Лого vc.ru

Насколько перспективен рынок музыкальных концертов, транслирующихся через интернет

Насколько перспективен рынок музыкальных концертов, транслирующихся через интернет
Поделиться

Прежде, чем начать, позвольте мне выступить в роли Капитана Очевидность и сказать, что онлайн-концерт — это концерт, проводимый исполнителем из любого удобного места (где есть адекватный интернет и веб-камера) и, соответственно, транслируемый зрителям, находящимся в любой точке земного шара (где, опять же, есть адекватный интернет) в реальном времени.

А теперь — здравствуйте. Меня зовут Антон. В настоящее время я работаю над платформой для взаимодействия фанатов и кумиров — straffer.com (сейчас недоступен, но есть работающий прототип). 

К идее создания сервиса, который позволил бы исполнителям, с одной стороны, организовывать собственные онлайн-события посредством веб-камеры и, с другой, их поклонникам создавать и принимать участие в фан-клубах, мы пришли в начале лета 2014 года. Являясь большим фанатом инди-рока, я, упустив возможность посетить фестиваль Гластонбери, рассказал об этом своему соседу по комнате и сооснователю проекта — Измаилу, который, немного подумав, предположил: «А что если создать некий сервис, который позволил бы тем, кто по причине географической удаленности не может посетить мероприятие вживую, сделать это в онлайн?». И да — тут мы ох как загорелись.

Поначалу все казалось наивно простым — находим программиста, создаем сайт и приложение, обзваниваем звезд и предлагаем им наши услуги, запускаем рекламную компанию, ?????, и все — профит. Подобное предположение вполне себе, кстати, объяснимо — опыта работы с какими-либо проектами у нас до этого не было. Ну, учимся по управленческой специальности на третьеме курсе одного вуза — разве этого достаточно? Ни программиста, ни менеджера, ни полноценной концпеции — да ничего у нас тогда не было. Была лишь идея в абстрактном виде.

Благо, до этого у меня был некий опыт веб-программирования — чисто «фор фан» иногда писал быдло-скриптики на PHP. Но, сами понимаете, что этого далеко не достаточно для того, чтобы технически реализовать проект подобного уровня.

По этой причине, я в довольно интенсивном режиме начал изучать и практиковать PHP, JavaScript, HTML, CSS, прочитал книгу по сетям и устройству интернета. В результате, спустя три месяца я уже мог создать, пусть и целиком написанный на быдло-коде, но вполне себе работающий прототип. Помимо этого, в качестве дизайнера я подключил в проект своего старого друга — Романа, который очень положительно отозвался об идее и согласился выступить сооснователем.

Измаил, сооснователь проекта, в течение лета изучал все, что так или иначе связано непосредственно с бизнес-частью проекта: менеджмент, специфику шоу-бизнеса и ИТ-индустрии в целом. Он получил много знаний по маркетингу, тайм-менеджменту, психологии, мотивации, управлению проектами. Мы об также прочитали немалое количество книг и статей о стартапах. В общем и целом — в начале лета мы решили, что к его концу должны быть достаточно подготовлены к тому, чтобы начать заниматься своим собственным стартапом. И вот проходит три месяца. Тут все и началось.

Сразу скажу — все, что написано выше, наша вступительная история, которую я рассказал с той целью, чтобы показать, что любая идея, какой бы интересной и перспективной она не показалась на первый взгляд, при ее дальнейшей трансформации в систематизированную концепцию и более детальном изучении отрасли, имеет просто колоссальное количество подводных камней.

А теперь подробнее об этом.

Начну с краткого описания непосредственно того, что сейчас разрабатываем мы, точнее, перечислю ключевые возможности платформы:

  1. Возможность для исполнителя организовать собственную онлайн-трансляцию, установить количество и стоимость билетов. 
  2. Возможность для исполнителя продавать определенные нематериальные артефакты в виде подарков/стикеров/подписей, которые в дальнейшем будут широко применяться фанатами — начиная с банального коллекционирования и заканчивая использованием при общении в фан-клубах. 
  3. Возможность для фаната участвовать в фан-клубах, общаться и знакомиться с новыми людьми. 
  4. Возможность посмотреть прямую трансляцию любого концерта в любой точке планеты.

Но сейчас не о нас. На данном этапе нам бы очень хотелось узнать у экспертов, есть ли вообще смысл в разработке подобного проекта. 

Моё видение рынка

Сказать честно, сама идея платформы для организации веб-концертов, а также транслирования живых, далеко не нова. 

Многие пытались реализовать нечто подобное, но, в результате, проваливались по весьма предсказуемым причинам — проблемы с лицензиями, роялти и отношениями с рекорд-лейблами. 

Более подробно об этом можно почитать здесь. Кто-то, как может сперва показаться, выстрелил, кто-то продался корпорации, а кто-то в итоге ушел в совершенно ином направлении. Так или иначе, основные нынешние игроки на рынке — Stageit.com и Concertwindow.com — известны лишь в довольно узких кругах любителей независимой музыки, а 95% трафика приходится на США. 

Отсюда возникает следующий вопрос: а почему звезды национального и мирового масшбатов не принимают участие в этих проектах? Постараюсь ответить на него, исходя из наших собственных рассуждений, а также опыта общения с одним довольно известным продюсером. 

С точки зрения логики, звезды не участвуют в онлайн-концертах либо потому, что вовсе не знают о таковой возможности, либо же потому, что игнорируют ее по причине отсутствия интереса и перспектив. Причинами неосведомленности и отсутствия интереса, в свою очередь, могут быть:

  1. Отсутствие сформированного рынка как такового. Для того, чтобы что-то продать, нужен спрос. Для того, чтобы возник спрос, нужна потребность. Однако для того, чтобы определенный продукт удовлетворил определенную потребность, необходимо, чтобы носитель потребности был осведомлен о существовании данного продукта. В случае онлайн-концертов — продукт есть, потребность (об этом далее), очевидно, также имеется. Однако ни исполнители, ни их поклонники о существовании подобных платформ даже не догадываются, что говорит либо о неэффективности маркетинговых стратегий вышеназванных платформ, либо же об отсутствии у них амбиций для перехода на следующий уровень.
  2. Проблема сокращения дистанции между звездой и фанатом, потеря грандиозности и художественного замысла. Ее действительно стоит рассматривать как одну из возможных причин. Живой концерт на настоящей сцене имеет масштабный размах, декорации, а огромное количество зрителей, которые кричат, выплескивают свои эмоции и подпевают артисту, создают поистине грандиозный эффект, перенести который в онлайн, к сожалению, не получится. Тем не менее, эта причина не может выступать основополагающей — успешный опыт проекта vyrt.com (сервис, созданный группой 30 Seconds To Mars, где ее участники проводят онлайн-концерты и встречи с фанатами) указывает на то, что даже посредством веб-камеры можно провести полноценное захватывающее веб-шоу. Все зависит от рамок нашего воображения и степени консервативности.
  3. Отсутствие значимой прибыльности. Да, действительно, сравнивать сборы реальных концертов с их онлайн-аналогами смысла не имеет. Но в случае, предположим, 30 тысяч купленных за $5 билетов на 30-минутное шоу, сборы составят $150 тысяч. Звучит довольно внушительно, но из этого, однако, вытекают две следующие проблемы.
  4. Проблема отношений с правообладателями и роялти. Смоделируем ситуацию, когда в результате проведенного онлайн-мероприятия некий артист собрал, предположим, $150 тысяч. 15%, то есть $22 500, платформа забирает в качестве комиссии. Но что произойдет с остальными 85%, то есть $127 500? Какой процент будет отчисляться мейджор-лейблу, а какой автору? Что в результате получит сам исполнитель? В случае с независимыми исполнителями эта проблема особой остроты не несет, однако отношения с артистами, подписанными на мейджор-лейблы, имеют определенно иную специфику. В этом случае, если учитывать многомиллионные обороты мейджор-лейблов (чистая прибыль Universal Music в 2013 году, например, составила ~$4.5 млрд) и столь же внушительные годовые доходы исполнителей, то становится очевидным, что помимо доходов от самой трансляции, появляется необходимость в дополнительных источниках монетизации. Решением этой проблемы может стать размещение рекламы, продажа неких нематериальных артефактов (стикеры, подарки) до, во время и после непосредственно концерта, а также сотрудничество с такими сервисами, как iTunes или Spotify.
  5. Проблема отсутствия спроса со стороны фанатов. Действительно, увидеть своего любимого исполнителя «вживую» захочет практически любой представитель возрастной категории от 10 до 20 лет. Однако заплатить за билет сможет далеко не каждый. В этом случае требуются тщательно продуманная ценовая политика, лояльность пользователей и качественное позиционирование.

Насколько потенциален рынок

Предположим, каждая из вышеназванных проблем была решена. Рынок, посредством качественной маркетинговой стратегии, был успешно сформирован, известные исполнители начали продумывать свои собственные креативные подходы к проведению онлайн-концертов, фанаты готовы платить, все основные юридические тонкости решены. Насколько глобальным, при соблюдении всех условий, стал рынок?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, в каких культурных условиях данный рынок, во-первых, начал развиваться и, во-вторых, в каких он бы мог получить дальнейшее распространение. 

Не стоит отрицать тот факт, что все основные тренды и модные явления задаются в США. Страны Востока, такие как Китай или Япония, несмотря на закрытость культур, с большим удовольствием перенимают у Запада всякие «модные фичи». Учитывая гипертрофированность фанатской культуры Японии, можно сделать вывод о том, что фанаты именно этой страны с наибольшим пристрастием воспримут данный тренд. 

Возможно, Восток, при неправильной стратегии западной платформы, откажется от нее и создаст свою собственную. Но сама идея концертов онлайн в данном случае действительно получит высокое распространение, хотя такие феномены, как «Big In Japan» или «Японский Идол» заставляют несколько иначе посмотреть на распространение глобального рынка там — восточные фанаты более почитают местных, национальных звезд, чем голливудских. 

Однако ирония в том, что подавляющее большинство «местных» звезд подписаны именно на глобальные мейджор-лейблы большой четверки — Universal, Warner, Sony и EMI. Относительно стран Западной Европы все достаточно очевидно — поклонники есть как и у местных звезд национальной величины, так и у мировых. 

Да, большинство культур являются весьма консервативными, и для того, чтобы определенное явление прижилось, нужно время. Тем не менее, любая страна, где есть платежеспособные фанаты, так или иначе, но воспримет рынок онлайн-концертов, который на сегодняшний день, несмотря на свое зачаточное состояние, действительно развивается, причем процесс этот происходит, пусть и медленно, но в относительно верном направлении.

А как считаете вы? Имеет ли такое явление, как онлайн-концерт, право на жизнь? Хотелось бы услышать жесткую, но аргументированную критику. И, естественно, свежие взгляды и идеи. Спасибо.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

явление есть и будет, но пока не понятно в каком виде, главная проблема в самом подходе - что нет обратной связи как на живом концерте, что для исполнителей, что для зрителей. В данном виде это скорее удел инди-музыкантов которые и записываются-то в своей спальне.

Более интересный подход например у того-же boiler room - есть лайв шоу, есть онлайн трансляция, данный формат, пока не наступила эра виртуальной реальности, гораздо более понятный, то есть у вас, как у сервиса который предоставляет дополнительные онлайн места на концерте гораздо больше перспектив, на мой взгляд. Но это должно быть что-то большее чем просто вебка на (зачастую) тормозном интернете в клубе.

И без человека из музыкальной индустрии в команде - промоутера, музыканта, держателя лейбла, кого-то кто варится во всем этом соку, вам будет тоже непросто.

успехов

0

правильно был отмечен бойлер рум.
просто концерт можно и в записи посмотреть, а не просто онлайн. нужно предложить что то действительно интересное

у самого очень часто эта идея вертится в голове, потом что являясь организатором концертов оффлайн сталкиваюсь со снижением популярности мероприятий. поэтому тоже есть мысли, но по ясным причинам, не очень хочется озвучивать их на всеобщее обозрение))

Ребята, не теряйте время. Музыкальная индустрия почти труп, бизнеса там практически нет. Все крупные и околокрупные фестивали уже давно делают свои стримы фестивалей на ютюбе и пускать туда посредника им не имеет смысла. Тот, кому интересна какая либо группа найдет как посмотреть трансляцию, а смотреть все подряд никто не будет, поэтому агрегатор такого типа не имеет смысла. Ну это просто мнение. Есть много других перспективных направлений, музыка к сожалению своё отжила.

Про бойлер рум - правильно. Но странно, что автор поста не упомянул.

Тема вообще золотая. И как по мне - будет одним из главных трендов музыкальной индустрии в целом, а не отдельных ее направлений? Почему? Потому, что лайв - трансляций выигрывают ВСЕ. Владельцы площадок. Исполнители. Рекламодатели. Мейджорные лейблы. Независимые маленькие лейблы. Букинг агенства. Слушатели, в конце концов.

Но автор, на мой взгляд, немного не с того угла заходит. Начинать надо все же с налаживания "ирл-инфраструктуры", а не придумыванием способа монетизации еще не записанных концертов еще не согласившихся на это музыкантов.

Можем предложить оборудование для панорамных Live трансляций на 360 градусов.
360online.ru/

вот это вообще хорошая тема. видел подобную трансляцию на планете

Кроме того, что сказано выше комментаторами, спешу отметить, что веб-камеры недостаточно для качественной трансляции. Нужен отдельный звуковой канал, несколько камер, режиссёр. Там работы тысяч на 100 минимум на один мелкий концерт.
Сомневаюсь, что это окупится.

Меня вот, как музыканта, волнует вопрос качества звука. Я более чем уверен, что веб-камера не даст нормального CD-качества. То есть нужно будет использовать дополнительное аудио-оборудование.

Вторая проблема заключается в том, что использовать нужно несколько камер, а не одну. Кому интересно смотреть концерт с одного ракурса. Любое крутое live-шоу снимают с нескольких камер и режиссер трансляции в реальном времени все это "монтажирует" и выдает зрителям.

По-моему речь идет не о технической стороне вопроса, а о создании площадки, где музыканты сами бы выбиралии какое количество камер будет их снимать

Именно это я выше и написал

0

я сначала прочитал статью, потом забыл обновить и начал писать свой комментарий. И только после этого обнаружил, что мою мысль уже высказали 10 минут назад.

0

Мнение просто парня:
Вопросы между лейблами и артистами вас не особо касаются, они сами их решат в удобном для серия порядке, учитывая большое количество хороших групп, то для начала можно ориентироваться на свободных музыкантов, предоставляя свою площадку для саморекламы артистов, вы можете собирать «пожертвования» для группы, продавать атрибут так группы, билеты на их оффлайн концерты и получать небольшие дивиденды. Параллельно ничего не мешает связываться с популярными исполнителями и пытаться привлечь их, например благотворительный онлайн концерт в пожертвованиями в какой-нибудь фонд помощи кому-нибудь, этим вы будете рекламировать свою площадку и получать кайф, через пару лет, проведя несколько серьезных концертов можно будет задумываться и нормальной монетизации — продажа билетов или платная подписка(хотя оба этих варианта кажутся мне не привлекательнымыми) можно сделать платную подписку для комментирования. И на последок для небольших групп заказы для исполнения каверов

Как вы видите монетизацию действа? Вообще - для подобного формата вполне достаточно ютуба без посредников. Или, например, программы вроде "Живых" Семена Чайки.

Разве что в виде "вы скинулись, а мы договорились и провели трансляцию с интересного ивента".

0

Как сказал один великий человек: - "стримить можно все что угодно, хоть порнуху".

0

Закупить несколько камер и доп. Оборудования и предоставлять его музыканту. И при онлайн просмотре, чтобы можно было за счёт этих камер вокруг артиста крутится, смотреть.
Было бы круто :)

Инвестиции только нужны) ну и аудио оборудование. А еще, чтобы был отклик от концертов, после выступления, музыкант идет за ноутбук и начинается онлайн интервью.

0

Онлайн интервью, только после подписки, как на твиче. Удачи вам господа :)

0

Очень удивлен, что при столь оптимистичных ожиданиях (за пример автор берет сбор в 150 тыс уе) доход артиста (между исполнителем, музыкантами и правообладателями они сами делят, это их кухня) за минусом комиссионных площадки показался столь малым что пришлось фантазировать на тему продажи рекламы и иных способах монетизировать онлайн мероприятие. Это хорошие деньги, в них нет фур с тоннами аппаратуры, многосуточной логистики, аренды зала, широкой рекламы и иных пожирателей денег форсирующих неподьемные сметы. Если речь не идет о металлике и сэре элтоне то озвученные деньги отличная сумма для артистов скажем российской эстрады, если речь о нашем рынке. Что касается того что в онлайн нет зрительского антуража и сценической красоты в виде декораций, костюмов и пр. что мешает вам приехать с камерами и макбуком в концертный зал на офлайн концерт и не заснять мероприятие скажем так настоящее? Больше камер - и вот вам 3д концерт для ребят из мухосрансков. Ваши конкуренты уже снимают концерты живые. Автору успехов! Я сам организатор концертов и мысль об онлайн версии выступления встречается на ура как артистами, так и их продюсерами, с пулом имен у вас проблем не возникнет

0

www.mixify.com сервис онлайн выступлений для dj

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Владимир Карулин
ROADS.RU

Любопытно. А примеры внедрения посмотреть реально?

Холдинг «Е-генератор» запустил сервис для добровольной оплаты контента «Микроподписки»
0
Нурлан Абилжанов

Но америкосы всетаки красавцы,что ж у них сервису не поучиться или дорого это для России матушки или невыгодно бизнесу вот в чем вопрос

Онлайн-ритейлер Amazon показал офлайн-магазин без касс и продавцов
0
Нурлан Абилжанов

Надо супермаркету вначале с ценниками разобраться и т.д.

Онлайн-ритейлер Amazon показал офлайн-магазин без касс и продавцов
0
Yan Varskii

Пиздеж! - штука, которая пиарит и забавляет публику. Рискнуть желаешь?)))

Работу ищут специалист по таргетированной рекламе и руководитель отдела разработки
0
Нурлан Абилжанов

Вопрос сервиса

Онлайн-ритейлер Amazon показал офлайн-магазин без касс и продавцов
0
Показать еще