Лого vc.ru

Как запретить использование чужого логотипа в рекламных целях

Как запретить использование чужого логотипа в рекламных целях

Всем привет, меня зовут Костя, я работаю главным редактором ЦП. Читатели регулярно пишут, что какие-то незнакомые мне предприниматели рекламируют свои услуги, прикрываясь логотипом издания:

Посоветуйте мне и другим людям, оказавшимся в похожей ситуации — что делать, если логотип зарегистрирован в качестве товарного обозначения? Что делать, если вдруг нет?

Спасибо.


Отвечает Севан Авалян, юрист «Модульбанка».

Глава 76 ГК предусматривает, что индивидуализировать товары и услуги предприятия можно с помощью товарного знака (параграф 2) и коммерческого обозначения (параграф 4). 

Товарный знак 

Логотип компании, который используется для индивидуализации товаров, может являться товарным знаком. Все их видели, я думаю, и все знают, что это такое:

Не многие знают, что логотип становится товарным знаком только после того, как была пройдена государственная регистрация по правилам статей 1492 - 1503 Гражданского кодекса. 

Только после прохождения государственной регистрации и получения свидетельства на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ), юридическое лицо и индивидуальный предприниматель вправе требовать в суде как минимум запрета на использование своего товарного знака третьими лицами.

Соответственно, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, автоматически являются контрафактными. 

Господа, использующие товарный знак без вашего ведома при выполнении работ или оказании услуг, обязаны удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Итак, что можно сделать, когда товарный знак зарегистрирован? 

Конкретный перечень действий, которые вправе осуществить через суд правообладатель, установлен в статье 1515 ГК РФ. 

Во-первых, правообладатель (товарного знака) вправе требовать изъятия из каналов распространения и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Есть исключение, касающееся тех случаев, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах. В этой ситуации правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. 

Правообладатель также может в судебном порядке требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 

  1. в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 
  2. в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

То есть если ваш ТЗ зарегистрирован, то вы вправе а) запретить его использовать, б) получить возмещение убытков или компенсацию.

Что делать, когда товарный знак не зарегистрирован? 

В случае, если вы не проходили государственную регистрацию товарного знака, то, получается, что нечего и защищать. Чтобы это исправить, вам необходимо стремглав проходить процедуру регистрации товарного знака. Уже после этого можно будет требовать от нарушителей компенсацию или возмещения убытков.

Но это еще не всё.

Коммерческое обозначение 

Буквально коммерческим обозначением является знак, посредством которого что-нибудь маркируется в целях коммерческой деятельности или используется для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий. У обладателей этого знака имеются исключительные права на сам знак, как на коммерческое обозначение журнала.

Пример: 

При этом требовать выплаты компенсации здесь уже не получится. Максимум, правообладатели могут требовать возмещения убытков (ст. 15 ГК), что еще придётся доказать. 

Дополнительно часть 1 статьи 1252 ГК предусматривает возможность заявления иска о признании права на коммерческое обозначение, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, об изъятии материального носителя, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Чтобы подтвердить факт использования конкретного коммерческого обозначения с определённой даты, можно внести ваше КО в какой-нибудь реестр коммерческих обозначений. Правда, это будет стоить денег. Реестр может вестись, например, при Торгово-промышленной палата региона.

Как это работает, можно увидеть на примере этого решения.

Авторское право

Непосредственный автор или правообладатель рисунка вправе обратиться с иском в суд к лицам, незаконно использовавшим приведённое изображение и как минимум требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 

  1. в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 
  2. в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения; 
  3. в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

При этом следует учитывать, что правообладателям следует хранить договор отчуждения исключительного права и акт о его передаче, чтобы иметь в суде доказательства наличия таких прав.

Так что, если редакция ЦП захочет защитить свои права, то у неё есть несколько вариантов действий. И самый эффективный из них — регистрация товарного знака с последующей защитой возникших исключительных прав.

ЦП - а вы уже зарегистрировали свой логотип? ©®

0

Даже если это не так, то они вправе запретить его использование.

0

Вот как пример: ребята тоже защитили этот знак!!

0

Все равно, без функции, по которой рекламная площадка будет в автоматическом режиме сканировать картину на предмет ее авторства - ничего не поменяется.

Человек в ВК может зарегистрирован быть на несуществующего человека и от имени его делать рекламу с использованием любого логотипа.

0

Алексей, какая приятная встреча :)

Алексей, наличие доказательств о праве на логотип позволит написать в администрацию Вконтакте, которая удалит спорный контент. Проверено, делал не однократно. Как удаление постов, так и удаление групп.

0

Это да, но он все равно будет использоваться, не под этим аккаунтом, а под другим. Пока заметят новое объявление, пока напишут письмо, пройдет много времени

Идея для стартапа: сделать поиск логотипов на фотках и картинках, как это делает, например, Найк с инстаграмом

По правде говоря, сплошное цитирование статей ГК в ответах юристов соооовсем не интересно и не оригинально.
Выжюрист, расскажите особенности защиты прав на ТЗ, какие подводные камни бывают (как пример: что если ТЗ зарегистрирован в отношении разных классов МКТУ), примеры из практики, лайфхак о предъявлении требований как к администратору домена так и к регистратору (см. условия про информационного посредника).
Все в состоянии открыть ГК и прочитать статьи, для этого навыки юриста не уперлись, а из за подобных ответов, мол вот ст. 1515, ст. 1252 большинство людей так и не понимают в чем заключается особенность профессии. Мир.

0

На разных landing page используются товарные знаки Сбербанка и ряда других крупных организаций. Как с этим быть? Почему Сбербанк не подаёт в суд на тех кто используют его логотип?

Смотря в каких целях его используют, может они повесили лого для указания того, что они принимают платежи через Сбербанк (карты, квитанции). Без примеров не ясно.

0

О каких конкретно лендингах вы говорите? Не совсем ясно без примеров.

В Ламоде одевается, в сотмаркете телефон покупал, в Тинькоффе карта и т.д.

Имел удовольствие работать? имел

0

Здесь нет нарушения. На сайте просто указаны партнеры, в своих целях он эти знаки не использует, нарушения авторского права нет.

0

Предложение услуг по настройке контекстной рекламе

0

А ссылку можно? Выглядит так, что они просто указывают на своих партнеров. Максимум, что тут можно — принять за нарушения авторского права.

0

Максимум? С точки зрения закона это - единственное, за что можно принять.

0

Простите, ошибка. Товарный знак не является объектом авторского права.

0

Тем не менее, картинка защищается как объект авторского права. Об этом я и писал.

0

Верно Севан пишет. Часто самое экономное и быстрое реагирование - через иск о защите авторского права. На логотип - как картинку.

0

Иск к кому? К несуществующему человеку, на которого зарегистрировали под вымышленным именем

0

Алексей, вам должно быть известно, что в гражданском и арбитражном процессах есть такая возможность у суда по ходатайству Истца или с его согласия заменить ненадлежащего Ответчика на надлежащего.

Можно предъявить исковое заявление к ВК и заявить ходатайство об истребовании информации о физическом лице, который запустил рекламную компанию, дабы получить информацию о надлежащем Ответчике.

Либо вовсе сначала обратиться в ВК с требованием о предоставлении информации о лице, нарушающем ваши исключительные права.

Я думаю, второй вариант будет предпочтительнее.

Или у вас есть иной способ? Было бы интересно услышать.

С уважением к вам.

0

Человек, который знает, что может получить иск не будет сидеть под своим айпи

0

Вк не даст информацию без соответствующего запроса

0

Поэтому я и указал на право подачи ходатайства.

Если вы с пятого раза не понимаете, что читаете - значит это написал юрист (с)

На самом деле Севан написал правильно. Можно было бы по больше из практики взять, но тут два момента:

Между теорией и тем, что происходит в реальной жизни - огромная пропасть. Может доходить до того, что фактически все происходит не так, как в законе.

Но теория - это фундамент любого правового дела. Не зная ее, вы не поймете, правильно ли это или нет

Второе: если вам напишут лайфхаки и тп без теории - вы ничего с этим сделать не сможете. Ну да, ну нарушил. А как суды относятся к тому или иному вопросу? А это уже пленумы и тп, что является теорией.

В данном ответе я увидел меньше выдержек из законов, что радует. Но номера статей, пленумов и решений - это выносить за скобки нельзя

0

Мне кажется, такие ответы правильнее писать по типу дипломной работы. Указывать список используемой литературы только в конце. Юристы прочитают, другие пропустят. Но текст будет понятен всем

Приветствую, коллеги.

Согласен с Севаном и Александром. От себя добавлю, что прежде всего необходимо определиться с целью защиты. Цели может быть две.

1) получение материальной компенсации. В этом случае без регистрации товарного знака будет довольно тяжело. При этом даже с зарегистрированным ТЗ будет много сложностей (идентифицировать ответчика, получить адекватную сумму компенсации и самое главное добиться реального вызскания). Соответственно, в большинстве случаев достижение этой цели маловероятно и это нужно отчетливо понимать.

2) прекращение использования обозначения в конкретном случае. В этом случае товарный знак будет хорошим аргументом, но в прицнипе можно обойтись и претензией с приложением доказательств, подтверждающих право на соответствующее обозначение. Вероятность достижения этой цели достаточно высока.

Успехов в защите!

0

Надо просто скликивать ту рекламу)

0

Логотипы, сайты, соглашения - что вы знаете о проблемах?)) у меня 15 числа суд. Во время боя, одна собака загрызла другую. У одной есть медицинские справки, у другой нет, помощь была оказана на месте. Я выступаю со стороны последней.

Какие мысли?)

0

А какие к вам предъявлены требования?

0

Я представитель. Требуют компенсацию. Но никто пока не взял ответственность (кто организатор и тп). Я в общей юрисдикции не спец, но думаю надо доказывать, что у собаки моего клиента была самооборона

0

Может быть обсудим в ВК/FB?

0

Оке, буду в вк через мин 20

Прямой эфир
Узнавайте первым
о важных новостях
Мы будем присылать вам только срочные уведомления в браузере
Mail.Ru Group получила полный контроль над «ВКонтакте»
Хочу знать!
Не нужно