Лого vc.ru

Готовы ли российские читатели платить за контент

Готовы ли российские читатели платить за контент

Холдинг РБК планирует перевести свои издания на платную модель распространения. Об этом вчера сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на председателя совета директоров РБК Дерка Сауэра. VC побеседовал с экспертами медиа-рынка, чтобы понять, насколько подобная модель перспективна для российских СМИ.

Поделиться

По словам председателя совета директоров РБК, создание качественного контента дорого стоит изданиям, поэтому правильно брать плату с потребителей. «Это одно из направлений, куда мы двигаемся», — сказал он.

Пресс-секретарь холдинга Злата Николаева прокомментировала VC возможные нововведения:

Мы думаем в том числе и про такой вариант монетизации, но мы в целом много о чем думаем.

Бизнес-модель с платными подписками неоднократно обсуждалась в российском медиа-сообществе. Между тем, для западных изданий такая схема монетизации уже привычна.

Пионером в деле перевода своих изданий на платную основу стал медиамагнат Руперт Мердок. Для некоторых своих изданий он ввел модель, при которой часть контента для читателей была бесплатной, доступ к другой предоставлялся только после оплаты. Например, таким образом ограничили доступ к аналитическим материалам The Wall Street Journal, при этом новости оставались доступными для всех.

Руперт Мердок

Опыт WSJ перенял ближайший конкурент — The Financial Times. Однако FT применили иную модель — незарегистрированный пользователь может просматривать ограниченное количество статей в месяц. В результате изданию удалось значительно увеличить количество онлайн-подписчиков — сегодня их доля у Financial Times составляет 63%.

В 2010 году американский медиамагнат пошел на еще более кардинальный шаг, сделав платными сайты крупнейшей британской газеты The Times и ее воскресного приложения The Sunday Times. Миллиардер посчитал, что если не предлагать дорогую годовую подписку, а давать мгновенный доступ на один день за минимальную сумму, это не отпугнет читателей.

В конце 2010 года TechCrunch писал, что сайты The Times потеряли со времени введения платного доступа более 4 млн читателей — число посетителей ресурсов сократилось на 62%, а количество просмотренных страниц на 90%. При этом The Times и The Sunday Times смогли получить 105 тыс. зарегистрированных пользователей в дополнение к уже существующим 100 тыс.

С платным доступом к контенту на мировом рынке работает не только Мердок. Доступ к своим материалам также ограничили французская Le Figaro и немецкая Hamburger Abendblatt, американская Newsday.

Опыт ведущих деловых изданий был перенят и российской прессой. Летом 2011 года издание «Ведомости» вслед за своими акционерами The Wall Street Journal и Financial Times ограничило бесплатный доступ к контенту на своем портале.

Татьяна Лысова, главный редактор газеты «Ведомости»

В феврале 2014 года во время дискуссии, посвященной перспективам платного контента в России, главный редактор деловой газеты Татьяна Лысова заявила, что считает успешным опыт введения платной подписки на некоторые материалы сайта. По ее словам, для сайта «Ведомостей», оплата подписки читателями сайта — это «вполне реальные деньги, которые нас в общем-то радуют»:

Я считаю, что наш опыт очень успешный. Мы правильно это вводили, мы старались понять свою аудиторию.

Главный редактор «Ведомостей» отметила, что на данный момент у сайта 14 тыс. читателей, которые заплатили за годовую подписку. Стоимость подписки, в среднем $100-150. «Если их помножить на 14 тыс. подписчиков, то это сумма от $1,5 до $2 млн. Для нас это не лишнее», — сказала Лысова.

На апрель 2014 года доля онлайн-подписчиков «Ведомостей» составляет 40% от общего числа подписчиков. Доля онлайн-выручки — 24% в общей выручке издания.

Недавно издание изменило ограничения свободного доступа к публикациям vedomosti.ru — начиная с апреля оно составляет 13 статей vedomosti.ru в месяц. Ранее каждому читателю было доступно до 30 статей в месяц без оформления подписки. Как отметили в издании, нынешнее изменение предусмотрено бизнес-планом «Ведомостей» на 2014 год.

23 сентября 2013 года телеканал «Дождь» ввел платный доступ к своим материалам, размещенным на сайте. Компания ограничила доступ к прямому эфиру и частично — к архиву программ. Все новости на сайте (как текстовые, так и видео), а также некоторые программы остались бесплатными.

В январе 2014 года вокруг «Дождя» разгорелся скандал из-за опроса о блокаде Ленинграда. В результате телеканал отключили большинство спутниковых и кабельных операторов, ушла большая часть рекламодателей. Все это поставило под вопрос дальнейшее существование «Дождя».

Наталья Синдеева, генеральный директор телеканала «Дождь»

Руководство канала приняло решение пересмотреть бизнес-модель — ставка была сделана на увеличение продаж контента читателю. Телеканал провел кампанию по привлечению новых подписчиков, а также марафон по сбору средств для продолжения эфира, во время которого зрители пожертвовали около 40 млн рублей.

На конференции РИФ+КИБ 2014 генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева рассказала, что платную подписку приобрели 70 тыс. человек. Помимо этого, 25 тыс. посетителей сайта телеканала совершили разовые покупки. Система платной подписки, по мнению Синдеевой, может стать одним из источников дохода для медийных компаний.

ЦП обратился к экспертам медиа-отрасли с вопросом, как они относятся к монетизации издания через платный контент.

Александр Винокуроввладелец телеканала «Дождь»

Мне кажется это очень перспективно. Более того — другого выхода у подобных деловых медиа нет. Реклама может работать для каких-то более «легких» изданий.

Мне в последнее время все чаще на глаза попадают ссылки на РБК. Раньше такого не замечал. Это говорит о том, что сейчас там собрались люди, умеющие делать качественный и полезный контент.

Быстрого перехода на платную подписку не получится. А если все делать постепенно, плавно, тогда, думаю, у них все получится.

Джамиля Искандяровадиректор по маркетингу и развитию газеты «Ведомости»

Доля digital подписчиков у «Ведомостей» сейчас — это 40% от всех подписчиков, причем эти 40% не перетекшие из «бумажных», а совершенно новые люди.

Поскольку практика платного доступа к информационному интернет-ресурсу не является традиционной для России, то его потребители — это определенный тип пользователей, который отличается высоким требованием к качеству контента и уже регулярно пользуется различными платными интернет-сервисами.

«Ведомости» — это локальный нишевый продукт, ориентированный на очень ограниченную аудиторию. Тираж бумажных «Ведомостей» существенно не менялся на протяжении последних десяти лет и составляет 25 тыс. экземпляров. Потенциал digital подписки мы оцениваем выше, но не думаю, что когда-либо доходы от подписки заменят рекламные. Для нас это, скорее, гарантия высококачественной аудитории на площадке, которая интересна рекламодателям.

Юрий Синодовоснователь roem.ru

На данный момент в России с paywall экспериментирует (всё ещё экспериментирует, да) только одно крупное издание: «Ведомости».

Сейчас у РБК количество интересных материалов, которых нет больше нигде, на мой взгляд, уступает «Ведомостям», поэтому решение о вводе paywall — преждевременное.

Если же они его рассматривают вообще, «в принципе», то я в этом ничего страшного не вижу: те кому надо читать РБК регулярно — заплатят.

Дмитрий Навошагенеральный директор sports.ru

К платному контенту отношусь скептически – все-таки в последние 10-15 лет контент перестал быть дефицитом, а его предложение на рынке выросло на порядки. Потому заметного cash flow для медиа эта модель не сформирует – выбирая между «чуть лучше, но за деньги» или «чуть хуже, но бесплатно» большинство предпочтет второе. К сожалению. Но давайте уже осознаем эту суровую реальность.

Чуть меньше скепсиса в отношении двух вещей. Платы за прямые спортивные трансляции (еще, отчасти, кино, хотя кино не обязательно смотреть в конкретный момент времени, и велик соблазн воспользоваться торрентом). И как раз делового контента — чисто психологически платить за него куда проще, ты ведь как бы оплачиваешь инструмент для работы, и эти деньги к тебе вернутся. Сам я, например, подписан на «Ведомости», Financial Times и несколько деловых журналов на iPad.

Попутно есть еще одно соображение – оно касается отравленных пропагандистским угаром медийных рынков, вроде российского. В ситуации, когда бесплатный контент во всех возможных носителях отчаянно насилует мозг человека на тему скреп или угроз с загнивающего Запада, скрывать альтернативную информацию и точки зрения за paywall не очень хорошо. Здравый смысл тогда окончательно скукожится до маленького гетто – и нам всем потом в этом гетто жить.

Виктор Саксондиректор по цифровым продуктам Sanoma Independent Media

Модель более чем жизнеспособна. Если «Ведомости» были в каком-то смысле пионерами, то кейсы «Дождя» и New Times более чем красноречиво говорят, что это работает.

Важное условие - пользователи должны понимать, за что они платят. Просто за «контент» — нет, конечно. А за «продукт» — да.

Платный контент может заменить рекламную модель, если вы — B2B издатель, например «Актион Медиа». Если вы работаете на массовом и высоко конкурентном рынке, то нет, увы. Но это неплохая прибавка к выручке.

Василий Гатоввице-президент Гильдии издателей

[Про новость] Не собирается, а заказал консалтинг, не заменить, а дополнить, не доступ как таковой, а специализированный продукт и его упаковка и сервис, который создает для потребителей реальную дополнительную ценность.

Егор Просвирниноснователь «Спутник и погром»

Платные подписки — будущее всех качественных медиа, от этого никуда не деться.

Социалистическая халява постепенно выветривается и наши добрые русские люди привыкают, что за информацию надо платить.

У нас вообще нет рекламы, мы живем только на подписку и другим советуем. Реклама, ведь если вдуматься, вообще греховное, богооставленное дело, нашему северному народу чужда эта навязчивая южная крикливость, так характерная для рекламной индустрии.

Русские любят ледяную тишину, ледяное молчание, ледяной покой. И пейволлы.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"Русские любят ледяную тишину, ледяное молчание, ледяной покой. И пейволлы." – Шедеврально

Почему шедеврально?

0

Моя любимая цитата на тему:

"In addition, it's critical to avoid falling into the trap of believing that you can charge for content just because it costs money to produce."

www.nieman.harvard.edu/reports/article/102798/Breaking-News.aspx

А здесь платная планируется?

Введение платного контента возможно только для самых профессиональных и качественных изданий. СМИ - это поле, где читают только самых лучших. И если заплатить самым лучшим, то сэкономишь свое время на всех остальных.

Sports.ru Дмитрия Навоши - это действительно пример "чуть хуже, но бесплатно". Профессиональных спортивных журналистов разогнали, сделали упор на эксплуатацию бесплатного пользовательского контента, из-за чего качество материалов упало ниже плинтуса. Пытаться перевести такой контент на платную модель может только оголтелый оптимист.

Ilya Gurov, интересно, откуда в вас вот это все – каких это "профессилональных журналистов" разогнали и когда? (Ответ: никаких и никогда)

"Бесплатная эксплуатация пользовательских ресурсов" здорово дополнила профессионалов в десятках тематических медиа – от Кинопоиска и Хабрахабра до Трипэдвайзера или там Sports.ru. Уловил в вашем комментарии раздражение от "бесплатности", но это другой подход к обсуждающейся в топике экономике медиа: делать столько же нанятыми на зарплату людьми нереально – потому, собственно, никто и не делает.

0

Ну что за вопрос? Конечно нет.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan

че там с Агарковым, чувак?

«В кризис банк никто не купил, пришлось развивать самому»
0
Галина Соколова

При самостоятельной регистрации Вам нужно будет оплатить только пошлины. Для юрлиц это 4500 р., для физлиц - 3000 р. Торопитесь - ходят упорные слухи, что с 2017 года Роспатент значительно повышает пошлины.

Как самостоятельно запатентовать свое изобретение
0
Владимир Зарецкий

ну задумка задумкой всетаки решиться на такой шаг целый мир в голове перевернуть ... а начет пользовотелей зашел в АВИТО накопировал объяв и вставил к себе )))) а так удачи в нелегко пути ... ФИШКИ нет в этом проложении ... да и АВИТО задолбал уже ... затертый ИНТЕРФЕЙС до дыр ... тошнит уже от него ... а тут новые глазу проекции. в ОБЩЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Гульнар Усманова

Вжух...!!! и никому это оказалось неинтересно вдруг))

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
1
Гульнар Усманова

Там белый) и у многих других производителей, кстати, за цвет приходится доплачивать))

Tele2 выпустила рекламу в стиле презентации Apple и с намеком на Стива Джобса
0
Показать еще