Лого vc.ru

Слайды, стили, два шрифта — основные принципы подготовки презентаций по версии евангелиста eLama

Слайды, стили, два шрифта —  основные принципы подготовки презентаций по версии евангелиста eLama

Евангелист сервиса автоматизации контекстной рекламы eLama.ru Константин Найчуков написал для vc.ru колонку о том, как создать грамотную презентацию и избежать распространенных ошибок.

Публичные выступления — это неотъемлемая часть моей работы. В 2016 году я выступил примерно на 45 конференциях и провел ровно 114 вебинаров. Соответственно, я видел несколько сотен докладов своих коллег-спикеров. И мне есть что сказать по этому поводу. 

Не все презентации одинаковы

Презентации бывают двух типов:

  • ​Слайды к публичному выступлению или вебинару.
  • Самостоятельная презентация для отправки по почте или публикации на SlideShare.

Это совершенно разные презентации, и их нужно оформлять по-разному. Первая должна быть опорой спикеру и может не быть информативной, а вторая, напротив, должна быть понятна читателю без сопровождения. 

Обычно всем лень делать по две версии, поэтому в основном получается этакий гибрид. С одной стороны, мы стараемся не перегружать слайды, чтобы они не перетягивали на себя внимание от спикера во время выступления, с другой — стараемся все важные моменты описать текстом, хотя бы тезисно.

Руки прочь от моего фирменного стиля

Я за то, чтобы у моих презентаций было одно и то же базовое оформление — базовые цвета, шрифты, расположение блоков. Это некий фирменный стиль, который запоминается, если вы часто выступаете. Более того, этот стиль должен перекликаться с фирменным стилем компании, которую вы как спикер представляете.

Чтобы упростить смену общего стиля (если такое вдруг произойдет), и не переделывать каждый слайд в презентациях, я рекомендую использовать в PowerPoint образцы слайдов. Про это очень хорошо написала Катерина Ерошина в своей статье.

Поэтому я не люблю, когда организаторы требуют оформлять презентации по их шаблону. Тем более, что чаще всего эти шаблоны созданы дизайнерами, которые, возможно, что-то понимают в графическом дизайне и айдентике, но не знают толк в презентациях и публичных выступлениях.

Только дизайнер без опыта публичных выступлений сделает шаблон, где скриншот займет всего 30% от всей доступной площади слайда

Я согласен выполнять требования организаторов, например, размещать логотип конференции и прочее. Но мне не хочется, чтобы кто-то переделывал шаблон моей презентации. Она должна мне помогать, а не раздражать.

Содержимое слайдов

На первом слайде должны быть:

  • Название доклада и, по желанию, подстрочник с тизером.
  • Имя докладчика.
  • Логотип компании, от которой выступает докладчик.
  • Логотип конференции, если этого требуют организаторы.
  • Основные контакты докладчика: сайт, почта, профиль на Facebook.​

На последнем слайде:

  • ​ «Спасибо за внимание» и/или «Задавайте вопросы».
  • Имя докладчика.
  • Доступные контакты для вопросов.

Все остальные слайды я делю на три основных типа:

  • ​ Заголовок + тезисы. Обычно это списки, в которых я раскладываю мысль по частям.
  • Заголовок + картинка. Обычно это диаграмма или скриншот.

  • Картинка + фраза. Это отбивки между смысловыми блоками — разделами презентации, а также слайды, которые помогают донести какую-то одну мысль. Для этого картинка подходит лучше, чем текст.  

Рассмотрим примеры каждого из таких слайдов.

Заголовок + тезисы

Старайтесь размещать каждый тезис на одной строчке. Не ставьте в конце точку или точку с запятой, несмотря на то, что этого требуют правила русского языка. Без дополнительных знаков препинания текст легче воспринимается.

Заголовок + картинка

Не ставьте элементы вплотную, аккуратно выравнивайте относительно слайда и друг друга.

Картинка + фраза

Самое важное  — картинка. Она должна быть интересной и качественной.

Чего не должно быть на слайдах

  • ​Полотен текста. Человек так устроен, что он может одновременно или читать, или слушать. Если на слайде длинный текст, то все время, пока слушатель его читает, спикера он не слышит. Если нужно разместить на слайде несколько тезисов, то лучше выводить их по одному за раз. В любом случае 30 слов — это предел по количеству текста на одном слайде.
  • Разнообразия цветов и шрифтов. Не надо превращать ваш слайд в радугу — два-три цвета достаточно. Шрифт лучше использовать один. Максимум два — для основного текста и для заголовков.

  • Заголовков, которые не помещаются в одну строчку.

  • Большого количества элементов. Исключение — схемы. Но и они должны быть максимально простыми.

  • Картинок плохого качества.

Мелочи, которые портят хорошие презентации

  • ​ Висящие в конце строки предлоги и союзы, перенос части слова после дефиса. Научитесь пользоваться неразрывными пробелами и дефисами, установите типографскую раскладку Бирмана.
  • Невыровненные относительно слайда и друг друга объекты. Функция выравнивания — это, наверное, самая часто используемая мной функция PowerPoint.
  • Отсутствие воздуха между элементами. 
  • Орфографические и пунктуационные ошибки. Даже в коротких текстах можно умудриться допустить ошибку. ​

Если что-то закрыто по NDA

  • ​Если докладчик обрезал картинку в PowerPoint , чтобы скрыть какие-то данные, но не «сжал картинку», то обрезанное можно восстановить из файла PPT.
  • Если спикер закрыл данные, разместив поверх какой-то объект, то закрытое можно увидеть, вытащив из файла исходную картинку. Даже из PDF.

Я использовал эти приемы, чтобы вытаскивать из чужих презентаций больше интересной информации. Если хотите скрыть данные, то поработайте как следует в графическом редакторе инструментами размытия или пикселизации.

Только PDF, только хардкор!

В PPT/PPTX в зависимости от компьютера и софта может внезапно слететь анимация, шрифты, размер текста, выравнивания, размеры блоков и их взаимное позиционирование.

PDF не предаст. Это формат готового сверстанного документа, куда уже не будут вноситься изменения, поэтому он будет выглядеть одинаково на любом компьютере и в любой программе.

Анимацию в PDF я обычно имитирую созданием последовательности слайдов, где постепенно добавляются элементы. Или вообще не использую.

Ссылки в презентации должны быть кликабельными. Если их снабдить UTM-метками, то вы будете понимать, какие вебинары и конференции дают больше трафика и профита.

Выводы

Я описал самые типичные и очевидные ошибки, которые допускаются при оформлении презентаций. Приучить себя не делать их не так уж сложно. Необязательно быть профессиональным дизайнером, чтобы делать хорошие презентации. Достаточно придерживаться простых принципов:

  • ​ Не перегружайте слайды. Длинными текстами, количеством элементов и разнообразием цветов.
  • Соблюдайте гармонию. Выравнивайте элементы относительно слайда и друг друга, оставляйте больше воздуха, не лепите элементы вплотную.
  • Используйте качественные и интересные иллюстрации.
  • Придерживайтесь единого стиля и шаблона в своих презентациях.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Теги
Статьи по теме
«Клиенты ждут единомышленников»: советы по разработке презентации от представителей российских агентств
Лучшее на Medium: Правила оформления питч-презентаций от основателя компаний Mylo, Vizualize.Me и Piccsy

Раскладка Бирмана - это прям находка

Вы послушайте хоть один вебинар, и сравните с другими на рынке... Он действительно делает одни из лучших презентаций. Если есть чем поделиться, опубликуйте, пожалуйста, свою версию материала:)

0

Это прям как из советов в статье. Сначала нужно освоить базовые правила орфографии и пунктуации, а потом уже и советы можно давать. :)

0

Планируем нанять ассистента, которая будет придумывать коммерческие предложения и оформлять их в PowerPoint.

В итоге столкнулись с тем, что те, кто хорошо пишет - вообще не могут красиво оформить. Речь даже не про PowerPoint, а именно про базовые принципы оформления (цвета, шрифты, выравнивание, картинки).

Может посоветуете:
1) где искать людей умеющих делать презы в PowerPoint
2) если это возможно, то как или где - можно быстро научить делать презы в PowerPoint

0

Те, кто умеют хорошо придумывать, писать и оформлять обычно работают креативными/арт- директорами и в ассистенты вряд ли пойдут )))
А так проще найти отдельно копирайтера, отдельно дизайнера и запреть их в одной комнате с продажником/аккаунтом ))

и если у Вас есть ссылки на интересные презентации - поделитесь пожалуйста ссылками.

Вот здесь есть несколько интересных примеров goo.gl/0AhXBV

Прямой эфир
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления