Лого vc.ru

Как избежать проблем с правообладателями при создании музыкального сайта

Как избежать проблем с правообладателями при создании музыкального сайта
Поделиться

Привет! Меня зовут Степан, я занимаюсь проектом pixound.ru. Это музыкальная социальная сеть, где люди делятся своими любимыми треками.

Загружаемый пользователями материал никак не модерируется, поэтому там может быть то, что нарушает авторские права. На данный момент зарегистрировано примерно 5 тысяч пользователей, и пока это не представляет никаких проблем. Если сервис станет популярным, то, скорее всего, будут проблемы с авторскими правами.

Как можно максимально оградить себя от этих проблем? Поможет ли модерация контента? А если платить роялти, то о каких суммах будет идти речь? Спасибо!


Отвечает Камиль Егелев, старший юрист компании «Толкачев и партнёры»

Музыкальную социальную сеть, в описанном случае, можно квалифицировать как информационного посредника (ст. 1253.1 ГК РФ). Существуют общие требования к информационному посреднику, для освобождения его от ответственности в виде возмещения убытков или выплаты компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения и фонограммы (ст. 1301, 1311 ГК РФ). Суть этих требований в том, чтобы информационный посредник:

  • не являлся инициатором размещения треков, не определял получателя контента;
  • не изменял размещаемый контент;
  • не знал и недолжен был знать о том, что размещаемый контент нарушает права третьих лиц;
  • прекращал доступ или удалял с сайта тот контент, в отношении которого было получено сообщение (претензия, заявление) от правообладателя о нарушении его прав на такой контент.

Как видно из описания проекта pixoud.ru, пользователи самостоятельно используют музыкальный контент путем его доведения до всеобщего сведения (размещения на сайте) и воспроизведения (загрузка и хранение) на сервере pixound.ru.

Pixound.ru в данном случае лишь предоставляет технические возможности осуществлять такие действия. При выполнении описанных выше требований к информационному посреднику лицом, нарушившим интеллектуальные права на музыкальный контент, будет признаваться лицо, непосредственно осуществившее доведение до всеобщего сведения (загрузку) такого контента, то есть пользователь.

Это следует и из последних судебных решений по аналогичным делам, и из международных конвенций и договоров об авторском праве, которые имеют силу на территории России. В таких конвенциях, договорах и согласованных заявлениях к ним, в частности указано, что простое предоставление физических средств, позволяющих сделать или осуществляющих сообщение (доведение до всеобщего сведения), само по себе не является сообщением (доведением до всеобщего сведения).

Поэтому ответственность за незаконное размещение музыкального контента будет нести именно пользователь. Однако pixoud.ru не должен игнорировать сообщения и уведомления о незаконном размещении на сайте такого контента — необходимо оперативно ограничивать доступ или удалять такой контент.

Стоит также учитывать риски блокировки сайта по закону об информации (149-ФЗ) в случае, если правообладатель размещенного на pixound.ru контента получил у суда соответствующее определение и обратился в Роскомнадзор. В данном случае необходимо оперативно реагировать на уведомления Роскомнадзора и ограничивать или удалять соответствующий спорный контент. Это позволит снизить риск досудебной блокировки сайта на уровне хостинг-провайдера или оператора связи.

Также необходимо предусмотреть механизм обратной связи для правообладателей, чтобы разрешать спорные ситуации во внесудебном порядке. В России обязанность владельца сайта по предоставлению своей контактной информации (наименования, адреса, email) на сайте и формы обратной связи закреплена в законе об информации, но сам внесудебный порядок не является обязательным для правообладателя. Поэтому важно для любого владельца сайта, являющегося по сути UGC-ресурсом, оперативно реагировать на любые сообщения и уведомления правообладателей, других пользователей, Роскомнадзора, и принимать соответствующие действия со спорным контентом.

Кроме того, важно оформить отношения с пользователями соответствующим соглашением (пользовательское или лицензионное соглашение на сайте), в котором указать, что pixound.ru не проверяет контент и не меняет его, предупредить пользователя об ответственности за нарушение прав третьих лиц на контент, и урегулировать иные важные моменты.

Модерацию контента рекомендуется оставить на уровне проверок обращений пользователей и правообладателей, или осуществлять автоматическую модерацию, используя технологии аналогичные Content ID. В противном случае, при споре будет сложно доказать, что pixound.ru как информационный посредник не знал и не должен был знать, что размещаемый пользователями контент нарушает права третьих лиц.

Получать разрешения (лицензии) у правообладателей по поводу использования музыкального контента на сайте целесообразно только в случае, когда такой контент использует (размещает на сайте) сам pixound.ru от своего имени. При этом сумма лицензионного вознаграждения (роялти) может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков (порой и сотен) тысяч рублей, в зависимости от правообладателя, исполнителя и самого произведения. В данном же случае, pixound.ru рассматривается как площадка, на которой именно пользователи размещают музыкальный контент, соответственно лицензии от правообладателей на такой контент необходимы именно пользователю.

Таким образом, чтобы снизить риски ответственности за незаконное размещение музыкального контента, необходимо:

  • Указать положения об информационном посреднике и гарантии, данные пользователем в отношении загружаемого контента, в пользовательском или лицензионном соглашении.
  • Предусмотреть на сайте форму обратной связи для правообладателей и указать контактные данные (наименование, адрес, и-мейл), по которым правообладатель может связаться с владельцем (администратором) сайта.
  • Осуществлять модерацию загружаемого контента только на уровне обращений пользователей и (или) с использованием соответствующих технологий (аналогичных Content ID).
  • Оперативно реагировать на претензии и требования правообладателей, уведомления Роскомнадзора и сообщения иных лиц о том, что размещение тех или иных музыкальных произведений нарушает права третьих лиц.

Стоит отметить, что перенос сайта на иностранный хостинг-провайдер, перенос домена к иностранному регистратору, оформление сайта на иностранное лицо не является простым или альтернативным решением рисков, описанных выше. В ряде случаев такие действия наоборот могут их повысить, в частности, риск блокировки сайта, так как названный порядок блокировки может применяться, как показывает судебная практика, вне зависимости от юрисдикции сайта, его владельца, провайдера хостинга или регистратора доменного имени.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

А че, сайт лег под нагрузкой пользователей с ЦП? 😶

Реально головную боль вы себе делаете. Если идти на прямую к правообладателям - вы им не интересны, т.к. у вас нет трафика и продаж. К конторам посредникам, тоже, они если и дадут, это будет шлак а не контент, попса древняя или тувинские исполнители.
Попробуйте сделать саму сеть закрытой, без доступа извне и т.д. должно прокатить. Но опять же ломается сам принцып социальной сети.
Поэтому их не делают или заключают не реальную гору договоров на каждый трек.
Удачи с ресурсом.

Лучше ни здесь и не сейчас) ну или хотя бы на .com

В более другой юрисдикции с этим всё многократно дороже.

0

или Михалкова в партнеры)

0

спрашивается кому нафиг нужна такая социальная сеть,где администрация всю вину валит на пользователя?)
не говоря уже о том,что проще создать для любителей музыки свою группу в контакте.

Еще одна никому не нужная социальная сеть для музыканта, о которой профита никакого.

ЦП, вы вообще перед публикацией проверяете пунктуацию?Ну "Толкачев и партнеры" и в суде дают такие же документы с запятыми невпопад с соответствующим результатом, с ними все понятно.
Но вы-то что? Просто прочтите 2 первых предложения.

Зашел утром на ЦП, а тут такое. Александра, вы можете пояснить тезис "Толкачев и партнеры" и в суде дают такие же документы с запятыми невпопад с соответствующим результатом" или это написано в состоянии аффекта, вызванного лишними запятыми в тексте? Ни я, ни коллеги не можем вас припомнить в качестве оппонента.

По пунктуации с комментом согласен. Писали в спешке.

Зашел утром на ЦП, а тут такое. Александра, вы можете пояснить тезис "Толкачев и партнеры" и в суде дают такие же документы с запятыми невпопад с соответствующим результатом" или это написано в состоянии аффекта, вызванного лишними запятыми в тексте? Ни я, ни коллеги не можем вас припомнить в качестве оппонента.

По пунктуации с комментом согласен. Писали в спешке.

0

а как вообще выглядит закрепленное лицензионное право на музыкальный контент правообладателя? т.е. как распознать реального правообладателя контента?

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Виталий Ягодкин

Ответочка, чтобы после всё наладилось

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Deniss Belajevs

ребят, поправочка: речь идет не об одном " телеканале "Sky", а о "Медиа-Группе Sky": (в которой конечно же есть телеканал(ы) "Sky")
не одну лодку покупают, а целую Флотилию
corporate.sky.com/about-sky/ataglance/sky-plc

21st Century Fox Руперта Мёрдока предложила выкупить телеканал Sky за $23 млрд
0
Semen Tyurenkov
Windows Профи

О, ребята, вам наверняка иногда требуются лишние руки профессионалов-сисадминов. Обращайтесь в админ.com - помогут вашим штатным спецам.

Штаб-квартира: Петербургский офис игровой студии Playkot
0
Влад Алексеев

vk.com/planetvr?w=wall-15344310_1206

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Илья Максимов

круто

Компания «Альянс» показала на бутылках своего сидра героев знаменитых картин в состоянии опьянения
1
Показать еще