Лого vc.ru

С чего начинать проект: где искать менторов, как распределять доли и общаться с инвесторами

С чего начинать проект: где искать менторов, как распределять доли и общаться с инвесторами
Поделиться

Здравствуйте. Меня зовут Игорь, я основатель сервиса Onliner.io. Как и все начинающие стартаперы, которые шаг за шагом начинают наращивать клиентскую базу и обороты, хотел задать экспертам интересующие вопросы.

1. Реализация, поддержка, финансовые расходы, первые привлеченные клиенты — всё находятся на мне. Однако мало-помалу уже чувствуется надобность привлечения дополнительного персонала. Если я готов работать вообще только лишь за идею, параллельно подрабатывая на фрилансе, то для найма сотрудников все упирается в отсутствие денежных средств для выплат заработной платы. 

При этом уже есть люди, которые готовы и с радостью хотели бы стать частью команды. Поэтому я вижу только один выход: работа за долю. И в связи с этим возникает вопрос, туманный конечно, на который нельзя дать на 100% верный ответ, и все же: на какие типовые этапы разбивается работа после запуска проекта и на какие факторы следует обращать внимание, чтобы грамотно распределить доли между основателем и теми, кто только пришел в проект?

2. Есть какие-либо сообщества менторов, либо уже состоявшихся стартаперов, где можно было бы задать интересующие вопросы?

3. Какие тонкости и нюансы необходимо знать при первичном общении с инвесторами?

4. Какую литературу по вашему совету необходимо прочесть в обязательном порядке стартаперам-«чайникам»? В частности, важно, чтобы затрагивались такие темы: расчет рыночной стоимости, расчет долей инвесторов и партнеров, расчет необходимого инвестирования, прогнозирование и аналитика.

Александр Журбавенчурный инвестор, сооснователь Sapfir Capital

1. Однозначного ответа о том, какие будут этапы, нет, это специфично для каждой отрасли, стадии, рынка, страны. Доли распределяются так, чтобы у одного остался контроль, и у технарей было не более 25%. Точные цифры зависят от создаваемой каждым человеком ценности и взаимными оценками этой ценности. Главный принип — не жадничайте. 

2. Нет. Это ваша личная задача — искать себе советников 

3. Инвесторов интересует прибыль проекта. Текущая, не будущая. Если вы не прибыльны — идите к семье или друзьям, а лучше займитесь чем-то более простым и быстроокупаемым. 

4. Стартаперам-чайникам нужно читать книги по маркетингу и lean-методикам. Скорее всего, ваш проект закроется в течение года, поэтому учитесь делать дело, а не деньги привлекать. Ключевые слова для вас — СРА, каналы, конверсии, средний чек и ретеншен.

Гайдар Магдануровдиректор по инвестциям Runa Capital, советник генерального директора Acronis

1) Важно рассмотреть функции, которые привлекаемые люди будут нести в бизнесе. В зависимости от того, какое количество времени они будут уделять проекту и какую пользу приносить, можно определиться с долей в проекте. Хотя чем бы они не занимались — разработкой, поддержкой, маркетингом, продажами, административными вопросами — конкретный размер доли субъективен и определяется в процессе переговоров. 

Для уменьшения рисков при выделении долей, имеет смысл придумать схему «вестинга» (vesting) акций проекта, при которой акции выдаются не сразу, а частями в определенный интервал времени. При этом, на случай быстрой потери интереса человека к участию в проекте, важно определить и «клиф» (cliff) — период через который начнется выделение акций. 

Например, вы выдаете сотруднику 100 акций с вестингом в течение 12 месяцев с клифом в год и выделением долей равными частями каждый квартал. Значит, что через год и три месяца у сотрудника будет 25 акций, через полтора года 50 акций, а через два года — 100 акций. При этом вы можете договориться об условиях того, что произойдет, если сотрудник решит покинуть компанию или же будет уволен руководством. При таком подходе долю в проекте получат только те, кто будет в течение длительного времени приносить пользу. Также имеет смысл заранее обсудить денежную компенсацию, которая появится, когда проект будет иметь финансирование или генерировать прибыль. 

2) Если же есть интерес пообщаться в онлайн-сообществе, можно, например, вступить в группу StartupHub на Facebook. Однако, я рекомендую как следует изучить веб-сайты стартап-конференций, инкубаторов и акселераторов, чтобы узнать про людей, выступающих менторами. Определившись с теми, у кого есть соответствующая экспертиза, обратитесь к этим людям напрямую. Если ваш проект интересен, вы можете получить дельный совет, а может быть, еще и партнера или инвестора. Крайне важно подготовиться к общению с экспертами. Времени у них мало, поэтому, чтобы ваш проект привлек внимание, письмо-презентация должно быть хорошо оформлено, кратко и по существу представлять суть и обладать достаточным количеством подтверждающих деталей. 

3) Важно иметь четкую презентацию проекта, проработанную бизнес-модель и подготовиться к возможным вопросам по проекту. Инвестору будет интересно узнать о вас, вашей биографии, вашей команде, деталях вашего проекта, наличии конкурентов и спроса на рынке. Чем лучше вы изучили рынок и чем больше экспериментов провели по изучению аудитории, тем с большим уважением инвестор отнесется к вашему бизнесу. Лучше всего, конечно, иметь прибыль, показывать стабильный рост и приходить уже за инвестициями на развитие под проверенную вами же бизнес-модель.

4) Пожалуй, небольшая, приятная в чтении и достаточно хорошая книга для начала — «High Tech Start Up». Крепко рекомендую «Преодоление пропасти» Джеффри Мура — подходит для любого бизнеса, не только в ИТ. Еще одна хорошая книга про бизнес в целом — «My Years in General Motors» Альфреда Слоуна. Также рекомендую искать бизнес-планы состоявшихся компаний и учиться на их примере. Например, посмотрите презентацию LinkedIn, с которой они приходили в Greylock. Кстати, если хочется совсем краткого обзора технологического предпринимательства «по верхам», то рекомендую посмотреть методичку к курсу «Технологическое предпринимательство» в Открытом университете Сколково.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Интересно, а создатели сайта заплатили Disney за использование картинок, образов и актёров?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Roma Schreibikus
Phrask

> Крутые дизайнеры уезжают в Москву или заграницу на большие зарплаты и проекты.

Следует читать: "мы не готовы предоставить крутому дизайнеру большую зарплату и интересные проекты"

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
1
Максим Пирогов

Интересная статья. Спасибо.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Александр Савинов

и Пусть говорят, тоже

Google запустила тестирование сервиса по оценке фильмов и тв-программ в результатах поиска
0
Izobretatel

А у меня так всегда получается, что лучшие дизайнеры из питера как раз.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Maxim Ivanov

Самерсби — попса, как какой-нибудь Гиннесс. В крафте же другие правила оформления, зачастую присутствуют сатирические мотивы.

Компания «Альянс» показала на бутылках своего сидра героев знаменитых картин в состоянии опьянения
0
Показать еще