приемки посылки или ее обработки. Европейские посылки стоят 15 евро вне зависимости от габарита и веса.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

выходит 15 - 20 у.е. это за "адрес" в Финляндии? доставку из интернет магазина я оплачиваю отдельно?

А потом еще за доставку из Финляндии в РФ, я понимаю?

0

Денег на стартап бы не дал. Применимость очень ограниченная - только питерцы.

Плюс в США есть свои форвардеры, в Италии свои, в Японии и Китае тоже есть. А вот Финляндия интересна только тем кто туда может доехать и так.

Более того нет проблемы послать на ближайшую почту у границы посылку себе до востребования.

И очень важный вопрос вырешили проблемы, что клиент должен при получении посылки оплатить финскую таможенную пошлину, а потом ее вернуть на границе?

0

Денис, наши посылки не облагаются финскими пошлинами.

0

Чуть больше детализации в тарифах, 20$ за все звучит как то неправдоподобно. А так идея не нова, но реализация крута!

Да, еще. На сайте примеры про тренч туфли за космические рубли лучше заменить на что-то более дешевое. Не думаю, что люди, которые покупают лабутена и берберри будут пользоваться вашим сервисом. Они так слетают в милан на распродажу. Имхо

Ошибочное мнение. Гораздо больше модниц, покупающих люксовые вещи на последние деньги, либо в кредит.

Виталий, в случае с посылками из США, в 20 евро входит доставка от американского склада до пункта выдачи в Финляндии.

0

Круто, открою такой же вагончик, на российской стороне границы, и буду барыжить б/у электроникой и одеждой с распродаж, благодаря вашему сервису доставка стала доступной. Наконец у меня будет свой стартап!

Дмитрий, Вы можете приехать к нам в гости в Финляндию, познакомиться с нами и убедиться в правдоподобности сервиса :) Кстати, некоторые наши клиенты заказывают вещи, например, на net-a-porter, хотя наверное могли съездить в Милан или Париж :)

0

Я никуда ехать не собираюсь. Был в Финляндии в январе этого года. Мне хватило)). Речь о том, что людей про, которых вы говорите - единицы. Вам нужно ориентироваться на масс-сегмент. И раз уж удалось наладить таможенные договоренности с Финами, теперь и с Рашкой надо. Чтобы не ездить за посылкой в Финляндию, а ждать её дома.

Можно взглянуть на статистику откуда вы берете цифры?

0

Уточните, пожалуйста, вопрос.

0

вообще, этот сервис ориентирован на СПб и Ленобласть. Не все можно переслать в Россию (последние примеры с Moto X, Kindle Paperwhite 2015 и макбуками доставляют), а питерцам смотаться в Иматру за продуктами - это как из Южного Бутово в ЦУМ съездить - вопрос свободного времени только.

Дмитрий, мы дадим Вам знать, если появится надежный партнер для доставки в Россию. Только для этого нужно оставить нам свою почту :)

0

Хорошая статья. Елена, вы сейчас в Финляднии или в России живете?

Пара замечаний:
1. Курсор мало чем помогает, просто ребята сидят на бюджете г. Котка ))

2. "оформить просто ООО не получится, нужно приходить с полным пакетом: название, бренд, логотип, цвета." - это не так. Надо только название и, что самое необычное, счет в банке. Т.е. сперва счет, потом регистрация. И самое сложное - именно открыть счет.

0

1. Ну может быть :) Пока вроде бы пытаются помочь и сотрудничать.
2. Чтобы открыть юр лицо, нас долго проверяли, так как наш основной цвет - оранжевый чем-то напоминал цвета финской почты, может это скорее исключение, а не правило, но это наш опыт.

Странно )) в форме регистрации компании нет поля "ваш логотип"

0

т.е. чтобы забрать посылку из сша надо съездить за ней в финляндию? или я что то не так понял?

не воспринимайте близко к сердцу, это же стартап

Фишка была в том что ожидалось изменение лимитов с тыщи баксов до 150 и может еще меньше. И тогда какая-то часть жителей с.-з. стала бы пользоваться. Но вот не случилось. А вообще конечно в европейских интернет-магазах есть смысл покупать только электротехнику и что-то совсем специфическое. В американских магазинах все дешевле. Стартап конечно стремный

Да и это достаточно удобно для жителей С-Пб, Ленинградской области, Карелии.

А почему не заказать доставку на обычный адрес в России?

Павел, нашим сервисом пользуются в том случае, если магазин не везет в Россию или стоимость доставки сильно завышена. К тому же, почтой можно получать товаров только на 1000 евро в месяц.

0

На сайте и в статье ничего не нашёл про это: "и последующей пересылки в Россию"

Мы выдаем наши посылки в Финляндии, каждый клиент может забрать посылку сам или попросить друга. Отправить почтой в Россию наши посылки нельзя, поэтому чаще всего клиенты просят своих друзей из Питера забрать посылку и уже на территории РФ отправить почтой в любой город.

0

"Попросить друга"-мой стартап просьба не занимать!кто не понял-буду забирать посылки и отправлять из питера по всей России. Выпью смузи и начинаю думать над логотипом, фирменными цветами!

0

При регистрации компании в Финляндии вообще никаких логотипов и фирменных стилей не требуют. Возможно, проблемы могут возникнуть при регистрации торговой марки, но в вашем случае это абсолютно другая история. К тому же регистрация компания в Финке абсолютно такая же, как и в России за исключением бумажной волокиты. Наверно, автор имел ввиду, что при защиты идея и пути, при котором компания идет путем дотаций и всевозможных льгот, гос органы изучают как и бизнес идею, так и всё остальное, в том числе логотипы сайты и так далее. У меня возникает лишь один вопрос. Компания существует уже порядка года, если не больше, она операционно прибыльна?

Роман, Вы правы, мы естественно регистрировали помимо юр лица, торговую марку, бренд и все остальное. Компания работает с декабря 2014, года еще нет :)

0

Елена, хороший стартап! Спасибо за подробное описание всех ваших действий. Интересует вопрос, как вы разбили доли каждого из участников бизнеса? Вы составляли какой-либо договор между вами или по устной договоренности?

Артем, спасибо за комментарий. Прошу прощения. пропустила вопрос. Мы устанавливали доли участников с помощью договора.

0

Если не секрет, как распределяли доли? По какому принципу? Очень интересен ваш опыт.

0

Артем, у нас два основных направления - ИТ и логистика, каждое из которых играет определенную роль и занимает определенную долю в компании, соответственно делятся и сотрудники, ресурсы и пр. По этому принципу делили доли участников бизнеса в том числе.

0

А не вы перевозите часть груза продавцам на алиэкспрессе?

0

Среди наших клиентов достаточно много мелких предпринимателей, где именно они зарегистрированы, на какой площадке мы не знаем.

0

Интересно, кто с таким курсом в принципе будет что- то покупать за доллары и евро сейчас?

0

А это - абсолютно бесполезный комментарий о том, что Елена очень красивая.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Andrew Boiko
interService

Ну ок, вот я проинвестировал в какую то компанию РФ, директор чего то там накосячил, ко мне что органы прийдут долги по той компании изымать ? А если этих компаний скажем 100 ? (привет Журбе)

Тут пожалуй хорошо подумаешь инвестировать в РФ или нет, рисков и так достаточно (валютные, суды ...)

Путин разрешил налоговикам требовать долги компаний с их владельцев и учредителей
0
Антон Соколов

Куда на лечение этой дуры скинуть?

Касперская объяснила своё предложение о передаче «больших данных» россиян государству
0
Alexander Kanenko

(Не перестану).

Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии журнала
0
Alexander Kanenko

(Шутка).

Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии журнала
0
Alexander Kanenko

Я тогда перестану красть HBR в супермаркетах.

Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии журнала
0
Показать еще