Лого vc.ru

Как законно использовать чужие тексты и музыку для видеоблога

Как законно использовать чужие тексты и музыку для видеоблога
Поделиться

Всем привет! Меня зовут Вячеслав, я студент из Владивостока. Некоторое время назад решил запустить YouTube-канал с тематикой новостного агрегатора в виде видеоблога.

Нашу инициативную команду заботит следующее: 

1. Имеются ли подводные камни в бесплатном пересказе частным лицом информационных материалов, созданных конкретным изданием или человеком, без использования авторских фотографий и видео? Иными словами, могу ли я, сидя на стуле у себя дома, свободно пересказать на камеру и выложить на YouTube статью Vice о биткоин-ферме или тому подобном? 

Полистав интернет, я выяснил, что конкретно новости в РФ не признаются объектом АП, в отличие от авторских текстов, фото и видеоматериалов. Но пути юристов неисповедимы, и я опасаюсь, что в ГК или ином законе имеются пункты, которые не видны обывателю.

2. Звуковое сопровождение роликов. Все блогеры, хоть раз имевшие дело с Content ID, отзываются о нем как о всевидящем монстре, способном пустить канал в бан даже за 15-секундный отрезок музыкального произведения, принадлежащему одной из студий. Тем не менее, я часто вижу и слышу на популярных каналах короткие отрывки популярных песен, которые 100% находятся под защитой АП. Вопрос: допускается ли и как регулируется вставка частей авторских клипов\музыки?


Отвечает Павел Мищенко, юрист компании Runetlex

Вячеслав, здравствуйте! Отвечаю по порядку. 

1. Cообщения о фактах, имеющих исключительно информационный характер (то есть новости), объектами авторского права не являются (п.4 ч.6. ст. 1269 ГК РФ). Тут все верно.

Более того, вы вправе в информационных, дискуссионных и критических целях цитировать как в оригинале, так и в переводе отрывки из статей, о которых идет речь в ролике (п.1. ст. 1274 ГК РФ). 

Для этого нужно соблюдать несколько правил: 

  • Указывать имя автора, название статьи, источник заимствования. 
  • Объем должен быть оправдан целью цитирования. То есть процитировать всю статью нельзя.

Статью по социальным, религиозным, экономическим или политическим вопросам можно воспроизвести целиком, если такое воспроизведение не было специально запрещено автором или иным правообладателем. Разумеется, со ссылкой на источник и автора. (п.3 ст. 1274 ГК РФ). 

2. Музыкальные произведения являются объектом авторского права. По общему правилу, их использование без согласия автора/правообладателя запрещается как в коммерческих, так и в не коммерческих целях. При этом не имеет значения, в каком объеме был скопирован отрывок песни. Нарушением будет воспроизведение как пяти секунд, так и всей композиции. 

Какие варианты тут есть: 

  • Попытаться обмануть Content ID. В сети есть разные предложения на этот счет. На мой взгляд, выглядит это несерьезно, и в решении проблемы вряд ли поможет. 
  • Заключить договор с представителями правообладателей. В РФ таковым принято считать Российское авторское общество. На их сайте есть соответствующее предложение. Правда придется приложить немало усилий, чтобы выяснить, какой именно договор и в каком объеме вам понадобится заключить — меня за полчаса звонков перекидывали на четырёх разных специалистов, последний из которых обещал перезвонить. Пока жду. 
  • Заключить договор с правообладателем напрямую. Возможно, это будет быстрее, проще и дешевле. Не исключаю вариант, при котором правообладатель, узнав о цели использования музыки, предоставит разрешение бесплатно.
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Update. Удалось договорить с РАО, там все проблематично. Для кафе они могут дать общую лицензию на все произведения, с кем у них заключен договор. В рассматриваемом случае так не получится. Только конкретная лицензия с перечислением треков, которые можно использовать. То есть очень криво. Им самим от этого не радостно, но как есть. Лучше уж тогда free music :)

Павел, огромное спасибо за труд, он очень помог:)

А что насчёт покупки музыки на сервисах типа AudioJungle.com?

0

Наверное имеет право на жизнь, главное текст лицензии перед покупкой изучить. Чтобы она позволяла использовать произведение в коммерческих целях.

0

А сколько нынче стоит лицензия у РАО на использование песни или ее части в ролике? Понятно что цены могут разнится, но хотя бы в среднем или на каком нибудь примере?

0

Ничего конкретного по этому поводу не могу сказать. Надо звонить и узнавать. Вообще их профиль как уже писал выше - лицензии "на все". www.rao.ru/index.php/kontakty

Просите соединить с сотрудником по имени Анжела, очень грамотно объясняет.

0

Ну на такой профиль денег не наберешь, уж не три рубля же хотят наверняка. )) … особенно какому нибудь блогеру школьнику, для своего ролика про то как его кошка рожала.
Узнавать самому не тянет, необходимости нет, и часами по меж-городу звонить тоже.

Если кто все-же "знает цены"- поделитесь инфой. ;)

0

Если говорить все же о "лицензии на все" для кафе, то там есть прайс-лист на сайте: www.rao.ru/index.php/polzovatelyam/baram-i-restoranam

Цена зависит от типа заведения и количества посадочных мест, для кафе на 1-20 мест получается (35руб.*кол-во мест) в месяц. Довольно скромно, ожидал увидеть неподъемные суммы.

0

РАО не занимается выдачей лицензий на использование в аудио / видео роликах. Как правило, специалист РАО может дать контакты правообладателя для связи и заключения договора. Далее - цены договорные и зависят от аппетитов конкретного правообладателя и надо сказать во многих случаях могут отказаться от заключения договора (или дать заведомо неподъемный ценник), если не понравится рекламируемый товар/услуга. По ценам на мировые хиты: насколько я помню Nike заплатила за лицензию использования в рамках рекламной кампании It's raining men (Geri Halliwell) более 500 000 долларов. Цены разнятся от 10 000 до 1 000 000 долларов в зависимости от рекламной кампании www.ascap.com/Home/Music-Career/articles-advice/ascapcorner/corner14.aspx

0

Далеко ходить, тем более "обманывать" Content ID нет особой необходимости. Есть отечественный объемный ресурс ЗВУКОБАЗА - zvukobaza.ru

Все фонограммы авторские, мы - правообладатели, указаны реальные авторы, реальные имена композиций (в отличие от перекупщиков и бирж/стоков контента, где сайт ответственности за размещенный товар НЕ несет изначально!).
База постоянно пополняется.

Договор заключается в полном соответствии с ГК, в письменном виде.

"Проблему" с Youtube разрешаем достаточно просто - фонограммы заведены в систему Content ID заранее, мы при покупке делаем whitelist youtube канала покупателя. Подробнее: www.zvukobaza.ru/docs#youtube

0

У Vimeo есть специальная база в том числе с бесплатными звуковыми дорожками: vimeo.com/musicstore/
Причем удобно по типу лицензии фильтровать можно.

0

Лучшие вакансии в Европе edelweissconsulting.de/jobs.html

0

audiojungle - не дорого и легально (музыка и звуки)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Вадим Бондарь

Как по мне Somersby выглядит куда аппетитнее.

Компания «Альянс» показала на бутылках своего сидра героев знаменитых картин в состоянии опьянения
0
Алексей Кравцов

twitter.com/magnit_info?lang=ru

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Александр Кулев

Интересно, что забугорные дизайнеры рассуждают уже скорее как кодеры, а наши как-то все остаются художниками и людьми глубоко творческими.

Как решать интерфейсные задачи при помощи белой доски и маркера — советы дизайнера
0
Antony Sedov

Вжух, и через год об этом меме узнают в ОК и телевизоре.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Илья Рецер

Тяжелые будни эсэмэмщиков. Это вообще считается профессией? За это сейчас платят или так, чьи-то дети балуются?

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Показать еще