Лого vc.ru

Легализация через автоматизацию: как государство усиливает контроль над ресторанами и магазинами

Легализация через автоматизацию: как государство усиливает контроль над ресторанами и магазинами

Эксперты компании Poster подготовили для vc.ru колонку том, какие перемены ожидают рестораторов и владельцев магазинов после ряда нововведений в законодательстве. Мнения об автоматизации сферы высказали эксперты и участники рынка.

Нет контрафактному алкоголю

ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учёта алкогольной продукции) — пожалуй, один из самых трудных проектов нашей страны, который не раз корректировался, дополнялся, менялся.

Государство, наконец, всерьёз решило взять под контроль предприятия розничной торговли и общественного питания и исключить раз и навсегда контрафактную ликеро-водочную продукцию из оборота. По словам Людмилы Алямовской, коммерческого директора компании Tillypad, законодательство по ЕГАИС меняется крайне быстро, и это один из таких законов, за поправками в котором все участники рынка должны следить с большим вниманием.

Запуск ЕГАИС пришёлся на 2006 год, тогда декларировать оборот алкоголя обязали только производителей и импортёров. Компании, попавшие под раздачу, сдавали «Алкогольные декларации» раз в квартал, проверка данных проводилась условно, поэтому особых сложностей не возникало. Но этого властям стало мало, и в 2016 году они взялись отслеживать оборот алкоголя у розничных продавцов и предприятий общепита.

Согласно новым условиям, участники рынка обязаны фиксировать жизненный цикл каждой «бутылки» от завода до конечного потребителя, для этих целей предприятие должно быть оснащено электронными счётчиками, имеющими выход в интернет и связь с сервером Росалкогольрегулирования (РАР).

У компании есть всего 24 часа, чтобы отобразить движение продукции в системе, будь то закупка, продажа или списание, и передать данные с помощью мобильных сканеров со штрихкода и сети интернет, в случае проблем с соединением на это даётся три дня.

— соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster Родион Ерошек

Основной итог введения ЕГАИС – массовая автоматизация. И его можно назвать позитивным. Организации с суммовым учётом, которые раньше считали автоматизацию ненужным или дорогим удовольствием, сейчас обязаны подключиться к ЕГАИС, обновить оборудование.

Основные затраты уже сделаны: предприниматели купили компьютер в торговую точку, подключились к интернету, скоро купят «умную» онлайн-кассу и фискальный регистратор. У таких организаций есть все предпосылки, чтобы постепенно автоматизировать товароучет, сделать бизнес-процессы проще и эффективнее.

— Елена Лобова, эксперт сервиса «Контур.Егаис» компании «СКБ Контур»

В результате государство получило удобный инструмент оперативного выявления контрафактной продукции. Теперь весь оборот алкогольной спиртосодержащей продукции контролируется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (ФС РАР). Проверками компаний, торгующими алкоголем, занимается Роспотребнадзор и исполнительные власти региона.

Внедрение ЕГАИС было одной из мер борьбы нелегальной продукции в легальных магазинах, доля которой на конец 2015 года дошла до 25 %, что в переводе на деньги — 37 млрд рублей.

С нового 2017 года продажа алкоголя без соблюдения требований карается штрафом (до 200 тысяч рублей) с последующим лишением лицензии при повторном нарушении. Полностью завершить ввод ЕГАИС планируется 1 июля 2017 года — к этому времени в системе должны отображаться все данные об обороте алкоголя в стране.

По подсчётам аналитиков, благодаря системе с 2017 года государство будет получать дополнительно 30-40 млрд рублей акцизов

В Петербурге, по данным на июль 2016 года, к ЕГАИС подключись 94% розничных продавцов, в число которых входят представители ресторанной отрасли, на которых приходится примерно 40 % рынка розничной продажи алкогольной продукции.

До нового года практически все бары и рестораны работали с ЕГАИС по части подтверждения закупки, однако списание по-прежнему происходило вручную на основе журнала учёта алкогольной продукции. Однако в 2017 году требования ужесточились, теперь необходимо раз в три дня проводить списание остатков через систему.

— Людмила Алямовская

При этом есть и плюсы. Существенно облегчить учёт продукции и сократить издержки для общепита поможет разделение алкогольных лицензий для торговли и ресторанов. Запуск проекта намечен на апрель 2017 года.

Если раньше ресторан в центре города и сельский магазин платили за лицензию одинаково, то сегодня лицензирование дифференцировано с учётом того, что в ресторане алкоголь — это услуга, а в магазине — товар, что более справедливо.

Дифференциация позволит рестораторам нести меньше издержек. Работа баров-магазинов, где одновременно можно приобрести вино в розлив, и купить бутылку алкоголя, незаконна. Продавать закрытые бутылки в барах больше не получится. Теперь в заведении общепита с залом обслуживания можно будет торговать только вскрытыми бутылками.

— Елена Лобова

Ресторанному бизнесу есть куда двигаться, судя по примеру соседних стран, где достаточно сильно развита культура потребления алкоголя вне дома. «Например, в Западной Европе в барах выпивают около 40 % всего алкоголя, действующего в обороте страны, в России эта цифра меньше. И разделение лицензий создает благоприятные условия для развития именно такого сценария.

— Родион Ерошек

Начиная с 1 января 2017 года, ресторанам необходимо не только принимать поставки алкоголя в системе, но и проводить списания.

Но в отличие от магазинов, которым нужно с помощью сканера штрих-кодов фиксировать продажу каждой конкретной бутылки, в HoReCa достаточно зафиксировать факт раскупоривания бутылки и факт продажи, без считывания штрих-кода. Мы в Poster упростили процедуру — достаточно будет проводить инвентаризацию по бару и указывать количество закупоренных и раскупоренных бутылок. Poster сам позаботится о том, чтобы сделать необходимые перемещения и списания.

— Родион Ерошек

Облегчить перевод на новую систему учёта помогают автоматизированные сервисы.

Максим Платонов, владелец компании «ЗА Пивком», считает программную платформу ЕГАИС не слишком удобной. «Вся история с новой системой, с точки зрения глобальной конечной цели, я считаю, очень правильная, — поясняет эксперт. — Но вопрос в том, насколько технически и коммерчески адекватно всё сделано. Вся суть этого ПО в том, чтобы зафиксировать, сколько продукции ты закупил и сколько реализовал, по итогу квартала сформировать декларацию. Но пользоваться ей не слишком удобно, постоянно возникают ошибки».

Людмила Алямовская главным недостатком ЕГАИС для рестораторов считает ограничение по выбору поставщиков: «Из-за ЕГАИС закупать алкоголь в розничных точках рестораны больше не могут: все закупки осуществляются через официальных поставщиков, и данные обо всех перемещениях в обязательном порядке попадают в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Магазины с лицензией на розничную торговлю просто не могут продавать алкоголь ресторанам, исключение составляют сети, работающие с HoReCa по договорам в качестве оптовых поставщиков. Такой подход создал некоторым рестораторам неудобства, но абсолютно разумен с точки зрения заботы о потребителе. Можно предположить, что часть кафе, в меню которых отсутствовали алкогольные напитки, пересмотрят свои концепции. Требования для получения лицензии смягчаются, а стоимость госпошлины позволит включить в меню алкоголь даже тем заведениям, которые на это ранее не решались», —полагает эксперт.

Новые кассы

С 1 февраля вступают в силу дополнения к Федеральному закону № 54, регламентирующему использование контрольно-кассовой техники (ККТ). Суть изменений сводится к введению автоматизированной системы учета оборота всей продукции.

Главная проблема перехода на новые кассы состоит в том, что заводы не готовы в такие короткие сроки обеспечить всю отрасль новой техникой, при том что с 1 февраля 2017 регистрировать старые кассы уже нельзя. Полный переход на технику нового типа намечен на июль 2017 года. К этому сроку все старые кассы должны быть либо модернизированы, либо заменены новой контрольно-кассовой техникой. Таким образом, на переоснащение даётся лишь пять месяцев.

Участники рынка справедливо полагают, что это слишком маленький срок с учётом масштабов нашей страны, и дефицит техники и фискальных накопителей неизбежен.

Ввиду того, что стационарное оборудование стоит дорого, мы ожидаем массовый переход компаний на облачные виртуальные кассы, которые обладают тем же функционалом, что и привычные. Такой комплект (планшет, принтер, фискальный регистратор, сканер штрих-кода) стоит от 30 тысяч рублей.

Некоторые участники рынка ошибочно полагают, что облачные кассы предоставляют всем своим пользователям одинаковый продукт и медленно модернизируются. Наоборот, облачные сервисы могут значительно быстрее дописывать свое ПО под нужны клиента, чем те, кто поставляет стационарный продукт — конкуренция на рынке высока и компаниям нет смысла сдерживать развитие своих продуктов.

— Родион Ерошек

Что касается кассового ПО, то облачные решения обычно дешевле, чем привычные для ресторанов клиент-серверные аналоги. Стоимость подписки на подобный сервис составляет порядка 2 тысяч рублей в месяц. При этом у ресторатора появляется полноценный функционал для автоматизации работы его заведения: от управления складом, кухней, продажами и столами в зале до полноценных маркетинговых инструментов для работы с клиентами.

Страшно и дорого

Когда только начинали обсуждать закон, все было просто: кассу представляли в виде некого смартфона, откуда все данные мгновенно поступают в налоговую, а чек — на электронную почту клиента. Никаких бумаг, никакой отчётности, все автоматизировано.

Тогда ещё не было конкретных представлений об оборудовании и о том, как его защитить от взлома. Сегодня этой защитой служит фискальный накопитель. Какого-то более серьёзного контроля над несанкционированным вскрытием аппаратов пока нет. Между тем в надежной защите новых устройств от взлома убеждена Людмила Алямовская. «Данные надежно шифруются. К ККТ, к криптографическому устройству и фискальному накопителю, предъявляются обновленные, повышенные требования безопасности, включая защиту передачи данных», — подчеркивает она.

Кассы нового образца продаются уже со встроенным фискальным накопителем, а в старых — заложена возможность модернизации. Минимальная цена ККТ нового типа — 14,5 тысяч рублей. Модернизация старой кассы обойдется порядка 4—5 тысяч, при условии покупки фискального накопителя за 8,5 тысяч рублей получается сумма равная новой кассе.

Вместе с термином облачные или онлайн-кассы появилось и новое понятие ОФД — операторы фискальных данных, задача которых отслеживать движение товара и перенаправлять данные в налоговую. Появились и посредники, предоставляющие свои сервера для хранения и передачи данных. Минимальная стоимость годового обслуживания ОФД — 3,5 тысяч рублей. Любая дополнительная опция требует новых вложений. Например, SMS-чек — от 90 копеек с каждой покупки.

Эксперты обращают внимание на возросшие штрафы за нарушение правил работы с ККТ, которые вступят после наступления обязательного периода применения ККТ.

С 15 июля штраф за неприменение ККТ зависит от суммы расчёта, который был осуществлен без применения кассы. Для должностных лиц он составит от четверти до половины размера суммы расчета без применения ККТ (но не менее 10 тысяч рублей). Для юрлиц — от трёх четвёртых до одного размера суммы расчёта без применения ККТ (но не менее 30 тысяч рублей).

— Ева Сызрайская, эксперт сервиса «Контур.ОФД» компании «СКБ Контур»

Интересно, что № 54-ФЗ даёт возможность избежать этого наказания, если владелец ККТ добровольно сообщит в налоговую инспекцию о «проступке» — сможет доказать, что нарушение состоялось и что после оно было исправлено.

Также ФНС формирует новый алгоритм определения добросовестности налогоплательщика, применяющего ККТ. Он будет включать показатели передачи фискальных данных через ОФД и определять необходимость проведения налоговой проверки при превышении рисковых критериев.

Можно отчётливо увидеть желание властей отслеживать весь товарооборот страны. ЕГАИС, введение касс новых образцов, введение системы учёта НДС по новой системе — всё это звенья одной цепи. Нововведения носят комплексный характер и направлены на полную легализацию бизнеса, но для их корректного решения требуются усилия и со стороны регулятора, представителей власти, и со стороны участников рынка.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Статьи по теме
Трудности перехода: как новый закон об онлайн-кассах повлияет на российский бизнес с 1 февраля

Кассирша в МЕТРО жаловалась, что даже для оптовых закупок алкоголя палетами приходится теперь пробивать каждую бутылку. Весело им там будет.

Каждую не нужно. Фигней страдают.

0

В МЕТРО каждую - нужно. И на приемке они все сканируют. Каждую бутылку.

0

Я сразу не воткнул, что он написал.
1. На приемке каждую сканировать не надо. Но желательно.
2. При продаже конечному покупателю нужно сканировать каждую.

В законе нет понятия "оптовой покупки". Есть Поставки по договору и розничные продажи.
МЕТРО это обычный розничный магазин, хоть и с претензиями.

0

Просто какой-то набор слов, а не статья.
1. ЕГАИС очистил розницу от левака. Теперь каждый покупатель может проверить легальность маркированного алкоголя.
2. Общепит нагнут с вводом онлайн-касс и обязательным указанием наименования товара в чеке. А пока еще есть лазейки.

0

Ну левак как был , так и остался , просто его стало чуть меньше
А нормальный общепит уже давно перешел на учетные системы и указание товара как было , так и останется , чуть поменяется структура чека

Касательно облачных касс всё прекрасно, ну кроме:
1. Сроков
2. Тотального идиотизма фискальной регистрации онлайн платежей.

0

Ну не так уже и все прекрасно , по крайне мере 2к за подписку в месяц дороговато, когда можно просто купить 1с розницу базовую за 2.5к и не париться )

0

Не облачных, а новых. Что-то я оговорился:) Облачные от атола жесть, да. "Кассовые фермы" для дойки клиентов.

0

Для бизнеса больше одной торговой точки за 2.5 к можно купить только Microsoft Exel. Любое масштабирование с базовыми 1с это геморрой

0

Кассовые фермы, как вы выразились, предлагают малому бизнесу решения, и бизнес за эти решения платит.. 2 к в месяц это копейки по сравнению с экономленным временем и нервами.

0

Конечно копейки, особенно охеренно наверное было пролоббировать это и срубать кеш со всех, кому сейчас кассы вообще не были нужны.
Для какой цели фискализация, если деньга на рс приходят и принимаются от клиента по безналу?

0

Если контролируешь значит управляешь.

0

Фискализация онлайн платежей тут при чем?

0

Вы наверное и платон считаете полезной системой)

0

Кстати, за переход на новые кассы полагается налоговый вычет, только за облачные кассы вычета не будет:)

Так что компании, которые осуществляют дистанционную торговлю и принимали наложку от курьерок теперь должны:
1. Или купить кассу, пробивать чеки, передавать данные в ОФД.
2. Подключиться к "кассовой ферме" от лоббистов из АТОЛ(это пока вообще без каких подробностей) и платить за подписку каждый месяц только ради онлайн платежей, с которых и так % комиссий высокий.

0

Вычет за физически купленное оборудование с ФН . В любом облачном решении, принтера чеков с ФН ни кто не отменял .

0

Так 2К в месяц всё равно остаются расходами лишними, которых могло бы не быть, если б не кривой закон.

0

Лучше интегрируйтесь с quickresto.ru

0

Стоило ради этого комментария регистрировать аккаунт в Твиттере? :) У вас же списания в ЕГАИС нет, толку интегрироваться :)

0

Толк определенно есть. И он даже не в списаниях в ЕГАИС, которые, к слову у клиентов Quick Resto уже есть.

Предлагаю не заниматься замерами, а все-таки сфокусироваться на ключевых для пользователя моментах и разъяснить их. Тут мы на одной стороне)

1) Стационарные системы это все таки не так дорого, как вы говорите, не $5-10k. Выходит, конечно, подороже облачных, но не то чтобы прям на порядок.
2) Стационарные системы нужно обслуживать. Естественно за деньги. Собственным спецом или наемным — не суть. Выйдет такое обслуживание дороже чем любая облачная система вообще. И основная экономия именно в этом.
3) Все эти "Платоны для хореки" (ЕГАИС, 54-ФЗ), не имеют отношения к выбранной системе, хотя и тут можно наткнуться на то, что купив n лет назад какую нибудь экзотическую систему, можно к лету 2017-го внезапно оказаться вне закона. Тут тоже у сервисов преимущество.
4) Про доработку под нужды клиентов вами сказано точно и верно. Вообще не знаю бывают ли стационарные продукты реально кастомными. (1С не в счет:))

А вообще самая большая подстава в том, что все эти инновации организованы как обычно. ФНов на всех не хватает, ЦТО уже отказываются обслуживать ЭКЛЗ. и тд и тп..

0

Ну таки взяли ЦТО и отказываются кого то обслуживать ? С ФН перебои есть , но то что на всех не хватает это миф!
А обслуживать придется любые системы , хоть Saas , хоть коробочное ПО . Железо на которых все это крутится все равно физическое . И тут вопрос может ли Saas решения предоставить помощь инженеров на местах или нет .

QR ничего лучше не придумали как проталкивать свой сервис в чужих статьях, я на месте вашего руководства со стыда бы сгорел от таких комментов.

0

В чехии блядь тоже самое. ))) Я даже начинаю думать, что они вместе тем все придумывают много тупых инициатив по примеру россии.

0

Так полно стран с онлайн-кассами.

Не повезло "коробочным" системам типа R-keeper. Теперь то "облачные" сервисы разгуляются ,и судя по рынку, quickresto.ru видится лучшим вариантом для многих, особенно с учётом интеграции 1С и ЕГАИС

0

Последний раз, когда видел R-keeper, там рабочее место кассира под DOS работало. А было это относительно недавно.
Посмотрим, каково им теперь придется, вообще, пользователи-то продуктом довольны были.

0

Лучший вариант? Вряд ли, хорошая компания будет заявлять, что может работать на разных платформах (iOS, Android), начинать продажи, а потом отказываться от поддержки одной из систем и оставлять клиентов у разбитого корыта.
А с 1C, кто только уже не интегрируется, joinposter.com не исключение.

0

Намекаете что QR плохая компания? Лично утешали брошенных пользователей? Да будет вам известно, мы большинству пользователей поменяли планшеты, с "разбитого корыта", коим являются 99% андроид планшетов, на отличные айпэды. Бесплатно. Комфорт пользователя — превыше всего. Именно этим мы руководствовались закрывая андроид направление. Подсунуть юзеру вместо дос приложения лагающий веб или андроид(на большинстве устройств) — не наш путь.

И да, Quick Resto это компания 1С, так что тут интеграция немного иного толка)

0

Andrew, а скажите, может всё таки есть ещё шанс увидеть Quick Resto на Android?

0

У нас до сих пор есть клиенты на андроид, немного, но есть. Приложение было убрано из маркета потому что мы пока не заинтересованы в появлении новых.

Появление андроид версии QR сопоставимой по качеству с ios версией ожидается во ||-||| кв. текущего года.

0

Вряд ли, что все 99% пользователей андроид, согласятся, что у них плохая техника. Вы же не намекаете, что Samsung, Lenovo делают только 1% хороших планшетов) Да, есть бюджетные, есть ооочень бюджетные, а есть модели которые могут поддерживать корректную работу приложений.
Но лучше не будем ввязываться в холивар) iOs - Android =)

Кстати, не нужно забывать про Windows, так горячо любимый многими стационарными системами. И здорово, когда клиенту не нужно менять весь набор оборудования, а он может просто установить новое ПО.
По поводу : "Комфорт пользователя — превыше всего." - двумя руками "за", чтобы ему было удобно и на терминале продажи совершать, и меню в админ-панели (back office) вносить, а если нужно и сайт создать в несколько кликов =)

0

Семён, я имел место работы и с Quick Resto, и с Poster . Разницу заметил быстро в пользу QR: как с точки быстродействия, возможностей и дизайна. Да ошибки бывают, но Poster тоже не грешен и выдавал проблемы, благо наш рынок в этой индустрии шевелится и по-тихоньку развивается. Думаю, что у quickresto.ru хорошее будущее

0

Павел, если действительно работали интересно знать ваше мнение, как давно это было, если не возражаете в личку напишу =)http://joinposter.com не шевелится, он активно движется =)
Вот начали выпускать полезные ролики для клиентов -https://goo.gl/gS2bln , для тех, кто хочет разобраться сам )

Все эти егаисы и пр. лишь увеличивают головную боль у белого бизнеса и увеличивают расходы, а значит и цены. Как егаис борется с леваком, который крышуют менты? Как егаис борется с боярышником? Да никак, все это вводится, чтобы конкретные личности заработали на всех этих кассах, которые нужно менять раз пару лет из-за постоянно меняющегося законодательства.

0

Никто уже не крышует, так как каждый покупатель - проверяющий. Продать можно только алкашам, которым всё равно.
И статистика роста производства водки это подтверждает.

Никто не крышует? 21 отделение полиции в СПБ. Ларек на против продает алкоголь ночью. Не, никто не крышует.
Что именно подтверждает статистика роста водки? То, что спрос на водку растет? Ну так растет и спрос на левак. Пить просто стали больше.

0

Пить стали меньше. Статистика отравлений за 2016 год это подтверждает.

какая то "платонизация" всего и вся... надоели

0

Да, так и есть. ЕГАИС введут и на сигареты, продукты. Сейчас уже речь идёт про лес, авто, где будет своя система на подобие ЕГАИС. Ещё читал, про про "маркировку" животных (КРС) тоже подумывают. Любой каприз ...за ваши деньги.

0

За деньги коммерсов. Просто все эти системы обеляют экономику, а это ведет к укрупнению. А чем крупнее, тем меньше издержки при перепродаже единицы товара.

0

А по вашему куда все расходы включает бизнес? Себе в убыток? И как быть со сломанным квантом поставки, который ломает егаис?

0

Чем крупнее бизнес тем меньше издержки на единицу товара из-за ЕГАИС, онлайн касс и т.д.
Это же просто как дважды два.

0

Т.е. на малый бизнес пофиг, да?
Все эти издержки все равно ложатся в чек и суммируются с другими издержками, которые каждый год растут: коммуналка, платоны и прочие поборы.

0

Заодно очень понравится закон тем, кто имел право работать без кассы. И тем, у кого интернет в магазине ловится методом "удочка".

При стоимости владения кассы в 1000р в месяц получим:
Выручка в месяц - рост цен для покрытия затрат на кассу
20 000р - 5%
30 000р - 3.33%
100 000 - 1%
Для моей потребительской корзины можно и не считать, мои расходы на 90%+ в крупных магазинах, на которых онлайн-кассы не повлияют.

0

"При стоимости владения кассы в 1000р в месяц получим" - это вы где такое высчитали? С потолка?

Мне ваши расходы побоку. Если думаете только о себе - так может лучше помолчать? Я вот не понимаю, почему мой полностью онлайн бизнес теперь тоже должен ччто-то проводить через кассы? Мне что, заняться больше нечем? Или откуда мелкий бизнес должен брать деньги на весь этот бред?

250р в месяц на ОФД
200р в месяц на ФН для ИП
~0р на саму кассу, так как есть налоговый вычет 18 000р, а для мелкого бизнеса навороченная касса не нужна
остальное на обслуживание кассы
------------------------------------------------------------
Найдите платежного агента и принимайте деньги через него. Пусть он занимается чеками.

0

В целом неплохая статья, но ещё интереснее было почитать комментарии. Для нас это актуально потому что как раз разрабатываем и реализуем кассовое оборудование gipercenter.com/torgovoe-oborudovanie/kassovoe-oborudovanie/

ЕГАИС было, есть и остается большим геморром. Чувствую, появится еще один.

0

Даа будет еще много всего , мы к этому придем ! Не сомневайтесь apps.plushev.com/2014/05/21/2479/

Прямой эфир
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления