Лого vc.ru

Стоит ли организовывать бизнес по доставке еды дронами

Стоит ли организовывать бизнес по доставке еды дронами
Поделиться

Добрый день! Меня зовут Алексей.

Буквально на днях посетила такая мысль: почему бы не использовать дроны в качестве доставщиков еды (роллы, пицца и прочее) по воздуху в любую точку города (дом, парк, машина в пробке).

Стоит ли инвестировать в данный вид деятельности и с какими трудностями предстоит столкнуться? Спасибо.


Отвечает Севан Авалян, юрист «Модульбанка»

Алексей, добрый день! На самом деле, вас посетила светлая идея по развитию своего бизнеса. Самое главное, что не вас одного — на ЦП уже выходила колонка Олега Понфилёнка, главы компании CopterExpress, осуществившей первую коммерческую доставку пиццы дроном для «Додо Пиццы» Федора Овчинникова. Олег подробно описал коммерческие возможности использования дронов в деятельности предприятия.

Теперь что касается юридической стороны дела. Об этом ЦП писал ещё в прошлом году в этой статье. И надо сказать, что с того момента в законодательном регулировании не изменилось ровным счётом ничего.

Как и ранее, вместо понятий «дрон» и «коптер» Воздушным кодексом РФ определено общее понятие беспилотного летального объекта:

«Беспилотный летательный аппарат» (БПЛА) представляет собой летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

— пункт 2 раздела «Общие положения» Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».

Это понятие предполагает достаточно широкую трактовку того, чем может быть дрон или коптер, не учитывая при этом его некоторые существенные особенности.

Далее, использование воздушного пространства БПЛА возможно только после подачи в государственный орган плана полета воздушного судна и получения разрешения на использование воздушного пространства (пункт 52 Постановления Правительства от 11.03.2010 №138).

За нахождение БПЛА в воздухе без разрешения и без поданного плана полёта предусмотрена ответственность в части 1 статьи 11.4 КоАП РФ, которая за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусматривает штрафы для юридического лица от 250 до 350 тысяч рублей либо вообще административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Второй юридический аспект связан с тем, что транспортировка грузов по воздуху подлежит обязательному лицензированию. Если нет лицензии, то вас могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ, которая за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии предусматривает ответственность в виде штрафа ИП 100 тысяч рублей, а на юридическое лицо в размере 400 тысяч рублей.

Итак, что мы имеем:

  • Дороговизна транспортировки грузов посредством коптеров;
  • Бюрократизм с получением разрешений на полёты;
  • Большая ответственность за простой факт нахождения в воздухе без специального разрешения и плана полётов;
  • Большая ответственность за транспортировку грузов по воздуху без лицензии.

Я думаю, этого достаточно, чтобы получить примерное представление о коммерческой эффективности использования коптеров в бизнесе.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Законность полетов, рентабельности транспортировки по воздуху, ответственность, бюрократия, бла бла бла.
А о том, что любой пернатый хищник по дороге может драгоценное хрючево с дрона украсть - ни слова. Не говоря уже о том, что голуби просто из мести обосрут.

Сомневаюсь, что к жужжащей машинке подлетят голуби и прочие пернатые существа.

0

Даже если подлят - винтами так приложит, что в поколениях останетсяосторожное отношение к таким аппаратам.

0

Их боинги не пугают, куда там дронам.

0

а еще все упорно забывают частотную проблему: даже если использовать для управления, телеметрии и видео один единственный канал вайфай то все равно нужно разрешение-согласование

Ну во-первых не такого бизнеса как "Доставка еды дронами", есть бизнес "Самая быстрая доставка еды" или "Доставка еды до окна". А во-вторых, не проще сделать "агентство доставки по городу", где работниками будут дроны. Охват побольше как мне кажется.

0

А ещё лучше сделать курьерскую доставку, но на должность курьеров принимать только Андреев.
ДОСТАВКА ЧЕГО УГОДНО ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫМИ ДРОНАМИ

Технически в городе на данный момент это почти не реализуемо. GPS теряется очень сильно в условиях города. Высотки, линии всоковольтные, сигналы, сильно экранируют, так же сильно влияет облачность. В дождь, полет это экстрим. Поэтому тут дело по большей части не в кодексе, а в технологии. Плюс условный полет коптера это 5 минут. Ну можно раскачать до 12 минут, грузоподъемность будет где-то 1кг.

штоа? дрон с килограммом заставить летать пол часа вообще ни разу не проблема

только цену посчитайте подобного, можно неплохую машину купить

0

ну по себестоимости деталей подобную леталку можно меньше чем за 300к собрать.. не знаю какая такая 'неплохая машина' столько стоит
я ж как бы не говорю о том что проблем организовать доставку дронами в условиях города нет, они есть и их не мало, но большая часть решаема так или иначе

и да, в данный момент подобными проектами заниматься можно только ради инфоповодов, как тот же коптерэкспресс или вон инвитро недавно

0

Для управление дроном нужны два человека: непосредственно на пульте и второй, который будет наблюдать за ним в пространстве. Это все не считая того, что оба человека должны находиться поблизости от дрона. Управление самим дроном в условиях города тоже задача не из легких и требует хорошего опыта - такой оператор будет требовать хорошую зарплату. Дороговизна дрона, дороговизна его обслуживания, дороговизна запасных батарей (ведь его работа не более получаса). Большая вероятность разбить при порыве ветра. и пр.пр.пр. Даже без законодательной базы здесь косяк на косяке.

0

кэп?
повторюсь: все проблемы решаемы так или иначе - это вопрос денег и технологий
года через 2-3 какой-нибудь амазон покажет как это будет работать
никаких двух человек быть не должно, дрон должен быть полностью автономен (cv, deep learning, все дела), иначе нафига такое затевать? будет один пилот-оператор на смене который следит сразу за парком дронов
с технической стороны особых косяков нет.. ну в источниках питания конечно революция бы не помешала, но и так уже сегодня можно летать на 15-20км и обратно

0

Ну да, вопрос денег, вы получите доставку, в десятки раз дороже, чем доставка горе-студентами. И единственное что у вас будет - это вау эффект для парочки гиков в городе.

0

Да что вы. Ну так покажите.

0

Сразу видно, опытный Дрон говорит

0

Воровство дронов?

они сами себя уничтожат! а провода, глюки и недопилоты помогут

0

Я буду вас сбивать и кушать вместе с дронами

(Это мой кот)

В городах как показала практика Amazon , бомжи и дети начинают целенаправленно сбивать все дроны, и развлечение и поесть.

(Это я)

Даже средний дрон способен лететь на высоте 20-30 метров.

А способен ли средний бомж закинуть что-то на такую высоту?

0

Притырят на подлетах: снижаться все равно придется;)

Дурак ты Алексей! Go back to school.

Я бы дронам доверил разве что газету доставлять на лужайка у дома.

Подождите, маленький дрон (который, по сути, мало чем отличается от радиоуправляемого вертолёта) нарушает воздушное пространство? Серьёзно? Всегда считал, что воздушное пространство, которое, собственно, и можно нарушить, -- это часть неба, где летают самолёты и прочие летательные аппараты. Сомневаюсь, что высота, на которую поднимается дрон, (обычно эта высота чуть выше домов), нарушает воздушное пространство. Нет ли какого-либо закона, утверждавшего, с какой высоты начинается это самое нарушаемое воздушное пространство? Или, как только дрон поднимается в воздух, он уже нарушает это пространство?

0

В РФ любая высота. В Америке до 150 метров вроде разрешили, но строго в пределах видимости.

0

В черте многих городов проходит глиссада на посадку воздушных судов, если вдруг случайно или не очень там окажется дрон...

0

Дрон там может оказаться и будучи запрещенным. Или вы боитесь, что виновнику предъявить нечего будет?

0

Я не боюсь. Коптерами и вообще р.у. моделями занимался достаточно долго. Хоббийную технику для доставки еды использовать не получиться.

0

Это разумеется. Но если дрон будет избегать места посадки самолётов, то вполне можно использовать.

0

Ох сколько обсуждений, вот только техников мало. Сначала посчитайте сколько это все будет стоить и что вообще можно сделать, а что нет. После сразу не захочется делать доставки дронами. У меня коптер есть, тоже считал. Пока только один пиар

Сколько?
Обслуживание коптера - это 5-6 тысяч в месяц максимум (это при условии что вы его эксплуатируете в довольно экстремальных условиях).

В случае если коптеров много, можно уложиться тысячи в 2-3.

Т.е. на одну зп курьера можно обслуживать 10 дронов, при этом эффективность каждого из дронов будет такой же, как у курьеров. если даже не выше.

Так что техника даже сейчас уже готова. ждем только кнопкодавов.

0

техника сейчас не готова летать полностью в автономном режиме, только с пилотом-оператором который контролирует весь процесс доставки и это как бы проблема, которая добавляет расходов

0

да, пилота еще посчитайте и количество падений. И главное стоимость коптера со всем необходимым для перевозок.

0

Основные проблемы:

1) Липоли живут 1 год. Потом нет токоотдачи. Комплект липолей, а надо их прилично, чтобы летать постоянно штук 10 не меньше. Если же заряжать перед полетом, это час со всеми телодвижениями при наличии хорошего зарядника. Так же надо много зарядников хороших, мощных, которые будут заряжать весь этот парк батарей. Вложения считайте сами.

2) Нужен оператор. Который будет следить за ходом полета и брать управление на себя в случае если что-то пошло не так. Пультов которые добьют хотя бы на 10км не существует. Это уже нужны направленные усиливающие сигнал системы, трекеры положения и т.д. Плюс оператор должен находится в такой точке, чтобы между ним и коптером не было преград по воздуху. Иначе это всё - не долетит и вернется. Т.е. сидя в офисе вы не сможете рулить с пульта коптером, который летит где-то там за хрен знает сколькими стенками.

3) Потеря сигнала от пульта. Для большинства коптеров это означает, что надо летать обратно. Если и потерян GPS, что в условиях города вероятность высока, то в лучшем случае коптер сядет. В худшем, это неуправляемая хрень в воздухе.

4) Просадка по питанию и отсечка / технические проблемы, отказ регулятора или двигателя, повреждение от внешнего воздействия, перегрев и т.д в лучшем случае - плавная посадка. В худшем случае падение. В самом плохом - падение кому-то на голову.

5) Производители ограничевают дальность беспилотной программы. У Mikrokopter это было вроде 1.5км, дальше нельзя ставить точки на GPS, чтобы задавать маршрут. Вроде за отдельные деньги можно было получить большее расстояние или даже анлим. Сейчас не в курсе.

6) Разные глиссады, военные, режимные объекты, над которыми коптер может пролететь теоретически, везя клиенту его суши. За такое сразу начнутся проблемы.

7) Время полета. На сегодня реально это 15 минут. Но. Полет по ветру, это один расход, против ветра это другая скорость и другой расход энергии. На холоде батарейки садятся быстрее, когда жарко, тянут и живут дольше. Берем 10 минут. Какое расстояние копетр с грузом покроет за 10 минут? 2-3км? Сколько вам нужно точек старта-взлета в городе миллионике чтобы охватить основные районы? 30-40-50? Естли в этом смысл?

8) Оператор(пилот) должен быть опытный. Полет от третего лица, когда стоишь с полутом и непосредственно видишь аппарат и полет от первого лица, где не видишь точного расстояния, оринетации скорости, и т.д. а видишь только цифры на OSD сильно отличюатся. Это не игра.

9) Как предполагается отдавать груз клиенту? Сама система? Если коптер садится и человек сам отвязывает от него скажем пиццу или сущи, то поверьте найдутся те, кто заодно и отключат коптера и заберут себе на память. Или вы думаете кто-то будет подходить в здравом уме к летающему коптеру? А если это ребенок? Нашинкует коптер на раз два.

Как я себе это представляю:

Предлагаю организовывать доставку не до окна, а до крыши дома (или до подъезда, но в идеале всё таки до крыши). В месте доставки будет располагаться станция приема. Это будет не очень большое устройство, размером примерно с 2 холодильника или чуть больше. До него дрон летит по GPS. У этого устройства должна быть приёмная площадка, с контрастным рисунком (крестики или окружности, специалистам по CV виднее). Долетая по GPS до станции, дрон сам находит этот рисунок, центрируется по нему и садится на разгрузку. После того, как дрон сел, груз от него отделяется и уходит в станцию. Я вообще предлагаю использовать стандартизированные контейнеры габаритами примерно 30х20х20. Груз ушел в станцию и клиенту отправляется уведомление, что груз доставлен, пускай идет, забирает. Дрон улетает на базу. Клиента можно идентифицировать на станции считыванием баркода, при помощи NFC вариантов много.
Плюсы использования станций:
1. Снижается сложность реализации процесса. Полёт до известного места проще. Сложные места пролёта можно заскриптовать.
2. Дрон может подзаряжаться на станции. Возрастает доступный радиус покрытия.
3. Снижается возможность потери дрона от вандализма или воровства, если приёмную площадку сделать защищённой. Понятно, что полностью она не защитит от воровства. Можно так же поставить камеру, следить за станцией и фиксировать всех, кто на нее забирается.
Минусы:
1. станции нужно обслуживать - это деньги.
2. Клиенты ленивы и не очень будут хотеть вылазить из своей квартиры даже для похода до подъезда или на последний этаж на крышу.
3. Нужны наверно какие-то разрешения и согласования для установки таких станций.
4. Нужно ставить много станций, однако же они не должны выйти очень дорогими.

P S
На мой взгляд безопасный полёт дрона выглядит так:
дрон поднимается со склада на высоту порядка 100 метров. На этой высоте летит до станции по GPS. После вертикально опускается на станцию корректируюся по рисунку на ней. Итого всего один уязвимый участок - момент посадки.

0

да, это в принципе правильно с точки зрения техники, но не юзер экспиренса...

0

Я живу на 17 этаже, дрон на крышу сядет? как тогда еду забрать? Или мне надо выйти к подъезду? Или я не смогу сделать заказ ))

Если станцию возможно разместить на крыше, то на крышу. Я понимаю, что у многих старых домов для выхода на крышу нужно лезть по лестнице (а не идти). Вариант с крышей только для домов, где можно подняться на крышу без акробатики. Для всех остальных домов с труднодоступной крышей можно установить такую станцию во дворе, недалеко от подъездов. 17 этаж - значит есть лифт, значит спускание к подъезду не приведет к большим физическим нагрузкам.
Я вообще тут не только (и не столько) еду имел в виду, сколько процесс доставки дронами вообще. Покупки в интернет магазинах, важная корреспонденция, быстрая доставка лекарств, всё это тоже сюда.
Вообще при использовании станций можно организовать не только доставку, но и отправку чего угодно (в пределах доступной массы и габаритов). Вы подходите к станции, она выдает вам пустой контейнер. Вы вкладываете в него свой груз и если заказ срочный, то за ним вылетает дрон и забирает контейнер. Если не срочный, то дрон заберет ваш контейнер при следующей доставке на эту станцию.

Крыши у домов как правило закрыты

0

Да. Потому что все боятся, что с них сразу же начнут толпы сумасшедших прыгать, как только крыши станут доступны (сарказм). Я вообще не понимаю, почему в городах крыши не используются. Площадь пропадает. Особенно в домах с плоскими крышами. Там можно организовывать зоны отдыха или, вот, доставочные станции. Конечно же предварительно огородив крышу по периметру каким-нибудь забором для безопасности крышепользователей.

0

Сейчас пропадает площадь, а будут пропадать люди

Только ведь туда если захочется, то можно всяко попасть и без ключа

1

1. Забыть о идеи;
2. PROFIT!!!

0

Если закон (www.macdigger.ru/iphone-ipod/gosduma-prinyala-v-pervom-chtenii-zakon-o-dronax.html) примут, то ваш бизнес может осуществиться

0

Да уже есть компании которые предлагают организовать. И есть решения суда которые разрешают, а не то что пишет тут юрист, который похоже практику не смотрел. Но вот реальных не рекламных применений еще нет.

0

хреновый юрист... мог бы и постараться для своего имени... более качественно проработать вопрос. Сделал выводы, но не предложил решения... что это за юрист?
А в чем проблема согласовать график полетов в черте города на 4-10 направлений?
И что касаемо лицензирования доставки грузов по воздуху... то есть так называемый "дух" закона и есть 80 ФЗ в котором прописано зачем лицензии выдаются...
Короче отстой статья!!! НЕ полезная!!

0

Фантасты пообщались, теперь о бизнесе. Идея из разряда фантастики. Во-первых рынок еды уже плотный, местами сверх. Клиенты все состоят в чьих-то программах лояльности. Даже если ваша компания будет иметь очевидные преимущества, вряд ли вы удивите чем-то из ряда вон. Соответственно, ваш маркетинг потребует серьезных и регулярных инвестиций в раскачку. Цена нового клиента у каждом городе разная, но бесплатных клиентов уже нет нигде. Сама выработка маркетинговой стратегии стоит либо опыта, либо денег. Иногда и того, и другого.

Для клиента сейчас важен вкус, ценовая политика и качество обслуживания. Все это взаимосвязано. Скорость доставки имеет отношение к третьему пункту, и на нее давят обычно компании с ценником выше среднего, но они сегодня сдают позиции дискаунтерам (структура спроса сейчас сильно корректируется).
Зная уровень развития коммерческого рынка квадров (почти нулевой), то ни технологически, ни инвестиционного данное направление не вытянуть.
Вряд ли в доставку еды вы затянете длинные деньги под такого рода стартап. Плюс бюрократические вопросы не затронули крыши, которые закрыты почти везде. На замок.
Я бы посоветовал инвестиции потратить на развитие сети производств, логистики и ПО. Водители, ввиду традиционно дешевого труда низкой квалификации в РФ, найдут вас сами сравнительно недорого.
Качайте бренд, а квадры Овчинников уже использовал в вирусе✌️, и то эффект крайне сомнителен.

Да, забыл добавить, - действительность сегодняшнего рынка не будет справедлива через три года. Если начнете прорабатывать проект сейчас, и лично заниматься выработкой технологий и оборудования, - все может получится. Но в таком случае, для вас откроется весь рынок оперативной логистики, и низкорентабельная доставка еды перестанет быть актуальной для вас. Да и зачем она технологической компании мирового уровня.

0

Если кто-то, где-то, иногда, порой, пробует дроны для доставки, это не значит, что тема везде актуальна.
Америка - страна одноэтажная, есть лужайки, есть куда садиться-сбрасывать, летать проще.

Безопасность. Для доставки еды, подойдет дрон от 6 лучей, не менее 550 класса. Больше груза - больше класс. Этакие летающие мясорубки(, особенно если карбоновые пропеллеры.

Дроны с резервированием контроллеров, парашютами и под данную задачу (грузоподьемность) недешевы, мягко говоря.

Автоматические полеты, автоматическая зарядка на станции - все возможно. Летать в дождь - можно.
Летать в сильный ветер - можно.
Вопрос только в стоимости коптера.

Скорость полета - 35-80 км/ч. Не круче машины или скутера, пробки не всегда большие.

Они шумят нехило - вечерняя-ночная доставка отпадает.

Как в темное время оператору контролировать полет - тепловую камеру вешать?

Много полетов на городом - обязательно эта мясорубка неудачно упадет.

Две больших маргариты и бутылку колы - немало по весу. Пиццу надо везти в термоупаковке - набегающий поток ветра, бутылка должна быть зафиксирована и распологаться более- менее по центру. Т.е далеко не все продукты удобно носить коптером.

Лето, жарко, батареи греются при работе - повышается риск отказа, батареи будут часто выходить из строя, хорошая батарея стоит как чугунный мост.

Холодное время - батарея должна быть теплой.

Сбой, сработала автопосадка - куда эта мясорубка приземлится? Не будет ли спровоцирована автоавария, не начнет ли пахать землю винтами при опрокидывании, не разобьет ли окно?
Что делать, чтобы не сперли коптер после аварийной посадки - биться током или самоподрыв? Что с доставляемым заказом - его же типа надо доставить - этот отвозить или новый делать? Должна быть служба реагирования.

Коптер полетел, аварийная ситуация, оператор берет управление, прямой видимости нет, начинается посадка, снижение, может быть потеря или снижение качества сигнала видео - куда-как сажать? По памяти, без картинки и визуального контакта сажать несколько килограммовую мясорубку сложно, мягко говоря.

B2C. Много ли конечных пользователей готовы заказать доставку дронами? Звучит идея неплохо, но не всем визуально понравится коптер - вид и звук.

B2B - тут проще с восприятием, но это не единственная проблема.

Слишком много сложностей, экономика проекта сложная.










Передача заказа - как?

Проблем много, стоимость высокая - способ может подойти под специфическую нишу, но не для массовой доставки еды.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Роман
ShareBike

Да, вы очень точно подметили. "Мы студия с ИМЕНЕМ (пусть про нас никто и не слышал), а значит крутые кандидаты должны сами в очередь выстраиваться задешево поработать, но они негодяи и не хотят". Из этого всего делается вывод, что хороших дизайнеров на рынке труда нет.

Не хватало еще письма мотивационные во всякие шаражки слать. Я могу поверить, что есть люди, которые мечтают поработать в Гугле или Фейсбуке, ну Яндексе еще или Касперском каком-нибудь. Но когда вопрос "а почему вы хотите у нас работать?" задает HR в ООО "Рога и Копыта", это вызывает улыбку.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Hoffman

Вы же понимаете, что беженцы и отказ от нефтепродуктов неразрывно связаны?

> А так отличное место для спокойной жизни и старения, с пенсиями там тоже все отлично.

Как и с пенсионным возрастом в 65. И он будет расти, потому что кто-то должен платить за банкет.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Roma Schreibikus
Phrask

знаю, все вместе. Дизайнер интерфейсов, который не умеет проектировать это не дизайнер, а оператор фотошопа. Я понимаю, что есть сложные системы,при разработке которых не обойтись без отдельного проектировщика - но это не тот случай.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Philipp Solomin
OKTÂEDER

Выезд, классика, апартаменты... Все эти фильтры задуманы в каталоге – omoimot.ru/catalog

Каталог – инструмент для более «продвинутых» пользователей, в то время как подборщиком должны иметь возможность воспользоваться все. А даже простой вопрос – хочу ли я мотоцикл или скутер, требуют каких-то познаний о мототехнике, не говоря о «типах» мотоциклов.

Средняя рыночная стоимость скоро появится, вместе с частными объявлениями о продаже техники и архивными моделями в каталоге.

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Philipp Solomin
OKTÂEDER

Разумеется, дилеры мототехники будут представлены на сайте и их предложения будут аккумулироваться в карточке мотоцикла.

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Показать еще