Лого vc.ru

Как составить договор оферты для интернет-сервиса

Как составить договор оферты для интернет-сервиса
Поделиться

Добрый день, коллеги! Хотелось бы задать вопрос уважаемым экспертам.

Я работаю над проектом «Биржа услуг», где заказчик услуг получает предложение от нескольких исполнителей. Мы избрали модель взимания комиссии с исполнителя от полученных и оплаченных заказов.

На данный момент мы работаем по агентскому договору, подписываемому при личной встрече с исполнителем. Исполнитель перечисляет комиссию от полученных заказов раз в месяц по выставленному нами счету. Такая модель вызывает сложности с масштабированием и делает процесс подписания договора с исполнителем и взимания комиссии достаточно трудоемким.

Мы надеялись решить эту проблему договором-офертой при регистрации исполнителя на сайте. Имеет галочка рядом с фразой «Я ознакомлен и согласен с офертой» достаточную юридическую силу?

Какие рекомендации по договору-оферте вы могли бы дать?

Хотелось бы так же услышать мнение уважаемых читателей.

Спасибо за внимание.


Отвечает Екатерина Денисенко, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

Добрый день. Часто владельцы сайтов приходят к решению не заниматься разработкой собственного пользовательского соглашения, а использовать уже проверенное, действующее на протяжении длительного времени у аналогичного сервиса. Вот тут-то и начинают возникать проблемы.

Каждый магазин и сервис имеет свои особенности, совокупность которых и создает его неповторимый вид и правовой статус. То, что подходит одному сервису, для другого повлечет штраф, а может быть даже и приведет к блокировке его сайта.

Двумя основными документами, которые необходимо разработать до запуска проекта, являются оферта и пользовательское соглашение. Грань между двумя этими документами достаточно тонкая. Если оферта в первую очередь регулирует условия поставки товара, оказания услуг, то пользовательское соглашение регламентирует условия использования сервиса.

Например, если у вас обувной интернет-магазин, вы можете создать оферту, в которой будут установлены условия купли-продажи обуви, и пользовательское соглашение, в котором будет прописан процесс регистрации на сайте, возможность получения купонов на скидки в офлайн-магазинах, особенности использования чата.

Два этих документа часто компилируются в единый акт. На практике обычно используется название «пользовательское соглашение», в которое «вшиваются» условия оферты. Желательно все же разделять два этих документа. Пользовательским соглашением возможно ограничить ответственность владельца сайта за вред причиненный в результате использования сервиса в пределах фиксированной суммы. В отношении платных услуг данное ограничение установить нельзя и, соответственно, в оферте оно будет являться незаконным.

Основной целью любого пользовательского соглашения является снижение рисков владельца сайта. Пользовательское соглашение необходимо даже для некоммерческих проектов.

Рассмотрим некоторые моменты, на которую в первую очередь необходимо обратить внимание при разработке правовой документации для сайта.

«Это не я писал»

Многие сайты содержат разделы, где пользователи могут размещать информацию: чаты, комментарии к товарам. В связи с этим возникает два типа проблем: во-первых, проблемы, когда пользователи размещают запрещенную информацию — экстремистскую, пиратскую, оскорбляют других пользователей (ст. 20.29. КоАП РФ предусматривает штраф до 1 млн рублей).

Априори считается, что владелец сайта несет ответственность за все, что там написано. Если же информация нарушает права третьих лиц, то она должна быть незамедлительно удалена. При этом каждый имеет право на свободу слова, и незаконное ограничение этого права и неосновательное удаление комментариев пользователей также недопустимо. Таким образом, в рамках данной проблемы необходимо решить две задачи:

Во-первых, необходимо разработать регламент определения информации, подлежащей удалению и порядок ее уничтожения (модерация контента).

Во-вторых, ограничить свою ответственность за размещение третьими лицами неправомерной информации.

«Реклама не моя»

Вся информация, размещенная на сайте, может рассматриваться как реклама, то есть владелец сайта выступает в качестве рекламодателя. Но достаточно распространенное явление — размещение на своем сайте рекламы товаров и услуг третьих лиц. Необходимо помнить, что владелец сайта в этом случае является распространителем рекламы.

Рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем в том случае, если им сведения о соответствии рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе» не запрашивались, либо, не получив запрошенные сведения, рекламораспространитель не отказался от распространения рекламы (ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает штраф за распространение ненадлежащей рекламы до 800 тысяч рублей).

Необходимые оговорки в пользовательском соглашении с требованием о предоставлении подтверждения о том, что размещаемая реклама соответствует законодательству о рекламе, может существенно снизить риск привлечения владельца сайта как рекламораспространителя к ответственности.

Требования к рекламным материалам, размещаемым на сайте, сразу должны быть оговорены в пользовательском соглашении. Для того чтобы пользовательское соглашение не перегружать, целесообразно сделать ссылку на отдельный регламент.

Естественно, самому владельцу сайта также необходимо соблюдать требования законодательства о рекламе в отношении своих товаров и услуг. Даже ограничения пользовательского соглашения не смогут защитить его как рекламодателя в случае нарушения.

«Я тут только организатор»

Многие сервисы на сегодняшний день направлены на оказание услуг, в том числе и высококвалифицированных — медицинских, образовательных и других. При этом непосредственное консультирование обычно проводит не сам владелец сайта, а зарегистрировавшиеся на сайте частные консультанты. Сайт же выступает в качестве площадки, на которой встречаются потребитель и консультант.

В этом случае условия пользовательского соглашения в обязательном порядке должны содержать условия об ограничении ответственности владельца сайта, описывающие его роль в качестве организатора общения. В противном случае, все недовольство потребителей падет непосредственно на сервис. Эта оговорка также спасет и от штрафов и претензий связанных с оказанием услуг потребителям (ст.ст. 14.7, 14.8 КоАП РФ предусматривают штраф до 500 тысяч рублей)

«А я думал, оно уже действует»

В зависимости от особенностей интернет-сервиса может отличаться необходимый момент вступления в действие пользовательского соглашения. Например, для сайтов, ориентированных на лиц старше определенного возраста, требуется, чтобы пользовательское соглашение было принято пользователем до того, как он начнет просматривать сайт. Для других сайтов момент начала действия пользовательского соглашения определяется какими-то действиями пользователя, например, регистрацией.

«Персональные данные — это пустяк»

Все интернет-сервисы, предлагающие товары и услуги, требуют предоставления информации о пользователе. Обычно это адрес электронной почты, номер телефона, фамилия, имя, отчество; реже — адрес и паспортные данные. Условия сбора и обработки персональных данных в обязательном порядке должны быть отражены в пользовательском соглашении.

Зачастую сбор персональных данных пользователей на сайте требует обязательного информирования об этом Роскомнадзора. Направление уведомления требуется не всегда, но если оно требуется, запускать сайт без него запрещено. И если на сегодняшний день санкция за это незначительная — штраф всего 10 000 рублей (ст. 13.11 КоАП РФ), то со следующего года он может подняться до 300 000 рублей.

Невыгодно не только не направлять уведомление, когда оно требуется, но и проявлять излишнюю активность и регистрироваться в качестве оператора по обработке персональных данных, когда это не требуется. Регистрация приведет к тому, что к сайту будет необоснованно привлечено внимание Роскомнадзора, а дополнительный контроль со стороны государства не может радовать. На каждом сайте, собирающем персональные данные, также необходимо разместить электронную форму получения согласия на обработку персональных данных.

«Разве кто-то другой мог войти в систему с вашего компьютера»

Действия, совершенные с использованием логина и пароля пользователя, априори расцениваются в качестве действий самого пользователя. Ответственность за обеспечение сохранности учетных данных должна быть возложена пользовательским соглашением на пользователя. В противном случае, именно владелец сайта будет отвечать за вред, причиненный пользователю.

«Я же вам писал»

Пользовательское соглашение должно содержать условия надлежащего уведомления пользователя. Если данное положение не прописано, надлежащим будет являться только почтовое уведомление, направленное заказным письмом. Дальнейшие ссылки на переписку по электронной почте в суде не дадут результата. Таким образом, в пользовательском соглашении необходимо предусмотреть возможность направления писем по электронной почте, указанной при регистрации на сайте.

Здесь мы постарались отразить самые важные моменты, о которых постоянно забывают владельцы сайтов при разработке оферт и пользовательских соглашений. Только детальная проработка документов позволит создать жизнеспособные и минимизирующие риск владельца интернет-сервиса документы. Как говорил профессор Преображенский, «Дайте мне такую бумажку, чтобы это была окончательная бумажка. Чтобы была не бумажка, а броня!», чтоб ни Швондер, ни Роспортебнадзор, ни Роскомнадзор, никакой иной государственный орган не могли предъявить претензии к владельцу интернет-сервиса.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Очень полезно и вовремя!

Я бы сделал акцент на передаче прав на результат работ. Какие права и с какого момента! будет иметь заказчик и ваш сервис на работы исполнителей (принятых и не принятых) - этот вопрос нужно проработать. Поможет вам в этом закон об авторском праве www.consultant.ru/popular/avtorpravo/

Вы ссылочку на закон смотрели перед тем как дать? Он немного утратил силу, с 2008 г. ;)

Это проверка на внимательность и вы ее прошли! Поздравляю!

Хотелось бы задать вопрос Екатерине Денисенко, насколько правомерно использовать лицензионный договор для Saas сервиса (то есть для сервиса которые оказывает какие-либо услуги по подписке и используется облачное ПО, без установки на клиентскую машину пользователя, пример моедело, битрикс24 и другие подобные), а не договор оказания услуг (с которого придется платить НДС). Я встречала много рассуждений на эту тему, но решения вопроса не прибавилось.

Уважаемая редакция, если можно выделить это в отдельный вопрос, буду благодарна.

Светлана, касаемо Вашего вопроса небольшой ответ от Екатерины Денисенко.

На сегодняшний день российское законодательство не дает прямого ответа на данный вопрос. Услуги по предоставлению прав на ПО в рамках Saas можно разделить на две части:
- предоставление прав на ПО (не облагается НДС);
- оказание услуг (облагается НДС).
В случае, если документально данные части не разграничены - вся сумма контракта подлежит налогообложению.
Таким образом, использование лицензионного соглашения допустимо, но оно должно содержать отдельную часть, посвященную услугам по предоставлению доступа к Saas с отдельной стоимость данной части.

0

Спасибо за ответ, но вопросы все равно остаются.
Попробую привести пример:
Имеется Saas провайдер, применяется УСН (учет НДС в таком случае отпадает), Saas провайдер предлагает услугу по доступу к своему ПО удаленно, клиент при регистрации автоматически принимает условия некоторого договора-оферты, будет ли достаточным разместить текст этого договора-оферты на сайте? И как быть с закрывающими документами, можно ли избежать их отправки каждому клиенту Saas сервиса.

0

Светлана, вопрос не содержит всех необходимых условий, чтобы ответить однозначно.
Как мы писали в статье, каждый сервис уникален, и нужно рассматривать его целиком. Но если не вдаваться в детали, то можно сказать, что допустимо разместить на сайте оферту, по которой будет предоставлен доступ к Saas.
Способы подтверждение оказания услуги и предоставления прав на ПО, в целях отчетности, могут отличаться. Например, допустимо предусмотреть электронную форму в рамках личного кабинета.

0

Подскажите, пожалуйста, есть ли значимые недочеты в моей оферте, спасибо! inroll.ru/oferta

0

пока никто не ответил, все еще читают наверное..

Ну есть еще вариант пока не находят недочетов. Парочку я сам нашел, в версии 2.0 исправлю.

0

У меня тоже вопрос по использованию договора-оферты.

Насколько правомерно заключения такого договора между юрид. лицами?

Приведу пример:
Есть онлайн-сервис для В2В. Пользователю предлагается выбрать услугу и скачать сформированный счёт для оплаты. Возникает вопрос заключение договора. Теоретически пользователь скачиваем договор-оферту и оплачивая счёт подтверждает факт заключения договора.
Такая схема работы правомерна?

0

Алексей, да такая схема работы правомерна.

Если пользователь перешел к оплате, значит, он принял условия оферты, размещенной на сайте, и прочитал ее. Для подтверждения данного факта, желательно, чтобы под офертой стояло окошко для галочки «с условиями оферты ознакомился и согласен», а доступ к формированию счета возникал после проставления данной галочки.

Что такое "Пользовательское соглашение" и "Договор-оферта" на сайте? Какой-то текст который я сейчас вижу на экране монитора.

Где гарантии, что соглашаясь с этой редакцией документов, в случае возникновения споров не увижу совсем другие условия.

Должна ли быть здесь же, ссылка на PDF версию этих документов с цифровой подписью. Чтобы пользователь мог иметь твёрдую копию текста соглашения.
Иначе текст, любой представитель интернет-бизнеса может регулярно править под текущие обстоятельства.

0

Алексей, заверения текста оферты и пользовательского соглашения цифровой подписью не требуется в соответствии с действующим законодательством.

Поэтому мы рекомендуем распечатывать текст оферты и пользовательского соглашения перед оплатой. Их можно заверить у нотариуса.

В случае возникновения спора проводится техническая проверка факта изменения текста.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Валерий Наконечников
Outbookers LLC

А айфон для вас показатель большого состояния и успеха?

«Азбука вкуса» и бывшая «Афиша-Еда» запустили сервис для доставки ингредиентов по рецептам журнала
1
Roma Schreibikus
Phrask

именно так. я однажды (давно) ходил на собеседование в Nimax, один из основных вопросов был:"Как вы нашли наше объявление? Вы, наверное, давно следите за делами нашей студии?" (вакансия висела на их сайте)
Я был простодушный парень, и сказал: "Нет, никогда про вас услышал. Я просто в гугле вбил "вакансия дизайнер спб", и отфильтровал ссылки за последний месяц".
Ребята явно расстроились, и объяснили что предпочитают брать на работу тех, кто хочет работать именно в Nimax. (между строк читалось: чтобы можно было им платить меньше, а спрашивать больше).
На работу меня не взяли, конечно.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Roma Schreibikus
Phrask

Пользуясь случаем - нужен дизайнер в офис, СПБ. Мобильные приложения, веб. Прототипы, интерфейсы, Sketch, вот это всё. Не студия - работать надо будет для внутреннего заказчика.
Зарплата больше чем в Nimax.
Пишите на schreibikus@gmail.com

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Alexey Medvedev

$200 в месяц на еду и спортзал, серьёзно? Если он жил исключительно в машине, то, вероятно, он не мог сам готовить еду по простой причине отсутствия газовой плиты и холодильника, где это хранить. Т.о. необходимо питаться в кафе и всяких забегаловках, для этого, например, в NY нужно минимум $20 в день чтобы питаться 2-3 раза, и качество еды будет не очень. Или он съедал по банану раз в день? А затраты на бензин? Плюс прачечная для стирки — на месяц нужно хотя бы $20 заложить если один раз стирать. Парень молодец, конечно, но бюджет явно сказочный, нужно хотя бы на 2 умножить. И где он подзаряжал свой ноутбук? Air работает максимум 12 часов.

«Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха»
0
Андрей Чуринов

Какую CRM использовали для перезвонов записавшимся и вообще ведения клиентской базы? С чем взаимодействовала телефонная станция, откуда брала номера?

Кейс из России: Рост продаж в 2,3 раза благодаря оптимизации работы колл-центра
0
Показать еще