Лого vc.ru

Как маркировать рекламные баннеры под каждую возрастную категорию

Как маркировать рекламные баннеры под каждую возрастную категорию
Поделиться

Здравствуйте! Меня зовут Иван.

Обращаюсь к опытным юристам, кто знаком с федеральным законом «О рекламе», N 38-ФЗ от 13.03.2006.

В соответствии с законом московское УФАС уже второй раз штрафует Sports.ru, и это начинает напрягать нас, как «распространителей рекламных материалов», к которым мы (Whisla.com) в соответствии с законом относимся в части необходимости маркировки рекламных баннеров возрастной категорией.

В законе есть ссылка на федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где вроде как указано, как нужно маркировать рекламу, однако определения описаны общими словами, крайне туманно, общо и, честно говоря, мы плохо понимаем, как это делать.

Очень большая просьба в связи с деятельностью УФАС максимально просто, не для юристов, описать, как маркировать рекламные баннеры в соответствии с законом под каждую возрастную категорию. Судя по закону, ответственность также несут распространители, то есть не только рекламодатель, но и сайты и рекламные сети.

Какие баннеры и как маркировать? Как понять, что та или иная продукция подходит шестилетним или двенадцатилетним, а какая нет?

Очень большая просьба дать разъяснение простым, не бюрократическим языком.

Заранее большое спасибо.


Отвечает Людмила Харитонова, управляющий партнёр юридической компании «Зарцын и партнёры»

Закон «о защите детей» определяет, что возрастная маркировка должна прежде всего стоять на информационной продукции.

Под термин «информационная продукция» подпадают следующие категории:

  • СМИ;
  • Программа ЭВМ;
  • Печатная продукция;
  • Базы данных;
  • Аудиовизуальная продукция (на любом носителе);
  • Информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в интернете) и сетях подвижной радиотелефонной связи (в том числе интернет-сайты).

Возрастная маркировка делится на 4 вида:

  • 0+;
  • 6+;
  • 12+;
  • 16+.

Исходя из указанных положений, любой сайт и мобильное приложение должны иметь маркировку.

Как расставлять маркировку

Разобраться, как ставить маркировку, крайне трудно. Фразы витиеватые и сложные, и смысл их там теряется.


Категория Характер информации
0 +

Информация, не причиняющая вреда здоровью и развитию.
Могут быть незначительные сцены насилия (оправданные жанром). Но обязательно, чтобы добро победило над злом.
То есть если Лиса Колобка в сказке съела, то в конце Колобок должен Лису победить (иначе ставим другую маркировку).
На практике 0+ лучше не ставить — очень много поля для расширенного толкования.

6 +
  1. Может содержать описание (изображение) заболеваний человека, но не унижающие человеческого достоинства. Сюда не относятся тяжелые заболевания (что тоже является оценочным понятием).
  2. Ненатуралистические изображения или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  3. Не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений. Но такое изображение не должно говорить, что преступление — это хорошо.
12 +
  1. Изображение насилия и жестокости (но без секса). Должно выражаться сострадание к жертве и осуждение преступника.
  2. Эпизодическое упоминание наркотических и табачных веществ (но не изображение).
  3. Эпизодическое изображение половых отношений (но не возбуждающее и не оскорбительное)
18 +

Уже можно бранные слова (но не мат), изображение жестокости и насилия, информация о психотропных и наркотических веществах.

Безопаснее всего ставить маркировку 12+ или 16 +, чтобы потом не доказывать победу добра над злом или определять, какое заболевание является тяжелым.

Реклама и маркировка

Закон о рекламе устанавливает, что не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Переводя на язык человеческий, нельзя рекламировать информационную продукцию без маркировки.

Еще проще — рекламируя сайт, мобильное приложение, СМИ, печатную продукцию, нужно поставить маркировку.

Исходя из сложившеся судебной практики, речь может идти не только о рекламе сайта непосредственно, но и о рекламе услуг, подробное описание которых дано на сайте.

Например, суд рассматривал дело по иску ФАС. Он указал: «информация, размещенная в журнале „Трансаэро“ (апрель, 2013 г.) на странице 35, содержит текстовую часть о возможности ознакомления с подобной информацией о времяпрепровождении в Германии, о торговых центрах, ресторанах, барах и других заведениях на информационном ресурсе в сети Интернет germany.travel».

В ходе рассмотрения дела был сделан вывод, что информация о сайте germany.travel:

а) доводится до неопределенного круга лиц;

б) направлена на привлечение внимания к конкретному сайту, содержащему некоторую подборку информации о Германии;

в) формирует его положительный образ;

г) способствует его продвижению на рынке.

Таким образом, подобную информацию можно отнести к рекламе, а значит, необходимо ставить маркировку.

Получается, что:

  1. Вам нужно определить, относитесь ли вы к информационной продукции (сайт, мобильное приложение к ней относятся);
  2. Определить, какую маркировку ставить (исходя из перечня). Чтобы не рисковать, имеет смысл ставить 12+ или 16 + ;
  3. Ставить маркировку на саму информационную продукцию. При этом в печатном издании (журнале, например) маркировку нужно ставить не только на сам журнал на обложке, но и на других страницах. Суд при рассмотрении одного из дел прямо указал, что «…указание категории информационной продукции только на одной из страниц журнала будет противоречить нормам Закона № 436-ФЗ и вводить в заблуждение потребителей, поскольку в одном номере журнала может содержаться информационная продукция различных категорий»;
  4. Ставить маркировку везде, где есть реклама непосредственно вашей информационной продукции или где в рекламе упоминается информационная продукция.
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Хм, что-то на ЦП не вижу маркировки на сайте, ведь не в каждом стартапе добро всегда побеждает :D

А теперь объясните, это что, серьезно?
Сказка про колобка 6+???

А старые книги без маркировки сжигать!
Купил детям книги, а там внутри, видимо из-за копирастов, ужас. Персонажи переименованы, диалоги кривые.

Не соглашусь по одному утверждению в статье.
Требования к маркировке сайта относятся только к сетевым изданиям, зарегистрированным в качесте СМИ.
Обычный сайт маркировать не обязательно. Как и рекламу такого немаркированного сайта.
Это прямо следует из закона. См. п.6 ч.4 ст.11 436-ФЗ (о защите детей...). А также подробно разъясняется в письме ФАС России от 05.09.2013 N АК/34774/13.

В приведенном примере с germany.travel постановление УФАС было вынесено до распространения ФАСом указанного письма.

Что насчет "распространителей"?

0

Рекламных сетей например

0

Если посмотреть на часть 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", то рекламораспространитель как раз и несет ответственность за маркировку в рекламе.

0

Вы не могли бы привести список рекламораспространителей? Просто в моем понимании сайт, даже не зареганный в качестве СМИ - это такой же распространитель.

0

Ivan, нужно различать объекты, которые требуется маркировать, и рекламу таких объектов. Сайт в качестве СМИ - объект, требующий маркировки. Реклама такого сайта (СМИ) - тоже требует маркировки. Просто сайт маркировать не требует. Реклама такого сайта также может не содержать маркировку.

А распространителем может быть кто угодно, если он подпадает под определения ФЗ, а именно "лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств". И именно он (и рекламопроизводитель, тот кто создает или кому заказывают создание рекламных роликов, баннеров и т.д.), из логики закона, должен сказать рекламодателю, мол, ваше сми, или фильм, или мобильное приложение и т.д. требуют маркировки, иначе айяйяй.

0

эм, я может чего-то не понял, но спортс.ру не зарегистрирован как СМИ вроде как.

0

Там была реклама не сайта, а мобильного приложения. А приложение (программа для ЭВМ) прямо указано в законе в качестве информационной продукции, требующей маркировки.

0

Всё равно ответ пахнет канцеляритом. Видимо, имеет место профессиональная деформация.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Artemy Ustimenko
Venuelab

Non capisco

Telegram выпустил инструменты для интеграции через IFTTT
0
Katerina Pigasova

Рады стараться!

Кейс из России: Рост продаж в 2,3 раза благодаря оптимизации работы колл-центра
0
Nikita Anisimov
The Live Coffee Company

Согласен. Просто удивлен, что сказано, что это не работает)

Кейс из России: как Kupibilet переосмыслил «Черную пятницу» и охватил 6,4 млн пользователей за счет квеста с розыгрышем билетов
0
Максим Мостовой
Куппи.ру

А квас есть дети?

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Ярослав Свиридов

При этом и "трафик нагнать" многие не могут

Кейс из России: как Kupibilet переосмыслил «Черную пятницу» и охватил 6,4 млн пользователей за счет квеста с розыгрышем билетов
0
Показать еще