Лого vc.ru

Новые виды онлайн-страхования: от порномести до дронов

Новые виды онлайн-страхования: от порномести до дронов

Управляющий партнёр сингапурского венчурного фонда Life.SREDA Владислав Солодкий написал для vc.ru колонку об «иншуртехе» — технологиях в области страхования. Автор рассказал, в чём особенности этого рынка, от каких новых угроз люди будут страховаться в ближайшем будущем и какие компании могут выиграть от развития сферы.

В исследовании «Деньги будущего» отмечается, что иншуртех (insurtech — insurance technologies — инновационные онлайн-сервисы в области страхования) стал активно расти 2 года назад. За последний год на эту вертикаль финтеха пришлось $3 млрд новых инвестиций (из $21 млрд в финтехе).

Направление является одним из наиболее перспективных (люди ненавидят страховые, а индустрия высокомаржинальная) — и наверняка в течение года, максимум двух, выделится из финтеха в отдельное самостоятельное направление.

Казалось бы, $3 млрд — это много, но для примера: только на рекламу автострахования в США тратят в год около $6 млрд. То есть на то, чтобы прорекламировать себя как «инновационные» и «клиентоориентированные» компании, страховщики тратят в два раза больше, чем новые игроки на то, чтобы реально создавать такие компании с нуля. Сейчас из более чем 5000 компаний в финтехе — около 500 стартапов приходятся на иншуртех, из них 100 появились за последние 18 месяцев.

Появление и бурный рост использования новых онлайн-сервисов и гаджетов ведёт к появлению новых рисков — которые ведут к появлению новых пяти типов страхования.

Например, ряд стран (Китай, Индия, Южная Корея, Мьянма, Новая Зеландия, Великобритания) столкнулись с таким явлением как revenge porn ( порноместь), когда кто-то умышленно или случайно находит или крадёт ваши фотографии или видео в обнаженном виде, и потом либо выкладывает их в интернет (нанося моральный и репутационный ущерб), либо шантажирует, что выложит их, вымогая деньги. Стартап Chubb Insurance недавно вышел на рынок с продуктом, который страхует такого рода риски. Проблема порномести в России также становится всё более и более драматичной.

Бурный рост продаж дронов, которые в ряде стран уже повсеместно используются для организации съемок, видеонаблюдения, логистики и в других отраслях, ставит перед нами вопрос: кто застрахует вашего дрона? Его могут «угнать», перехватив управление через вирусы, другой дрон может атаковать его в воздухе и сломать, — чем начало страхования дронов будет отличаться от старта страхования автомобилей когда-то? Компания AIG запустила недавно пилотный продукт для такого рода случаев.

В финтехе одним из популярных направлений является p2p (person-to-person) — на страховании оно сказалось незамедлительно. Такие новые игроки как Lemonade и Friendsurance предлагают группам людей, которые хорошо знают друг друга, создавать «пулы». Например, вас 20 друзей или коллег — и вы скинулись в такой пул по $1000 на ближайший год. Если с кем-то из вас случится неприятность — у вас есть прозрачный для расходов «кошелек» на всех, из которого будут производиться выплаты.

Если ничего за год не произошло — все деньги распределяются обратно между участниками. Площадка берёт только фиксированную комиссию: что снимает вопрос конфликта интересов (выплатить эти собранные деньги как дивиденды акционерам, или помочь клиенту в страховом случае?) и возвращает индустрию к истокам взаимного страхования.

Рост sharing economy («экономики обмена» — сервисов типа Uber, AirBnb, WeWork) порождает новый класс занятости и отношений между работниками и работодателями. Те, кто возит людей, подключивших к приложению Uber, или сдаёт квартиру через AirBnb, или офис через WeWork, — кто в этот момент страхует как риски этих водителей и арендодателей, так и их пассажиров и арендаторов? Стартапы типа Slice Labs фокусируются только на этом сегменте.

Вирусы, взломы, фишинг и прочие онлайн-преступления способствуют появлению стартапов по страхованию от киберпреступлений. По оценке PwC, сейчас в США порядка 10 компаний поставляют такого рода услуги — в ближайшее время ожидается рост до 50: текущие генерируют $2,7 млрд премий, и к 2020 году рынок вырастет до $7,5 млрд. В исследовании Verizon 2016 Data Breach Investigation Report указывается, что наиболее уязвимыми для такого рода преступлений становятся малые и средние бизнесы — до 62% потребителей может приходиться на этот сегмент.

Особо надо выделить то, что границы между insurtech и healthtech (инвестиции в инновационные онлайн-медицинские сервисы за последний год составили $6,8 млрд) постоянно стираются благодаря тому, что и те, и другие работают на базе анализа big data.

Сервисы, которые позволяют записываться через онлайн к врачам или прямо в онлайне «принимать пациента», приложения, которые анализируют данные о скорости и агрессивности вождения автомобиля во время движения, потребляемой пище, настроении и депрессиях, «подсасывают» данные с фитнес-трекеров и смарт-часов, считывают данные с датчиков в офисе о том, сколько курильщиков вас окружают в повседневности, и тысячи других факторов, — так или иначе сейчас монетизируются за счет интеграции со страховым бизнесом.

Если 90% новых идей такого рода сервисов приходят из США, то в области имплементации в повседневной жизни китайские компании (типа гиганта PingAn) являются одними из ярких лидеров. Впрочем, в Стране восходящего солнца бывают перегибы в применении инноваций. Недавно одна p2p-площадка брала залогом с заёмщиц их фотографии в обнаженном виде (потом, эти фотографии «всплыли» на других сайтах). Другой — в виде залога по такого рода кредитам обеспечением использовал дорогой алкоголь. Третий и четвертый — в онлайне размещали ролики, как руководство публично порет провинившихся менеджеров, а сотрудниц заставляет целовать руководителя в губы при приходе на работу. Пятый — для анализа кредитоспособности онлайн-заёмщиков подсылает «шпионов» ковыряться в мусоре рядом с домом.

Китайские власти также не отстают — сейчас идёт активное обсуждение о том, что они планируют прорейтинговать всё население страны на основании данных от их смартфонов, запросов и активности в интернете (кто смотрел первую серию третьего сезона сериала «Черное зеркало», хорошо поймет, о чем идет речь).

Россия пока что не участвует в индустрии иншуртеха, хотя для этого есть множество возможностей (и не только странные предложения от Натальи Касперской в стиле вышеперечисленных «инноваций» от китайцев). Такие компании как «Инвитро» (офлайн-лаборатории по сдаче анализов, которые присылают их результаты потом через интернет), Acronis (хранение, безопасность и бэкапы данных для компаний) и «Лаборатория Касперского» (антивирусы) могли бы стать неожиданными, но уникальными и успешными игроками в такой новой индустрии.

Как уже упоминалось, в иншуртех большинство стартапов сейчас связаны с обработкой «больших данных» (которые уже есть у того же «Инвитро»), которые потом позволяют людям лучше анализировать свое здоровье, а также предоставлять эти данные в страховые (и получать, например, большие скидки, если ты внимателен к своему здоровью).

Если я пользуюсь смарт-часами с фитнес-трекером и «умными» весами — и я хотел бы и эти данные залить в мой личный кабинет, а потом посмотреть корелляцию с анализами из лаборатории, если она есть, то потом мог бы, помимо скидок, получить какие-то советы в онлайне, или тут же записаться к врачу.

Либо вообще этот сервис мог бы быть не только дистрибутором «больших данных» и быть брокером лидов для страховых — а сам страховать риски клиента: со своего баланса или делать это на базе p2p.

У «Инвитро» — огромная клиентская база уже и количество данных. У «Лаборатории Касперского» или Acronis — безупречная репутация в области кибербезопастности и хранения данных, а также развитый международный бизнес. Для этих компаний было бы проще завоевать доверие потребителей — а для себя найти новые комплиментарные ниши для развития бизнеса (на рынке есть огромное количество примеров, когда такие «новые ниши» становились быстро основными для текущих гигантов). Например, Amazon Web Services генерит 67% от прибыли всего Amazon, что в 2 раза больше их основного бизнеса теперь.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Статьи по теме
Наталья Касперская: «Большие данные россиян в интернете должны принадлежать государству»
Банк как сервис: почему финансовым структурам стоит превращаться в платформу вслед за Amazon
0

"_Стартап_ Chubb Insurance"
ЩИТО?
Хорошо хоть AIG не назвали "стартапом".

0

"В финтехе одним из популярных направлений является p2p (person-to-person) — на страховании оно сказалось незамедлительно. Такие новые игроки как Lemonade и Friendsurance предлагают группам людей, которые хорошо знают друг друга, создавать «пулы». Например, вас 20 друзей или коллег — и вы скинулись в такой пул по $1000 на ближайший год. Если с кем-то из вас случится неприятность — у вас есть прозрачный для расходов «кошелек» на всех, из которого будут производиться выплаты."

А вот это интересно...

Прямой эфир
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления