Лого vc.ru

Радиокнопки: стоит ли по умолчанию выбирать ответ за пользователя

Радиокнопки: стоит ли по умолчанию выбирать ответ за пользователя

Каждую неделю ЦП выбирает интересные и актуальные темы мира юзабилити и UX, дополняя их мнением ведущих отечественных экспертов. В очередном выпуске рубрики «Интерфейсы» — статья управляющего директора Nielsen Norman Group Кары Пернис (Kara Pernice) о том, почему при использовании радиокнопок нужно заранее выбирать ответ за пользователя. 

Поделиться

Радиокнопки используются в ситуациях, когда пользователю нужно выбрать один из исключающих друг друга ответов. Иногда их путают с чекбоксами, но при их использовании допускается множественный выбор.

Традиции

В традиционном подходе к дизайну приложений считается, что первая радиокнопка с вариантом ответа в списке должна быть выбрана по умолчанию. Однако множество современных сайтов отказываются от этой практики, предоставляя пользователям самостоятельно решить, в какую радиокнопку они хотят ткнуть мышкой. В том случае, если ни одна из радиокнопок не была выбрана по умолчанию, то после того, как пользователь определится с решеним, вернуться к первоначальному состоянию ему не удастся — останется лишь возможность выбора другого варианта ответа. Такое поведение интерфейса может смутить человека.

Выбор варианта по умолчанию

Выбор радиокнопки заранее — это хорошо с точки зрения юзабилити и элегантности дизайна. Плюсы такого решения не в его традиционности, а в том, что оно позволяет дать пользователям больше контроля над своими действиями, ускорить решение задачи и облегчает выбор.

Контроль и соответствие ожиданиям

Одна из 10 эвристических аксиом UI-дизайна гласит, что у пользователя должна быть возможность отменить (и произвести заново) совершенное действие. Это значит, что интерфейс после изменения должен уметь «откатываться» к первоначальному состоянию. Большинство элементов управления среди своих состояний имеют и опцию «отменить выбор» (un-choose), но на радиокнопку нельзя ткнуть, чтобы отменить её выбор. Такая модель поведения непривычна и путает людей, они начинают злиться, обновлять страницу, по много раз кликать на радиокнопку без всякого эффекта. Если делать выбор по-умолчанию, то подобных ситуаций можно легко избежать — пользователь просто переставит селектор на нужную радиокнопку.

Ускорение решения задачи

Если известно, что один из предлагаемых вариантов ответа является самым популярным, то логично выбрать эту радиокнопку по умолчанию. С помощью данного шага можно снизить время, которое пользователь потратит на взаимодействие с интерфейсом, он сможет решить задачу за меньшее число кликов. В качестве примера Пернис приводит собственный опыт. Однажды она зарегистрировалась на сайте Care.com, с помощью которого можно найти человека для ухода за домашним питомцем, например, на время отъезда его хозяина в отпуск. После того, как такой помощник был найден, руководитель Nielsen Norman Group решила отменить свое членство на сервисе. 

Страница отписки на сайте содержала две радиокнопки для подтверждения или отмены действия. Текст первой звучал как «Да, переключить мой аккаунт на другой тариф и сэкономить до 83%» и «Нет, продолжить отмену подписки». Если бы второй вариант — который и был правильным для отмены — не был выбран по умолчанию, то непонятный текст первой кнопки (особенно путает тот факт, что она начинается с утверждения) мог бы заставить многих пользователей вместо отписки просто сменить тарифный план. При этом, изначальный выбор нужной кнопки помогает людям один раз кликнуть на кнопку «Continue» и решить задачу.

Противоположный пример — на сайте Департамента транспорта штата Массачусетс есть два варианта оплаты: электронные деньги или кредитная карта, но по умолчанию ни один из вариантов не выбран:

Изучение статистики сайта могло бы легко дать ответ на вопрос о том, какой метод оплаты является наиболее популярным, и тогда осталось бы просто выбрать эту радиокнопку по умолчанию, сэкономив пользователям время.

Облегчение выбора

Интерфейс с заранее выбранным ответом в радиокнопке облегчают пользователям процесс выбора, который может быть довольно мучительным. Подсказка в виде выбранного ответа может натолкнуть человека на правильный выбор, придав ему уверенности. Кроме того, это хороший способ направить пользователя в нужном направлении.

Помощь

Дефолтные подсказки полезны в ситуации, когда пользователю предлагается сделать выбор из незнакомых ему опций. Например, если надписи на кнопках сделаны на иностранном языке, заранее выбранный ответ может помочь человеку продвинуться дальше. Хорошей иллюстрацией является диалог с выбором типа установки Dropbox — обычная установка выбрана в качестве ответа по умолчанию, что наверняка устраивает абсолютное большинство пользователей. 

Направление пользователя

Нет никакого секрета в том, что владельцы сайтов хотят, чтобы их посетители совершали определенные, выгодные для бизнеса действия. Выбор радиокнопки по умолчанию может этому способствовать. В качестве примера Кара Пернис приводит сайты, собирающие пожертвования. Отдать кому-то деньги — это довольно чувствительный момент. При этом, по мнению эксперта, в зависимости от работы с радиокнопками, в подобное ситуации события могут развиваться по двум сценариям:

Сценарий №1: Человек планирует пожертвовать $30

Увидев радиокнопки он:

  • Решает, что $30 — это меньше, чем организация хотела бы получить, поэтому он вообще не жертвует денег. Очевидно, это негативный исход как для компании, так и для пользователя;
  • Наоборот, жертвует целых $50, то есть превосходит свои первоначальные планы по затратам. Для организации это позитивная ситуация, чего не скажешь о пользователе, ведь он потратил больше, чем собирался.

Сценарий №2: Человек планирует пожертвовать $10000

Увидев радиокнопки он:

  • Решает, что отдавать такую кучу денег — это сумасшествие, и жертвует куда меньшую сумму. Это негативное развитие событий для организации;
  • Следуя подсказке (выбранной радиокнопке) жертвует $50, а остальные $9950 направляет на другие цели. Снова налицо негативное развитие событий для организации.

Предположения пользователя могут быть неправильными или не соответствовать целям организации. Кроме того, если пользователь намеревался поступить определенным образом, а заранее выбранная радиокнопка предполагает кардинально отличающееся действие, то он может почувствовать себя оскорбленным. В примере выше, если сумма в подсказке будет слишком большой, то человек может расценить это как наглость и не дать денег вовсе (или пожертвовать мало). Поэтому необходимо увязывать выбор радиокнопки с изучением поведения пользователей и задумываться о его соответствии целям организации.

Если же собрать информацию, которой можно было бы доверять, невозможно, то эксперт Nielsen Norman Group советует предусмотреть в интерфейсе дополнительные элементы управления, помимо радиокнопок. Пример — сайта Фонда защиты дикой природы, где помимо радиокнопок присутствует и поле для ввода нужной суммы вручную:

Другой фонд защитников природы пошел по иному пути и реализовал на своем сайте несколько радиокнопок с конкретными суммами пожертвований от $25 до $5000, явно намекая пользователям, что организация рассчитывает получить от них, как минимум $25.

По умолчанию выбран вариант пожертвования в размере $50 — по всей видимости, это наиболее «популярная» сумма у жертвователей. При этом, такой подход позволяет пользвователям понять, что есть люди, которые жертвуют по несколько тысяч долларов. Сайт как бы говорит таким пользователям: «Мы хотели бы получить от вас $5000, но, если что, нам хватит и $50» — это культурное и скромное поведение располагает людей, кто-то после такого можно повысить сумму пожертвования с $100, до, к примеру, $500.

Аргументы против выбора по умолчанию

Противники выбора радиокнопок по умолчанию приводят в пример ситуацию, когда такое поведение сайта будет восприниматься некорректно: заранее указать пол и семейное положение человека (Mr., Mrs., Ms., или Miss) невозможно, поэтому все радиокнопки оставляют «пустыми».

Кара Пернис же считает подобный подход неверным — по её мнению куда более эффективным выходом стало бы изучение аудитории конкретного сайта. Это позволило бы выяснить демографические характеристики основной массы пользователей и соответственным образом выбрать радиокнопку для облегчения использования интерфейса. Кроме того, эксперт считает, что подобная информация вообще нужна в очень ограниченном количестве случаев, а чаще всего от нее вообще можно отказаться. 

В некоторых случаях выбрать радиокнопку по умолчанию нельзя из-за различных юридических требований. Бывает, что согласно законам и правилам, пользователь должен обязательно самостоятельно совершить выбор. В подобных ситуациях кнопку подтверждения отправки формы делают неактивной, пока не будет выбрана одна из радиокнопок. Пернис уверена, что это излишняя перестраховка, которая к тому же еще и вызывает раздражение пользователей — мало кому понравится нажимать на неактивную кнопку «Отправить».

По мнению эксперта лучше позаботиться о том, чтобы страница была легко читаемой, и пользователь, попавший на нее, мог самостоятельно решить, подтверждать ли выбор по умолчанию или нет. Кроме того, можно добавить дополнительное диалоговое окно для подтверждения. Если все сделать правильно, то выбор, сделанный за пользователя, только поможет ему.

Редакция ЦП поинтересовалась у отечественных профессионалов, как именно они используют радиокнопки считают ли, что выбор можно сделать и за пользователей:

Павел Скрипкинведущий дизайнер в Mail.Ru

Радиокнопка всегда является частью группы, а не самостоятельным элементом интерфейса. Сама идея пришла из переключателя в приемнике радиостанций. Невозможно слушать две радиостанции одновременно. И, если приемник включен, а громкость не на минимальном уровне — будет играть выбранная станция. Проводя аналогию с приемником легко осознать — в группе радиокнопок всегда должна быть выбрана какая-то из них.

В интерфейсах использование радиокнопок обосновано только в местах, где возможен только один выбор из множества вариантов. Не выбрать ничего нельзя. И вы точно уверены, на основании статистики или целей продукта, какой выбор по умолчанию подойдет большинству ваших пользователей. Ведь выбранная по умолчанию радиокнопка будет иметь приоритет перед остальными возможностями выбора для них. Это сильный инструмент. И вы можете использовать его как на благо своему продукту, так и для того, чтобы снизить когнитивную нагрузку на пользователя.

Если при проектировании возникла задача «выключить радиоприемник», стоит задуматься: «Подходящий ли элемент интерфейса я использую». Например, вы проектируете веб-интерфейс для голосования на выборах президента. И вы ставите в ряд радиокнопки «Кандидат 1», «Кандидат 2», «Кандидат N», «Против всех». В такой ситуации нет очевидного ответа, какую радиокнопку ставить по умолчанию. Ведь она даст фору какому-то кандидату или проявлению нигилизма. Как бы ни хотелось, в такой ситуации использовать радиокнопки нельзя. Опишите всех кандидатов и поставьте поле ввода с кнопкой «Проголосовать» внизу. А радиокнопки оставьте для следующего интерфейса

Артур Касимовпродакт-дизайнер в «Яндексе»

Я придерживаюсь мнения, что по умолчанию не должно быть выбранных радиокнопок. Утверждение о том, будто выбранная по умолчанию радиокнопка позволяет сократить время выполнения задачи, ложно.

Странно думать, что пользователь, увидев выбранный по умолчанию вариант, понадеется и не станет читать описание, согласитесь? Возможно, такие наивные пользователи найдутся, но будут немногочисленны. Особенно раздражают значения по умолчанию в формах, связанных с оплатой, бронированием и т.д. Позвольте, пожалуйста, я сам буду выбирать, каким способом я расстанусь со своими деньгами. Куда более действенный способ, обратить внимание на конкретный вариант — подписать его, как рекомендованный.

Делать выбор за пользователя, когда сам пользователь об этом не попросил — не самый лучший способ добиться лояльности. Возможно, в сложных многоуровневых интерфейсах стоит добавить опцию «предлагать рекомендованные значения». Конечно же, такая опция по умолчанию должна быть отключена

Роман Храмоварт-директор и владелец студии Cuberto
Сейчас уже вроде даже ребенок знает что, если ресурс посещает много людей – значит это хорошо, а для предприимчивых людей хорошо оборачивается в большие деньги.

Думаю, что владельцы ресурсов больше беспокоятся о том чтобы:

  1. Сделать регистрацию, покупку, подписку и тд. как можно более простую и быструю.
  2. Как можно дольше удержать людей на ресурсе, даже если они приняли решение отказаться от услуги или подписки.

Совсем недавно пытался отказаться от платной подписки на одном из веб ресурсов по управлению проектами. Следовал инструкции по отмене подписки, пока наконец не уперся в надпись, что отменить платную подписку своими силами невозможно, для этого нужно писать запрос на определенную почту. Неделю меня уговаривали не делать глупостей, но в итоге все же приняли мое законное требование.

Другими словами, нам постоянно аккуратно навязывают какое-либо решение, даже если оно не очень подходит нам. Ставят выбранный радиобатон, пишут рядом recommended и вуаля, пользователь не задумываясь идет по заранее заготовленному сценарию. В статье приводятся примеры, когда выбор предлагают сделать пользователю, но зачастую этот выбор никак не влияет на владельца ресурса. Заплатить электронным чеком или картой, да не важно! Важнее по дефолту выбрать сколько платить.

Отношусь ли я к этому плохо? Нет, я придумываю такие же сценарии при разработке приложений. Это бизнес, люди тратят деньги, чтобы потом заработать и для этого придумывают наиболее эффективные сценарии.

Статьи по теме
Стоит ли использовать в проекте бесплатные шрифты23 апреля 2014, 11:47
Почему сообщения об ошибках — зло14 мая 2014, 17:09
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Качество материалов на ЦП заметно улучшается.

Комментарий первого эксперта интересный - хочу тоже знать откуда берут свои корни базовые элементы интерфейса :)

Вот авито точно знает, что нужно за пользователя указать дополнительные услуги в виде продвижения товара)

это ваще пздц на самом деле, я такого больше ни у кого не видел, за исключением порно-сайтов с подпиской...

0

Ну вообще это логично, потому что там ничего не продаётся без этого))
Если просто бесплатно подаёшь то 16-17 просмотров объявления в первый день и пару просмотров за следующие 29 дней.

0

у гоудеди, они все время пытаюсь втюхать что-то дополнительное и везде сами проставляют и чекбоксы и суммы даже, немного не про радиобатоны, но в тему

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Раут

Полёт хипестеров к созведию "Смузи Центавра" откладывается.

SpaceX назвала предварительную причину взрыва ракеты Falcon 9 на стартовой площадке
2
Дмитрий Раут

Чувак, ты ничего тут не попутал? Тут не "Протон" упал, тут "Фалкон" наебнулся. Тут кадило не при чём, тут невидимая рука рынка Маску по носу щёлкнула.

SpaceX назвала предварительную причину взрыва ракеты Falcon 9 на стартовой площадке
2
Андрей Резник

Комменты адовые. Причем тут же была статья (или на ТЖ) про космические ценники на жилье в СФ. Он возможно и хорошо получает, но жилье там стоит непомерно. И дело не в его лени или его жены. Это все равно, что переехать в элитные районы Москвы или даже дороже.

«Содержать семью в Долине сложно даже на зарплату сотрудника Facebook»
0
Vitaly Kuzik

Ага, им ведь так не хватает кислотных цветов и выгорания

В России запущены официальные продажи iPhone 7 и 7 Plus
0
Виталий

Игры еще добавьте, чтобы похоронить программу окончательно.

ICQ добавила в мессенджер аналогичные маскам MSQRD эффекты
1
Показать еще