Лого vc.ru

Как правильно оформить конкурсы в социальных сетях с точки зрения права

Как правильно оформить конкурсы в социальных сетях с точки зрения права
Поделиться

Добрый день!

Многие российские и зарубежные компании (в том числе крупные, работающие в легальном поле) проводят в социальных сетях конкурсы в формате «вступи в группу, лайкни пост и мы случайно выберем победителя».

Не попадают ли такие розыгрыши под закон о лотереях? Как упростить участие в таких конкурсах и остаться в правовом поле? Нужны ли конкурсам в соцсетях детально прописанные юридические правила?

И, чтобы два раза не вставать — насколько допустимо использование в корпоративных сообществах в соцсетях изображений (в том числе мемов и демотиваторов) без согласия правообладателей или изображенных на фото лиц? Или можно брать только изображения из стоков?

С уважением, Олег.


Отвечает Павел Мищенко, юрист компании Runetlex

Олег, здравствуйте!

Для начала, освещу риски признания конкурса лотереей. Уверен, они вам известны, но информация может быть интересна читателям vc.ru.

Согласно ФЗ «О лотереях» любая лотерея проводится только после принятия соответствующего решения Правительством России. Следовательно, если конкурс в социальной сети постфактум будет признан лотереей — его организатор автоматически станет нарушителем действующего законодательства. Возможный штраф в размере до 300 000 рублей не добавляет оптимизма. (ст.14.27 КоАП РФ). Таким образом, задача любого организатора конкурса/рекламной акции — максимально дистанцироваться от лотереи.

Основными признаками лотереи являются:

  • Приобретение участниками акции отдельного билета (в том числе электронного).
  • Формирование призового фонда за счет продажи от билетов.
  • Фактор случайности при выборе победителя.

Таким образом, определение победителя с помощью генератора случайных чисел увеличивает риски организатора мероприятия. Гораздо надежней и корректнее — выбор победителя на основании заранее установленных критериев.

Например, первый участник, ответивший правильно на все 10 вопросов, получает приз. Если Вам не хочется проверять ответы и упростить проведение акции — тогда можно прибегнуть к таким способам:

  • Каждый 100-й участник, зарегистрировавшийся в группе, получает благодарственную грамоту от партии.
  • Участник, набравший наибольшее количество лайков за перепост, получает конфету.

Способы определения победителя, период проведения акции, ограничение на участие, информация об организаторе, вопрос с персональными данными — всю эту информацию можно и нужно разместить в правилах проведения конкурса. Я считаю, что такой документ необходим и поможет ответить на любые вопросы недовольных участников, администраторов социальных сетей и уполномоченных органов, если такие возникнут.

В конце концов, можно разработать типовой шаблон и изменять всего лишь несколько строк. Процедура отнимет немного времени, а положительного эффекта — море.

По поводу изображений и фотографий: картинки и фотографии являются объектами авторского права. По умолчанию использование допускается с согласия правообладателя. Существуют случаи свободного использования, предусмотренные ст. 1274 ГК РФ, недавно я писал об этом здесь. Использование изображения гражданина без его согласия запрещено ст.152.1. ГК РФ.

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства, почти всегда использование чужих объектов авторского права, в том числе изображений, без согласия не разрешено и несет определенные риски. Насколько такие действия допустимы — решать в первую очередь вам


Чтобы задать свой вопрос читателям или экспертам, заполните форму заявки на странице.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

>>> Приобретение участниками акции отдельного билета (в том числе электронного).

На этом пункте вопрос можно закрывать? Или еще есть уловки?

0

Не совсем понял вопрос, поясните пожалуйста.

0

В 99.9% провидимых акций, покупка билета отсутствует, из этого выходит что акция и не лоторейка совсем.

В дополнение: статья vc.ru/p/competiton-law больше покрывает вопрос.

Не совсем так. Если остальные признаки совпадают, то я не уверен в лояльности контролирующих органов, мало ли что им в голову взбредет. Вопрос был про генератор случайных чисел. Как мне видится, если стоит вопрос использовать его или нет - то лучше не использовать, потому что это один из критериев лотереи.

Статья хорошая, спасибо за ссылку!

0

К сожалению, если не использовать генератор случайных чисел, а использовать "лайкомерки", то это принесёт на порядки меньше маркетингового эффекта по той простой причине, что при генераторе соотношение (мнимое в голове у пользователя) затраты-результат намного выше, чем оно же, но при "лайкомерках".

Александр, спасибо за комментарий, апдейт ниже.

0

Мда, ответ юриста "что им там в голову взбредёт"... Какие прецеденты были?

0

"Набери больше всех лайков/репостов/пригласи больше всех друзей" не сработает с вконтактом.
Считается вынуждением пользователей надоедать людям со своей ерундой.
Источник: опыт использования оного механизма.

0

Яна, спасибо за комментарий, апдейт ниже.

0

А договор между оператором лотереи и учасником как в соц. сетях оформляется?

Давайте не будем путать лотерею, которая является игрой на основе обусловленного денежного взноса, который подтверждается билетом, и стимулирующей лотерей, которая абсолютно бесплатна. Вот под второе можно такой конкурс притянуть (и то с трудом, потому что нет покупки товара, которая необходима для участия в такой лотерее). Но в любом случае, никакой санкции в КоАПе за проведение стимулирующей лотереи нет. Перестраховаться очень просто - чиркануть правила проведения стимулирующего мероприятия. Кстати, они понадобятся для ФНС в случае проверки, потому как обязанности налогового агента никто не отменял.

Не надо бояться этих конкурсов. Надо просто знать закон и уметь отстаивать позицию.

0

Понятия "стимулирующая лотерея" сейчас в законодательстве нет. Отсюда и возможные проблемы.

0

У вас есть закон "О рекламе". который упоминает стимулирующие мероприятия.

А ст. 17 закона "О лотереях" говорит об источниках призового фонда. Как сюда притянуть розыгрыши в соцсетях - не представляю. Проблема высосана из пальца.

0

В ФЗ "О рекламе" стимулирующее мероприятие - это то, где условием участия в которых является приобретение определенного товара.
А где в нашем случае товар? Не понимаю.

0

Я сказал, что это можно с трудом притянуть. Притянуть сюда лотерею нельзя совсем просто исходя из её признаков: нет ни приобретаемого билета, ни формирования призового фонда за счёт продажи билетов. Кроме фактора случайности нет больше ничего. Но если привязываться только к этому фактору, то и подросткам стоит воздержаться от игры в бутылочку.

0

Павел, хотел бы уточнить важную вещь.
Что касается ВКонтакте, то "кто наберет наибольшее количество лайков" - плохой совет.
Данный пункт прописан в правилах проведения конкурсов на сайте, где администрация относит его к видам накрутки, за что сообщество, проводящее конкурс, может быть заблокировано.

Когда то условие "сделать репост" тоже попадало под бан. Это уже не так?

Условие "сделать репост, вступить в сообщество" для участие в конкурсе не должно попадать под бан.
Общая позиция администрации сводится к тому, что конкурс не должен служить инструментом для искусственного завышения показателей активности группы. В идеале для них конкурс должен быть типа "Нарисуйте весну с помощью граффити на стене. Наше жюри выберет лучший рисунок и подарит вам коробочку с ватой."

Но проблема, во-первых, в том, что смысл конкурса по сути и сводится для сообщества в искусственном приросте. И тут можно по разному трактовать это слово. Но факт в том, что 99% делают конкурсы явно не потому что очень любят дарить подарки.
Во-вторых, в Поддержке с этого года вместо адекватных питерских нердов с факультетов информатики сидят пёзды-племянницы руководства мэилру, которые первый раз в жизни получили "власть" и пытаются самоутвердиться за счет пользователей. Теперь причиной блокировки может служить чья-то менструация и вы никогда так и не узнаете, за что именно вас заблокировали и в соседних темах делают так же, а блокируют вас.

0

Валерий, спасибо за комментарий, апдейт ниже

0

Апдейт.
Друзья, спасибо за конструктивную критику. Действительно, совет с перепостами, лайками и регистрациями - плохой. Прошу прощения, что ввел в заблуждение.
Такие действия могут быть признаны администрацией Вконтакте как нарушение п.6.3.16 Правил.
В случае проведения конкурса речь идет о награде за лучшее выполнение работы или достижении иных результатов (ст.1057 ГК РФ).
Быть выбранным с помощью генератора случайных чисел не похоже на достижение результата.
Следовательно, история со случайно выбранным победителем в конкурсе сомнительна. Судебной практики по признанию в этом случае конкурса лотереей я не нашел. Но использовать такой механизм бы не советовал.
По организации конкурса можно более подробно почитать здесь vc.ru/p/competiton-law (Вильгельм Богачев, спасибо за ссылку).

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Андрей Малолин

Многие студии берут на стажировку (чаще бесплатную или очень условно оплачиваемую), если с опытом совсем по нулям, но человек рвется работать и расти. Самый простой и верный способ попасть на стажировки - написать личное письмо или обратиться к сотруднику повыше в фейсбуке той студии, чей опыт наиболее интересен. Не нужно стесняться стучаться к большим - никто не смотрит с пренебрежением на новичков, если человек готов учится, не боится трудностей и правильно себя оценивает. Чтобы не стучаться к кому попало, можно обратиться к рейтингам студий своего города: теглайны и прочее.

На фрилансе "набивать руку" можно лишь для базовых навыков, это специфичная площадка с зачастую неадекватными заказчиками, которая не позволит расти.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Alexey Kraynov
Riot Games

Статья звучит местами ненормально пафосно - с этим согласен. Мне также некомфортно в этих местах, как и другим читателям. При этом она в целом освещает аспекты наших подходов, которые мы изнутри не всегда четко видим.

Мы предложили VC разместить ее перевод, т.к. Inc глобально является достаточно серьезным и авторитетным ресурсом для бизнес-аудитории различных, чаще классических индустрий. Возможно контраст в индустриальных подходах также накладывает отпечаток на тон статьи "ого, вот это да" и т.д.

Ну а по коммерческой части размещения - здесь не стоит искать скрытых смыслов. Мы официальный спонсор рубрики "Рынок игр" ресурса VC, что, надеемся, заметно по баннеру, нашей странице о компании и регулярным материалам с обязательной пометкой "Партнерский".

И да - мы продолжаем поиски топовых талантов, любящих компьютерные игры! Все вакансии - на riotgames.com.

Почему бизнес-издание Inc назвало Riot Games лучшей компанией 2016 года
0
Gregory Golovanov

А зарплаты при этом ниже, чем в более скромных студиях.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Alex Sevas

А я ходил в один спортзал с Ашотом, в районе м.Белорусская, и должен сказать что он адекватный чувак и деньги его не портят

Ашот Габрелянов представил приложение Magic для создания индивидуальных стикеров на основе эмоций
0
Варвара Маревская
Live Games

Понятие "партнерская программа" обозвали по-новому и продают как ноу-хау. Этому 100 лет в обед.

«Клиенты хотят, чтобы агентство отвечало за прибыль»: что такое performance-маркетинг и как с ним работать
0
Показать еще