Лого vc.ru

Что нужно сделать, чтобы не попасть под закон о блогерах

Что нужно сделать, чтобы не попасть под закон о блогерах
Поделиться

Всем привет! Недавно TJournal опубликовал новость о внеплановых проверках блогеров Роскомнадзором. В ней был указан список блогеров, и не только их, которые зарегистрировались в этом реестре.

В связи с последними принятыми законами, хотелось бы узнать, что же должен сделать блогер, имеющий более 3 тысяч посещений своей страницы в день, чтобы не конфликтовать с законом — регистрация в реестре, «превращение» в СМИ и другое.

С уважением, Алексей Белый.

P. S. Сам я начинающий блогер, и планку в 3 тысячи не преодолел. Но быть в курсе событий необходимо, ведь предупреждён — значит, вооружён.


С планом действий для блогеров разобрались юристы Денис Колесников (юридическая компания « Аск Энд Вин») и Севан Авалян (независимый юридический консультант).

Денис КолесниковАск Энд Вин

В последние несколько лет интерес государства в регулировании интернет-отношений значительно возрос. Одной из недавних попыток такого регулирования является Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», известный также как «Закон о блогерах».

Закон выделил новую группу лиц — «блогеров» — и установил в их отношении особое регулирование. Принятие 97-ФЗ вызвало беспокойство у многих пользователей, поскольку возложение на российских блогеров новых обязанностей практически не сопровождалось наделением их новыми правами.

Предлагаю обсудить риски, связанные с нарушением законодательства о блогерах, и способы их нивелирования.

Кого касается закон?

Блогером признаётся владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трёх тысяч пользователей сети «Интернет».

Иными словами, для признания блогером владельца сайта (страницы сайта) необходимо соблюдение следующих условий:

1. Размещение общедоступной информации.

2. Ежесуточная посещаемость страницы не менее чем тремя тысячами пользователей.

Очевидно, что по аналогии с «владельцем сайта», определение которого дано в Законе об информации, под владельцем страницы сайта следует понимать лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования страницы сайта, в том числе порядок размещения на ней информации.

Интересно, что под определение блогера в том виде, в котором оно существует сегодня, может подойти почти кто угодно: начиная от «Википедии», интернет-магазинов и заканчивая сайтами коммерческих организаций и государственных органов.

Отдельно стоит оговориться, что владельцы сайтов, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий (интернет-СМИ), блогерами не являются.

Как считается количество посетителей блога?

Количество посетителей блога считается на основании методики, утверждённой Приказом Роскомнадзора от 09.07.2014 № 99. Первоначально для определения количества пользователей в сутки Роскомнадзор направляет запросы организаторам распространения информации (социальным сетям, форумам и иным сайтам, имеющим формы обратной связи), самим блогерам, провайдерам хостинга, операторам связи, которые должны самостоятельно предоставить такие сведения.

В случае, если у указанных лиц отсутствуют запрашиваемые сведения, а также если существуют различия в показателях, Роскомнадзор будет запрашивать информацию о посещениях у лиц, оказывающих услуги по подсчету посещений (пользователей) и получать такую информацию из открытых информационных источников (например, публичные счётчики — «Яндекс.Метрика», Openstat, рейтинги — Mail.Ru, Liveinternet) или получать информацию о посещениях из данных специальных информационных программ и (или) технических средств Роскомндзора, позволяющих определить количество пользователей.

В настоящий момент собственных счётчиков для определения количества посетителей у Роскомназора нет.

При подсчёте количества посещений учитываются только уникальные пользователи, просматривающие страницу не менее 15 секунд. То есть повторные обращения к блогу с одного и того же IP-адреса, а также краткосрочные обращения длительностью менее 15 секунд не будут засчитываться для целей определения количества посетителей блога.

Как происходит процедура регистрации блога?

Закон предусматривает обязательное внесение информации о блогере (ФИО, email) в специальный реестр (официальное название — Реестр организаторов распространения информации в сети "Интернет" и сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трёх тысяч пользователей сети "Интернет"»).

Важно понимать, что до тех пор, пока блогер не получит специальное уведомление от Роскомнадзора, 97-ФЗ на него не распространяется. Обязанности добровольно обратиться с просьбой о включении его сайта (страницы сайта) в реестр не предусмотрено.

После того, как Роскомнадзор обнаруживает сайт с посещаемостью более 3 тысяч человек в сутки, он осуществляет следующие действия:

1. Включает сайт в реестр.

2. Определяет провайдера хостинга.

3. Направляет провайдеру хостинга уведомление о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать блогера.

4. Фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга.

После получения такого уведомления провайдер в течение трёх рабочих дней обязан предоставить данные, позволяющие идентифицировать блогера. Роскомнадзор направляет уведомление блогеру о том, что он включён в реестр, и требования законодательства, применимые к данному сайту или странице сайта.

Только после получения специального уведомления Роскомнадзора можно считать, что на владельца сайта (страницы сайта) распространяются права и обязанности блогера. В частности, в течение 10 дней с момента получения уведомления Роскомнадзора блогер обязан переслать информацию о себе, а также разместить на своём сайте фамилию и инициалы, электронный адрес.

Если посещаемость сайта блогера упала ниже 3 тысяч человек в сутки на протяжении трёх месяцев, по заявлению блогера, его сайт (страница сайта) исключается из реестра. Электронное заявление об исключении из реестра можно заполнить здесь: http://97-fz.rkn.gov.ru/. Роскомнадзор может самостоятельно исключить сайт (страницу сайта) из реестра, если на протяжении шести месяцев посещаемость сайта составляла менее 3 тысяч человек в сутки.

Каковы обязанности блогера?

Закон возлагает на блогера большое количество обязанностей. Он обязан разместить на своём сайте или странице сайта свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.

Также блогер обязан не допускать использование сайта или страницы сайта:

1. в целях совершения уголовно наказуемых деяний;

2. для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

3. для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм;

4. для распространения других экстремистских материалов;

5. для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

6. и для распространения материалов, содержащих нецензурную брань.

Из буквы закона следует, что блогер несёт ответственность не только за свои посты (статьи), но и за всю размещённую информацию, в том числе комментарии.

В связи с этим блогерам, которые получают тысячи комментариев ежедневно, будет практически невозможно соблюдать данное требование закона. То же касается и другой обязанности блогера: «проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию».

Возлагая на блогеров такую обязанность профессиональных журналистов, как проверка достоверности публикуемой информации, закон, к сожалению, не наделил их какими-либо дополнительными правами, которые есть у журналистов.

Следующие четыре обязанности, предусмотренные ст. 10.2. рассматриваемого закона:

1. не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;

2. соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

3. соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;

4. соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Это дублирует запреты, уже существующие в действующем законодательстве. Поэтому не будем акцентировать на них внимание.

Вторая часть рассматриваемой статьи вводит два запрета: запрет дискриминации, а также запрет на «использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений». Что такое «общественно значимые сведения» и в чём заключается их фальсификация, остаётся неясным.

Если блогер использует свой сайт (страницу сайта) для распространения на возмездной основе рекламы, на него будут распространяться требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (реклама должна быть добросовестной и достоверной, и так далее).

Какова ответственность за несоблюдение обязанностей блогера?

За нарушение указанных выше правил предусмотрена ответственность. Непредоставление сведений по требованию Роскомнадзора является административным правонарушением согласно части 1 статьи 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2011 г. №195-ФЗ и наказывается штрафом для граждан в размере от 10 000 до 30 000 рублей, а повторное нарушение – от 30 000 до 50 000 рублей.

Очевидно, что за нарушение остальных обязанностей и запретов блогер будет отвечать в соответствии с административным и уголовным законодательством Российской Федерации (раскрытие гостайны, распространение запрещенных материалов).

Можно предположить, что распространение на блогеров обязанностей СМИ повлечет применение специальных мер ответственности (административные штрафы за нарушение порядка участия в информационном обеспечении выборов, референдумов).

В целом, в отношении закона о блогерах можно сказать, что строгость закона в данном случае компенсируется необязательностью его исполнения. Проследить за каждым блогом в силу их огромного количества вряд ли возможно, поэтому закон, скорее всего, будет иметь «точечное» применение.

Севан Аваляннезависимый юридический консультант

Во-первых, определимся с самим словом «блогер».

Частью 1 статьи 10.2. Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) определяется, что блогером является владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет».

Для начала определите, подпадаете ли вы под это описание. Если нет, то беспокоиться нечего и читать дальше нет смысла.

Если подпадаете, то идём дальше. Той же частью 1 статьи 10.2. названного закона блогеров обязали при размещении и использовании общедоступной информации информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети «Интернет», обязан, в частности:

— Не совершать преступления с использованием своего сайта.

— Обеспечивать факт-чекинг до публикации материала. Если же факт-чекинг не сработал, и после публикации к вам обратились с требованием «убрать вранье» и предоставили доказательства — вы обязаны подчиниться.

— Не распространять информацию о частной жизни любого человека.

— Соблюдать законодательство о референдуме и выборах. Например, не проводить агитацию в запрещённые для этого периоды.

— Соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Это значит, что вы, как блогер, не имеете права распространять, например, порочащие и/или недостоверные сведения о ком-либо. Это то, что касается обязанностей.

То, что запрещено строго-настрого:

— Использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений. Например, не говорить, что российские военные воюют на Украине, если вы этого не знаете наверняка. Этот пункт вытекает из списка выше.

— Распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Что блогер может:

— Свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— Излагать на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима. Суды иногда могут не согласиться, что ваше мнение было лишь вашим мнением, то есть оценкой.

— Размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» текстов и (или) иных материалов других пользователей сети «Интернет», если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации. То есть, например, не распространять номер наркоторговцев или тексты запрещённой литературы.

— Зарабатывать на рекламе с учетом требований Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

Дополнительно каждый блогер обязан указывать на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.

Важное замечание: если вы зарегистрированы в качестве СМИ, то всё вышесказанное на вас не распространяется.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

На самом деле, после внесения в реестр, проще и выгоднее зарегистрировать сетевое СМИ. Обязанности те же, а прав и защиты больше (например, вы можете сослаться на собственные источники, которые вы раскрывать не обязаны даже суду. А блогер такое не может делать)

А если владелец блога не гражданин РФ и сайты хостятся в Европе, на них эти законы не действуют? или как?

0

под владельцем страницы сайта следует понимать лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования страницы сайта, в том числе порядок размещения на ней информации.

Так это владелец хостинга и/или блог платформы. Но никак не сам блогер...

0

Вообще нелепый закон. Обязанностей как у СМИ, прав в разы меньше

Хотел вступить Клуб блогеров своего города, но меня отклонили но за что, я же не нарушал ни каких правил но если я сотрудничаю с пиратами. Это что должно переходить за рамки правил блогеров, вдруг блогеры все пираты, дальше что обязательно отклонять одного пользователя ото всех.

0

То что вписано для блогера. Что блогер может
То, что запрещено строго-настрого Какова ответственность за несоблюдение обязанностей блогера?
Каковы обязанности блогера? Это полнейший бред, сейчас любой блогер может пользоваться нелегальными контентами интернета и работать с ними, и заниматься сотрудничеством с хозяевами нарушителями своих локальных сетей и ихних законов к интернету.

0

Иногда очевидные вещи совсем не очевидны :):):)

0

Если честно, ответы посредственные. Просто текст из закона рассказали своими словами. Я ожидал увидеть что-то вроде: "Чтобы не попасть в реестр, вам нужно", "сайты на иностранных серверах...", "если вы попали в список, то подавайте жалобу..."

Вопрос ведь поставлен именно так: "Что нужно сделать, чтобы не попасть под закон о блогерах". а не "Что такое закон о блогерах?"

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Maxim Ro
TSUM Moscow

Не разбираюсь, извините.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Влад Борщ

Когда уже создадут соц. сеть для тех кто создает соц. сети?

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Alexey Fedorov

За всеми социальными проблемами общества стоят те или иные причины. Только исправляя первопричины, возможно побороть эти недуги. Очень жаль, что у вас не хватает проницательности чтобы смотреть именно таким образом на мир вокруг.

Путин разрешил налоговикам требовать долги компаний с их владельцев и учредителей
0
Максим Мостовой
Куппи.ру

Что останется после выплаты 15 лет аренду и что останется после выплаты ипотеки?

Ну и ив сами не вечны и здоровье наше тоже. Случись что, всегда останется Квартира.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Slava Lyukshin

urban-walks.com

Прикольное совпадение

Wayme — iOS-приложение для составления и продажи маршрутов для туристов
0
Показать еще