Лого vc.ru

Может ли компания засудить интернет-справочник за публикацию негативных отзывов

Может ли компания засудить интернет-справочник за публикацию негативных отзывов
Поделиться

Здравствуйте.

Я представляю интернет-справочник. Мы занимаемся публикацией подробной информации о компаниях и отзывов о них. Хотел спросить, какие законы регулируют деятельность таких сайтов?

Компании, на которые поступили негативные отзывы, иногда направляют нам претензии и просьбы об удалении этой информации. И еще у нас бывают неточные адреса, которые мы не можем исправить прямо сейчас, но сможем позже. Хотелось бы узнать, какие «подводные камни» могут быть в нашей ситуации с юридической точки зрения?

За что могут наказать такие справочники? Что следует соблюдать? Что может действительно требовать компания, когда обращается к нам за удалением контента? Какие данные нельзя размещать компаниях размещать нельзя?


Отвечает Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом»

Привет.

Плохой отзыв о компании в справочнике — потенциальная проблема. Плохой отзыв обижает владельца компании, который, как правило, немедленно бежит к юристу с требованием срочно что-нибудь предпринять. «Что-нибудь предпринять» — это, в большинстве случаев, досудебная претензия, цель которой — запугать вас до потери пульса, заставив как можно быстрее удалить или изменить отзыв. Если не удастся решить проблему досудебно, то дело дойдёт до суда — а там и блокировка сайтов, и траты денег, и сгоревшие нервы более чем вероятны.

Чаще всего юристы ссылаются на комбо «152 ГК + 15 ГК» (обидели компанию) или «152 ГК + 151 ГК» (обидели человека). Идея в том, что негативный отзыв, если он содержит заведомо недостоверные сведения, вредит репутации компании или причиняет нравственные страдания человеку.

Если есть вред — компенсацию за его причинение можно выбить не только из автора, но и из владельца сайта, что прямо разрешено пунктом 5 Постановления В С РФ № 3. А так как владелец сайта — это вы, но и все риски остаются на вас. К сожалению, если что-то пойдёт не так, не обиженной компании придётся доказывать недостоверность сведений, а именно вам — их достоверность. Если не докажете — гарантированно проиграете суд.

Чуть реже юристы копают в сторону административных («5.61 КоАП + 5.62 КоАП») или уголовных («128.1 УК + 282 УК») дел, но перспективы здесь дьявольски туманные. Экзотика в виде экстремизма и дискриминации на сайте вряд ли появится — её легко отловить исключительно при помощи здравого смысла составителя справочника, ну, а оскорблению и клевету следует отлавливать специально обученным модераторам, которые на таких задачах съели не одну собаку.

Редко встречающийся в практике, но неплохо работающий способ закошмарить сайт-справочник — заявить в ФАС о ненадлежащей рекламе. Убедить ФАС в том, что отзыв о компании — это реклама, чертовски сложно, но если удастся — то распространение рекламы, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию других лиц, хороший повод повыбивать деньги опять же из вас.

Что касается информации, которую можно публиковать на сайте, то совершенно точно можете публиковать всё, что содержится в ЕГРЮЛ — за это вас вряд ли засудят. Всё остальное — само по себе менее безопасно, ну, а самые опасные материалы — негативные отзывы, содержащие в себе резкие заявления и ссылающиеся на неизвестные вам факты.

Чтобы снизить вероятность проблем, определите правила игры со всеми посетителями сайта. Пропишите условия модерации — что и почему удаляете (нецензурщину, экстремизм, оценочные суждения), кто за что несёт ответственность (если у нас проблемы — переадресуем их вам) и что делать тем, в отношении кого оставили отзыв (куда писать, что можно требовать и в какие сроки)

Чтобы задать свой вопрос читателям или экспертам, заполните форму заявки на странице.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

С форумами такая-же ситуация?

0

Пропишите условия модерации — что и почему удаляете (нецензурщину, экстремизм, оценочные суждения).
---
Как вообще можно запрещать оценочные суждения на сайте с отзывами? Бред же.

К сожалению, если что-то пойдёт не так, не обиженной компании придётся доказывать недостоверность сведений, а именно вам — их достоверность. Если не докажете — гарантированно проиграете суд.
---
Презумпцию невиновности отменили?

Вы откройте п. 1 ст. 152 ГК РФ для начала: "Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности".
и на всякий случай ещё п. 11 той же статьи: "Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица".
И да, не нужно путать презумпцию невиновности и распределение бремени доказывания.
Вы хотя бы откройте К+ или Гарант и посмотрите, где и когда эта презумпция применяется. Тогда и вопросы отпадут.

Все жалобы и негативные отзывы действительны в течение определенного времени! Соответственно необходимо установить максимальный срок "годности" - 30 дней. Если жалоба или обращение не подтверждаются Автором, то такие сообщения должны быть удалены безвозвратно.
Автор, разместивший отзыв или жалобу, несет ответственность за достоверность сообщения, за соблюдение 152-ФЗ (запрет публикации персональных сведений, информации, содержащей коммерческую и иную тайны, охраняемой законом, и т.д.).
Автор - это пользователь, разместивший сообщение. В случае анонимного сообщения Автором является сам Интернет-ресурс.

0

Если все негативные отзывы действительны в течение определенного времени, то такая же система должна действовать и для положительных отзывов.

Если, к примеру, сотрудники компании хамят, цены отличаются от указанных в вебе в большую сторону, товар отсутсвует, а сервис никакой никакой, то это нормально публиковать положительные отзывы о такой компании?

Правильно думаете! Положительные отзывы также являются временно действительными и должны быть достоверны. Авторы этих отзывов несут такую же ответственность, как и Авторы отрицательных отзывов.
Положительный отзыв, не соответствующий реальности, как и отрицательный, способен нанести ущерб, в первую очередь - потенциальным покупателям и клиентам. В этих и других случаях Авторов отзывов можно смело привлекать к ответственности, но этого никто не делает.

0

В обоих случаях есть проблема: подтверждение положительного или отрицательного отзыва.

Если сделали заказ, то можно попросить номер заказа и проверить по нему. Но как подтвердить хамство или же наоборот лояльное поведение персонала?

Вряд ли кто-то будет требовать ходить с постоянно включенной видеокамерой или диктофоном, чтобы подтвердить правдивость отзыва.

0

Если напишут про хамство или лояльное поведение, ничего обидного в этом не вижу.
Я считаю, что к отзывам вообще должны быть определенные требования по содержанию, которое должно быть кратким, содержательным и относящимся к обсуждаемой покупке или услуге.
Безоговорочному удалению подлежат различные длинные жалобы и сообщения (грубо говоря - сопли, расписанные чуть ли не на 10 страниц); повторяющиеся, однотипные, опубликованные от имени одного пользователя (называется - спам или фрод); жалобы и сообщения, не несущие смысла (типа "Все хорошо, покупайте" или "Все плохо, не ходите и не покупайте"). Модерация - на совести владельцев сайта и администраторов.

Почему фламп не засудили еще до самого закрытия?

0

У меня была ситуация, когда почти дошло до суда из-за чужого отзыва. Наняли юриста защищать человека, оставившего коммент, но он перепугался угроз от компании и слился. Отзыв сняли.

Но, общаясь с ребятами из отдела К, получил такую информацию - нужно ставить внешние комментарии - Дискус, ВК и тогда вопросов к вам не будет. Пусть с Дискусом судятся по потери пульса.

Как вариант - принимать отзыв с фото чека или звонком. Ну или переносить все вне юрисдикции РФ.

0

Почитайте как это прописано у крупных отзовиков. Там очень четкие правила.

0

Да, вот вопрос юристу, отвечавшему на вопрос:
если прописать правила и снятие ответственности с администратора сайта отзывов, то поможет это полностью переложить ответственность за отзыв на автора отзыва?

Нашёл вот такой текст на ОЗОНе.

www.ozon.ru/context/detail/id/2609071/

"ООО "Интернет Решения" не несет ответственности за содержание опубликованных в OZON.ru отзывов, так как они выражают мнение пользователей и могут не соответствовать мнению сотрудников ООО "Интернет Решения"."

0

А как быть с форумами? Например, полно веток где обсуждают разную электронику. И куча владельцев этой электроники с разными проблемами которые их обсуждают. Или я сделал обзор какого-то гаджета и обнаружил недостатки. И я должен очковать и не писать про эти недостатки?

0

Или, например, на Яндекс-Маркете есть негативные отзывы. И чего, Какой-нибудь Самсунг будет на Яндекс в суд подааать?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Танюшка Краснова

Кто такой Тим?

Tele2 выпустила рекламу в стиле презентации Apple и с намеком на Стива Джобса
0
Mike Kosulin

Год назад вроде бы в Ленде терминалы были с рецептами на входе. Или это о них и речь?

«Азбука вкуса» и бывшая «Афиша-Еда» запустили сервис для доставки ингредиентов по рецептам журнала
0
Yuriy Belonozhkin

Аналогично, нигде не видал. Хотя нет - видал на MDK. Видимо, туда надо ходить "через не хочу", дабы держать нос по ветру современных течений молодежи.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Roma Schreibikus
Phrask

С дизайн-конторами в России вообще интересная тема -
студии с именем, с офисом в лофте с белыми стенам и велопарковой предпочтают приличную часть зарплаты платить именем, лофтом и велопарковкой.
Поэтому, ребята, не будьте хипстерами, это гораздо выгоднее.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Roma Schreibikus
Phrask

начинающему скорее всего на 40000 стоит расчитывать.
Дизайнеров сейчас жопой жуй, так что если есть возможность, то лучше не начинайте.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
1
Показать еще