Лого vc.ru

С чего начинать проект: где искать менторов, как распределять доли и общаться с инвесторами

С чего начинать проект: где искать менторов, как распределять доли и общаться с инвесторами
Поделиться

Здравствуйте. Меня зовут Игорь, я основатель сервиса Onliner.io. Как и все начинающие стартаперы, которые шаг за шагом начинают наращивать клиентскую базу и обороты, хотел задать экспертам интересующие вопросы.

1. Реализация, поддержка, финансовые расходы, первые привлеченные клиенты — всё находятся на мне. Однако мало-помалу уже чувствуется надобность привлечения дополнительного персонала. Если я готов работать вообще только лишь за идею, параллельно подрабатывая на фрилансе, то для найма сотрудников все упирается в отсутствие денежных средств для выплат заработной платы. 

При этом уже есть люди, которые готовы и с радостью хотели бы стать частью команды. Поэтому я вижу только один выход: работа за долю. И в связи с этим возникает вопрос, туманный конечно, на который нельзя дать на 100% верный ответ, и все же: на какие типовые этапы разбивается работа после запуска проекта и на какие факторы следует обращать внимание, чтобы грамотно распределить доли между основателем и теми, кто только пришел в проект?

2. Есть какие-либо сообщества менторов, либо уже состоявшихся стартаперов, где можно было бы задать интересующие вопросы?

3. Какие тонкости и нюансы необходимо знать при первичном общении с инвесторами?

4. Какую литературу по вашему совету необходимо прочесть в обязательном порядке стартаперам-«чайникам»? В частности, важно, чтобы затрагивались такие темы: расчет рыночной стоимости, расчет долей инвесторов и партнеров, расчет необходимого инвестирования, прогнозирование и аналитика.

Александр Журбавенчурный инвестор, сооснователь Sapfir Capital

1. Однозначного ответа о том, какие будут этапы, нет, это специфично для каждой отрасли, стадии, рынка, страны. Доли распределяются так, чтобы у одного остался контроль, и у технарей было не более 25%. Точные цифры зависят от создаваемой каждым человеком ценности и взаимными оценками этой ценности. Главный принип — не жадничайте. 

2. Нет. Это ваша личная задача — искать себе советников 

3. Инвесторов интересует прибыль проекта. Текущая, не будущая. Если вы не прибыльны — идите к семье или друзьям, а лучше займитесь чем-то более простым и быстроокупаемым. 

4. Стартаперам-чайникам нужно читать книги по маркетингу и lean-методикам. Скорее всего, ваш проект закроется в течение года, поэтому учитесь делать дело, а не деньги привлекать. Ключевые слова для вас — СРА, каналы, конверсии, средний чек и ретеншен.

Гайдар Магдануровдиректор по инвестциям Runa Capital, советник генерального директора Acronis

1) Важно рассмотреть функции, которые привлекаемые люди будут нести в бизнесе. В зависимости от того, какое количество времени они будут уделять проекту и какую пользу приносить, можно определиться с долей в проекте. Хотя чем бы они не занимались — разработкой, поддержкой, маркетингом, продажами, административными вопросами — конкретный размер доли субъективен и определяется в процессе переговоров. 

Для уменьшения рисков при выделении долей, имеет смысл придумать схему «вестинга» (vesting) акций проекта, при которой акции выдаются не сразу, а частями в определенный интервал времени. При этом, на случай быстрой потери интереса человека к участию в проекте, важно определить и «клиф» (cliff) — период через который начнется выделение акций. 

Например, вы выдаете сотруднику 100 акций с вестингом в течение 12 месяцев с клифом в год и выделением долей равными частями каждый квартал. Значит, что через год и три месяца у сотрудника будет 25 акций, через полтора года 50 акций, а через два года — 100 акций. При этом вы можете договориться об условиях того, что произойдет, если сотрудник решит покинуть компанию или же будет уволен руководством. При таком подходе долю в проекте получат только те, кто будет в течение длительного времени приносить пользу. Также имеет смысл заранее обсудить денежную компенсацию, которая появится, когда проект будет иметь финансирование или генерировать прибыль. 

2) Если же есть интерес пообщаться в онлайн-сообществе, можно, например, вступить в группу StartupHub на Facebook. Однако, я рекомендую как следует изучить веб-сайты стартап-конференций, инкубаторов и акселераторов, чтобы узнать про людей, выступающих менторами. Определившись с теми, у кого есть соответствующая экспертиза, обратитесь к этим людям напрямую. Если ваш проект интересен, вы можете получить дельный совет, а может быть, еще и партнера или инвестора. Крайне важно подготовиться к общению с экспертами. Времени у них мало, поэтому, чтобы ваш проект привлек внимание, письмо-презентация должно быть хорошо оформлено, кратко и по существу представлять суть и обладать достаточным количеством подтверждающих деталей. 

3) Важно иметь четкую презентацию проекта, проработанную бизнес-модель и подготовиться к возможным вопросам по проекту. Инвестору будет интересно узнать о вас, вашей биографии, вашей команде, деталях вашего проекта, наличии конкурентов и спроса на рынке. Чем лучше вы изучили рынок и чем больше экспериментов провели по изучению аудитории, тем с большим уважением инвестор отнесется к вашему бизнесу. Лучше всего, конечно, иметь прибыль, показывать стабильный рост и приходить уже за инвестициями на развитие под проверенную вами же бизнес-модель.

4) Пожалуй, небольшая, приятная в чтении и достаточно хорошая книга для начала — «High Tech Start Up». Крепко рекомендую «Преодоление пропасти» Джеффри Мура — подходит для любого бизнеса, не только в ИТ. Еще одна хорошая книга про бизнес в целом — «My Years in General Motors» Альфреда Слоуна. Также рекомендую искать бизнес-планы состоявшихся компаний и учиться на их примере. Например, посмотрите презентацию LinkedIn, с которой они приходили в Greylock. Кстати, если хочется совсем краткого обзора технологического предпринимательства «по верхам», то рекомендую посмотреть методичку к курсу «Технологическое предпринимательство» в Открытом университете Сколково.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Интересно, а создатели сайта заплатили Disney за использование картинок, образов и актёров?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Виктор Арапов
Dot Capital

Надеюсь, это не соискатели пасутся. :-)

«Стая» — платформа для размещения виджетов с вакансиями на профильных сайтах
0
Zoibana
Пикчер

основатель проекта не знает чем заняться в проекте? Встаёт вопрос о способности "основателя проекта" управлять им

Маркетинг, поиск клиентов, налаживание процессов, планирование, налаживание связей. Да дел столько, что обычно задают вопрос "где найти столько времени, чтобы все успеть", а не чем заняться

Чем заняться основателю проекта, пока разработчики пишут код
0
Артем Акулов
Digital Cowboys

Пафоса нагоняют громкие имена Vogue, Glamour, GQ, Insider.Pro. На самом деле, обычный набор действий по SEO для СМИ. Многое, конечно, умалчивается. Правильный подход, зачем бесплатно палить фишки и плодить конкуренцию? Вообще, работа со СМИ (нормальными, типа GQ, а не порталом Мухосранский рабочий) довольно специфична, по сравнению с другими нишами, если издание готово платить от 150к/месяц за 1 сайт, то можно и семинары провести для сотрудников и доказывать от уборщицы, до it отдела, что ты не пидорас и поисковик твой не пидорас. При меньшем бюджете прибыльней взять типичные сайты и двигать их по конвейерному типу.

«SEO-специалисты должны доказать редакции, что они не идиоты»: особенности SEO для СМИ
0
Иван Иванов
ITEC B2B

* самые лучшие разработчики живут в России.

Имеется ввиду территория бывшего СССР

Письмо в редакцию: Почему мы отказались от сотрудничества с китайскими разработчиками
0
Denis Seregin

точно, так и есть.

Как «Додо Пицца» потеряла и вернула 7,84 миллиона рублей
0
Показать еще