Лого vc.ru

Для чего стартапам нужен пиарщик

Для чего стартапам нужен пиарщик

Экс-руководитель пресс-службы ФРИИ Мария Лапук написала для VC колонку о том, как молодые команды относятся к PR-специалистам, для чего нанимают и какие выводы из этого можно сделать.

Поделиться

Условно все стартапы можно разделить на две неравные части: 80% и 20%. Настоящий закон Паретто в действии. Меньшинство придумали уникальную идею, которая решает какие-то потребности человека, которые не так хорошо решаются другими способами.

Такой бизнес хорош тем, что не нуждается в очень активном продвижении (это совсем не значит, что совсем не нуждается). Большинство же проектов придумали достаточно хорошую идею, но вот только не совсем уникальную, и имеют большое количество конкурентов на своей поляне. В этом случае, безусловно, продвижение — это важная часть работы, иначе совсем не стоит начинать.

Если спросить 100 стартапов, к какой категории относится их идея, то почти все попадут к 20%. Эти 20% могут вмещать в себя почти бесконечное количество идей и бизнесов на словах, но на деле все обстоит иначе. Теперь немного поговорим о том, как проекты относятся к пиару и что из этого выходит.

  1. Продукт сам себя продает. Так не бывает никогда! Такие фразы можно услышать от стартапов, которыми руководит человек, выросший исключительно на ИТ. Любой проект нуждается в продвижении. Иначе все выглядит следующим образом: мы потратили кучу денег, открыли ресторан, вложились в интерьер, пригласили модного шеф-повара, закупили санкционные продукты, но не заложили бюджет, чтобы рассказать людям о том, как у нас круто ужинать. Наверно, так можно жить, но не очень счастливо.
  2. Я куплю себе самого крутого пиарщика на рынке. Еще одна крайность. Что вы будете делать с этим человеком? Это тоже самое, что нанять в стартап CEO из огромной компании. Новость безусловно будет хорошая, но делать ему у вас будет нечего. Вы не можете дать ему интересных задач, а он не может решить ваши проблемы, потому что его опыт не соответствует вашим потребностям. Иногда стоит взять человека на аутсорс на пару месяцев и посмотреть, действительно ли он приносит пользу вам. Есть стартапы с хорошими связками: начинающий пиарщик в штате и консультант на аутсорсе.
  3. А пиарщик может покупать трафик? Ну в целом, конечно, в стартапе, особенно на ранних стадиях, все занимаются всем. Но если нужен трафик, то лучше нанять интернет-маркетолога, если нужна реклама, то рекламщика и так далее. Очень важно подумать о том, зачем вам человек и какие задачи он будет решать. Кстати, не всем проектам нужен пиар. Например, у вас b2b-бизнес, а среди ваших клиентов 3 компании. У вас b2c и вы научились выуживать пользователей из соцсети и у вас все хорошо с инвестициями. Если вы решаете заняться пиаром, то у вас должны быть задачи, связанные с репутацией бизнеса. С одной стороны, все услуги — это репутационнозависимый бизнес в принципе, потому что ничего нельзя пощупать заранее, но есть большое количество бизнеса, который прекрасно живет без пиарщиков.
  4. У меня есть какая-то девочка. Иногда стартапы нанимают пиарщиков для того, чтобы он просто был. Я даже встречала случаи, когда есть не только пиарщик, но и целый отдел по связям с общественностью из 4 человек. В таким случаях важно ставить KPI и оценивать работу человека по ним. Безусловно, круто иметь человека в штате, но он должен окупать себя.
  5. Я нанял PR-агентство. Никто не разбирается в вашем бизнесе лучше вас. Поэтому если вы не будете четко ставить задачи агентству, а чаще всего, если вы до этого не сталкивались в пиаром, то вы не сможете этого делать, то никаких результатов это не принесет. Агентство хорошо брать на большие и сложные этапы: например, запуск проекта или масштабирование. Но иметь как постоянную величину не всегда хороший вариант. И его кто-то должен контролировать, обычно это делает пиарщик.
  6. Посоветуй мне пиарщика на ЮАР. Часто спрашивают совета по global-коммуникациям или по компетенциям в конкретной стране. Я не верю, что человек из России, который не погружен в другое информационное поле, без помощи в конкретной локации может принести большую пользу. Если вам нужен пиар в другой стране, то ищите человека, который чувствует информацию в той стране на кончиках пальцев. Это не говорит о том, что в разных странах разные алгоритмы, но контексты разные. Нанимайте людей в тех странах, в которые вы собираетесь выходить.
  7. Я сам прекрасный пиарщик. Так правда случается. И даже не сказать, что редко. Но пиар отнимает много времени, которое можно тратить на ведение бизнеса. Если это приемлемый вариант, то можно остаться в этом состоянии, если же времени уходит очень много, то лучше делегировать это направление.

Безусловно, есть хорошие варианты, когда стартап понимает, зачем ему нужен пиар, находит человека, который соответствует задачам, а человек прекрасно справляется со своей работой.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Очень многие думают, что "продукт сам себя продает". Указывая при этом на Твиттер, Фейсбук и Линкедин как самые характерные примеры. Забывая о том, что у перечисленных компаний тысячи сейлзов, которые и делают большинство выручки.

Пиарщик нужен большим брендам и арт проектам. Стартапа нужен контент менеджер или блоггер. Так же можно нанять копирайтера для написания статей в профильные издания.

То есть нужно тупо за связи заплатить? Я плачу за дело, за креатив. Грош цена вашему стартапу,если вы не сможете заинтересовать СМИ. Или они просто выставят счет и вы его оплатите.

За какое дело вы платите? Копирайтинг? У кому нужны эти тексты просто так? Вы попробуйте в Секрет Фирмы "занести". Стартапов тысячи, уникальных десяток, зарабатывающих - единицы. А теперь прикиньте какие стартапы интересны СМИ.

Если контент-менеджер будет заниматься связью со СМИ и блоггерами, то он и будет пиарщиком, нет?

PR это всегда концепт трансляции в мир плюс медиа план. Если у фаундера нет концепта, то добро пожаловать в большие бюджеты пиарщиков. Дай Бог повезет найти дельного.

0

А еще дружба с журналистами - 80% залога успеха, те публикации. А с концептом на сайте своем блог только можно вести. Для себя и друзей.

@ Максим Мостовой

хз по поводу дружбы с журами.
а если это масс маркет? со всеми не подружишься.
пиарить стартап среди стартап тусовки - тут да, есть комьюнити с тесными связями, нужно дружить. но это исключение из правил.

0

А зачем дружить со всеми? Только с федеральными.

Пиариться в стартап тусовке могут себе позволить только инфобизнесмены, для остальных это пшик.

0

Семенчук дизлайкнул меня, скорее осиновый кол воткните в меня!

0

Пиарщик должен ебашить и ебашить на репутацию, если он ещё будет писать контент и, например, организацией мероприятий заниматься, то это будет не пиарщик, я опять непоймикакойменеджер. Пиарщик отвечает за репутацию, повторяю! Какая у вас будет репутация, если ответственный за неё менеджер будет разгребать ещё кучу другого говна?

0

Не-не, пиарщики не нужны! Инфа 146%!

Да-да. Саша Савченков, наверно, тоже так думает)

0

Пиарщики нужны в тех странах, где есть сми. В России их объективно особо нет, а делать спецпроекты - может и маркетолог. Особенно в стартапе.

не-не, достаточно чтоб директор на камеру делал так, регулярно

Я тупой программизд и я так и не понял из статьи для чего нужны пеарщеги (а тем более для чего они нужны стартапам). Судя по пунктам пеарщег это какая-то аццкая смесь из самопродающихся санкционных продуктов от шеф-поваров, закупающих трафик и девочек, - и все это по ЮАР. Или наоборот пеарщег - это то что не относится к перечисленному, здесь мысль не раскрыта)))

пеарщик - БОГ+
програмизды иму завидуе

Дохера ЭКС-руководителей пресс-служб в последнее время, но божественность это навсегда.

У самого стоит нетривиальная задача продвинуть сервис платформу среди разработчиков, а это та еще ЦА )))

знание ЦА - уже полдела.

0

Мария, ваша статья называется "Для чего стартапам нужен пиарщик", но на этот вопрос вами же заданный вы не отвечаете, пробежавшись по пунктам заблуждений или типичных ответов.

Может все-таки попробуете ответить на этот вопрос? Особенно помимо продвижения, понять остальные функции. Опять же хотелось бы наверное увидеть круг обязанностей пиарщика, ответственность и результат.

Тот же KPI из чего он состоит?
Сколько стоит работа пиарщика?
Можно ли аутсорсить стартапу и сэкономить?
Сколько стоит не нанимать пиарщика в штат, если требуется пара статей в месяц?
Кто пишет статьи и как?
В каких изданиях публикации и сколько стоит?
Все ли бизнесы подходят или нет?

Как бы может пиарщик сам себя продать?

PR решает задачу репутации, которая вытекает из тех бизнес-задач, которые нужно решить бизнесу. Если говорить про KPI, то можно ставить количество публикаций (лучше относительно конкурентов), участие в профильных мероприятиях, качественные оценки, например, репутационный аудит среди целевой аудитории. Работа пиарщика стоит от 40 тысяч до 1,2 млн рублей в месяц. Можно аутсорсить, если внутри команды есть человек, который сможет контролировать результаты, но по опыту такое случается крайне редко. Если нужна пара статей, то нанимать не стоит, лучше найдите консультанта. Кто пишет? Это совместная работа, пиарщик должен быть очень погружен в тему, чтобы выдумывать контент сам. Поэтому чаще всего компания дает контент, а пиарщик приводит его к нужному виду. Если говорить о платных размещениях, то можно почитать прайсы СМИ, пиарщики работают с бесплатными публикациями. Если пиарщик говорит, что нужно будет заплатить 2 млн рублей за публикацию в Ведомостях, то вам стоит задуматься. Не всем бизнесам нужен пиар, то есть не все бизнес-задачи решаются пиаром. Что-то прекрасно решается рекламой, что-то переговорами с партнерами. Пиарщики в целом занимаются тем, что упаковывают проекты для СМИ, поэтому в целом продают себя намного лучше, чем другие специалисты.

PR решает задачу репутации, которая вытекает из тех бизнес-задач, которые нужно решить бизнесу. Если говорить про KPI, то можно ставить количество публикаций (лучше относительно конкурентов), участие в профильных мероприятиях, качественные оценки, например, репутационный аудит среди целевой аудитории. Работа пиарщика стоит от 40 тысяч до 1,2 млн рублей в месяц. Можно аутсорсить, если внутри команды есть человек, который сможет контролировать результаты, но по опыту такое случается крайне редко. Если нужна пара статей, то нанимать не стоит, лучше найдите консультанта. Кто пишет? Это совместная работа, пиарщик должен быть очень погружен в тему, чтобы выдумывать контент сам. Поэтому чаще всего компания дает контент, а пиарщик приводит его к нужному виду. Если говорить о платных размещениях, то можно почитать прайсы СМИ, пиарщики работают с бесплатными публикациями. Если пиарщик говорит, что нужно будет заплатить 2 млн рублей за публикацию в Ведомостях, то вам стоит задуматься. Не всем бизнесам нужен пиар, то есть не все бизнес-задачи решаются пиаром. Что-то прекрасно решается рекламой, что-то переговорами с партнерами. Пиарщики в целом занимаются тем, что упаковывают проекты для СМИ, поэтому в целом продают себя намного лучше, чем другие специалисты.

0

PR решает задачу репутации, которая вытекает из тех бизнес-задач, которые нужно решить бизнесу. Если говорить про KPI, то можно ставить количество публикаций (лучше относительно конкурентов), участие в профильных мероприятиях, качественные оценки, например, репутационный аудит среди целевой аудитории. Работа пиарщика стоит от 40 тысяч до 1,2 млн рублей в месяц. Можно аутсорсить, если внутри команды есть человек, который сможет контролировать результаты, но по опыту такое случается крайне редко. Если нужна пара статей, то нанимать не стоит, лучше найдите консультанта. Кто пишет? Это совместная работа, пиарщик должен быть очень погружен в тему, чтобы выдумывать контент сам. Поэтому чаще всего компания дает контент, а пиарщик приводит его к нужному виду. Если говорить о платных размещениях, то можно почитать прайсы СМИ, пиарщики работают с бесплатными публикациями. Если пиарщик говорит, что нужно будет заплатить 2 млн рублей за публикацию в Ведомостях, то вам стоит задуматься. Не всем бизнесам нужен пиар, то есть не все бизнес-задачи решаются пиаром. Что-то прекрасно решается рекламой, что-то переговорами с партнерами. Пиарщики в целом занимаются тем, что упаковывают проекты для СМИ, поэтому в целом продают себя намного лучше, чем другие специалисты.

0

PR решает задачу репутации, которая вытекает из тех бизнес-задач, которые нужно решить бизнесу. Если говорить про KPI, то можно ставить количество публикаций (лучше относительно конкурентов), участие в профильных мероприятиях, качественные оценки, например, репутационный аудит среди целевой аудитории. Работа пиарщика стоит от 40 тысяч до 1,2 млн рублей в месяц. Можно аутсорсить, если внутри команды есть человек, который сможет контролировать результаты, но по опыту такое случается крайне редко. Если нужна пара статей, то нанимать не стоит, лучше найдите консультанта. Кто пишет? Это совместная работа, пиарщик должен быть очень погружен в тему, чтобы выдумывать контент сам. Поэтому чаще всего компания дает контент, а пиарщик приводит его к нужному виду. Если говорить о платных размещениях, то можно почитать прайсы СМИ, пиарщики работают с бесплатными публикациями. Если пиарщик говорит, что нужно будет заплатить 2 млн рублей за публикацию в Ведомостях, то вам стоит задуматься. Не всем бизнесам нужен пиар, то есть не все бизнес-задачи решаются пиаром. Что-то прекрасно решается рекламой, что-то переговорами с партнерами. Пиарщики в целом занимаются тем, что упаковывают проекты для СМИ, поэтому в целом продают себя намного лучше, чем другие специалисты.

0

Да, спасибо за вопросы, кстати

А в чем качественная разница между "40 тысяч и 1,2 млн."?.

Сколько стоят услуги консультанта и что обычно в это входит?

Это специалисты, которые занимаются разными масштабами. Услуги консультанта: из того, что я знаю, стоят от 50 и выше, смотря, что вы хотите. Обычно стартапы хотят PR-тактику (в какие СМИ ходит, что говорить), легенду о компании или позиционирование, публикации, участие в мероприятиях, это если мы говорим про ИТ

а вы не ищите ответы - заблудитесь. Просто больше пиара бессмысленного и беспощадного. И чем он более таков, тем жирнее трафик.

Для пиарщика очень странная колонка. Главный вопрос заголовка ответа не имеет. Никакой четкости мысли кроме "ой, какие вы все дурачки милые". )))

0

Хм, копаюсь в своем опыте:
Пиарщик в нефтянке - скорее да, но как массовик-затейник, плюс иногда писать в чужие корп.издания хвалебные статьи, на сайт раз в год фотки постить. ЛПР клиентов жизнь знают из газет и личных связей и пиарщик к этому дает доступ.
Ритейл...скорее нет, хотя самым мощным инструментом слить товар с истекающим сроком были бесплатные газетки со скидками. Атака пенсионеров на следующий день впечатляла. Но пиар ли это...?!
В ИТ...Таки да, вон сколько онлайн-ресурсов на этой почве есть,посещаемых и обсуждаемых,некоторые целые инфобизнесы запиливают.

Так что все ок, нужен пиар, для крупных компаний или наоборт стартапов, тонкий, с охватом на фед.СМИ. А вот в иных случаях успеха не будт

0

Все же до элементарного просто.
Работа пиарщика сделана качественно, когда:
1. Сейлз стартапа звонит в компанию, которая потенциально является клиентом, и в ответ на его представление, ему отвечают "Да, да, конечно, мы о вас слышали!"(B2B)
2. Сейлз стартапа пишет письмо в компанию, которая еще не знает о новом продукте, и после того, как письмо, в тексте которого проставлена ссылка на статью, отправлено, он получает фидбек с предложением встречи. (B2B)
2. Вы еще не купили только появившийся продукт и ваши друзья тоже, но вы, к примеру, знаете о его появлении с их слов. (B2C).

Но для того, чтоб было именно так, Продакт Менеджер и Маркетолог должны поработать максимально эффективно задолго до запуска.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Artem Zinnatullin
Juno

Я может не понимаю, но в чем большая разница между "в имитирующем инвалида костюме" и "под видом инвалида"?

Не вижу "небо и земля" на скриншоте. У всех одинаково желтушные заголовки.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Mark Matviyiv

Следующим должен быть месенджер для банкиров

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Mason

Уважаемый Константин, вариант с Дикой инфляцией слишком маловероятен,в нашей стране точно. Если конечно никто в след году не устроит революцию, так сказать в память 100летия с прошлой. А по поводу СВОЕГО дома, я так и сказал. Вам вероятно важно именно ВЛАДЕТЬ домом/квартирой, чем спокойно считать свою прибыль от сделанных инвестиций средств,сэкономленных на покупке недвижимости. Ведь квартира/дом это Ваш самый главный пассив в жизни. Безусловно, владеть подобными пассивами, очень приятно и иногда даже престижно. Но давайте не будем заблуждаться, среднестатистический гражданин нашей страны предпочитает "казаться" успешным нежели быть успешным. Потому что "владеть" жильем, пусть и в ипотеке, машиной, пусть и автокредите, приятнее, чем жить в съемном жильё и ездить на такси. Ведь это не "круто". А то что человек, детям оставит приличный портфель активов, собранный на непотраченные на понты и % деньги вместо 2ки или 3ки за которую он горбатился 15лет, так это по моему очевидный и неоспоримый факт.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Alex Ryabinin

Вы говорите выгодно предпринимателям, забывая как устроена экономика. Предприниматель зарабатывает покуда у его целевой аудитории есть деньги и он может простимулировать траты своей ЦА на свой товар.
Если 70% будут безработными то очень скоро предприниматель пополнит собой этот процент.
Так что выгодно не будет никому. Скорее всего, перемены будут вливаться медленнее и постепеннее, соответственно просто улучшатся орудия труда и увеличится объём производств или kpi отдельного сотрудника.
Просто заявление о грядущей вакханалии сильнее будоражат общественность и притягивают внимание.

«Боты станут умнее, а вы потеряете свою работу»
0
Max Tolstokorov

Александр, а у меня интернет появился раньше этой книги - в 98-ом. Я теперь не понимаю кто круче - вы или я.

«Через 50 лет стран не будет — останутся только города»: основные тезисы лекции Кьелла Нордстрема о будущем
0
Показать еще