Лого vc.ru

Можно ли научиться зарабатывать на социальных проектах

Можно ли научиться зарабатывать на социальных проектах
Поделиться

Здравствуйте, уважаемые эксперты. У меня есть уникальная социальная идея. Связана она с помощью пожилым людям. Возможно ли вообще заработать на социальных проектах и существуют ли такие примеры? Спасибо.


Отвечают серийный социальный предприниматель, руководитель образовательных проектов Mosaicum и iPlayMBA Андрей Комиссаров и глава управления инновационной деятельности НИУ-ВШЭ Анастасия Тюрина.
Андрей КомиссаровMosaicum

Оценить идею, ничего о ней не зная, довольно трудно. Социальные проекты, зарабатывающие на пожилых людях, существуют.

Могу привести три типа: 

1. Частные дома престарелых. Высоковостребованные частные клиники. Не простой, но прибыльный бизнес (модель, по сути, — подписка).

2. Использование уникального опыта и знаний людей в возрасте (эксперты, наставничество). Пример —  Народная академия (бизнес-модель — сведение заказчиков с экспертами, маржа поверх консультаций) 

3. Онлайн-сообщества пожилых людей, зарабатывающие на рекламе профильных товаров и услуг (как правило, медицинских). Яркий пример — портал Baba-Deda

Анастасия ТюринаНИУ ВШЭ

Социальное предпринимательство — это такой же бизнес, просто у него эффект для пользователей гораздо более значим для предпринимателя, чем размер маржинальной прибыли. Доходность здесь на каждую итерацию ниже, но зато большим количеством ты обеспечиваешь себе нормальную рентабельность. 

Категория людей, которые занимаются социальным предпринимательством — это точно не те, что втянуты в венчурные инвестиции. Это люди, которые делают бизнес для себя, для своих родственников, для друзей. 

Если говорить про обычный бизнес для пожилых людей, — это явно растущий сегмент. 

В большинстве стран мира и во многих городах нашей страны количество пенсионеров перевалило за половину населения, и оно каждый год увеличивается. У большинства пенсионеров есть мобильные телефоны, многие начинают осваивать Skypе, и в интернет-пространство они приходят — а мы получаем дополнительный канал.

Все соцопросы показывают, что человеческое счастье начинает ощущаться в возрасте 50 лет — то есть, на самом деле, большинство пенсионеров впервые поняли, что они счастливы, именно в 50. Детей они вырастили, появилась куча свободного времени и нереализованных мечт. Мнение о том, что пенсионеры у нас — несчастные люди, не подтверждается. Да, у них меньше денег, но они научились меньше тратить, и особенных потребностей у них нет. 

Мы не говорим о той категории людей, которые ощущают себя стариками, отброшенными на обочину жизни — такая категория есть и в 50 лет, а так нормальный 50-60-летний человек ощущает себя ещё ого-го! Женщины до сих пор мечтают поездить по миру, как минимум, по России, ищут себе компаньонок. 

Номер два у них — это досуг, они увлекаются йогой, вязанием, танцами, лечебной физкультурой, у них есть свои коммьюнити в этом направлении. 

И номер три — это дополнительный заработок, многие из них очень не прочь заработать. Они работают нянями, курьерами и телефонными диспетчерами, это топовые специальности. Надо точно заканчивать разговоры о том, что жизнь на пенсии заканчивается — ничего подобного. Многие даже на пенсию не хотят уходить, потому что боятся, что будут никому не нужны, а по факту они нормально так же организуют свои кружки по интересам. У меня, например, свекровь ходит на курсы по английскому языку, путешествует и занимается в хоре. 

Порядка 70 процентов в опросе показывает, что пенсионеры наконец начали ценить свою жизнь, они счастливы, и жизненные вопросы у них давным-давно решены. При этом они специфичная группа — если они узнали у тебя на сайте что-то полезное, то становятся лояльными пользователями. Они не умеют серфить по интернету, поэтому всегда будут приходить на эту страничку. Очень многие из них сидят в Facebook и в «Одноклассниках», есть и во «ВКонтакте». 

Второй момент — они легко доверяются, но к ним нужно находить оффлайновые подходы, живой человеческий подход. В этом их отличие от молодежи — у них нет виртуального суррогата общения, они любят общаться натурально. 

Моя мама до сих пор ходит два раза в неделю в филармонию, для них это повод надеть платье, выйти в свет. Если отыскать вот эти оффлайновые поводы, чтобы общаться, тогда лояльность их не будет знать границ. И еще одна опция — все должно быть очень просто, интуитивно понятно. Если клавиши — то их мало и они большие, как будто для первоклассников. 

Модель тестирования на этой целевой группе всегда должна проходить много апробаций, их надо любить и понимать. Все мои опыты общения с подобными стартаперами показали, что главная сложность в том, что они не могут себя поставить на место пенсионеров, воспринимают их как немощных и тупых, а на самом деле это просто люди, которые хотят жить наполненной жизнью. 

Это, на самом деле, хороший бизнес. У нас в этом году в финалистах проект «Баба-Деда» — они в Питере, это портал, который агрегирует информацию для пенсионеров. Там очень хороший фидбэк, потому что специализированных содержательных изданий, которые настроены именно под пенсионеров, слишком мало. Там кастомер-девелопмент — мама не горюй, не просто интернет-магазин настроен. Монетизация там все равно придет, потому что они создают лояльных потребителей, которые понимают, что им дают что-то полезное, а не просто на них зарабатывают. Они очень хорошо чувствуют туфту, и если ты пришел работать со стариками — им надо служить.

У пожилых большая потребность в общении, поэтому работает программа лояльности и внедрения новинок — ты рождаешь себе 150 клиентов, а они приводят еще 1500, потому что они так живут. Еще если это позиционировать как социальный бизнес, то можно участвовать во всяческих конкурсах в муниципалитетах, по социальному страхованию, по культуре, по здоровью — получать скидки на рекламу в метро и так далее, в регионах — до 100 процентов. 

У меня есть стартапер Маша Терехова, она делает систему занятий цигун для стариков, и за полгода у них уже открылось 10 парков по Москве, средняя группа — человек 40, и они не прогуливают. Там такой фидбэк! Кто-то ходил с клюкой, сейчас ходит без палки и скоро жениться будет. Эту целевую группу надо по-другому воспринимать, если мы занимаемся их оздоровлением, их досугом — у них проходит хандра. 

Это самое страшное, что может быть, — одиночество стариков. И когда ты решаешь эту проблему, они будут тебе так благодарны! Главная специфика, конечно, в том, что тут не обойтись онлайном, необходимы оффлайновые ивенты. Но зато тут легко подтянуть партнёрку, те же самые фармацевтические компании, банки дают денежки, спонсоры-филантропы. 

Бизнес-модель социальных проектов всегда состоит из нескольких потоков, это не только поток денег, которые платят непосредственно сами пенсионеры за услуги, всегда есть спонсоринг. И всегда должен быть какой-то независимый источник разовых доходов, кросс-партнерка. 

Такой вот краткий курс социального предпринимательства.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Зарабатывать на пенсионерах, Да как ты смеешь!

Как говориться, деньги не пахнут)

0

Воу-воу, любой (успешный) сервис должен решать какую-то проблему за решение которой пользователи готовы платить. Если "идея" будет решать проблему пенсионеров, и при этом будет им по карману, то это win-win

У меня тоже есть проект социального бизнеса - виджет для сайтов, связанный с благотворительностью и вовлеченностью людей и компаний в эту сферу. Не могу приступить к разработке, т.к. есть сомнения в росте и мало информации по успешности такого рода проектов...

Вопрос ко всем. Мы тут приложение делаем. Люди привязывают карту и ежемесячно на благотворительность списывается указанная им сумма.

Вопрос. На функционирование системы нужны деньги. На з/п сотрудников (которые тоже нужны) также нужны деньги.

Грешно ли брать эти деньги из тех, которыми скинулись люди или лучше найти средства на это в других местах (меценаты и т.п.)?

"Грешно ли брать эти деньги из тех, которыми скинулись люди..." - да, грешно. Будете потом увеличивать процент если денег хватать не будет?

Продавайте приложение, продавайте рекламу в нем, продавайте данные пользователей или придумайте еще что-то... - но брать процент с транзакций на благотворительность - это сразу в Ад!

Ну, тогда в аду сразу будет банк и процессинг карт :)

Денег с этого получать я не хочу. Вообще нисколько. У меня вопрос про необходимые расходы. Офис, персонал.

Ну и так, просто пища для размышления. Вот смотрите. К примеру, мы бы брали 20% со всех платежей. Мы уроды, суки и грешники? Давайте посмотрим с другой стороны. До нас было 0 денег. После нас - 80% от собранных. Это может быть и миллион. Вопрос, так мы пидоры или нет?

К слову, почти фонды живут на этих процентах. Называется это "социальное предпринимательство". Я бы так не смог. Ну не могу я брать хоть рубль денег, которые люди отдают на другие цели. Но, с другой стороны, без фондов был бы просто 0.

Брать наверное не грешно, но вы должны быть прозрачны во всем.
Например www.podari-zhizn.ru/main/node/8725

Вадим, если вам спокойнее так думать - можете делать как хотите. То что вы предлагает это не банк, а банк это не благотворительный сервис. Вы определитесь сами вы про помощь, или про бабки - это основа.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Мария Томова-Каллмир

4иста енергия от крематориите и кланниците

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Илья Мiрошниченко

Я вроде не в вакууме, в соц.сетях появляюсь, но никакого вжух не замечал пока банк один у себя не запостил..

А по факту выходят все такие флешмобы по формуле "ляпни че хочешь и добавь вот это"

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Andrey Rublev
vantablack

Хорошо. Можете на конкретных примерах пояснить, как они дополняют смартфон и упрощать его использование?

От $740 млн до $40 млн за один год
0
Vorp A-Being-Of-Light

И как-нибудь можно этим рецепторам повысить чувствительность?

Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее
0
Mark Lesly

Проще в рестике покушать, чем за 1 кг. Берлинской вишни выкладывать в Азбуке 20 тыс. руб.

«Азбука вкуса» и бывшая «Афиша-Еда» запустили сервис для доставки ингредиентов по рецептам журнала
0
Показать еще