Лого vc.ru

Алексей Баринский, QIWI: «Поразительно, сколько могут сделать люди, если им не мешать»

Алексей Баринский, QIWI: «Поразительно, сколько могут сделать люди, если им не мешать»

Главный инвестиционный директор группы QIWI Алексей Баринский рассказал ЦП о новой акселерационной программе QIWI Universe, о преимуществах российских платёжных систем и о том, что больше всего раздражает венчурного инвестора.

Поделиться

Алексей, чем вы занимаетесь в QIWI и как вы оказались там, где оказались?

Я в этот бизнес пришёл из FMCG около пяти лет назад, а до этого работал в западной компании British American Tobacco. В QIWI сначала занял должность руководителя по развитию продуктов. Тогда была совсем другая структура, и сейчас очень сложно проводить параллели с современным QIWI, но, тем не менее, я занимался развитием ряда продуктовых категорий и продвижением их для конечных пользователей. После этого я занимал позицию коммерческого директора в сервисе «QIWI Кошелёк». В июле прошлого года мне доверили инвестиционное направление группы, которое сокращенно называется MAVI (M&A, Venture and Innovations) — по большому счёту, это всё, что связано с развитием QIWI за пределами самой QIWI.

Алексей Баринский

Так и в чём работа заключается?

Первое — сделки по слияниям и поглощениям. Так уж вышло, что сама история появления QIWI связана с такой сделкой, когда две компании «Объединенная Система Моментальных Платежей» и e-port превратились в одну. С тех пор у нас был ещё опыт в этой области, будет впереди ещё несколько подобных сделок. Нам интересно дополнять свой бизнес какими-то сопутствующими разработками и технологиями.

Второе направление связано с корпоративным венчурным фондом QIWI Venture. Мы основали его около года назад. Он отличается от классического фонда прежде всего тем, что мы не целимся в экзиты: для нас сделка, из которой мы выходим (пускай даже и зарабатывая на этом), — это плохая сделка. Мы говорим о том, что направление QIWI Venture должно обеспечивать какие-то сонаправленные с материнским бизнесом сервисы, и мы ищем и развиваем компании, которые позволят нам возвращать наши инвестиции через дополнение к родительскому сервису. По большому счёту, мы расширяем таким образом сервис для наших конечных пользователи.

Третья сфера работы условно называется «инновации», но это не только про инновации, а про все, что сейчас не является бизнесом QIWI. Это, если угодно, такая экспериментальная лаборатория, в которой мы можем проверить отдельные гипотезы, собрать идеи с рынка, идеи из самой компании, проводить сессии стратегического планирования (но не в плане операционного управления, а скорее про долгосрочное видение).

То есть за всю историю инвестиционной деятельности QIWI выходов не было?

За всю историю — да, не было. И, надеюсь, что и не будет. У нас был выход, связанный с тем, что проект не выполнил KPI, но это немножко другая история.

Как в Спарте?

Да.

И, для понимания — как устроена вся группа QIWI и какое место в ней занимает инвестиционное направление?

Структурно QIWI состоит из нашего CEO Сергея Солонина, под которым находится совет директоров (финансовый, юридический, коммерческий, маркетинговый директора), проектный офис, MAVI, наше подразделение и так далее. Каждый директор представляет в совете своё подразделение — всего нас 12 человек. У нас есть родительский бизнес, который связан с приёмом и проведением платежей, есть направление «QIWI Реклама», есть направление международного развития. В целом, это ядро бизнеса. Есть также функции, которые обеспечивают жизнеспособность этих направлений (HR, финансы, юридическая служба и так далее), то есть мы не пилим структуру согласно направлениям, у нас присутствуют функциональные блоки, которые обслуживают всю компанию вне зависимости от направления.

То есть QIWI занимается инвестициями для себя, чтобы сама компания могла развиваться и расширяться?

Знаете, почему в своё время выделилось такое направление — у нас был выбор, каким образом выстроить развитие. Был вариант сделать что-то вроде R&D или НИОКР, когда мы бы делали какие-то новые продукты внутри. Собственно, так зародился проектный офис, который сейчас является жизнеобеспечивающим подразделением, проходящим через всю компанию и объединяющим абсолютно все ресурсы, которые задействованы в производстве новых проектов. Грубо говоря, новый проект рождается где-то внутри компании, затем он попадает в проектный офис, который начинает его раскручивать, находит необходимые ресурсы, проводит исследования, заключения, разрабатывает техзадание и так далее.

Но в какой-то момент мы поняли, что есть другой путь. Проще всего это объяснить состоянием неосознанной некомпетенции, когда ты не знаешь, чего ты не знаешь. Мы очень хорошо знаем всё про платёжные и транзакционные сервисы, но мы мало знаем о чём-то, что находится снаружи этого. Был необходим какой-то механизм, который мог бы работать с внешними возможностями. Так появилась гипотеза о том, что, возможно, будущее QIWI находится за пределами самой QIWI. Вторая гипотеза была про то, что стоит, наверное, на этот рынок сходить и предложить ему как-то себя проявить. Например, сходить туда с деньгами. Появилось инвестиционное направление, которое, собственно, действовало как классический венчур: мы отсматривали проекты с тем, чтобы проинвестировать в те из них, которые нам кажутся наиболее удачными, и, таким образом, поддержать QIWI в будущем. В какой-то момент идея трансформировалось в настоящий корпоративный венчурный фонд.

Недавно запущенный фонд Run Capital имеет какое-то отношение к самой QIWI?

У нас общие акционеры, но это не первый случай, когда наши акционеры занимаются инвестициями — у них есть целый ряд других инвестиционных институтов, например, фонд iTech, в котором они принимают участие со своим капиталом. Run Capital — это ещё одно начинание части наших акционеров, оно непосредственно к QIWI отношения не имеет. Операционно мы никак не связаны, но у нас часть общих акционеров.

Как насчёт пересечения названия с Runa Capital?

Да, забавно. Об этом я не думал в таком разрезе, честно говоря, потому что для меня персонально «Run» означает только «Романенко Андрей Николаевич» (председатель совета директоров — прим. ред.) — это принятое сокращение внутри компании (хотя я не знаю, почему фонд назвали именно так).

Офис QIWI (фото: РБК)

Перейдём к программе QIWI Universe — в чём её суть?

В какой-то момент развития QIWI Venture мы наткнулись на то, что венчурный рынок развит очень слабо. Предприниматели не вполне понимают, что и зачем они делают, инвесторы достаточно суетно себя ведут, и мы себя не очень уверенно на этом рынке чувствовали. Очевидно, нам на этом рынке не хватало прозрачности, самому рынку — цивилизованности, довольно высоки были риски принятия решений, то есть довольно много моментов нас не устраивало. Больше всего, конечно, отсутствие бизнес-грамотности предпринимателей. Либо у проекта есть очень сильный основатель, который разбирается в маркетинге и продажах и очень хорошо понимает продукт, но не очень хорошо знает, как его сделать. Либо основатель, наоборот, очень сильный технарь, который совершенно не понимает ничего про бизнес-модель и продажи.

В какой-то момент совсем руки опустились из-за того, что не удаётся найти качественные проекты. И тогда мы подумали, что если не получается найти, то, может, стоит вырастить? У QIWI получилось это несколько раз — сначала мы вырастили терминальный бизнес, который совершенно с нуля достиг колоссальных размеров, около 160 тысяч точек приёма платежей на текущий момент, 60 миллионов пользователей каждый месяц. Второй раз нам удалось провернуть такое же с «QIWI Кошельком», когда ровно так же с нуля запустили в нерабочее время абсолютный стартап, а сейчас обслуживает 15 миллионов уникальных аккаунтов, и, пожалуй, является крупнейшим электронным кошельком в России.

Ровно так же было с «QIWI Рекламой», которая была похожим на стартап начинанием, превратившимся в самостоятельную бизнес-единицу со значительной долей в структуре доходов компании. В общем, мы подумали, что если у нас это вроде бы неплохо получается, то мы могли бы так же попробовать выращивать бизнесы, которые и вокруг нас есть. Мы пошли посмотреть, что происходит на рынке, что делают другие — оказалось, что мы не первые, кому это пришло в голову, уже есть огромное количество акселераторов, инкубаторов, технопарков и других учреждений, которые примерно этим и занимаются. Тогда мы подумали, что не стоит сильно заморачиваться — наверняка кто-то уже подобное делает, нам нужно просто хорошее партнерство найти.

И вы нашли Бизнес-инкубатор МГУ?

Мы начали очень внимательно смотреть на то, что и кто делает, и нам, в целом, очень нравятся начинания последних нескольких лет — что в Казани происходит, и в Набережных Челнах, и что делает ВШЭ, и что делают ребята из ФРИИ, «Яндекс» со своим Tolstoy Camp, программы поддержки предпринимательства от Microsoft. Однако везде было что-то, что персонально нас не устраивало. Где-то нам, например, не хватало бизнесовой составляющей — то есть программа отличная, но она про развитие отрасли в целом. Где-то, наоборот, очень хорошо с точки зрения бизнеса, серьёзные эксперты и так далее, то серьезный провал в методологической части, то есть образовательная программа не предусматривает и не решает реальных нужд тех ребят, которые в этом учреждении учатся. Это всё хорошо, но вообще не понятен выхлоп, то есть ребята вот обучились, а что дальше?

В какой-то момент у нас всё склеилось в единую картинку, от начала и до конца — кого мы хотим видеть, что мы с ними хотим делать, что мы видим на выходе из этого. Мы поняли, что мы всё очень хорошо знаем, кроме двух вещей — как их найти и отобрать, и как их системно образовать. То есть не просто рассказать им, как у нас в своё время это произошло, чтобы они потом пошли и попробовали сами, а подойти к этому методологически, систематически, чтобы это было похоже на образовательную программу. Понятно, чем программный продукт отличается от набора случайных тренингов и мастер-классов, пускай даже объединенных общей тематикой.

Поэтому мы пошли искать партнёра, который бы мог в этих моментах нас поддержать. Долгое время издали внимательно смотрели на это дело и в итоге выбрали ребят из Бизнес-инкубатора МГУ, потому что, во-первых, они исповедуют правильную технологию и правильно учат тому, что такое Lean Startup, и, во-вторых, они сами являются экспертами-методологами. В-третьих, нам очень понравился success rate, то есть сколько стартапов зашло и сколько в итоге получили инвестиции. И определяющим было то, что мы на одном языке с ними с самого начала заговорили, у нас совпало понимание проблем рынка.

Почему вы набираете людей при помощи хакатонов?

Изначально мы не понимали, как это организовать. Тут, опять же, совершенно случайно у нас в QIWI прошел хакатон, который организовали наши коллеги из ИТ-департамента, и на который я попал. Ни до, ни после этого, хотя я достаточно давно в ИТ-сфере работаю и довольно большое количество мероприятий посещал, я ещё не видел настолько насыщенного ивента — и по эмоциям, и по количеству и качеству разработок. Меня поразило, сколько всего могут сделать талантливые люди, если им не мешать. Причём всего за сутки. Могу честно сказать, что когда я был руководителем коммерческого департамента, мы совместно не могли в течение месяца сделать то, что ребята сделали за сутки. Это произвело на меня такое глубокое впечатление, что я решил этот опыт масштабировать и именно так отбирать людей. Это очень сжатая возможность кристаллизировать идею и попытаться увидеть её дальнейший потенциал прямо здесь и сейчас, не в теоретических выкладках, а очень практически и наглядно.

Так что мы решили делать отбор в виде хакатонов, и вся цепочка замкнулась от начала и до конца. В итоге, QIWI Universe — это набор региональных хакатонов в Минске, Новосибирске, Казани и Москве, по результатам которых будут отобраны победители, попадающие в Москву на финальный отборный этап, чтобы представить свой прототип, который им удалось собрать. Жюри отберёт лучших проектантов, которые получат возможность за наш счёт приехать в офлайн-чаcть в Москву, сесть в офис, получить стипендию на текущие расходы и развиваться в течение трёх с половиной месяцев. Коллеги из Бизнес-инкубатора МГУ будут отвечать за образовательную часть, мы, со своей стороны, за моментальное применение теоретических знаний на практике. Есть задумка сделать этот акселератор настолько предметным, настолько это возможно. Прошли теорию — тут же её в практику. Поэтому по времени это займёт чуть дольше, чем классические два месяца, которые обычно требуются для обучения продакт-девелопменту и кастомер-девелопменту в Lean Startup. Но мы сознательно на это идем.

Алексей Баринский на новосибирском хакатоне

Не очень понятно, как у вас реализуется переход от теории к практике.

К примеру, проект говорит, что его целевая аудитория — домохозяйки с двумя детьми, с доходом в 100 тысяч рублей, живущие в Подольске. Мы привезём ему ровно такую домохозяйку из Подольска, ровно с таким доходом, и предложим прямо здесь на практике все теоретические выкладки проверить. Или, к примеру, они говорят, что объём их рынка достигает триллиона долларов — мы предлагаем в течение трёх дней заработать три миллиона рублей. Вперед и с песней.

Больше всего меня, как инвестора, раздражает, когда я вижу очередную попытку продать красивый Power Point. Хотим такой ситуации избежать, перевести это в практическую плоскость

Результатом этих месяцев станет такой большой Demo Day, на котором, прежде всего, QIWI Venture будет отбирать проекты себе в портфель. Во-вторых, сама компания QIWI, возможно, будет отбирать людей, команды, технологии, партнёров. Не знаем пока, что конкретно будет на выходе, но QIWI, очевидно, является одним из заказчиков и интересантов этого события. В третью очередь, и это очень важно для нас, — мы хотим сделать эту программу настолько открытой, насколько это возможно. Я не верю в конкуренцию на венчурном рынке, при том, что рынок очевидно перенасыщен деньгами и на нём не хватает хороших проектов. Рынок ещё не сформирован, и, по большому счёту, сейчас все участники работают на формирование отрасли, а не на то, чтобы побеждать конкурентов. И в этом смысле я бы хотел, чтобы программа была максимально открыта для наших коллег-конкурентов. Мы будем целенаправленно приглашать партнеров к этому проекту, сторонние инвестиционные институты, частных инвесторов, ангелов и прочих, кому это может быть интересным. Мы не делаем этого сейчас, чтобы самим, в первую очередь, не продавать «пауэрпоинт», мы хотим дождаться неких результатов и под эту фактологическую базу целенаправленно искать тех, кому это может быть потенциально интересно.

Сам по себе акселератор не подразумевает получения какой-то доли в проекте?

Мы выдаём небольшие инвестиции в размере $20 тыс. за 8% доли, но это не то, ради чего мы собираем людей. Конечно, наша цель совершенно в другом. Вся история только начнется в тот самый Demo Day по окончанию программы.

Почему в Киеве не проходит отбор?

Когда мы разложили карту и начали думать, где стоит провести отбор, то увидели массу мест: Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Киев. Они, конечно, привлекательны для нас, но мы, к сожалению, не можем охватить всего. Для первого эксперимента выбрали то, что выбрали. Я понятия не имею, как всё выйдет — не могу утверждать, что приедем в Минск и разом найдём там сотню предпринимателей. Выбрали четыре города, в которых риски ниже по ряду причин, где мы ситуацию понимаем лучше. Вот на этих выходных, к примеру, в Москве пройдёт хакатон. Конечно, надо будет расширить географию в следующий раз. Есть много мест, которые мы хотели бы для себя открыть.

Сколько всего проектов пройдёт?

Мы ожидаем, что в офлайновой части наберётся около 15 проектов.

Какие направленности являются приоритетными?

Здесь сложный выбор, потому что у QIWI Venture есть четкий инвестиционный фокус — по-хорошему, нам бы отбирать проекты, которые этому фокусу удовлетворяют. С другой стороны, возвращаемся к тому, о чём мы с вами раньше говорили, к состоянию неосознанной некомпетенции, а именно — мы не знаем, чего не знаем. Если ограничивать себя рамками нашего инвестфокуса, можно проглядеть что-то ценное и важное. Поэтому направленность в этом случае не важна, тем более, что в случае сотрудничества с другими фондами, будет сложно соотнести это именно с фокусом QIWI Venture (у нас и нет задачи ему угодить). Каждый проект, в случае, если он будет качественным, если он будет решать реальную проблему и будет содержать необходимые качества для хорошего проекта, будет рассматриваться.

Участники хакатона

Так какие качества должны быть у хорошего проекта?

Первое и самое главное — проект должен решать насущную проблему, а не какую-то искусственно придуманную мифическую задачу, которая затем героически решается. Это самая нехорошая, на мой взгляд, ситуация. Во-вторых, решение должно быть изящным, простым и технически оправданным. Ракета, которая сбивает спутник, который падает и забивает гвоздь — не катит. Это тоже способ забивать гвозди, но не самый клёвый. И, в-третьих, своевременность. Современный рынок диктует стремительные сроки появления новых потребностей у людей, ещё пару лет назад мы и не думали, что нам будет так важно иметь возможность лайкать фотографии каких-то левых животных. Необходимо учитывать эту скорость, окно технологических и рыночных возможностей в последнее время значительно сужается. И, условно говоря, люди, которые не начали заниматься Big Data два года назад, сейчас уже могут и не начинать. Сверху всего этого — самое важное, команда. Тысячу раз было такое, что хорошая идея загибается, когда ребята не в состоянии её реализовать. И наоборот — посредственная идея в руках сильной команды может выстрелить.

В России много акселераторов и инкубаторов, а хороших, вроде бы, мало. Почему ваша программа выстрелит?

Знаете, я с вами не соглашусь — мне не кажется, что у нас мало хороших программ. Задачи у них просто разные. Очевидно, например, что задачи государственных или окологосударственных институтов не могут быть связаны с теми задачами, что стоят перед нами, коммерческой организацией. Эти ребята мыслят более крупными категориями — развитие отрасли в целом, развитие предпринимательства через инструменты. У нас другая, предметная, земная задача. Это не значит, что они лучше, а мы хуже, или наоборот. Это значит, что мы разные.

Мы станем хорошими, потому что очень чётко знаем, что нам нужно. У нас нет задачи сделать ещё один акселератор (все делают, и нам надо). Для нас это совершенно утилитарный рабочий инструмент в решении практических задач. Так случилось, что мы очень четко видим для себя проблематику и в каком ключе лежит решение этих задач.

Я как-то прочитал, что первое, что делает тренер национальной сборной США по хоккею — это заявление «Я еду забирать золотые медали». Даже если он не уверен, что это вообще возможно, даже если ещё нет команды, даже если ещё ничего не случилось, он уже обозначает своё обещание, которое дальше ему очень сложно будет нарушить. Мне эта концепция очень нравится. Поэтому я и говорю, что как минимум половина этих проектов в итоге окажется зрелым бизнесом, который получит инвестиции.

Как российский венчурный рынок изменился за 5 лет и что с ним будет через ещё 5 лет?

Если бы я знал ответ, то был бы очень успешным человеком. Предположу, рынок стал гораздо более развитым и прозрачным, чем 5 лет назад, чем даже 3 года назад, чем даже в прошлом году. Это отражается на качестве исследовательской работы некоторых агентств. Если раньше это было какой-то почти партизанской работой, то сейчас большее количество фондов охотно делится информацией. Возможно, благодаря деятельности государства и больших корпоративных игроков. Однако, конечно, до сих пор мы ещё в джунглях. Всё ещё непонятно, как происходит оценка проектов, нет ощущения взаимосвязанности действий инвесторов — мне кажется, что большинство инвесторов рассматривает только очень короткие периоды.

Среди предпринимателей присутствует очень беспокоящий меня тренд, когда люди всё меньше пытаются делать сервисы исходя из реальных потребностей и все больше пытаются что-то сверхъестественное выдумать.

Россия — уникальный рынок, здесь нет необходимости придумывать что-то из космической области, чтобы зарабатывать

Условно говоря, если даже открыть доставку пиццы, которая будет качественной, с хорошим сервисом, понятным ценообразованием и постоянным качеством услуг, то с большой долей вероятности это будет успешный бизнес. Это гораздо-гораздо круче, чем Bluetooth-приемник для скамейки в парке, который будет сообщать всем твоим друзьям, что твой царственный зад туда приземлился.

Однозначно, мы двигаемся в сторону прозрачности рынка. Глупых денег на рынке будет становиться все меньше, то есть красивый «пауэрпоинт» без какого-то бэкграунда больше не сможет продаваться. Инвесторы становятся умнее, а те, кто не становится, отваливаются с рынка. Слияний корпоративных инвесторов станет больше, потому что у них в этом смысле очень мало вариантов. Внутренние структуры просто не будут успевать за растущим рынком потребностей, и уход вовне будет жизнеобеспечивающим во многом. Значительно вырастет конкуренция между игроками, но прежде чем это произойдет, настанет обратный процесс (я его очень жду), когда мы наоборот на какое-то время отложим все конкурентные игры и войны и до определённого момента объединимся с тем, чтобы сначала этот рынок создать. А потом уже начать за него бороться.

Раз уж упомянули — как изменилась роль государства в этой сфере за последнее время?

Мы все видим, насколько отдельные регионы и субъекты в этом смысле преуспевают, Дагестан, например. В этом смысле виден феноменальный прогресс. Нужно определённо выделить ФРИИ, инициативы «Сколоково». Но отдельные усилия государства сами по себе, без какой-то поддержки от бизнеса далеко не зайдут. Очень нравится то, что происходит на стыке коммерческих и государственных образований. Это сейчас начало зарождаться, и это определит следующий год.

Как закон об ограничении интернет-платежей скажется на вашем платежном рынке?

На самом деле, закон не про ограничение интернет-платежей, он про борьбу с терроризмом. Так вышло, что платежи — часть этого закона. Там есть много сильных вещей, которые законодатели заложили. Прежде всего про то, что государство считает идентификацией, и что оно делает для того, чтобы этот процесс был несложным. Законодатели выделили несколько вещей, которые облегчают в этом смысле жизнь пользователям. Для неидентифицированных людей транзакционные лимиты вообще не изменились — это ещё одна отличная новость. Самое позитивное, что для людей, которые пройдут идентификацию, лимиты ещё и увеличатся, то есть появится больше возможностей для использования кошельков. В нашем случае, например, 15 миллионов человек упростят свою жизнь, здорово, что государство это делает. Кроме того, QIWI всегда поддерживала инициативы, которые делают рынок более цивилизованным и прозрачным, и, естественно, мы поддерживаем и готовы ко всем нововведениям, которые направлены на борьбу с терроризмом.

Какой у вас процент пользователей прошёл идентификацию?

Согласно закону, мы к определённой дате (15 мая) должны были обеспечить техническую готовность по сбору этих данных. С нашей стороны работа проведена, всё готово, в установленном порядке начали собирать необходимые данные с пользователей.

Процесс стал проще, не нужно теперь никуда с паспортом ехать?

Да, законодатели определили несколько вариантов. Чтобы пройти упрощенную процедуру идентификации, нужно будет через интернет предоставить номер мобильного телефона, номер паспорта и один из документов — ИНН, СНИЛС или полис. Ещё можно удаленно пройти идентификацию через договор с мобильным оператором, или через банк, если есть открытый счёт, через платежных агентов, через государственные центры. Вариантов миллион, совершенно необязательно при этом куда-то ехать. Если захочется пройти полную идентификацию, получить безграничный доступ ко всем платежам, услугам и сервисам, то в этом случае включается предоставление дополнительных данных о себе. Это незначительно более сложная процедура.

В конце марта появилась информация о том, что QIWI продает свою долю в агрегаторе «Деньги Online» за один доллар. Что случилось?

Мы в самом начале с вами говорили о том, что сделки по слияниям и поглощениям периодически встречаются у нас. В этому случае мы проверяли одно из перспективных направлений. Тогда эта агрегаторская бизнес-модель, о которой мы довольно мало знали, была очень интересна — хотелось её примерить на себя. Такой эксперимент. Но наш бизнес всегда был связан с конечным пользователем. В ходе сотрудничества мы увидели, что эта модель, безусловно, жизнеспособна, понятна для развития, но в центре нашего бизнеса все-таки стоит пользователь. Нам нужно сконцентрироваться на том, чтобы вокруг него выстраивать сервисы, сделанные с учетом его интересов, а не напирать на какие-то B2B-продукты.

Получается, эксперимент обошелся в 3 миллиона?

Нельзя так сказать, у нас помимо расходной части в этом эксперименте была и доходная часть. Эксперимент обошелся в справедливые деньги.

Почему доллар?

На тот момент это была та договорённость, к которой пришли все участники этого сотрудничества. Цена, которая всем участникам показалась справедливой.

Касательно платёжных систем — есть ли какие-то направления или «фишки», которые есть на Западе, но очень хотелось бы видеть в России?

Скорее наоборот — нам кажется, что Россия во многом обгоняет Запад. Мы начинали позже, к нам и карты пришли гораздо позже, и развитие альтернативных платёжных инструментов тоже задержалось, поэтому мы сразу стартовали с самых последних технологий. Это позволило нам довольно далеко убежать вперед. Поэтому те технологии, которые используются в России, во многом удивляют наших западных коллег. Те же электронные кошельки в значительной степени обгоняют западных конкурентов. Наши отцы-основатели (акционеры QIWI) стратегически верно решили в качестве идентификатора использовать номер телефона, а не email. Они предугадали, что рынок уйдёт в мобайл.

Мы, конечно, внимательно следим за тем, что там происходит — очень здорово, например, пересекаются онлайн и офлайн. В супермаркетах продают безымянные пластиковые карты (они предназначены, как правило, для онлайн-покупок). Конечно, круто, когда заходишь в Walmart, и там стойка с безымянными «препейдами», Visa и MasterCard. Впрочем, у нас такое и не нужно, потому что можно подойти к любому терминалу QIWI.

Какой бизнес мне сейчас нужно делать, чтобы за короткий срок стать богатым, известным и выйти на IPO?

Прикол в том, что абсолютно любой. Чем бы вы сейчас не занялись — в ИТ, сельском хозяйстве, здравоохранении, промышленности, если вы решаете насущную проблему, если вы делаете это качественно, изящно и просто, и если вы попали в окно рыночных возможностей — вы практически со 100% вероятностью становитесь успешным, знаменитым и богатым. Важно не что делать, а как делать, потому что при всем многообразии продуктов и сервисов в России, качественных исчезающе мало.

Довольно часто вижу критику в сторону QIWI, и чаще всего о том, что деньги снимаются с кошелька при его неиспользовании. Можете это прокомментировать?

Учётную политику в отношении неактивных аккаунтов QIWI изменила в конце первого квартала 2013 года. До конца марта неактивными считались кошельки, операции по которым не проходили в течение года: с их владельцев ежедневно списывалось 16 руб.. В конце марта QIWI начала считать неактивными кошельки, не использовавшиеся полгода, и списывать с их владельцев по 10 руб. в день. Такая практика есть и у мобильных операторов, в ней нет ничего необычного. Эти деньги идут на покрытие расходов на обслуживание сервиса.

Статьи по теме
Совладельцы QIWI запускают посевной фонд Run Capital для инвестиций в стартапы25 апреля 2014, 13:50
Госдума запретила анонимные интернет-переводы между пользователями24 апреля 2014, 14:44
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

ужасная платежная система, тормозной сайт, тормозной личный кабинет,тормозная тех. поддержка, еврейские комиссии на каждом шагу,

«... Такая практика есть и у мобильных операторов, в ней нет ничего необычного,» — но это же не значит, что и их, и вас за неё не ждут в аду персональные сковородки.

Самая тупая и тормозная ТП, только из-за нее и покинул этот qiwi/ Если поискать отзывы то вообще волосы дыбом встают и все опять упирается в ТП которая тупо губит всю систему.

Долго соображал, о какой такой ТП идёт речь, пока понял, что Вы говорите о тех. поддержке. ^_^

луше бы они собственный сапорт воспитали, уже неделю после обращени ни слуху ни духу, только шлют сообщения с просьбой не дублировать обращения...

Плюсую, приходилось связываться. Ждал ответа месяц, в результате получил какую-то отписку, содержащую вместо ответа перефразированный вопрос. И на это потребовалось столько времени!

В ноябре прошлого года ввели комиссию за платежи на мобильные. Тогда многие, в том числе и я оставили qiwi. Сегодня они отменили комиссии, но кто к ним уже вернется. Авторитет подорван, ТП нулевая. Все слили

Сейчас можно прикрывать обдиралово инновациями.

0

QIWI большие молодцы, сохраняют "чуйку".

0

Полезная статья. Главный вывод, который из неё вынес - снять все деньги с кошелька QIWI и валить нафиг, потому что если я вдруг полгода им не воспользуюсь, то эти мудаки спиздят у меня все оставшиеся там деньги.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Павел Гросс-Днепров

А денег на мой Kredit.kz нет))

Казахстанский сервис онлайн-займов «Кредит24» привлёк $2 млн от британского фонда Finnams Management
0
Павел Николаев

Может и не станет бесталанным! Спросит тут, как стать таланным, получит ответ и вот он, новый Мегасупердрайвруководитель готов..

Что выбрать — работу по найму или собственный бизнес
0
Олег Архангельский

Вы правы, не очень надежный способ, однозначного соответствия не получается. Но по крайней мере, так они избегут массовой активации левыми людьми.

МГТС разослал своим клиентам бесплатные тестовые SIM-карты вместе со счетами
0
Alexander Yankovskiy-Betcher

Два года назад подняли evaqalarm.ru
Простейшее приложение с одной кнопкой под обе основные платформы.
Не полетело. Даже среди водителей нет духа взаимопомощи, никто не стал пользоваться.

Beepka — сервис SMS-уведомлений об эвакуации автомобилей
0
Denis Ryabinin

Аэрофлот лучше бы тоже не запускал wifi, а то разочаровывает ценой.

Авиакомпания Korean Air отказалась от Wi-Fi на борту из-за страха разочаровать пассажиров
0
Показать еще