Лого vc.ru

«Это как IKEA, но для мероприятий»

«Это как IKEA, но для мероприятий»

Обозреватель vc.ru побывал на «Пикнике Афиши», где встретился с Михаилом Семёновым, основателем компании QBIK, которая занимается производством и строит бизнес на аренде модульных деревянных конструкций для фестивальных площадок. Предприниматель рассказал о том, насколько это выгодный бизнес, как штатный R&D-отдел помог стартапу сократить издержки производства и снизить стоимость конечного продукта и как за два года компания достигла оборота в 20 миллионов рублей.

Поделиться
Михаил Семёнов

За 27 лет жизни основатель компании QBIK Михаил Семёнов успел поработать уборщиком на заводе, закончить экономфак МГУ, поработать в event-агентствах и получить степень MBA в Международной бизнес-школе Йенчепинга, Швеция.

Родина IKEA подарила ему не только диплом, но и опыт организации массовых мероприятий: «Шведы ценят функциональность, а бережливость возведена у них в ранг национального культа. После одного фестиваля я заметил, как рабочие аккуратно разбирают деревянные торговые павильоны. Я удивился: в России их бы выкинули или сломали. Да и обычно у нас использовались тенты или разномастные металлические постройки. Мне понравилась эта идея, и я начал думать, как реализовать ее у нас», — вспоминает Михаил.

Вернувшись, он начал собирать команду — нашел знакомых архитекторов и проектировщиков. Проверил сбережения: на счетах было не больше 300 тысяч. Рискнув, в 2014 году он открыл компанию — QBIK. В короткие сроки разработали первый продукт: торговый павильон 2х2 метра.

Фотограф: Екатерина Мусаткина
Фотограф: Екатерина Мусаткина

В это же время формируется философия компании, которая держится на двух идеях: это модульность и экологичность. Благодаря принципу модульности, павильоны (или «кьюбики») легко комбинируются друг с другом, и строительство маркета на фестивале оказывается не сложнее игры в LEGO. Экологичность предполагает сотрудничество с ответственными производителями пиломатериалов. На фабрики поступает только древесина из легальных вырубок, которые организовываются по закону в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Дополнительно, чтобы сократить издержки, мы открыли собственный R&D-отдел. Благодаря его разработкам мы научились выпускать полностью унифицированные и взаимозаменяемые компоненты. Именно это позволило нам развиваться дальше.

— Михаил Семёнов, основатель компании QBIK

В R&D-отдел вошли архитектор, дизайнер и начальник производства. Они разработали единый регламент для изготовления и проектирования новых продуктов. За основу был взят принцип максимальной экономии сырья: «В отходы идет не больше 5% древесины. И то условно — мы приспосабливаем их под более мелкие декоративные элементы. — делится секретом Михаил. — Раньше из одной плиты мы могли сделать только пол, но после введения стандартов разметки, теперь из нее можно сделать и пол, и стол. Изготовление столбов раньше требовало целого бруса. Сейчас остается материал и на ножку стола».

Когда все детали конструкции легко сочетаются и взаимозаменяются — это позволяет быстрее придумывать новые продукты и адаптировать к потребностям рынка уже существующие.

У нас за плечами около 200 мероприятий. Первоначально наши павильоны были пусть и красивой, но деревянной коробкой. Удобной, но не функциональной. Тогда мы поставили себе цель — сделать так, чтобы каждый сантиметр пространства приносил пользу. Мы увидели массу возможностей для улучшения продукта.

— Михаил Семёнов, основатель компании QBIK

«Кьюбики» развивались с учетом потребностей всех сторон — по модели win-win. С одной стороны продумывалась выгода для организатора фестиваля — легкость монтажа, невысокая стоимость и привлекательный внешний вид. С другой — для торговцев, которым важно внутреннее удобство, возможность красиво презентовать товар и скрыть от глаз излишки. И одновременно для посетителей фестиваля, которым важна эстетика пространства.

«Фактически у нас контент продавца идеально вписывается в дизайнерское решение стенда, а сам стенд — в окружающее его пространство. В итоге людям становится приятно совершать покупки. Это совершенно иной уровень культуры обслуживания», — размышляет Михаил.

Фотограф: Екатерина Мусаткина

Постепенно ассортимент компании увеличивался и Михаил принял решения о его систематизации. Так родилась концепция фестивального города. Она предполагает зонирование пространства и использование таких предметов, которые идеально вписываются в свою зону с точки зрения эстетического оформления и функциональности.

«Всего таких зон у нас четыре: это зона активности, зона покоя, детская и торговая зона. В зависимости от мероприятия они наполняются разными компонентами. Если это музыкальный фестиваль, то в зоне активности у нас будет сцена, конструкция для маскировки оборудования и генераторов. При этом все это будет выглядеть гармонично и однородно: в единой стилистике. Это как IKEA, но для event-индустрии», — рассуждает Михаил.

Набор для зоны активности
Набор для зоны отдыха
Набор для детской зоны

Сегодня в компании работает 18 человек. В 2016 году QBIK планирует выйти на оборот в 40 миллионов рублей: «В 2014 году наш оборот был всего 5 миллионов, в 2015 — уже 20. Сейчас же мы хотим вырасти в два раза по сравнению с прошлым годом и в восемь раз — по сравнению с позапрошлым. Учитывая статистику за первые два квартала — это реально», — уверен Михаил.

Одной из возможностей добиться поставленной цели может стать сеть франшиз. С момента основания компания получила более 20 предложений от желающих присоединиться к проекту в регионах. Однако всем потенциальным франчайзи решили отказать: у команды не было достаточно опыта, ресурсов, и самое главное — эффективной бизнес-модели. Но сейчас, уверен Михаил, настала пора задуматься о расширении.

Мы сейчас работаем над франшизным предложением. Хотим, чтобы оно тоже было «модульным», в духе нашей компании, чтобы каждый франчайзи смог выбрать тот пакет сотрудничества, который будет идеально отвечать его потребностям и условиям его региона.

— Михаил Семёнов, основатель компании QBIK

Паушальный взнос для стандартного пакета франшизы составляет 1 миллион рублей. За эти деньги он получает стартовый набор конструкций, который затем сдает в аренду организаторам фестивалей. Помимо этого предложение включает возможность работать под брендом, брендбук, наставничество, обучение, а так же помощь в организации первого мероприятия.

Полный выход на самоокупаемость, по подсчетам маркетологов компании, происходит через полгода: «По каждому региону нужно считать отдельно, с учетом местных цен. Я могу сказать про Москву. Здесь каждый фестиваль приносит от ста до трехсот тысяч рублей. Даже если каждые выходные проводится только одно мероприятие — мы уже получаем 1,2 миллиона. Расходы составляют около ста тысяч», — уверяет Михаил.

Сейчас единственной проблемой компании остается конкуренция на грани фола. Фактически QBIK создал рынок дизайнерских фестивальных конструкций. Собственный исследовательский отдел требует мощной финансовой поддержки. Однако регулярно появляются другие компании, которые копируют их модели.

«Понятно, что им это обходится гораздо дешевле: им ничего не нужно изобретать или придумывать, все уже сделано за них, — сетует Михаил — Однако качество явно не на их стороне: у нас есть "кьюбик", который уже два года выставляется на разных мероприятиях, а выглядит как новый. А их формы теряют товарный вид уже через несколько месяцев. Правильно говорят — скупой платит дважды».

На следующий год QBIK поставил перед собой три цели: «Мы планируем обслуживать до 80% фестивалей Москвы в качестве технического подрядчика — это раз. Во-вторых вплотную займемся развитием франшизной сети. И в-третьих — начнем развивать наше новое направление — организацию фестивалей "под ключ". У нас сейчас есть тысяча и одна идея, и я жалею только о том, что в сутках всего 24 часа».

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

«На фабрики поступает только древесина из легальных вырубок, которые организовываются по закону в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.»

— это просто фейспалм

«Когда все детали конструкции легко сочетаются и взаимозаменяются — это позволяет быстрее придумывать новые продукты и адаптировать к потребностям рынка уже существующие. »

— как бы это, все бытовые разработки на этом основываются

«В 2016 году QBIK планирует выйти на оборот в 40 миллионов рублей»

— год уж скоро кончится, а вы все на него планируете, не поздно?

««В 2014 году наш оборот был всего 5 миллионов, в 2015 — уже 20. Сейчас же мы хотим вырасти в два раза по сравнению с прошлым годом и в восемь раз — по сравнению с позапрошлым.»

— а в сравнении с поза-позапрошлым аж в 20 раз, круто

«Мы сейчас работаем над франшизным предложением. взнос для стандартного пакета франшизы составляет 1 миллион рублей»

— а, вон че, это реклама франшизы

Скоро качественного контента не останется, все статьи будут написаны руководителями контор про свой бизнес или сферу. В которой будет рассказы про трудности и что все умрут, а мы останемся ;)

фактор сезонности присутствует?

0

Какой красивый!

0

Сам признаётся, что стащил идею у скандинавов, а потом жалуется на копирование его проекта на российском рынке?

следует заветам джобса

0

И тут я вспомнил, что уже слышал чувака на Маяке: он там рассказывал Стиллавину, что к его папе пришел товарищ и предложил конструкцию этого кьбика. Товарища, ясное дело, куда-то слили, а теперь Михаил рассказывает, как разрабатывал конструктив всей командой по заветам Ингвара Кампрада.
“Раньше из одной плиты мы могли сделать только пол, но после введения стандартов разметки, теперь из нее можно сделать и пол, и стол.”
Сколько сотрудников R&D-отдела компании Кьюбик нужно для грамотного распила одного листа фанеры? Трое. Первый креативит дизайн. Второй генерит видение. Третий дает интервью. А кто пилит?! А пилит Вася.
Мне вот интересно, а до введения этого ноу хау (до появления в компании виртуального Васи) они этот их пол из середины листа выпиливали?
“Изготовление столбов раньше требовало целого бруса. Сейчас остается материал и на ножку стола”
Чувак, может, ты, раньше свои столбы из бруса фигачил, но теперь они у тебя, судя по фото, точно из двух досок. И брус-таки остается целиком! 
“Каждый фестиваль приносит от ста до трехсот тысяч рублей. Даже если каждые выходные проводится только одно мероприятие — мы уже получаем 1,2 миллиона”.
Экономфак МГУ и степень МВА не дают знаний о вычислении среднего арифметического. Или же кто-то усредняет по пиковым значениям. Франшиза-то сама не продастся.
“В отходы идет не более 5% древесины”
Если мне не изменяет память, только на распиловке в стружку и опилки уходит от 10%. Тут точно Нобелевка светится.
“В 2014 году наш оборот был всего 5 миллионов, в 2015 — уже 20. Сейчас же мы хотим вырасти в два раза по сравнению с прошлым годом”
Это.. ммм… 40 млн.р. / 48 недель / 200 т.р. = 4,17 достаточно крупных фестивалей каждые выходные. Т.е. даже в феврале. Я подавлен. В основном тем, что vc. ru продается уже совсем по-дешевке.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Владислав Викульев

Вот пример Дедушки-наебщика

Пользователи «ВКонтакте» высмеяли конкурс Coca-Cola фотографиями фаллоимитаторов и банок других напитков
0
Mete Sevim

www.altunyusufelihaliyikama.com/yildirim-hali-yikama-2/ thank you

Пользователи «ВКонтакте» высмеяли конкурс Coca-Cola фотографиями фаллоимитаторов и банок других напитков
0
Androidoff

Развлечение здесь нужно только как кейс для популяризации и демонстрации proof-of-concept. Только и всего. Не нужно всерьёз относиться непосредственно к приложению. Надо смотреть глубже, что за этим всем стоит и куда приведёт.

Сооснователь Maps.me Юрий Мельничек выпустил приложение для обработки фона фотографий с помощью нейросетей
0
Ron Bullet

В статье много чего нет, что должно было бы там быть. Но в Вашем мире все удобненько, потому не противоречит статье, а в моей - все жизненно, потому противоречит. Я не верю в людей так же, как Вы, потому что если бы это было возможно - то уже произошло бы. Как ни печально, по конкуренция за жизнь - это единственное, что всегда спасало человечество от тупиковых решений. я не могу себе представить полное, 100% сотрудничество, когда все думают одинаково, или когда проигравший получает столько же, сколько выигравший. И куда денут людей, которые не согласны с таким равенством? Это же уже очень глубоко в нас, боюсь навсегда. Людей на что-то толкает или нужда материальная, или амбиции. Если нет ни того, ни другого - нет мотивации и продуктивности. Ну, иначе не было бы такой массы исследований и экспериментов с продуктивностью людей, которые получают много, но теряют мотивацию. Или которые уже имеют все и больше - но хотят еще... Как в Вашем мире разобрались с этими всеми аспектами? Вам не кажется, что вы просто подтасовываете реальность под результаты выдумки?

Касательно творчества у роботов. Давайте тогда определим для начала два момента:
- а какие мотивы у человека такого нарисованного будущего вообще чем-то заниматься? Там четко написано: "нет необходимости работать"
- дайте определение термину "творчество"

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Androidoff

Я думаю, что сама по себе технология не очень интересна. Она будет полезна вкупе с другими технологиями, которые скупает и объединяет вместе тот же фейсбук, например.
Вообще, тема сегментации в обработке изображений довольно актуальна. В частности, для самоуправляемых автомобилей.
Но в последние два года эта задача уже успешно решается с помощью уже всем (кроме технарей, работающих в этом направлении) надоевших, то тем не менее, работающих нейронных сетей.

Сооснователь Maps.me Юрий Мельничек выпустил приложение для обработки фона фотографий с помощью нейросетей
0
Показать еще